Уважение и заинтересованность в клиентах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уважение и заинтересованность в клиентах



Основное требование к специалисту, работающему с парами, – уважение и заинтересованность в клиентах и в их отношениях. В основе метода краткосрочной терапии пар лежит межличностное взаимодействие, а с этой точки зрения основным мотивационным фактором для человека является потребность в привязанности. Отношение психотерапевта к клиентам служит для них моделью отношений, оно является исцеляющим само по себе, и в то же время помогает партнерам улучшить взаимодействие друг с другом внутри своего союза. Терапевту, работающему с парой, важно поддерживать с клиентами отношения «Я-Ты», он должен быть доступен для них и относиться с уважением к их стараниям вновь обрести друг друга (Buber, 1994). Сопереживание людям, которые изо всех сил пытаются установить друг с другом контакт, понять и быть понятыми – одна из важных составляющих эффективной краткосрочной работы. Способность психотерапевта к включенности поможет ему понять системы жизненных ценностей и субъективный опыт каждого из партнеров (Buber 1994; Yontef 1993; Hycner, 1993).

Краткосрочная терапия пар предъявляет к психотерапевту особые требования: работе отдаваться целиком, делать ее предельно аккуратно, расставаться с клиентами деликатно. Чтобы справиться с постоянными встречами и расставаниями, терапевту необходимы такие качества, как дисциплинированность и, в некоторой степени, психотерапевтический аскетизм. Не обойтись ему и без регулярной поддержки супервизора.

УВАЖЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ

Успех краткосрочной терапии пар во многом определяется терпимостью и открытостью психотерапевта по отношению к жизненным взглядам клиентов, отличным от его собственных. Психотерапевт должен избегать навязывания собственных моделей отношений другим людям. Ведь существует множество вариантов отношений, удовлетворяющих всех их участников. Все эти варианты обладают своими неповторимыми чертами, которые невозможно полностью вместить в одну книгу. Каждая пара должна сама найти баланс между теми аспектами отношений, которые важны именно для них. Задача терапевта – облегчить этот процесс. Например, взять отношения, в которых участвуют трое. Да, в нашем обществе неодобрительно относятся к подобным союзам, но существует немало примеров, когда такие отношения успешно поддерживались их участниками в течение многих лет. Один из авторов этой книги участвовал в консультировании подобного союза. Здесь, как и в любых других отношениях, необходимо было рассмотреть различные потребности каждого из участников, так же как и потребности их совместных детей. Или лесбийские пары, многие из них предпочитают жить раздельно и участвовать в отношениях с одним или несколькими партнерами на том уровне, который им наиболее комфортен. А работая со смешанными парами, где партнеры относятся к разным культурам или разным расам, непременно придется столкнуться с различиями, относящимися к убеждениям, укоренившимся в западной культуре. Психотерапевт, практикующий метод краткосрочной терапии пар, должен открыто и без предубеждения принимать все разнообразие отношений, с которым он может встретиться в своей работе. Ведь отношения могут соединять людей, принадлежащих разным расам и культурам, исповедующих разные религии, имеющих разный уровень образования, вышедших из разных слоев общества.

перевод: Татьяна Козлова

 


ГЛАВА 12
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Данная глава посвящена иллюстрации описываемого подхода. Авторы намерены показать возможности использования краткосрочной терапии пар на примере одной пары. Выдержки из сеансов и комментарии к ним помогут читателям создать представление о процессе терапии. В этой главе также приводится полная диагностическая оценка этой пары. Это сделано для того, чтобы продемонстрировать, как она проводилась, и как полученный материал использовался во время терапевтических сессий. Приведенные данные тщательно отобраны из диагностической консультации и восьми сеансов, следующих за ней. Авторы надеются, что предоставленной информации будет достаточно для иллюстрации использования метода краткосрочной терапии при работе с парами.

ЗНАКОМСТВО С ПАРОЙ

Джессика и Грант обратились к психотерапевту, поскольку Джессика испытывала трудности в общении с тринадцатилетним сыном Гранта от первого брака Морганом. Сложившаяся ситуация была крайне неприятна и для Гранта. Джессика, 29 лет, социальный работник в местной администрации, вышла замуж за Гранта два года назад. У Джессики был предыдущий опыт продолжительных отношений, которые начались еще в школе, когда ей было 16 лет. Эти отношения продлились девять лет с несколькими разрывами и примирениями. Поскольку она ожидала, что эти отношения перерастут в брак, после окончательного разрыва она чувствовала себя неуверенно и в некоторой растерянности. Этот нелегкий период перерос в реактивную (психогенную) депрессию. Она сосредоточилась на карьере социального работника и посвящала много времени работе с подростками. Она быстро заслужила уважение коллег за успешную работу с этой возрастной группой. Это ее первый брак.

Грант и Джессика познакомились в местной церкви. Гранту было 43 года, он был разведен, имел собственную инженерную фирму. Первой женой Гранта была его детская любовь – девушка, жившая по соседству, одного с ним возраста. Когда они поженились, им было по двадцати одному году. К сожалению, первые две беременности жены закончились выкидышами, поэтому рождение Моргана было встречено бурным ликованием и сильнейшим волнением. К тридцати годам они начали осознавать, что их брак уже не приносит им никакой радости, что их влечение друг к другу, под влиянием стресса последних десяти лет, боли и разочарования, стало угасать. Это совпало с окончанием симбиотической фазы их отношений. Развод был нелегким, особенно в части установления опеки над Морганом. После развода Грант встречался с другими женщинами, но, только познакомившись с Джессикой, понял, что нашел свою вторую половинку, женщину, которая сможет окружить его заботой и поддержкой, о которых он давно мечтал.

Напряжение в отношениях Джессики и Гранта возникло из-за ожидания Гранта, что Джессика станет для Моргана второй матерью. Для Джессики же трудность состояла в том, что, не имея собственного ребенка, она вдруг должна была стать матерью для тринадцатилетнего подростка, у которого уже есть мать. Ситуация еще осложнялась тем, что Джессика, страстно желая родить своего ребенка от Гранта, никак не могла забеременеть. Ее нервозность по этому поводу пробудила в Гранте тяжелые воспоминания, связанные с неудачными беременностями его первой жены Мелодии. Джессика и Грант обратились за советом к местному священнику, который знал их с детства, и чье мнение они уважали.

Наиболее актуальной для пары проблемой, которую они озвучили сразу на диагностическом сеансе, была частота посещений Морганом их дома. Он жил неподалеку от них с матерью и, поскольку Мелодии регулярно отлучалась в командировки, часто оставался у Джессики и Гранта без предварительной договоренности. Джессика чувствовала, что ей навязывают общество Моргана, в то время как Грант был рад предоставить сыну свой дом. Помимо этого, и школьные каникулы Морган часто проводил с ними.

Когда закончились «юношеские» отношения Джессики, она обратилась к психотерапевту, поскольку чувствовала, что «разваливается на части» и все больше погружается в депрессивное состояние. Общение с психотерапевтом пошло ей на пользу, сеансы очень ей помогли. В отличие от Джессики, у Гранта не было опыта обращения к психотерапевту, хотя при разводе с женой ему была предложена психологическая консультация. Тогда Грант отказался, считая, что «каждый должен сам справляться со своими проблемами». Джессика все больше отчаивалась и стала опасаться, что она снова впадет в депрессию, сходную с той, что ей уже пришлось испытать. В конце концов, видя страдания Джессики и беспокоясь за ее здоровье, Грант согласился обратиться к приходскому священнику. Священник, знавший обоих с раннего детства, уже давно заметил растущее напряжение в их семейных отношениях и был этим очень обеспокоен. Когда они пришли к нему за помощью, он вздохнул с облегчением. Священник обратил внимание, что деятельность психотерапевта, работающего в местном медицинском центре и практикующего метод краткосрочной терапии пар, дает хорошие результаты. Интуиция подсказывала ему, что Моргану и Джессике требуется именно такой подход.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В ходе первой  (диагностической) сессии психотерапевт собрал следующие сведения о паре. У Джессики было стабильное детство, «нормальное» в понимании людей старшего поколения, относящихся к среднему классу, даже, несмотря на то, что ее дедушкам и бабушкам с обеих сторон пришлось в свое время иммигрировать с Ямайки в Англию. Ее родители жили вместе, отец работал, мать сидела дома с детьми. Джессика была старшим ребенком в семье. Когда она родилась, оба родителя были немного разочарованы, что их первый ребенок был девочкой. Со временем они смирились с рождением дочери, и каждый из них возлагал на нее свои надежды. Джессика припоминает, как мать в детстве ей говорила: «Я так рада, что у меня есть дочь, ты будешь моей маленькой помощницей».

Это стало особенно актуальным, когда на свет появились еще двое детей. Между Джессикой и ее братьями довольно большая разница в возрасте. Первый брат родился, когда ей было пять лет, и она готовилась пойти в школу. Рождение брата стало для нее сильным потрясением. Родители и бабушки с дедушками восприняли рождения мальчика с большим восторгом, поскольку это был не только первый сын, но и первый внук с обеих сторон. Без сомнения, Джессика чувствовала себя отодвинутой на задний план и часто болела в первый год появления брата на свет. Она пошла в школу немного раньше, чем ее сверстники, что создало дополнительный стресс, связанный с ранним взрослением. Она особенно сильно ощущала потерю отцовского внимания. Три года спустя родился второй брат, у него был врожденный порок сердца. Джессике приходилась иногда заботиться о старшем из братьев, который был очень активным, озорным и непослушным ребенком. Часто ей приходилось расплачиваться за его выходки. По ходу лечения, после того как Джессика рассказала о своем детстве, психотерапевт сделал выводы, что забота о Моргане могла вызвать вытесненные и забытые детские обиды, связанные с наказаниями за проделки брата.

Во многом Грант напоминал Джессике отца. В начале их отношений, на стадии ухаживания, она подсознательно вновь переживала время, когда она была в центре внимания и чувствовала себя единственной и особенной, такой как в детстве, до рождения братьев. Когда они поженились, и место Моргана в жизни Гранта стало для нее реальностью, она снова почувствовала себя отодвинутой на задний план. Влечение к Гранту и бессознательная надежда, что она, наконец, полностью обрела внимание и заботу отца, стала любимым ребенком, было под угрозой из-за Моргана. В конечном итоге, по ее предыдущему опыту, он представлял собой младшего и соответственно более привлекательного соперника за внимание.

Грант был вторым ребенком из четверых детей в семье. Его старший брат познал все достоинства и недостатки положения старшего сына. После Гранта снова родился мальчик, и только после этого в семье появилась дочь. В довольно строгой авторитарной семье, зажатый посередине, Грант в детстве не испытывал сильного давления, но и от избытка внимания тоже не страдал. До определенной степени он чувствовал, что весомая часть внимания родителей уделяется его старшему брату и единственной девочке в семье. Его сестре сходило с рук очень многое: она уклонялась от домашних обязанностей, с нее меньше спрашивали по сравнению с братьями.

Первый брак Гранта был своего рода психологическим побегом из дома и в то же время стремлением получить любовь и внимание, которого ему не хватало в детстве. От первого брака в душе Гранта осталось много печали и горечи. Он так и не сумел справиться с ними после развода с первой женой, и поэтому перенес эти чувства в отношения с Джессикой. Встретив Джессику, он почувствовал, что нашел «свою половинку», которая оценит и полюбит его, и будет принимать таким, каков он есть. С одной стороны, он не мог понять, что чувствует Джессика по отношению к Моргану и посочувствовать ей, но, с другой стороны, на эмоциональном уровне она напоминала ему его младших сестру и брата, которые вечно соперничали за его внимание и одобрение. Растущее напряжение заставило его замкнуться и эмоционально ретироваться, поскольку он чувствовал беспомощность и усталость.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СЕССИЯ

На первой диагностической сессии Джессика и Грант сразу открыто признались, что им нужна помощь в общении с Морганом. Общаясь с ними, психотерапевт ясно увидел подавленный гнев и раздражение партнеров по отношению друг к другу, хотя, эти чувства и были глубоко запрятаны и по ходу терапии раскрывались очень медленно.

На первом приеме Джессика и Грант начали, очень рационально рассуждая, описывать влияние на их семейную жизнь незапланированных визитов Моргана. Джессика изложила свои соображения в деловой манере, не выражая каких-либо явных эмоций. Грант был явно более расстроен и резковат в своих комментариях по поводу неспособности Джессики «нормально относиться к Моргану». Уже на данном этапе было ясно, что у них разные представления о воспитании детей, и что, даже осознавая это, они никогда не пытались обсудить эту проблему.

В отрывке из первой сессии показан замкнутый цикл, который блокирует их взаимоотношениях и делает их непродуктивными. Грант обвиняет Джессику в том, что она слишком озабочена гигиеной Моргана, и при этом не замечает его жажду внимания и не проявляет заинтересованности в его делах. Короткий пример из этого разговора показывает процесс, изображенный на рисунке 4.

Рисунок 4 Замкнутый круг неэффективной коммуникации в отношениях Джессики и Гранта (на основе работы Голдфрида (Goldfried (1985)), использовано с разрешения автора)

ДЖЕССИКА: Я старалась быть Моргану хорошей матерью. Я знаю, что ему нелегко приходится. Может быть вы (обращаясь к психотерапевту) объясните, почему он так зол на меня? Что бы я ни делала, ему ничего не нравится, хотя я часто за ним прибираю и покупаю еду, которая ему нравится.

ГРАНТ: Я могу тебе объяснить, в чем дело – ты, как дурочка, все время суетишься вокруг него. Надо понимать, что тринадцатилетний подросток сам в состоянии о себе позаботиться. Ты мало от него требуешь. Лучше бы поговорила с ним вместо того, чтобы нянчится.

ДЖЕССИКА: Ты слишком критично ко мне относишься. Все я делаю не так. Ты меня совсем не уважаешь. Я всегда опасалась, что буду недостаточно умна для тебя.

ГРАНТ: Вот так всегда. Стоит выразить свое мнение, как ты тут же думаешь, что я тебя критикую. Если я молчу, значит, не поддерживаю тебя. Замкнутый круг какой-то!

Этот диалог показывает, как легко и с готовностью пара пользуется проблемой с Морганом и сознательно воспринимает эту проблему как центр своих разногласий. Начав рациональную дискуссию, они быстро перешли на ссору. Гнев и взаимные претензии активизировали их системы взглядов. Джессика почувствовала себя раскритикованной и виноватой в том, что она «недостаточно хороша» как помощница. Грант воспринимал критику как то, что он не может выйти из замкнутого круга. Он почувствовал, что ситуация схожа с первым браком, где постоянные придирки и наставления вызывали в нем злость и заставляли его чувствовать себя загнанным в угол: «Что бы я ни делал – все не так!»

Информация, собранная за диагностическую сессию и начальную ступень терапии, выявила картину «замкнутого круга»  и отсутствия коммуникации в отношениях Джессики и Гранта.

На диагностической сессии психотерапевт позволил диалогу и ссоре продолжаться какое-то время для того, чтобы понять системы взглядов партнеров и выявить особенности функционирования их внутренних схем межличностных отношений, а также выяснить, как они образуют замкнутый круг и усиливают друг друга.

Обычно пары дожидаются терапевтической сессии, чтобы начать ссору в присутствии психотерапевта. Каждый из них надеется получить одобрение терапевта и утвердиться в своей правоте, при этом, бессознательно желая, наконец, обрести помощь и разрешить ситуацию. Надежда найти помощь – очень важная бессознательная мотивация, которая приводит людей к психотерапии. Терапевт воспринимает их бессознательную потребность начать ссору на ранней стадии лечения как позитивный знак.

Психотерапевт понял, что данной паре необходимо помочь с решением проблемы воспитания Моргана, но, в то же самое время, манера, в которой они выражали свои разногласия, указывала на наличие более глубокой динамики и неразрешенных ранее проблем, которые они принесли из прошлых отношений.

Резюмируя, можно сказать, что психотерапевт, выслушав обозначенную парой проблему, отметил для себя аспекты их предыдущих отношений и факты из жизни, которые оказывают влияние на сегодняшнее положение дел. Он также отметил природу и характер их замкнутого круга неэффективных взаимодействий для разбора на следующих консультациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.016 с.)