Качества, необходимые психотерапевту, и использование собственной личности терапевта в работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качества, необходимые психотерапевту, и использование собственной личности терапевта в работе



Работа с описываемым методом краткосрочной терапии пар требует от психотерапевта больших затрат сил. Терапевт, практикующий этот метод, должен обладать такими качествами, как решительность и гибкость. Решительность понадобится ему, чтобы уверенно преодолевать ограничения, накладываемые выбранным методом, не выпуская из фокуса поставленные изначально цели. Важно не поддаться искушению и не углубиться в исследование второстепенных проблем пары, так как при этом работа над основной проблемой замедляется, что не может не сказаться на эффективности терапии. Такое же качество как гибкость поможет терапевту, выступая в роли модели для клиентов, одновременно с этим успешно применять различные интервенции из своего арсенала и завершить начатую работу в отведенное для нее время. Следует отметить, что не всякий психотерапевт в силах поддерживать жесткую дисциплину, необходимую, чтобы не отклоняться от поставленных целей.

Ранее подчеркивалось, как сильно процесс перехода от полного вовлечения в жизнь пары к полному разрыву с ней за короткий период времени влияет на психотерапевта. Этот процесс несет такую эмоциональную нагрузку еще и за счет того, что модель терапевтических отношений метода предполагает, что основная движущая сила перемен в отношениях между партнерами – использование терапевтом собственной личности. Конечно, терапевт работает на достижение четко определенных целей и выполнение контрактов, но при этом он сам служит важной ролевой моделью для партнеров. Открытое и ясное взаимодействие, сострадание к боли других людей, а также межличностная устойчивость и способность выслушать без осуждения, так, чтобы говорящий забыл о страхе сказать что-то не то, – вот качества, которыми должен обладать психотерапевт, желающий работать с подобным методом психотерапии. К этим качествам можно добавить еще некоторую долю прагматизма, необходимую для постановки достижимых целей и получения измеримых результатов, а также способность эффективно справляться с расставаниями, которые в краткосрочной терапии будут происходить очень часто.

ВОПРОСЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ

Еще один вопрос для рассмотрения в процессе супервизии – разделение и осуществление власти в терапевтических отношениях. Обратимся к классификации видов власти, разработанной Френчем и Рэйвеном (цитируется из Holloway, 1995). По этой классификации существует пять типов власти. К ним относятся: вознаграждающая власть – этой властью мы наделяем людей, которые в наших глазах могут быть источником какого-либо вознаграждения; принуждающая власть – этой властью облекаются люди, в которых мы видим источник наказания; легитимная власть – основывается на допущении, что человек, наделяемый этой властью, имеет узаконенное право на оказание каких-либо услуг; экспертная власть – дается человеку за его превосходство в специальных знаниях, компетентности в определенной деятельности; и наконец, референтная власть – в ее основе лежит личная привлекательность человека (French и Raven из Holloway 1995, стр. 32). Основываясь на данной классификации, супервизор может поразмышлять о влиянии разных типов власти на отношения психотерапевта с клиентами в процессе краткосрочной терапии.

Клиенты обычно воспринимают психотерапевта как человека, обладающего вознаграждающей и принуждающей властью, вне зависимости от того, насколько нейтрально и благожелательно он к ним относится. Это происходит вследствие возникновения проекций, основанных на прошлом опыте общения клиентов с людьми, наделенными властью. Поэтому терапевту необходимо взять инициативу в свои руки и вынести эти вопросы на открытое обсуждение. Тогда партнеры смогут высказать свои сомнения по поводу той или иной позиции терапевта, особенно, если они видят, что в каком-то вопросе он необъективен. Там где есть возможность открыто разговаривать на подобные темы, вероятность недопонимания или злоупотребления властью сводится к минимуму. В процессе супервизии психотерапевт может уделить пристальное внимание своим желаниям «наградить» одного партнера за счет того, что «накажет» другого. В этом отношении контрактный характер краткосрочно терапии оказывает сдерживающее влияние, которое помогает сохранить прозрачность и чистоту процесса. Легитимная власть психотерапевта определяется его принадлежностью к данной профессиональной области. В ходе супервизии этические и профессиональные правила часто попадают в центр внимания, особенно когда психотерапевт сталкивается с пограничными ситуациями или со сложностями в отношениях со своими коллегами. Также супервизия дает возможность оценить экспертную власть психотерапевта и ее воздействие на пару. Неотъемлемая часть профессии психотерапевта – интерес к его профессиональной репутации со стороны потенциальных клиентов. Бывают случаи, когда психотерапевт чувствует, что его способности и степень образованности не соответствуют уровню экспертной власти, который приписывают ему клиенты. В такой ситуации надо детально выяснить, чего в действительности ожидают клиенты, и обсудить эти ожидания с супервизором, который за некоторый период времени успел достаточно познакомиться с профессиональной деятельностью терапевта и относится к нему непредвзято. Иногда, если психотерапевт недооценивает свою компетентность, в ходе супервизии необходимо помочь ему осознать и принять собственный уровень профессионализма. Но самое сложное для человека, принадлежащего современной западной культуре, – признать тот факт, что он вызывает расположение и симпатию у окружающих людей. Если терапевт не будет принимать в расчет этот тип власти или, наоборот, будет слишком сильно полагаться на него, он может упустить некоторые очень важные аспекты взаимодействия с парой. Вот, например, как к этому относится один психотерапевт: «Все, что мне нужно как психотерапевту – производить благоприятное впечатление, а не поражать всех своей харизмой».

Как видно из выше сказанного, психотерапевт облечен различными типами власти на различных уровнях, поэтому крайне важно, чтобы он осознавал и пресекал любые свои попытки воспользоваться беззащитным и зависимым положением клиентов. Терапевт может использовать супервизию, чтобы обратиться к своим неразрешенным проблемам, касающимся вопросов власти и их влияния на его профессиональную деятельность. Очень важно регулярно обсуждать с супервизором работу со всеми без исключения клиентами, даже если терапевт абсолютно уверен в своих действиях по отношению к той или иной паре. Супервизор здесь играет роль объективного, беспристрастного наблюдателя. Ему легче заметить признаки того, что нерешенные проблемы терапевта, касающиеся обладания и применения власти, влияют на его непредвзятость. Один из первых звоночков, сигнализирующих о дисбалансе власти в отношениях терапевта с парой, – слишком глубокая вовлеченность терапевта в жизнь этих людей. При возникновении таких опасений их необходимо немедленно и очень основательно проработать в процессе супервизии и, если понадобится, принять меры по восстановлению баланса власти между терапевтом и парой.

Краткосрочная терапия пар – непростое дело, как для психотерапевта, так и для супервизора. Очень радует тот факт, что пары все чаще обращаются за помощью на ранних этапах своей совместной жизни. Это позволяет при помощи краткосрочного вмешательства предотвратить долгие годы медленного и мучительного разрушения отношений, успеть помочь паре до того, как они полностью разочаруются друг в друге, до того, как груз накопленных обид сделает примирение невозможным.

перевод: Татьяна Козлова

 


Библиография

Bader, E. & Pearson, P.T. (1988). In Quest of the Mythical Mate. New York: Brunner/Mazel.

Beitman, B.D. (1992). Integration through fundamental similarities and useful differences among the schools. In J.C. Norcross and M.R. Goldfried (Eds), Handbook of Psychotherapy Integration, New York: Basic Books, pp. 202-230.

Berne, E. (1961). Transactional Analysis in Psychotherapy, New York: Ballantine Books.

Berne, E. (1963). The Structures and Dynamics of Organisations and Groups, New York: Grove Press.

Berne, E. (1964). Games People Play, London: Penguin Books.

Berne, E. (1966). Principles of Group Treatment. San Francisco: Shea Books.

Boyd, L.W. & Boyd, H.S. (1981). A transactional model for relationship counseling. Transactional Analysis Journal, 11 (2), 142-146.

Brown, T. & Landrum-Brown, J. (1995). Counselor supervision: cross-cultural perspectives. In J.G. Ponterotto, J.M. Casas, L.A. Suzuki, CM. Alexander (Eds), Handbook of Multicultural Counseling, London: Sage Publications, pp. 263-286.

Buber, M. (1994). l and Thou, (trans. W. Kaufman), Edinburgh: T & T Clark (first published 1923).

Clark, B. (1991). Empathic transactions in the deconfusion of child ego States. Transactional Analysis Journal, 21 (2), 92-97.

Delisle, G. (1988). Balises II: A Gestalt Perspective of Personality Disorders, Montreal: Le Centre D'Intervention Gestaltiste, Le Reflet.

Dicks, H.V. (1993). Marital Tensions, London: Karnac Books (first published 1967).

Erikson, E.H. (1950). Childhood and Society, London: Penguin Books (first published in 1950).

Erskine, R.G. (1982). Transactional analysis and family therapy. In A.M. Home & M.M. Ohlsen (Eds), Family Counseling and Therapy, Itasca, IL: F.E. Peacock, pp. 245-275.

Erskine, R.G. & Zalcman, M.J. (1979). The racket system. Transactional Analysis Journal, 9 (1), 92-97.

Goldfried, M. (1995). Toward a common language for case formulation. Journal of Psychotherapy Integration, 5 (3), 221-244, New York: Plenum.

Greenspan, R.R. (1965). The working alliance and transference neuroses. Psychoanalysis Quarterly, 34, 155-181.

Hall, A.D. & Fagin, R.E. (1956). Definition of system. In General Systems Yearbook, Vol. 1, pp. 18-28.

Holloway, E. (1995). Clinical Supervision: A Systems Approach, London: Sage.

Hycner, R. (1993). Between Person and Person, New York: The Gestalt Journal Press.

Jaffe, S.S. & Viertal, J. (1979). Becoming Parents: Preparing for the Emotional Changes of First Time Parenthood, New York: Athenaeum.

Kahn, E., Rogers, C. & Kohut, H. (1989). On the Importance of Valuing the Self:Self Psychology: Comparisons & Contrasts, Hillsdale, NJ: Analytic Press.

Karpman, S. (1968). Fairy tales and script drama analysis. Transactional Analysis Bulletin: Selected Articles from Volumes 1-9, 1976, San Francisco, ТА Press, pp. 51-56.

Karpman, S. (1971). Options, Transactional Analysis Journal, 1 (1), 79-87.

Kaufman, G. (1993). The Psychology of Shame, London: Routledge.

Lifton, J. (1993). From Hiroshima to the Nazi doctors: the evolution of psycho-formative approaches to understanding traumatic stress syndromes. In J. Wilson and B. Raphael (Eds) International Handbook of Traumatic Stress Syndromes, New York: Plenum.

Mahler, M.S., Pine, F. & Bergman, A. (1975). The Psychological Birth of the Human Infant, New York: Basic Books.

Maslow, A.H. (1970). Motivation and Personality, (2nd edn). New York: Harper and Row.

Morris, W. (ed.) (1981). Arnenden Heritage Dictionary of the English Language, Boston: Houghton Mifflin.

Nathanson, D.L. (1992). Shame and Pride, New York: Norton.

Ogen, Т.Н. (1982). Projective Identification and Psychotherapeutic Technique. New York: Aronson.

Polster, E. (1995). A Population of Selves, San Francisco: Jossey-Bass.

Rogers, C.R. (1951). Client-Centered Therapy, Boston, MA: Houghton Mifflin.

Ryle, A. (1992). Cognitive-Analytic Therapy: Active Participation in Change, Chichester: Wiley.

Schiff, J.L. et al. (1975). Cathexis Reader: Transactional Analysis Treatment of Psychosis, New York: Harper & Row.

Solomon, M.F. (1992). Narcissism and Intimacy: Love and Marriage in an Age of Confusion, New York: Norton.

Steiner, CM. (1984). Emotional literacy. Transactional Analysis Journal, 14 (3), 162-173.

Sterba, R. (1934). The face of the ego in analytic therapy, International Journal of Psychoanalysis, 15 117-126.

Stern, D. (1985). The Interpersonal World of the Infant, New York: Basic Books.

Stevens, J.O. (1971). Awareness, London: Eden Grove.

Stolorow, R.D. & Atwood, G.E. (1992). Contexts of Being: The Intersubjective Foundations of Psychological Life, London: The Analytic Press.

Stolorow, R.D., Atwood, G.E. & Brandschaft, B. (Eds) (1994). The Intersubjective Perspective, London: Jason Aronson.

Sullivan, H.S. (1953). The Interpersonal Theory of Psychiatry, New York: Norton.

Watzlawick, P., Weakland, J. and Fisch, R. (1974). Change, New York: Norton.

Weiss, E. (1950). Principles of Psychodynamics, New York: Grune & Stratton.

Wheeler, G. (1991). Gestalt Reconsidered, Gestalt Institute of Cleveland Press, New York: Gardner Press.

Wheeler, G. & Bakcman, S. (Eds) (1994). On Intimate Ground, San Francisco: Jossey-Bass.

Wile, D.B. (1981). Couples Therapy: A Nontraditional Approach, New York: Wiley.

Winnicott, D.W. (1971). Transitional objects and transitional phenomena. In Playing and Reality, London: Tavistock/Routledge.

Winnicott, D.W. (1989). In Clare Winnicott, Ray Shepherd, Madeleine Davis (Eds), Psycho-Analytic Explorations, London: Karnac Books.

Yontef, G.M. (1993). Awareness, Dialogue and Process, New York: Gestalt Journal Press.

Ziegarnic, B. (1927). Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen. Psychologische Forschungen, 9, 1-85.

 


Алфавитный указатель

 


B

Bader, E. and Pearson, P., 47, 48, 49, 51, 52, 107

Beitman, B., 19

Berne, E., 10, 21, 22, 26, 27, 30, 31, 33, 40, 55, 83, 93

Boyd, L. and Boyd, H., 40, 41, 105

Buber, M., 43, 92, 118

D

Delisle, G., 9, 106

Dicks, H., 29

E

Erikson, E., 6, 46

Erskin, R. and Zalcman, M., 72

Erskine, R., 31, 93

F

Fredericson, I., 6

G

Goldfried, M., 31, 40, 93

Greenspan, R., 12

H

Holloway, E., 14, 148

Hycner, R., 92, 118

K

Karpman, S., 12, 27

Kaufman, G., 13

N

Nathanson, D., 13

P

Papernow, P., 5

Polster, E., 27

R

Rogers, C., 81

S

Schiff et al, 3, 42

Solomon, M., 16

Steiner, C., 87

Stern, D., 24, 58

Stevens, J., 99

Stolorow et al, 36

Stolorow, R. and Atwood, G., 28, 91

Sullivan, H., 29

W

Winnicott, D., 25, 94

Y

Yontef, G., 92, 118

Z

Zeigarnik, B., 30

А

автономия, 93

адаптивных моделей, репертуар, 21

аспекты отношений, 39, 41, 45

забота, 101

общение, 40

Б

близкие отношения, 47, 82

близость, 6, 43, 46, 49, 51, 61, 91, 126

блоки, эмоциональные, 9

блокирующая схема

определение, 23

блокирующий(ая)

замкнутый круг, 124

процесс, 57

рэкетная система, 31

система в отношениях, 19

брак, 5

межкультурный, 46

межкультурный и межрасовый, 6

на грани развода, 8

роль женщины, 6

В

верность, 96

взаимодействие

деструктивные способы, 8

неэффективные паттерны, 21

новые способы, 15

повторяющиеся паттерны, 2

устаревшие паттерны, 15

центральный непродуктивный процесс, 93

включенность, 92, 118

властная основа, 118

власть, 148, 149

в терапевтических отношениях, 14

вознаграждающая, 148

дисбаланс, 150

злоупотребление, 14, 118

легитимная, 14, 149

отношения, основанные на, 118

принуждающая, 148

распределение, 14

референтная, 149

экспертная, 149

влияние, негативное, 19

вмешательство в систему убеждений пары, 72

внутренняя схема межличностных отношений, 19, 21, 24, 31, 32, 57, 62, 125, 136

враждебная зависимость, 48, 50, 51

время, ограниченные рамки, 2, 14, 39, 109, 125

Г

гей-пары, 67

генерализованное представление о взаимодействиях, 24, 26

гештальт-терапия, 20

гнев, 21, 42, 43, 87

деструктивный, 21

из-за провалов в эмпатии, 82

гомофобия, 70

гуманистическая психотерапия, 19

Д

дети от прошлого брака, 98

диагностика, 8, 45, 56, 61, 98, 115, 122, 125

диагностическое интервью, 16

история отношений, 8

модель, 40

оценка стадии развития отношений, 128

полная, 121

предварительная, 39, 122, 123

диалог, 92

динамика

основная деструктивная, 16

основная подрывающая отношения, 16

домашние задания, 41, 55, 57, 59, 73, 89, 98, 107, 147

доминирование-подчинение, 19

доминирующая роль, 64

достоинства

краткосрочной терапии пар, 11

драматический треугольник, 12

Ж

жертва, 12, 27, 37

З

заблокированные способы поведения, 58

забота, 105

друг о друге, 44, 61

родительская составляющая, 101

завершающий ритуал, 110, 111

завершение, 109

завершение, преждевременное, 14

зависимость, 14, 65, 68

и независимость, 65

от терапевта, 12

замкнутый круг неэффективной коммуникации, 31, 32, 33, 58, 73, 93, 111, 124, 125, 148

затруднения, 22, 61

И

игра, игривость, 94

игры, 10, 19, 21, 22, 27, 30, 33

роли, 27

судебный процесс, 12, 63

идентичность, 46, 47

изменения, 17, 23, 40, 45, 71

убеждения об, 72

интегративная модель, 19

интегративный подход, 37, 116

интервенции, 11, 79, 86

интерсубъективный, 21, 23, 29, 36, 118

интроецированное ощущение стабильности, 25

иррациональные убеждения, 19, 28

К

карта

внутренняя, 20, 60

отношений, 24

когнитивно-поведенческая психотерапия, 19

коммуникация, 45

навыки, 4

неэффективные паттерны, 1

контракт(ы), 2, 4, 8, 12, 40, 53, 55, 56, 57, 58, 79, 81, 109, 143, 144

заключение, 55, 60, 61

на будущее, 103, 140

на конкретные изменения в поведении, 57, 59

организационный, 57

пересмотр, 13, 56

по интрапсихическому процессу, 57, 58

процесс заключения, 81

реалистичные и нереалистичные, 59, 60

роль терапевта, 55

уровень взрослый-взрослый, 16

контрактный подход, 61

контрперенос, 12, 13, 36, 37, 73, 80, 145, 146

конфликт

разрешение, 5, 42, 77, 95, 106

убеждения о, 84

конфликты, 48, 84

разрешение, 83, 84

краткосрочная психотерапия пар, 1, 7, 11, 12, 13, 14, 16, 20, 39, 40, 45, 53, 55, 56, 58, 60, 73, 79, 97, 101, 109, 112, 113, 128, 143, 145, 148

задача, 1

задача психотерапевта, 23

задачи и границы, 10

контракт, 4

контрактная основа, 12

недостаток, 15

ограничения и возможности, 55

преимущество, 14

принципы, 55

цель, 5, 16

эффективность, 15

краткосрочное вмешательство, 45, 56, 150

культура, 64

и класс, 64

коллективистская, 64

культурный(ые)

контекст, 6

представления, 102

Л

лесбийская пара, 69, 70, 119

М

межкультурный, 41, 46, 65, 107, 119

межличностный, 21, 23, 29, 36, 118

межрасовый, 65, 70, 119

мировоззрение, 3, 4, 5, 19

различия, 6

устаревшее, 73

моногамия, 67

мотивация, 2, 16

Н

накопление подтверждающих фактов, 32

насилие, в детстве, 15

неоконченное дело, 30

неосознанная комплементарность, 29

несовместимость, 91

О

обесценивание, 3

определение понятия, 3

типы, области и уровни, 4

обоюдные роли, 20, 21, 26, 27, 28

общение, 45

навыки, 4

неэффективные паттерны, 1

объектные отношения, 21, 28

интернализованные, 23

неэффективные, 11

паттерны взаимодействия, 33

теория, 20

однополые пары, 7, 67, 69

одобрение, 106, 125

ожидания, 14, 39, 64, 73

окончание, 109, 111

опора

на себя, 9

на среду, 9

недостаток опоры на себя, 9

отношения

диаграмма, 31

стадии развития, 4

фазы, 47

П

паттерны, 21, 22, 23, 27, 28, 30, 37, 57, 136

первая встреча с парой, 16

переговоры, 83, 84, 86

перенесение

навыков, 9, 82

перенос, 12, 73, 103, 144

идеализирующий, 145

переходное пространство, 94

переходный объект, 94

повторный брак, 5, 47

посттравматический стресс, 52, 97

потребности

блокирование прямого выражения, 27

естественные человеческие, 13

и чувства, 1

игнорирование, 4

индивидуальные, 2

недооценка собственных, 77

основные, 22

повышение осознанности о, 9

преследователь, 12, 27, 37

принципы организации, 28

причины проблем, 41

проблемная область, определение, 2, 3, 4

прогноз, 17

проективная идентификация, 30, 103, 104

проекция, 103, 104

противопоказания, 52

отсутствие очевидных, 129

процесс

архаичный, 11

основная динамика, 8, 17

психоаналитическая психотерапия, 19

психотерапевт в краткосрочной терапии пар, 4, 9, 30, 32, 36, 52, 84, 122

роль, 114

Р

рабочие модели, 25

рабочий альянс, 12, 14, 24

эффективный, 16

развитие, 47, 52, 128, 144

стадии, 40, 107

различия, 13

в системах ценностей и жизненных приоритетах, 4, 5

в энергетике и потребностях, 6

во взглядах, 2

классовые или кастовые, 7

принятие, 1

религиозные, 66

стадия жизни, 2

уважение, 55

расовые особенности, 71

регрессивное поведение, 14

результат, 58, 114

решение проблем, 1, 8, 9, 61, 133

новые приемы, 11, 42, 95, 126

эффективное, 77, 78

родительская роль, 101

родительская функция, 101

родительствование, 103

С

самоактуализация, 23

сексолог, 96

секстерапия, 97

сексуальная

вседозволенность, 96

жизнь, 126

привлекательность, 95

революция, 96

свобода, 96

сексуальное

влечение, 126

желание, 97

насилие, 7, 97

самовыражение, 97

удовлетворение, 43, 96

сексуальность, 95, 97

сексуальные

нарушения, 97

отношения, 43, 105

потребности, 6

проблемы, 5, 96

сексуальный

аспект отношений, 97

сепарация и индивидуация, 46, 52

сессия

длительность, 57

сильные стороны, 2, 8, 39

симбиотическая фаза, 47, 49

системы ценностей, 65

ситуативные факторы, 35, 36

слабые стороны, 39

смешанные пары, 70

совместимость, 41, 63, 125

и несовместимость, 63

сопутствующие воспоминания, 25

социально-экономические трудности, 7

спасатель, 12, 27

стыд, 13, 30, 79, 97

связи, основанные на стыде, 13, 80, 93

системы, основанные на стыде, 13, 79

супервизия, 15, 55, 149

краткосрочной терапии пар, 143

схема отношений, 20

сценарий

блокирование, 30

взаимосвязанные, 72

давление, 30

отношений, 21

сценарная

система, 72

сценарное послание о гендерных ролях, 67

сценарные

убеждения, 136

сценарный

контракт, 30

партнер, 30

Т

терапевт

как посредник, 79, 86

разъяснение роли, 81

терапевта

личные намерения, 15

терапия

долгосрочная, 12, 17, 56

долгосрочная пар, 15, 52

индивидуальная, 7, 15, 52, 113

транзактный анализ, 20, 101, 106

тупик, 12, 17

У

упражнения, 41, 73, 89, 107

участник-наблюдатель, 29

Ф

фаза воссоединения, 49, 51

фаза дифференциации, 48, 50

фаза практики, 48, 51

фигура, влияющая на восприятие себя, 25

Ц

целостность эго, 6

цикл подкрепления, 32, 33

Ч

честный спор, 87

правила, 77, 88

чувства, затаенные, 7

Э

эго-состояние

Ребенок, 21, 26

Родитель, 21, 26

эмпатическое слушание, 93

эмпатия, 81, 82, 101, 116

этические аспекты, 16, 149


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.329 с.)