Важность игры в близких отношениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важность игры в близких отношениях



До этого обсуждение в основном велось о том, как можно улучшить близкие отношения, направляя усилия, как на разрешение проблем, так и на улучшение близкого контакта. Однако авторы полагают, что игра (здесь слово «игра» употребляется в своем основном значении в отличие от понятия «психологической игры» Берна) – другой не менее важный элемент успешных и взаимно удовлетворяющих отношений.

Можно сказать, что для взрослых игра – это возможность переживания радости и общего веселья с помощью спонтанного выражения глубинного я. В идеале, возможность такого эмоционального обмена и близости предоставляют собственно сами близкие отношения. Если близкие отношения не способствуют созданию атмосферы, в которой можно удовлетворить эти важные творческие потребности, партнеры могут вскоре начать искать подобный опыт вне отношений. Так как возможность творческого самовыражения тесно связана с близостью, её проживание вне основных отношений изменит природу союза и само качество отношений. Качество и структура повседневной жизни людей зависит от наличия в ней возможности для творческих проявлений и самовыражения.

В одном из своих основополагающих трудов Д.В. Винникотт, известный психоаналитик и игровой терапевт (Winnicott, 1989), описывает процесс развития, который лежит в основе игры, творчества, настоящей близости и контакта. В ходе этого процесса малыши вовлекаются в выполнение фундаментальной задачи по восприятию и осмыслению общей внешней реальности, а также различий между внешним и внутренним мирами. Они берут игрушку, простыню, край подушки или другой предмет, который существует в объективном мире, и наделяют его психологическим, личным значением. Этот объект, называемый переходным, обычно представляет собой какой-то аспект матери, материнства: заботу, безопасность и тепло. Функция переходного объекта – обеспечить мостик между внутренней и внешней реальностью. Наличие такого мостика послужит поддержкой для развития способности ребенка к игре. Согласно теории Винникотта, именно через игру проявляется близкая коммуникация. Взрослый сохраняет потребность в безопасном переходном пространстве, чтобы расслабиться и освободиться от давления внешнего мира. В идеале, такое пространство обеспечивают основные близкие отношения в жизни человека.

Когда ребенок чувствует себя в безопасности, он расслабляется, у него появляется простор для игры, он может свободно проявлять спонтанность и выражать своё настоящее я. Если же в окружающей обстановке ощущается напряженность или враждебность, дети остаются «начеку», мобилизуя ложное я или адаптированные образы, чтобы защитить свое настоящее я. Таким образом Винникотт описывает истоки спонтанности и аутентичного самовыражения в контексте «поддерживающего» окружения. Далее он описывает способности играть и быть наедине с собой, которые обычно впервые проявляются в присутствии матери. Выражение истинного личного опыта происходит в игровом или переходном пространстве. Способности играть, проявлять спонтанность и быть близким берут начало в раннем детстве. Если взрослый в достаточной мере ощутил защищенность и привязанность в раннем детстве, он разовьет здоровое чувство юмора, ресурсность и веселость. Используя свою способность проживать и проявлять спонтанность, такие люди будут вовлекать в эту сферу других. Винникотт был убежден, что настоящая близость и интимный контакт появляются на пересечении двух «игровых площадок». Именно здесь каждый может расслабиться и вместе пребывать в общем переходном пространстве.

Таким образом, очевидно, что способность расти и обогащаться в отношениях зависит от того, насколько велик их творческий потенциал. Человек нуждается в возможности делиться своим самым сокровенным, быть самим собой в самых важных и близких для него отношениях. Самый главный показатель качества отношений – возможность вместе смеяться и дурачиться. Выбирая партнера, нормально искать того, кто сможет обогатить и внести разнообразие в жизнь. Однако и здесь необходим баланс – отношения, построенные исключительно на свободных и по-детски непосредственных проявлениях, могут не пройти жизненные испытания, требующие ответственного, серьезного и вдумчивого подхода.

Терапевту необходимо найти сферы, в которых партнеры могли бы получить совместный опыт и возможность самовыражения. Здесь специалисту необходимо быть активным и направлять процесс. Важно исследовать области, в которых партнеры совместно получают удовлетворение и радость, и с помощью упражнений и домашних заданий способствовать тому, чтобы они сами создавали больше возможностей для подобных моментов в своей жизни. Начать можно так: «Итак, вы признаете необходимость выделять время для отдыха и веселья наедине друг с другом для занятий, которые приносят радость вам обоим». Контракты и домашние упражнения, направленные на организацию совместного приятного досуга, могут постепенно расширять эту область отношений. Любопытные различия могут обнаружиться между партнерами, когда они обсуждают, куда поехать в отпуск и чем там заниматься. Некоторые люди предпочитают активные каникулы с посещением достопримечательностей, театров, галерей, организацией прогулок и экспедиций. Активные варианты времяпровождения отлично вписываются в их концепцию «веселья и отдыха». Другие, в свою очередь, предпочитают полежать, почитать что-нибудь, поговорить, а идеальный отпуск для них – тот, что проведен на солнечном пляже. Если у партнеров настолько разные вкусы, возможно, им придется заняться поиском компромиссных, нестандартных решений таких разногласий. Вот несколько примеров из реальных сессий: «Я могу запереться на кухне, включить духовку на полную мощность, обсыпать себя с головы до ног песком, и это создаст мне абсолютно те же ощущения, что и поход на пляж, только за гораздо меньшие деньги!»; «Альпинизм для меня не отдых. А я хочу отдыхать во время отпуска. Если мне захочется провести свой отпуск в трудах, я лучше займусь обустройством свободной комнаты, так я, по крайней мере, увижу результат потраченных сил». Очень важно явно обозначить такие отличия, только тогда возможно перейти к обсуждению и поиску решений, которые не приведут к ссоре, отчуждению партнеров или соперничеству.

Из-за того, что баланс в отношениях распределяется по-разному, в некоторых парах партнеры могут активно заботиться друг о друге и умело находить решения проблем, но между тем почти не уделять времени отдыху, веселью и игре. Для других пар, игривое взаимодействие послужило основой становления союза, но таким партнерам придется учиться разрешать конфликты или вести хозяйство. Все эти нюансы станут очевидными ещё на диагностической сессии и проявят себя ещё больше в процессе терапии, влияя тем самым на составление контракта на изменения в отношениях между этим людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.006 с.)