Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кодификация советского законодательства в 60-е – 80-е годы. Конституция СССР 1977 г.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дальнейшее развитие государственно-политической системы в СССР определил ХХII съезд КПСС в октябре 1961 г. В принятой на нём новой Программе партии намечался переход общества к коммунизму. Предполагалось, что в первые 10 лет (1961–1971) будет создана материально-техническая база коммунизма, последующие десять лет (1971–1981) отводились вступлению в коммунизм. В это время в стране должно было сформироваться бесклассовое общество, а государственные функции перейти к органам самоуправления трудящихся. Новая Программа КПСС обусловила необходимость принятия новой редакции Конституции СССР, подготовка которой началась в 1962 г. Однако введение её в действие, приуроченное к 60-летию Октябрьской революции, состоялось только в 1977 г. К этому времени радикальные идеи скорого перехода к коммунизму постепенно расстворились в новых, не столь радикальных формулировках, хотя и было признано в качесте цели «построение бесклассового коммунистического общества». Проект Конституции, подготовленный комиссией во главе с Л.И. Брежневым, был вынесен на всенародное обсуждение, в ходе которого было сделано около 400 тыс. предложений с поправками, дополнениями и критическими замечаниями. Конституция состояла из преамбулы, 9 разделов и 174 статей, отличалась высоким уровнем юридической техники и хорошо продуманным построением. Подчёркивая свою преемственность с конституциями 1918, 1924 и 1936 гг., новая Конституция СССР констатировала построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства». Впервые в Конституции 1977 г. давалась характеристика политической системы СССР. В ней подчёркивалось, что вся власть принадлежит народу. Советы народных депутатов, составляющие политическую основу общества, признавались единственными органами государственной власти. Изменение их названия отражало достигнутую социальную однородность советского общества. Однако в Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль КПСС, что на практике означало подмену деятельности Советов партийными комитетами. Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии», опробованные ещё при принятии Конституции 1936 г.: всенародное обсуждение и референдум. Новый специальный раздел «Государство и личность» отразил тенденции дальнейшего развития правового положения граждан. Повысилась роль конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Появились новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. За каждой союзной республикой Конституция закрепила право выхода из состава СССР. Кодификационые работы. С начала 1960-х гг. в СССР развернулись новая кодификация советского законодательства. Были созданы: 1) ряд общесоюзных кодексов; 2) основы законодательства СССР и союзных республик, которые затем получают развитие в республиканских кодексах (гражданских, уголовных, о семье и браке и др.); 3) основы законодательства СССР и союзных республик, которые не получили прямого отражения в республиканских кодексах (о народном образовании, о здравоохранении, об охране и использовании животного мира и др.). Гражданское право. 8 декабря 1961 г. ВС СССР утвердил «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик». Сложившаяся в стране система имущественных отношений нашла в нём своё полное отражение. Закон закреплял государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций. Подчёркивалось, что советское государство является собственником всего государственного имущества, только известная часть которого закрепляется за отдельными предприятиями, поступая в их оперативное управление. Личная собственность граждан не могла быть использована для извлечения «нетрудовых доходов». Нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями, как и прежде, занимали ведущее место в обязательственном праве. В середине 60-х – 70-е гг. государство пыталось определить правовое положение различных хозяйствующих субъектов, приблизить органы хозяйственного управления к производству и т.п. Ряд законов, включая Положение о социалистическом предприятии от 4 октября 1965 г., закрепляли новые принципы социалистического хозяйствования. Все усилия сосредоточивались на борьбе с теневой экономикой, коррупцией, укреплением трудовой дисциплины. Назревавшие радикальные рыночные преобразования были ещё впереди. Кодифицированное административное законодательство впервые появляется в СССР в 1980 г. Это было Постановление ВС СССР «О введении в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» от 23 октября. В нём определялось понятие «административное правонарушение», к которому относились нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, пьянство, мелкие хищения, мелкая спекуляция и пр. В 1984 г. в действие вступили республиканские кодексы, в том числе Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. Семейное право. С 9 октября 1969 г. в РСФСР, как и других союзных республиках, начал действовать Кодекс о семье и браке, которым признавался законным только зарегистрированный брак. Возможным считался брак с иностранцем, заключённый по законам соответствующей республики. Расторжение брака производили районные (народные) суды, но предусматривались и другие упрощённые процедуры. В случае отсутствия детей супруги по обоюдному согласию могли расторгнуть брак в загсе. Трудовое право. Основы законодательства о труде вступили в действие в 1970 г., в 1971 г. появился новый КзоТ. Он обеспечивал дальнейшее развитие права на труд советских граждан и последовательное повышение их благосостояния. С заработной платы низкооплачиваемых категорий рабочих и служащих перестали взиматься налоги, порядок рассмотрения трудовых споров предусмотрел гарантии справедливого решения вопросов увольнения и перевода рабочих и служащих на другую работу. В 1980 г. увеличился размер надбавки к пенсии по старости за непрерывный стаж работы на одном предприятии (для мужчин за 25, для женщин за 20 лет). Уголовное право. Основы уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик появились ранее других – уже в 1958 г. На их содержании отразилась тенденция к демократизации общественной жизни. Сужалась и смягчалась уголовная ответственность за деяния, не представлявшие большой общественной опасности, но усиливалась ответственность за некоторые наиболее тяжкие преступления. В них чётко был выражен принцип: ответственность налагается только за определённые деяния, а наказание строго индивидуализировано в зависимости от степени вины. Смертная казнь за тягчайшие преступления против государства и личности (умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах) сохранялась, однако некоторые виды наказания, как, например, лишение избирательных прав, исчезли из уголовного права. Был повышен минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности с 14 до 16 лет, максимальный срок лишения свободы с 25 лет был понижен до 10, а за особо тяжкие преступления – до 15 лет. Принятый в 1960 г. Верховным Советом РСФСР Уголовный кодекс РСФСР заменил кодекс 1926 г. В дальнейшем тенденция к смягчению уголовной ответственности за малозначительные деяния продолжала развиваться. Нарушение правил торговли, прогул, порубка леса и др. стали рассматриваться как дисциплинарные или административные правонарушения. В 70-е гг. суды получили право при назначении наказания лицам, совершившим преступление средней тяжести, шире применять условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду на срок наказания. Стало чаще применяться условно-досрочное освобождение от наказания к лицам, отбывшим не менее трёх четвертей срока, если они в местах лишения свободы доказали своё исправление. Исправительно-трудовое право. Исправление и перевоспитание осуждённых становится главным принципом исправительно-трудового права, которому посвящался ИТК РСФСР 1971 г. В качестве основных средств исправления и перевоспитания действовали строгий и справедливый режим отбывания наказания, обязательный общественно-полезный труд, политико-воспитательные мероприятия, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. Уголовный процесс. Кодификация законодательства затронула и уголовно-процессуальную отрасль. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик появились в 1958 г. Были провозглашены главные принципы процесса: недопустимость привлечения к суду иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом; осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом; участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде; независимость судей и подчинение их только Закону; гласность судебного разбирательства; ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики (области); обеспечение обвиняемому права на защиту. Законы, вводившие упрощённый порядок производства дел по государственным преступлениям в 30-е гг., были отменены. Производство предварительного расследования возлагалось на прокуратуру, а по некоторым тяжким государственным преступлениям – на следователей органов государственной безопасности. В 1963 г. право производства предварительного раследования по уголовным делам было предоставлено органам внутренних дел. Закон предусматривал участие защитника со стадии предварительного следствия, а точнее, с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявлении ему для ознакомления всего производства по делу (как в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.011 с.) |