Трехзвенная структура общих судов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трехзвенная структура общих судов



Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:

1. единолично – несложные семейные и административные дела;

2. коллегиально – все остальные.

2. Губернский суд был административно-управленческим органом по отношению к народным судам. Он рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.

Его структура:

1. пленум;

2. уголовное отделение;

3. уголовное кассационное отделение;

4. гражданское отделение;

5. гражданское кассационное отделение;

6. дисциплинарная коллегия.

3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.

Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.

Его структура:

1. президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);

2. пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);

3. кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);

4. специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.

Судебная коллегия – суд первой инстанции.

После 1923 г. судебная коллегия: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам.

В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.

Компетенция Верховного Суда СССР:

1. надзор за законностью решений и приговоров судов;

2. разъяснение применения и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);

3. вынесение решений о неконституционности законодательных и подзаконных актов;

4. пересмотр решений и приговоров с точки зрения соответствия общесоюзному законодательству;

5. решение дел исключительной важности, уголовных дел в отношении высших должностных лиц СССР и дел персональной подсудности, споров между союзными республиками – первая инстанция.

Структура Верховного Суда СССР:

1. пленум;

2. коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.

Верховный суд союзной республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.

Его функции:

1. кодификация законодательства СССР;

2. юридические консультации;

3. обязательные заключения для СНК СССР.

Гражданский кодекс 1922 года. Изменения в гражданском законодательстве в 30-е годы.

Гражданское право

ГК РСФСР. Гражданский кодекс состоял из 435 статей, объединенных в 4 раздела: общая часть, вещное, обязательственное, наследственное пра­во. Гражданско-правовые нормы дифференцировались в нем по принципу обязательности. В условиях нэпа, когда автономия сторон в гражданском правоотношении была достаточно широка, в ГК превалировали диспозитивные нормы. По мере усиления «социализации» гражданского права, то есть проникновения в него плановых начал, возрастало число принудительных норм. Часть норм носила декларативный характер. Та­ковыми были в значительной степени провозглашенные в кодексе права российских граждан на свободу передвижения и поселения на всей терри­тории страны, свободного выбора невоспрещённых законом занятий, приобретения и отчуждения имущества, совершения сделок, организации промышленных и торговых предприятий. Некоторые статьи кодекса со­держали неправовые критерии. Так, ст. 1 «О применении гражданского законодательства на практике» устанавливала порядок защиты имущест­венных прав только в случае их соответствия «социально-хозяйственному назначению». Это давало судьям, не связанным четкими правовыми нор­мами, большой простор для толкования закона.

Закон ориентировался при этом на временный и относительный харак­тер права переходного периода. Предполагалось, что правовая норма в скором времени будет заменена техническими и организационными нор­мами. Принципу законности противопоставлялся принцип целесообразно­сти, что на практике приводило к правовому нигилизму со всеми выте­кающими отсюда последствиями.

Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права част­ных лиц (как физических, так и юридических) являются уступкой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинены общей идее – «о господствующей роли социалистической собственности».

Teм не менее закон допустил наряду с государственной и кооператив­ной формами собственности частную собственность в 3 се формах: едино­личная собственность физических лиц, собственность нескольких лиц, не составляющих объединения (например, семейная), и собственность част­ных юридических лиц (компаний, акционерных обществ).

В государственной собственности оставались земля, леса, воды, недра, железные дороги, самолеты. Морские суда могли находиться в собствен­ности отдельных граждан и акционерных обществ. Для привлечения част­ного капитала в целях восстановления флота государство делало ему ус­тупку. Частная собственность распространялась на мелкие промышлен­ные и торговые предприятия. В связи с этим государство провело дена­ционализацию ранее экспроприированной у частных лиц собственности, но в весьма ограниченных размерах и без восстановления отмененных в ходе революции прав бывших собственников. Закон создавал гарантии только для вновь приобретенных прав, но запрещал восстанавливать прежние имущественные права.

Объем и размеры права частной собственности строго ограничивались (определялся круг объектов, допускаемых в частную собственность, уста­навливались предельные размеры частного предприятия и наследственной массы, получаемой частным лицом и т.п.). Ограничивалось также право частного собственника распоряжаться своей собственностью. Так, разре­шив собственность на жилье (бывшие муниципализированные строения), закон ограничил возможности сдачи его внаем введением нормы жилой площади, тарифов сдаточных цен, сроков сдачи. Был введен специальный термин «обладание» (ст. 58 ГК), означавший, что предмет, находящийся в частной собственности, не может вливаться в гражданский оборот. Его нельзя продать или купить.

Обязательственное право. С развитием частного предпринимательства возродилось обязательственное право. Закон распространил его на две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридических лиц. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц. Правоспособность и дееспособность в полном объеме наступали по достижении 18 лет.

ГК РСФСР регламентировал общие условия заключения договора. Он признавал его недействительным, если договор заключался одной из сто­рон под влиянием «крайней нужды» и на невыгодных для нее условиях. Договор мог быть расторгнут не только по инициативе сторон, но и по инициативе госорганов или общественных организаций, Такая норма имела ярко выраженную социальную направленность.

Одной из особенностей обязательственного права стало применение статей Уголовного кодекса в качестве санкций за нарушение гражданских договорных отношений. Но добросовестному контрагенту ГК гарантиро­вал судебную защиту его имущественных прав.

Закон разрешал все виды договоров: купли-продажи, мены, дарения, имущественного найма, займа, подряда, товарищества, поручительства и др. Но размеры договорных сумм и сроки договоров строго оговарива­лись. Скажем, дарение не могло превышать 10 тысяч рублей, купля-продажа – только на внутреннем рынке и пр. Система публичных торгов для сдачи подрядов обеспечивала льготные условия для государственных и кооперативных предприятий, которые вскоре вообще перестали участ­вовать в торгах и получать подряды без них.

Широкое распространение в условиях нэпа получили концессионный договоры и договоры об аренде государственных промышленных предприятий частными лицами и кооперативными организациями. На основе концессий частный капитал привлекался к производству горпопромысловых работ, к поиску, разведке, добыче и переработке полезных ископае­мых. Концессионеры получали на определенный срок государственное предприятие, обязывались вкладывать в него определенный капитал, под­держивать его на современном техническом уровне. Концессионный дого­вор предусматривал преимущественную продажу продукции государству по обусловленным ценам, ограничивал право концессионера распоря­жаться концессионным имуществом.

Арендный договор на государственное промышленное предприятие бли­зок по своей сути к концессионному. Расторгнуть его можно было только в судебном порядке. Арендатор имел право сбывать продукцию предпри­ятия на вольном рынке, мог оговорить право получения для него государ­ственного сырья. Но он брал на себя и целый ряд обязательств. Количест­во и номенклатуру изделий определял договор, как и долю продукции, обязательной для сдачи государству, предприятие необходимо было под­держивать на должном уровне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.023 с.)