Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения в государственной системе СССР и в праве в годы великой отечественной войны 1941 – 1945 гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
22 июня 1941 г. нацистская Германия, нарушив договор 1939 г., вероломно напала на СССР. Для руководства страной в условиях войны Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП (б) создали 30 июня во главе со Сталиным высший чрезвычайный орган – Государственный Комитет Обороны (ГКО) СССР, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти в стране. Он действовал как через посредство конституционных органов власти (государственных, партийных, общественных), так и через специальные местные комитеты обороны в республиках, в областных центрах и отдельных городах, составленных из представителей советских органов, НКВД и военного командования. За годы войны ГКО принял более 10 тыс. постановлений, имевших силу законов военного времени. Ему удалось мобилизовать все силы и средства страны на отпор врагу, превратив её в единый военный лагерь. В прифронтовых городах были созданы городские комитеты обороны в составе первого секретаря обкома или горкома ВКП (б), председателя исполкома, начальника УНКВД и коменданта города. Для проведения эвакуации промышленных предприятий, продовольственных запасов, населения на Восток страны были созданы специальные органы (Совет, Комитет) при ГКО, объединившиеся в конце декабря в Управление по делам эвакуации. Конституционные органы государственной власти – Советы депутатов трудящихся – занимались перестройкой промышленности и сельского хозяйства на военный лад, обеспечением нужд фронта, проведением мобилизационных и оборонительных мероприятий. Избирательные кампании не проводились, а полномочия депутатов продлевались Президиумом Верховного Совета СССР. Усложнение управленческих функций и необходимость организации обороны страны усилили роль Совета Народных Комиссаров СССР, вызвали к жизни ряд новых наркоматов (миномётного вооружения, боеприпасов, патронной, танковой и др. промышленности). В 1944 г. решением Верховного Совета СССР были расширены права союзных республик. Они получили возможность создавать свои войсковые формирования (прежде всего, в прибалтийских республиках), собственные, подчинённые НКО наркоматы обороны. Украина и Белоруссия становились субъектами международного права, могли заключать международные договоры и вступать в двусторонние соглашения с другими странами. В апреле 1945 г. они, наряду с СССР, стали членами ООН. Вооружённые силы. Строительством Красной Армии Советское правительство активно занималось все 1930-е годы. В 1936 г. был снижен с 21 года до 19 лет, а для лиц с полным средним образованием – до 18 лет – призывной возраст. 1 сентября 1939 г. (в день нападения Германии на Польшу) принят Закон об обязательной военной службе. Он отменил классовый подход к призыву, сняв все прежние ограничения для «нетрудящихся» по военной службе. В результате к концу 30-х годов (за 9 лет) численность армии и флота выросла в три с половиной раза и достигла 5,4 млн. человек. Это было почти столько же, сколько в конце Гражданской войны. Однако к 1941 г., началу Великой Отечественной войны, Красная Армия, в результате массовых репрессий в отношении командного состава, подошла сильно ослабленной, что не могло не сказаться на её боеспособности. За годы войны через службу в Красной Армии прошли свыше 30 млн. советских людей. Была перестроена система органов управления вооружёнными силами. Высшим органом стратегического руководства являлась Ставка Верховного Главнокомандования в составе членов Политбюро ЦК ВКП (б) и руководителей Наркомата обороны. С 8 августа Верховным Главнокомандующим стал И.В. Сталин. Органами оперативного управления являлись Генеральный штаб Красной Армии, наркоматы обороны и Военно-Морского флота, военные советы фронтов. Командующим фронтами и армиями, командирам корпусов, дивизий, бригад были предоставлены права по присвоению воинских званий, назначению на должности командного и начальствующего состава, награждению от имени Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями. Военные комиссары, а с октября 1942 г. заместители командиров по политчасти, не обладая функциями контроля над командным составом, несли полную ответственность за боевую подготовку и боеспособность войск. В военные годы заметно выросла роль военной прокуратуры, осуществлявшей вместе с территориальными прокурорскими органами надзор за законностью. Во главе с Главным военным прокурором, подчинённым Прокурору СССР, она следила за исполнением законов в вооружённых силах. В местностях, объявленных на военном положении, многие дела, входившие в компетенцию общих судов (хищения социалистической собственности, грабежи, разбои, бандитизм, умышленные убийства и т.п.), были переданы военным трибуналам. Из особых отделов НКВД были созданы Управления контрразведки «Смерш» (смерть шпионам) НКО и НК ВМФ СССР. Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основном сохранялась и после вступления СССР в войну. Но формирование чрезвычайных органов и отношений не могло не сказаться на системе права и правового регулирования. Гражданско-правовые методы продолжали уступать своё место хозяйственно- и административно-правовым (в вопросах производства военной продукции, поставок нефти, угля, металла и др.). Были расширены права государства в отношении собственности: все граждане были обязаны временно сдать трофейное и брошенное имущество, радиоприёмники, в районе переправ могли изыматься лодки, повозки и пр. Особое внимание государство уделяло военнослужащим и их семьям, применяя специальные меры для защиты их имущественных прав. В условиях войны возродилась трудовая повинность. Для работы в производстве и строительство с 1942 г. стали проводиться мобилизации трудоспособного населения, уклонение от которых влекло за собой уголовное наказание. Мобилизованными на период войны объявлялись и все рабочие и служащие военной промышленности. Самовольный уход их с предприятий приравнивался к дезертирству и наказывался лишением свободы на срок от 5 до 8 лет. Причём такие дела были отнесены к компетенции трибуналов. С этого же времени вводились мобилизации горожан на сельскохозяйственные работы в колхозах, совхозах и МТС, отменены отпуска (кроме отпусков для подростков до 16 лет), которые заменялись денежной компенсацией, переводившейся в сберегательные кассы в качестве замороженных до конца войны вкладов рабочих и служащих. Представители этносов, родственных с нациями враждебных государств, в том числе немцы, финны и др., были мобилизованы в «трудовую армию» с лагерным режимом содержания. В годы войны вместе с централизованным распределением продуктов и карточной системой функционировал свободный рынок сельхозпродуктов. С 1944 г. открылась сеть коммерческих магазинов, предлагавших товары по более высоким, чем нормированные, ценам. В деревне возродились многочисленные мелкие индивидуальные хозяйства, на существование которых государство закрывало глаза. Были повышены налоги, подоходный и сельский, введён военный налог и др. С весны 1942 г. начался выпуск военных займов, облигации которых распространялись в обязательном порядке. Значительные суммы крестьяне переводили в специальный Фонд обороны. Укрепляя семью, советское законодательство вернулось в 1944 г. к признанию зарегистрированного брака единственной его формой, порождающей юридические права и обязанности супругов. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля этого года отменил было и право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и взыскания алиментов, если брак не был зарегистрирован. Но это право женщин было восстановлено при Л.И. Брежневе. Ещё более ужесточился порядок развода. Он мог быть оформлен только публично, в суде, который определял и все его юридические последствия. Указом были установлены государственные пособия многодетным и одиноким матерям, учреждены медали материнства двух степеней (за 5 и 6 детей), орден «Материнская Слава» трёх степеней (за 7, 8 и 9 детей), и почётное звание «Мать-героиня» за 10 детей. Для выплаты пособий увеличили введённый ещё в 1941 г. налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. В годы войны в СССР были осуществлены акции выселения отдельных народов из Европейской части страны в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Одновременно упразднялись некоторые автономные республики. Первыми были переселены осенью 1941 г. российские немцы, жившие компактными анклавами со времён Екатерины II не только в АCCР немцев Поволжья, но и на Украине, в Крыму, на Кавказе. За ними последовали в 1943–1944 гг. крымские татары, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы и некоторые другие народы Кавказа. Такая политика имела под собой реальные основания. Так, в лице немцев Гитлер видел своеобразную «пятую колонну», которая должна была способствовать германизации территорий СССР, которые он намеревался захватить. Советское правительство знало и об антисоветских настроениях значительной части немецкого населения, не говорившего по-русски и оказавшего в своё время отчаянное сопротивление политике коллективизации. В среде кавказских народов были в военные годы активные пособники оккупантов, целые воинские формирования, которые воевали на стороне фашистов. Советское правительство предпочло переселение целых семей необходимости вести вооружённую борьбу с терроризмом. Выселенные народы находились на спецпоселении, особом административно-правовом режиме, до конца 1950-х гг. Они пользовались всеми гражданскими правами, кроме права на свободное передвижение за пределы района расселения, куда они могли выехать только по разрешению органов внутренних дел. Первыми были сняты с учёта спецпоселения в конце 1955 г. немцы, за ними последовали остальные народы, у которых были восстановлены автономные области и республики, кроме немецкой. В 1943 г. специальным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации» предусматривался ряд мер, направленных на развитие земледелия, жилищного строительства, скотоводства, на установление налоговых льгот организациям и лицам. После войны эти льготы были распространены и на спецпоселенцев. В годы войны произошло ужесточение норм уголовного права. Антисоветские слухи, «возбуждающие тревогу среди населения», стали квалифицироваться как контрреволюционная агитация. Вводилась ответственность за разглашение государственной тайны, спекуляцию (продажу махорки и самогона), за уклонение от государственных повинностей, за «разбазаривание продуктов» должностными лицами и пр. Для некоторых субъектов уголовного права («фашистских преступников и их пособников») была введена смертная казнь через повешение и каторжные работы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.007 с.) |