Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика шума и вибрации в спортивных сооружениях.

Поиск

Систематическое воздействие неблагоприятных факторов спортивной среды на организм спортсменов может вызывать предпатологические и патологические состояния. Одним из таких факторов является шум.

По отношению к спортивному сооружению шум может быть внешний (например, транспортный) и внутренний (шум зрителей, спортивные шумы). Различают шумы постоянные и непостоянные. К постоянным относится шум от работы вентиляции, к непостоянным (колеблющийся во времени, прерывистый и импульсный) — шум при занятиях тяжелой атлетикой, стрельбой. Постоянный шум оценивается в уровнях звукового давления в децибелах (дБ) в определенных октавных полосах, непостоянный—в эквивалентных по энергии уровнях звука (дБА). Уровни звука при выстрелах из различных систем спортивного оружия колеблются от 96 до 128 дБА, в залах для тяжелой атлетики — от 80 до 132 дБА, в крытых плавательных бассейнах — в пределах 80—90 дБ. Общий уровень шума спортивных мотоциклов вблизи машин (2—3 м) достигает 116—117 дБ.

При слабой шумозащите звук многократно отражается стенами и потолком, время реверберации (звучания) — очень длительное, акустика плохая, помещения «гулкие». Поэтому нормируются не только уровни звукового давления (уровни звука), но и время реверберации.

Уровень звука, проникающего в спортивные помещения от внешних источников, в спортивных залах для видов спорта с музыкальным сопровождением и крытых залах катков должен быть не более 50 дБА, а в остальных спортивных залах — не более 60 дБА.

Время реверберации зависит от объема зала, поэтому, ниже оно дано для разных объемов зала:

Эти нормы предназначены для проектировщиков и организаций, строящих и эксплуатирующих здания и их оборудование. Они обязаны предусмотреть и осуществить меры по снижению шума до приведенного уровня.

Для измерения шума и вибрации используются специальные приборы (шумомеры и виброметры), позволяющие их характеризовать на разных частотах октавных полос.

Физиологические сдвиги, возникающие в организме под действием шума, оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье спортсменов и тренеров, на их работоспособность, вызывают снижение остроты слуха. Следует считать шум спортивной вредностью в ряде специализаций и безусловной профессиональной вредностью для тренеров.

Борьба с шумом должна проводиться в следующих направлениях: звукоизоляция в звукопоглощение; замена оборудования и инвентаря менее шумным; применение индивидуальных средств защиты от шума.

Обеспечение акустического комфорта достигается обычно рядом конструктивных изменений, решение которых невозможно без применения специальных акустических материалов. Звукопоглощающие материалы и конструкции подразделяются на четыре класса: а) волокнисто-пористые поглотители (войлок, вата, фетр, акустическая штукатурка и др.); б) мембранные поглотители (полихлорвиниловые и другие виды пленок, клеенка и др.); в) резонансные поглотители в виде специальных конструкций; г) комбинированные звукопоглощающие конструкции, сочетающие все три вида поглотителей шума.

Наиболее эффективными считаются облицовки из мягких волокнистых материалов в виде матов в оболочке из тонкой ткани, плит из проклеенных волокнистых материалов или листов поропластов 50—100 мм.

Значительно ослабляют вредное действие шума противошумы. В зависимости от способа применения противошумы делятся на четыре основные группы: а) ушные (втулки, вкладыши, тампоны из ваты, ультратонкого волокна, «беруши»); б) полувтулки; в) наушники; г) шлемы.

Выбор того или иного средства зависит от характера шума, его интенсивности и требований разборчивости речи. При уровне шума до 100 дБ достаточно ограничиться применением противошумов типа втулок, вкладышей или тампонов. При уровне шума от 100 до 125 дБ целесообразно использовать наушники. При шуме от 125 до 130 дБ и более следует применять высокоэффективные шлемы.

Отрицательное действие шума может быть также уменьшено путем сокращения времени контакта с ним, кратковременных перерывов с отдыхом в течение 5—7 мин в бесшумной обстановке.

Важное значение имеют периодический аудиологический контроль, медикаментозная профилактика вредного действия шума, проведение лекций и бесед с тренерами и спортсменами по вопросам профилактики вредного влияния шума на организм, пропаганда средств профилактики шума.

Меры профилактики и защиты от шума имеют свою специфику в зависимости от вида спорта.

В тяжелоатлетических залах под помост устанавливаются специальные шумовиброгасящие фундаменты, амортизирующие прокладки, используются обрезиненные диски. Для гашения вибрации штанги после падения на помост укладываются в 2—3 слоя коврики из плотной резины размером 0,5X0,5 м, толщиной 1,5—2 см. Необходимо также соблюдение спортсменами порядка набора веса штанги; обязательно закрепление дисков замками.

В стрелковых тирах из мер, направленных на снижение шума, на пути его распространения рекомендуются установка штучных поглотителей над огневой позицией, облицовка кабин для стрелков и стен звукопоглощающими материалами (акустическая штукатурка «Акмегран»). Могут применяться активные поглотители шума выстрелов, которые надеваются на ствол оружия. Администрации стрелковых тиров необходимо приобретать достаточное количество индивидуальных противошумов и заглушек, а спортивным врачам вести строгий контроль за их применением в ходе тренировок и соревнований.

В плавательных бассейнах не рекомендуется при облицовке стен использовать сплошные глазурованные керамические плитки, создающие акустический дискомфорт из-за низкого коэффициента звукопоглощения (0,01 — 0,02). Следует конструировать стены из пемзы и других материалов, применять облицовку перфорированным кирпичом, плитами со звукопоглощающими прокладками. В качестве звукоизолирующих отделочных материалов необходимо широко применять различные полимеры: плиты из пеноуретана, пенополистирола и пенополивинилхлорида.

Для снижения шума вентиляционных установок вентиляционные каналы снабжают мягкими акустическими прокладками, вентиляционные короба соединяют с вентиляторами эластичными брезентовыми патрубками, а вентиляторы и двигатели устанавливают на фундаменты с резиновыми амортизаторами на пружинах.

К занятиям в «шумных» видах спорта нельзя допускать лиц с таким состоянием слуха, которое в условиях шума, вибрации будет ухудшаться. Систематические занятия «шумными» видами спорта противопоказаны лицам, страдающим стойким понижением слуха, хотя бы на одно ухо (любой этиологии), часто обостряющимися мезотимпанитом, отосклерозом, прогрессирующей лабиринтной тугоухостью, а также другими заболеваниями ушей с заведомо неблагоприятным для слуха прогнозом.

57. Гигиенические требования к местам занятий физической культурой в школе.

В соответствии с ВСН 50—86 школы должны иметь спортивную зону и учебно-спортивные помещения.

Спортивная зонарасполагается на участке школы не менее чем в 10 м от окон. Ее размеры и оборудование зависят от типа школы. В неполной средней школе площадь спортивной зоны составляет 5800—7900 м2. В средней школе в зависимости от количества учеников она может быть от 4900 до 10 700 м2.

В школах всех типов в спортивной зоне размещается легкоатлетическая (4900 м2) и гимнастическая (600 м) площадки. Для средней школы на 1176—1960 учащихся проектируется площадка для футбола, ручного мяча илегкоатлетических метаний (2950 м2), а также комбинированная площадка (480 м2) для баскетбола, волейбола и других игр.

В неполной средней школе на 320 учащихся и в средней школе (392—784 учащихся) предусматривается малая площадка (1950 м2) для спортивных игр — ручного мяча, баскетбола, волейбола и легкоатлетических метаний.

Для группы школ, проектируемых для всех климатических районов, при соответствующих обоснованиях допускается сооружение учебного крытого плавательного бассейна с ванной размером 12,5X6 м, а для группы школ, проектируемых для IV климатического района, — учебный открытый бассейн с подогреваемой водой. В зависимости от местных условий на земельных участках или в здании школы могут быть оборудованы учебные тиры.

Учебно-спортивные помещения школы включают в себя спортивные залы и расположенные при них две раздевальни, две душевые, два туалета и две специальные комнаты: преподавательскую и для хранения спортивных снарядов и инвентаря. Размеры спортивных залов зависят от типа школы. В неполной средней и средней школах на 192—624 учащихся проектируется спортивный зал 9Х 18X5,4 м; в средней школе на 784—1176 учащихся— 12X24X6 м; в средней школе на 1586 учащихся размещаются два спортивных зала: один 12 Х 12 Х З м, а другой 12 X 24 X 6.-м.- В средней школе на 1960 учащихся также предусматриваются два спортивных зала: 12 X 12 X 3 и 15 X 30 X 6 м.

Спортивные залы находятся на первом этаже, изолированно от учебных секций, спальных помещений (в школе-интернате). Вход в спортивный зал должен быть непосредственно из раздевален или через обособленный коридор. Из спортивного зала или комнаты для хранения спортивных снарядов и инвентаря предусматривается выход на участок (для выноса спортивных снарядов или эвакуации учащихся).

Основные гигиенические требования к оборудованию, отоплению, вентиляции, освещению и эксплуатации спортивных залов школы совпадают с общими требованиями, предъявляемыми к обычным спортивным залам.

Температура воздуха в учебно-спортивных помещениях в зависимости от климатических районов должна быть следующей: в спортивных залах — 15—17 °С, в раздевальнях при спортивном зале и залах — 19—22 °С, в душевых — 25 °С, раздевальнях при душевых — 20— 23 °С, туалетах — 17—21 °С.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.50 (0.011 с.)