Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическое и теоретическое мышлениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обычно в психологии при исследовании мышления имелись в виду лишь те мыслительные операции, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности. Большинство психологов принимало за единственный образец умственной работы работу «теоретика». Но в жизни мыслят не только теоретики. В повседневной жизни постоянно встают вопросы, которые требуют мыслительной деятельности. Это «практическое мышление». Нельзя сказать, что в психологии вообще не ставился вопрос «практического интеллекта». Но проблема «практического интеллекта» сужалась до вопроса о наглядно-действенном, или сенсомоторном, мышлении. Под этим имелось ввиду мышление, которое, во-первых, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами и теми связями вещей, которые даны в восприятии, и, во-вторых, неотрывно от прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном смысле. В таком мышлении человек решает задачу, глядя на вещи и оперируя с ними. Это понятие – очень важно, но не имеет прямого отношения в вопросу о практическом мышлении. При практическом мышлении объекты умственной деятельности – взаимоотношения групп людей, занятых в каком-либо деле, способы руководства этими группами и т.п. В теоретическом и практическом мышлении действуют «два разных интеллекта». Интеллект у человека один, и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом случае перед умом человека. Различие между теоретическим и практическим мышлением состоит в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое – нет, а в том, что характер этой связи различен. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей. И теоретическое, и практическое мышление тесно связано с практикой, но во втором случае эта связь имеет более непосредственный характер. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах. Т.о. практическому мышлению присуща некоторая «ответственность». Теоретический ум отвечает перед практикой только за конечный результат своей работы, тогда как практический несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности. Т.о. рассмотрение теоретического мышления как высшую возможную форму проявления интеллекта – ошибочно.
27. Наглядно-действенное, наглядно-образное и логико-понятийное мышление Наглядно-действенное м.(НДМ) – существует у высших животных и человека. Основная характеристика – решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта. Например, обход препятствия для получения подкрепления у собаки (забор, который нужно обойти, чтобы получить еду); в учебнике Тихомирова – пример с ребенком, который должен достать игрушку, повернув рычаг в сторону «от себя». Положение игрушки исключает возможность достать ее рукой. Естественное желание – потянуть рычаг на себя. НДМ определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм отражения реальности. По Брунеру данный тип м. (действенное м.) отмечается к концу 1-го года жизни ребенка. Представление об объекте как о продолжение действия. Смешение мысли о действии с самим действием. Во 2-й половине 1-го года жизни возникает тесная связь между действием и восприятием. Предметы скорее переживаются чем мыслятся. § Наглядно-образное м.(НОМ) Функции образного м. связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей Д., преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. В образе м.б. зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких т.з. Важная особенность наглядно-образного м. – установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. Т.е. в результате мысленного проигрывания комбинаций выбирается оптимальная для решения задачи. В отличие от наглядно-действенного м. вся ситуация преобразуется лишь в плане образа (пример: гусь из фанеры предъявляется дошкольнику, затем фигура закрывается фанерным диском так, чтобы была видна одна голова. Затем гуся поворачивают, а ребенка просят показать, где сейчас его хвост). На наглядно-образном уровне развития м. человек оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления: образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину, овладение НО представлениями расширяет сферу действия ручного интеллекта. Брунер. 2-я стадия развития презентации индивидуального мира ребенка. Ребенок может представить себе мир в образах или пространственной схеме, относительно независимой от действия. Сложность организации перцептивного поля маленького ребенка намного меньше, чем у взрослых. Примерно в 9 лет происходит у детей объединение деталей в целостную картину (эксперимент Хеммендингера по тесту Роршаха). Это связывают с эгоцентричностью перцептивного мира маленького ребенка. Словарь ребенка развивается от наглядно представляемых категорий к более широким и утонченным категориям. НОМ играет важную роль в формировании у детей понимания процессов изменения и развития предметов и явлений. § Логико-понятийное м. Реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Развитие ЛПМ перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий. Это м. выделяется как один из основных видов м., характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих и функционирующих на базе языка, языковых средств. Каждый уровень м. определяется 2-мя критериев: § Та форма, в которой нужно предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать (в 1-х двух уровнях м. – левая часть названий, в 3-м уровне – правая часть названия): - объект как таковой в своей материальности и конкретности; - изображенный на рисунке, схеме, чертеже; - описанный в той или иной знаковой системе. Уровни м. идут от простых к сложным. Решение наглядных задач – наиболее простой показатель развития соответствующего уровня м.; Оперирование объектами во все боле отвлеченных обобщенных формах требует освоения новых мыслительных средств и развития познавательной сферы в целом. § Те основные формы (способы), которыми сам человек представляет и познает окружающий мир: - через практическое действие с объектом; - с помощью образных представлений; - логических понятий и других знаковых образований. Все 3 вида мышления являются универсальными для построения генетических классификаций мышления. Они образуют этапы развития м. в онто- и филогенезе. Все 3 вида м. сосуществуют у человека при решении различных задач. Уровни м. не всегда могут совпадать с формами по содержанию. Внутри каждого уровня можно выделить 2 различных плана: § Тех мыслительных средств, которыми субъект свободно владеет, представляя их как целостную, взаимосвязанную систему; § Тех мыслит. средств, с помощью которых данное целостное представление становится возможны, но которые сами еще не вполне освоены. Ж. Пиаже. Совмещение уровня с формами дает 4 стадии развития м. Средства более ранних форм объединяются в систему и осваиваются субъектом при помощи более поздних. Высшие уровни развития совпадают с овладением наиболее абстрактными, формально-логическими средствами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.009 с.) |