Практическо-лабораторные занятия (30 час. ).
ПРАКТИЧЕСКО-ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (30 час.).
№
| ТЕМЫ
| ЧАС.
|
| Тема 1. Рефлексивный анализ разделов программы курса через личностный опыт. Интерактивная форма занятия.
|
|
| Тема 2. Современные направления развития науки о психике. Методы современной психологии. Семинарское занятие.
|
|
|
|
|
| Тема 3. Семинар. Короткая история психологии. Становление предмета психологии. Характеристика направлений, что возникли на грани ХІХ - ХХ столетия.
|
|
|
|
|
| Тема 4. Исследование функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
|
|
|
|
|
| Тема 5. Когнитивная сфера личности. Ощущение. Теоретическая часть. Общее понятие. Классификация ощущений: экстерорецептивные, интерорецептивные и проприорецептивные ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений. Абсолютная и дифференциальная чувствительность. Понятие о пороге сенсорной чувствительности. Основной психофизический закон. Проблема изменения сенсорной чувствительности. Практическая часть. Исследование зрительных, слуховых и тактических ощущений.
|
|
|
|
|
| Тема 6. Восприятие. Теоретическая часть. Общее понятие о восприятии. Отличия восприятия от ощущения. Виды восприятия: непроизвольное и произвольное. Наблюдение и наблюдательность. Основные закономерности процесса восприятия. Физиологичные основы восприятия. Активный характер восприятия. Роль установки в процессе восприятия. Апперцепция. Классификация восприятия. Восприятия пространства, времени и движения. Иллюзии восприятия. Развитие восприятия и наблюдательности в процессе учебной и трудовой деятельности. Практическая часть. Исследование свойств и закономерностей восприятия.
|
|
|
|
|
| Тема 7. Воображение. Теоретическая часть. Природа и своеобразие воображения как познавательного психического процесса. Виды воображения в зависимости от характера деятельности. Виды воображения по содержанию. Мечта. Приемы создания образов воображения. Физиологичные основы процессов воображения. Воображение и органические процессы. Воображение и личность. Место воображения в деятельности человека. Фантазия в научном и художественном творчестве. Роль фантазии в игровой деятельности ребенка. Развитие воображения у детей. Сновидение как форма воображения: проблема психологического объяснения. Практическая часть. Исследование закономерностей образов воображения. Тест "Животное, которое не существует". Личность и воображение.
|
|
|
|
|
| Тема 8. Мышление и вещание. Теоретическая часть. Понятие о мышлении. Мышление и чувственное познание. Мышление и практическая деятельность. Мышление и язык. Логические формы мышления: понятие, суждение и умовывод. Основные мыслительные операции: Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Качества ума. Мышление как созерцание, решение задач и рефлексия. Творческое мышление. Общее понятие о языке. Язык и вещание. Язык и общение. Виды языка. Стили языка. Основные функции языка. Способы коммуникации у животных и их качественная отмена от средств языкового общения у людей. Практическая часть. Исследование особенностей мышления. Семинар. Мышление: типы, процессы, формы.
|
|
|
|
|
| Тема 9. Память. Теоретическая часть. Понятие о памяти. Классификации видов памяти. Взаимосвязь разных видов памяти. Физиологичные механизмы памяти. Характеристика процессов памяти. Запоминание. Условия производительности запоминания. Воссоздание. Виды воссоздания. Упоминание. Узнавание. Приемы эффективного упоминания. Сохранение и забывание. Темп забывания. Реминисценция. Индивидуальные отличия памяти. Практическая часть. Исследование свойств разных видов памяти.
|
|
|
|
|
| Тема 10. Внимание. Теоретическая часть. Понятие о внимании. Функции внимания. Природа внимания. Системная организация внимания: виды, формы, свойства. Виды внимания. Формы внимания. Основные свойства внимания: объем, концентрация, распределение, стойкость, переключение. Физиологичные основы внимания. Индивидуальные свойства внимания. Практическая часть. Исследование свойств внимания.
|
|
|
|
|
| Тема 11. Исследование темперамента по тесту Айзенка.
|
|
|
|
|
| Тема 12. Диагностика акцентуаций характера по тесту Леонгарда-Шмишека.
|
|
|
|
|
| Тема 13. Диагностика интеллектуальных способностей по тесту Амтхауэра.
|
|
|
|
|
| Тема 14. Исследование эмоциональной направленности по Додонову.
|
|
|
|
|
| Тема 15. Семинар. Феномен воли. Развитие волевых качеств личности.
|
|
|
|
|
КОНТРОЛЬНІ ПИТАННЯ НА ІСПИТ
Психология как наука. Объект, предмет психологии.
Становление предмета психологии.
Классификация психических явлений.
Структура психических процессов. Общая характеристика познавательной сферы личности.
Методы психологии.
Основные отрасли современной психологии и основные тенденции ее развития.
Основные принципы отечественной психологии.
Мозг и психика. Физиологичная основа психической деятельности.
Функциональные блоки мозга по Р.Лурии.
Понятие о функциональной системе (по П.К.Анохину).
Развитие психики и сознания. Стадии и уровни развития психики (по А.Н.Леонтьеву и К.Е.Фабри).
Функции психики. Сущность психического отображения.
Основные теоретические направления, что возникли на грани XIX - XX ст.
Бихевиоризм, необихевиоризм. Основные теоретические положения.
Гештальтпсихология, ее вклад в психологическую науку. Теория поля К.Левина.
Психоанализ и его значение для развития современной психологии.
Структура психики за З.Фрейдом. Топографическая и динамическая модели психики.
Неофрейдизм. Мотивационные факторы личности за А.Адлером.
Взгляды К.-Г.Юнга на структуру несознательного, типы личности.
Мотивы и жизненные стратегии личности за К.Хорни.
21. Гуманистическая психология. А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл - общие положения их концепций.
Когнитивная психология.
Трансперсональная психология.
Отечественная школа психологии.
Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность.
Развитие личности. Источники и движущие силы развития личности.
Биогенетическая и социогенетическая концепции развития.
Понятие о возрасте. Сенситивные периоды развития. Возрастные кризисы.
29. Возрастные психологические новообразования личности.
Определение личности. Характеристики личности. Системообразующие факторы личности.
Структура личности (по К.К.Платонову, традиционная).
Механизмы психологической защиты по З.Фрейду.
Уровни морального развития по Л.Кольбергу.
Стадии развития личности по Э.Эриксону.
Темперамент. Свойства темперамента.
Типы темперамента.
Характер. Черты характера. Типы акуентуаций по К.Леонгарду.
Способности. Задатки. Виды способностей.
Структура способностей. Творческие способности.
Самооценка личности. Формирование самооценки. Референтная группа.
Мотивационная сфера личности. Параметры и характеристики.
Мотивация и личность.
Теории мотивации.
Потребности. Классификация потребностей. Потребность и личность. Формирование потребностей.
Деятельность. Поведение и деятельность. Особенности деятельности в отличие от поведения животных.
Структура деятельности.
Виды деятельности. Знание, умение, навыки. Привычки.
Теория деятельности А.Н.Леонтьева. Отдаление цели от мотива и сдвиг мотива на цель.
Понятие об ощущении. Классификация ощущений.
Закономерности ощущений. Пороги ощущений. Основной закон психофизики.
Восприятие. Отличия восприятия от ощущения. Классификация восприятия.
Свойства и особенности восприятия. Восприятия времени, пространства и движения.
Внимание. Виды внимания.
Свойства внимания. Развитие внимания и воспитание внимательности.
Методы исследования внимания.
Структура психических процессов личности.
Мышление. Определение. Особенности.
Мышление и язык. Функции языка.
Операции мышления. Формы мышления.
Виды мышления. Качества ума. Развитие мышления в учебной деятельности.
Воображение. Функции воображения. Виды воображения. Способы создания образов воображения.
Воображение и органические процессы. Связь воображения с физиологичными процессами в организме.
Память. Процессы памяти. Свойства памяти.
Эмоциональных процессов.
В.А.Петровского,
В.Л.Леви.
ПРАКТИЧЕСКО-ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (30 час.).
№
| ТЕМЫ
| ЧАС.
|
| Тема 1. Рефлексивный анализ разделов программы курса через личностный опыт. Интерактивная форма занятия.
|
|
| Тема 2. Современные направления развития науки о психике. Методы современной психологии. Семинарское занятие.
|
|
|
|
|
| Тема 3. Семинар. Короткая история психологии. Становление предмета психологии. Характеристика направлений, что возникли на грани ХІХ - ХХ столетия.
|
|
|
|
|
| Тема 4. Исследование функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
|
|
|
|
|
| Тема 5. Когнитивная сфера личности. Ощущение. Теоретическая часть. Общее понятие. Классификация ощущений: экстерорецептивные, интерорецептивные и проприорецептивные ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений. Абсолютная и дифференциальная чувствительность. Понятие о пороге сенсорной чувствительности. Основной психофизический закон. Проблема изменения сенсорной чувствительности. Практическая часть. Исследование зрительных, слуховых и тактических ощущений.
|
|
|
|
|
| Тема 6. Восприятие. Теоретическая часть. Общее понятие о восприятии. Отличия восприятия от ощущения. Виды восприятия: непроизвольное и произвольное. Наблюдение и наблюдательность. Основные закономерности процесса восприятия. Физиологичные основы восприятия. Активный характер восприятия. Роль установки в процессе восприятия. Апперцепция. Классификация восприятия. Восприятия пространства, времени и движения. Иллюзии восприятия. Развитие восприятия и наблюдательности в процессе учебной и трудовой деятельности. Практическая часть. Исследование свойств и закономерностей восприятия.
|
|
|
|
|
| Тема 7. Воображение. Теоретическая часть. Природа и своеобразие воображения как познавательного психического процесса. Виды воображения в зависимости от характера деятельности. Виды воображения по содержанию. Мечта. Приемы создания образов воображения. Физиологичные основы процессов воображения. Воображение и органические процессы. Воображение и личность. Место воображения в деятельности человека. Фантазия в научном и художественном творчестве. Роль фантазии в игровой деятельности ребенка. Развитие воображения у детей. Сновидение как форма воображения: проблема психологического объяснения. Практическая часть. Исследование закономерностей образов воображения. Тест "Животное, которое не существует". Личность и воображение.
|
|
|
|
|
| Тема 8. Мышление и вещание. Теоретическая часть. Понятие о мышлении. Мышление и чувственное познание. Мышление и практическая деятельность. Мышление и язык. Логические формы мышления: понятие, суждение и умовывод. Основные мыслительные операции: Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Качества ума. Мышление как созерцание, решение задач и рефлексия. Творческое мышление. Общее понятие о языке. Язык и вещание. Язык и общение. Виды языка. Стили языка. Основные функции языка. Способы коммуникации у животных и их качественная отмена от средств языкового общения у людей. Практическая часть. Исследование особенностей мышления. Семинар. Мышление: типы, процессы, формы.
|
|
|
|
|
| Тема 9. Память. Теоретическая часть. Понятие о памяти. Классификации видов памяти. Взаимосвязь разных видов памяти. Физиологичные механизмы памяти. Характеристика процессов памяти. Запоминание. Условия производительности запоминания. Воссоздание. Виды воссоздания. Упоминание. Узнавание. Приемы эффективного упоминания. Сохранение и забывание. Темп забывания. Реминисценция. Индивидуальные отличия памяти. Практическая часть. Исследование свойств разных видов памяти.
|
|
|
|
|
| Тема 10. Внимание. Теоретическая часть. Понятие о внимании. Функции внимания. Природа внимания. Системная организация внимания: виды, формы, свойства. Виды внимания. Формы внимания. Основные свойства внимания: объем, концентрация, распределение, стойкость, переключение. Физиологичные основы внимания. Индивидуальные свойства внимания. Практическая часть. Исследование свойств внимания.
|
|
|
|
|
| Тема 11. Исследование темперамента по тесту Айзенка.
|
|
|
|
|
| Тема 12. Диагностика акцентуаций характера по тесту Леонгарда-Шмишека.
|
|
|
|
|
| Тема 13. Диагностика интеллектуальных способностей по тесту Амтхауэра.
|
|
|
|
|
| Тема 14. Исследование эмоциональной направленности по Додонову.
|
|
|
|
|
| Тема 15. Семинар. Феномен воли. Развитие волевых качеств личности.
|
|
|
|
|
КОНТРОЛЬНІ ПИТАННЯ НА ІСПИТ
|