Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Фрейд – образное мышление бессознательно, речевое – сознательно. Платонов: опыты с постгипнотическим внушением (ребенку велели унести туфли, чужие вещи брать нехорошо, оставил записку - «туфли в соседней комнате»). Существуют неосознанные мотивы деятельности человека. В любом сложном поступке мы должны обязательно различать то, что реально побуждает человека к деятельности – мотив и то, как сам человек объясняет свои действия (мотивировка). Объяснения – результат работы мышления. + Изучение глазодвигательной активности шахматистов (Телегина) – выбор наилучшего хода: длительность отдельных фиксаций, траектории движений глаз, установление взаимодействия между элементами, частота исследования элементов. Осознаваемые элементы мыслительной деятельности, можно изучать с помощью: ü Самоотчёт; ü Рассуждение вслух (Дункер) Взаимосвязь осознаваемого и неосознаваемого – см. теорию Понаморева (билет №5) Далее рассмотрены неосознаваемые аспекты. Установка. Грузинская школа (школа Узнадзе). Работы Элиава. Установка – склонность, направленность, готовность субъекта к совершению акта, который может удовлетворить его потребность, как предуготованность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение потребности. Установка предопределяет круг гипотез, которые могут возникнуть у испытуемого (Ле…ал о…ел: летал орел / лежал осел). Установка и образное мышление. Натадзе. Установка может возникать при воображаемой ситуации; шары не даются в руки, испытуемый воображает их. Это лежит в основе сценического перевоплощения и ролевых игр ребенка. Исследования бессознательного с помощью гипноза К. И. Платонов (про туфли в соседней комнате), Райков (барьер при решении задачи). Эксперимента Лаченса с 3-мя сосудами. Интуиция – мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логических выводов. Характерна быстрота формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований. Проявляется в условиях неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции. Большую роль играет в творческой деятельности, и человек открывает новые знания и возможности преобразования действительности. Признаки интуитивного решения: 1. Ясное видение открытого принципа (близость с инсайтом). 2. Быстрота. 3. Нет явной этапности.
Связь неосознаваемых компонентов мышления с осознаваемыми: Общий объем неосознаваемых и невербализованных компонентов больше. Невербализованные смыслы шире их вербализованных эквивалентов. Неосознавательные психические отражения развиваются в ходе решения задачи и взаимодействуют друг с другом. Перенос одной ориентировочно-исследовательской деятельности в другую возможен без вербализации. В невербализованной активности может происходить подготовка вербализованного отражения. Вербализованное отражение может быть обобщением невербализованных отражений. Вербализованное и невербализованное психическое отражение оказывает разное влияние на организацию поиска решения задачи, они в разной степени переносимы из одной ситуации в другую. Стадии: формирование поисковой потребности, предвосхищения и формирования решения. Неверблизованный поиск решения менее однороден. Сознательная деятельность подчинена сознательной цели.
Мотивация мыслительной деятельности Мотивация – это главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. Одно из основных условий, обеспечивающих процесс развертывания задач – это акт принятия задач. Пока задача не принята, она решаться не будет. Значит, мы должны остановиться на вопросе о мотивации мыслительной деятельности по решению задачи. Акт принятия задачи – это связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализированной в данной ситуации мотивационной структурой. Мотив – это то, что соответствует конкретной потребности, то в чем она конкретизируется. Выделяют 2 группы мотивов: 1. Внешние мотивы мыслительной деятельности: задача ставится ради достижения каких-то результатов, не связанных с познанием объекта, каких-то замаскированных, неявных свойств ситуации. 2. Внутренние мотивы мыслительной деятельности: включает в себя комплекс чисто познавательных аспектов. Мотивация – необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению задач, но она может быть разной. На одном полюсе находится внешняя, на другом – внутренняя мотивация. Задача на мышление всегда предполагает какое-то затруднение. В результате актуализируется новая потребность, которой не было в самом начале. Человек начинает решать задачу только на основе внешних мотиваций. Но по ходу решения актуализируются новые потребности и мотивы. Они добавляются к исходным мотивам. Деятельность по решению задачи всегда полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, находящихся в иерархических отношениях, поэтому акт принятия задачи – это связывание ее с целой группой мотивов. Даже если аналитически мы выделяем один мотив, лежащий в основе решения задачи, то все равно по мере ее решения эта исходная мотивация «обрастает» дополнительными мотивами и деятельность становится полимотивированной. Но даже в структуре полимотивированной деятельности значимость разных мотивов может быть различной. Деятельность может быть мотивированна в основном извне, и наоборот, изнутри. Момент актуализации новой познавательной потребности по ходу решения задачи связывается в психологии с возникновением проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это ситуация, которая характеризуется тем, что ранее применявшиеся методы не ведут к достижению необходимого результата. Теория проблемных ситуаций была разработана Матюшкиным. Психологическая структура проблемной ситуации включает: · Познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности · Неизвестное досягаемое знание или способ действия · Интеллектуальные возможности человека, включающие творческие способности и прошлый опыт, которые определяют диапазон возникновения познавательной потребности Матюшкин также предложил трехмерную модель основных планов проблемных ситуаций, основываясь на таких параметрах, как «степень трудности», «этапы становления действия», «структурные компоненты действия». Мотивы – это не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, а фактор, влияющий на ее продуктивность. Эксперименты Телегиной и Богдановой Решение одних и тех же задач. 3 ситуации эксперимента: ü Выполнение нейтральной инструкции (решите предложенную вам задачу) ü Решение в ситуации соревнования ü Решение в ситуации «исследования умственных способностей» Результаты: Наблюдается закономерное повышение продуктивности решения задач как результат включения их в деятельность, регулируемую высокозначимыми для человека мотивами. Эксперимент Корниловой Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них проявляются особенности мотивации мышления. Задача из книги Де Боно «Нешаблонной мышление» о купце, его дочери и ростовщике (камешки с дорожки). Чтобы отношения испытуемых к ситуации были разные, варьировались ü Форма предъявления задачи (текст, схема, рисунок) ü Инструкция ü Формулировка вопроса Отношение к задаче фиксировалось до и после решения задачи. Результаты: Оценка задачи как интересной положительно влияет на ее последующее решение и наоборот. Также положительно коррелируют с решением задачи оценка ее как решаемой, положительное эмоциональное отношение к задаче, активность этого отношения. Отношение к задаче формируется од влиянием: ü Формы предъявления задачи испытуемому ü Характер инструкций ü Характер вопросов В ходе решения задачи познавательные мотивы не просто взаимодействуют с внешними мотивами, но имеют свою собственную логику развития в ходе решения задачи. Обнаружение несоответствия используемых способов действия условиям задачи, разрыв между условиями и требованиями задачи, противоречие между исходным и искомым, отношения между предыдущими и последующими целями при их последовательном достижении – все это внутренний источник развития мотивации в ходе решения задачи. Кроме внешней и внутренней мотивации различают также ситуационные и устойчивые мотивы. Решение задачи – это всегда взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется не только задача, объект мышления, но и сам субъект.
Мотивы и целеобразование Наличие мотива является условием достижения цели. Личностный смысл – это форма презентации субъекту как самой цели, так и хода ее достижения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.192 (0.011 с.) |