Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-сопоставительные исследования мышления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лурия: структура познавательной деятельности на разных этапах исторического развития не остается неизменной и мыслительные процессы имеют социально-исторический характер и меняются с освоением знаний. При овладении грамотой у узбеков достаточно быстрый переход к словесно логическому мышлению (до этого классификация на основе наглядных представлений, недоверие к исходной посылке силлогизма). Леви-Брюль Тейлор, Спенсер: Ассоциации по смежности и по происхождению. Мышление – просто количественное накопление опыта (с этим спорил Леви-Брюль, качественное своеобразие мышления).
Онтогенез мышления. Тихомиров О.К «Психология мышления» 224-230, Петухов В. В «Психология мышления» 44-48. Тихомиров: Мышление формируется прижизненно, в ходе предметной деятельности и общения, присвоения общественного опыта. Ступени: l наглядно-образное l наглядно-действенное l словесно-логическое Запорожец: необходимо пройти все три ступени, иначе что-то пропустишь – не надо форсировать обучение ребенка.
Мышление развивается в ходе предметных действий – новые способы применения, в игре.
Новоселова: в предметных действиях впервые познаются причинно-следственные связи.
Подъяков: Эксперимент передвижение с помощью рычага на поле. Развитие детского мышления – усовершенствование средств и способов мышления. Наглядно-действенное мышление – превращение практических и исполнительных в пробующие и поисковые действия: l пошаговый характер l мыслительный анализ результатов l пробы и ошибки сменяются системой пробующих действий Наглядно-образное мышление (условие разделение цели и условия их достижения): Эксперимент с колпачком, который выскакивает из установки. С 4 лет, даже если не видит, подходит, чтобы посмотреть.+ Двигать предмет ручкой или по лабиринту по лабиринту закрытому, ребенку давалась карта: смотрели, когда начинает пользоваться картой. l различение плана объектов и плана моделей, но возможность соотнесения. l возможность представлять скрытые стороны ситуации l усложнение структуры образов Комплексное мышление имеет большое значение-попытка ребенка разобраться, осмыслить новое явление.
Лурия, Юдович – близнецовые исследования Близнецы с задержкой речевого развития – только симпрактическая речь (связанная с практикой), нет планирования, сюжетно-ролевой игры. Поместили детей в разные группы детского сада. У одного развивали осознанную, развернутую речь. Опережал брата: в классификации, логических выводах.
Выготский: В школьном возрасте через систему научных понятий развиваются.
Якиманская (уровни развития пространственного мышления) l способность отвлечения от наглядной основы. l содержание деятельности (тип преобразования, качественное своеобразие способов). l уровень сложности (число и характер преобразований). Калмыкова (развитие продуктивного мышления)
1. интуитивно-практическое мышление: абстрагирование общих существенных признаков без отражения в словесного 2. повышение осознанности 3. повышение степени существенности и обобщенности словесно-формулируемых признаков, появляются: самостоятельность, гибкость, устойчивость, осознанность 4. продуктивное мышление
Ярошевский: соотнесение исторического и онтогенетического развития мышления.
Брунер: l манипулятивные действия l предметные действия (цель, присутствие взрослого, элеметарные обобщения): отделение действия от предмета, поисковое поведение.
Мышление позволяет выделять скрытые свойства объекта.
Теория интеллекта Ж.Пиаже. Говорит о мышлении, как интеллекте. Интеллект – высшая форма адаптации (ассимиляция + аккомодация) человека к окружающей среде. В узком смысле – система операций. Интеллект= организация+адаптация. Не всякое содержание может быть ассимилированно, а только то, которое соответствует внутренним структурам индивида. Схема – поз структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность, которая представляет собой прочное взаимосвязанное целое, в котором акты поведения, составляющие его, взаимодействуют. Операция – внутреннее действие, которое произошло из внешних, предметных действий, сокращенное, совершается со знаками, организованно в систему, обладает свойством обратимости. Содержание, сущность мышления могут быть раскрыты только при анализе закономерностей его становления, развития и формирования. Стадии развития интеллекта (системы взаимосвязанных интеллектуальных операций). 1. Сенсо-моторный, довербальный (0 -1,5-2 г): координация зрения и действия, организация внутренних схем (но конкретных, а не целостных), понимание инвариантности, направленность только практическая, не познавательная. 2. Наглядное, интуитивное, дооперациональное (1,5-2 - 7-8): овладение знаковой речью, создающей возможность интереоризации практического действия, возникает символическая функция, мысленное осуществление действия, конкретный объект можно представить в отрыве от практической ситуации, но объекты не сгруппированы. 3. Стадия конкретных операций (7-8 – 11-12): группировка наглядных представлений, координация последовательных действий, обратимость схемы действия, разные пути достижения цели, возврат к началу, привязанность к конкретному материалу. 4. Стадия формальных операций (с 11-12): переход к операциям абстрактного уровня, гипотеко-дедуктивные рассуждения.
Мышление – полиморфный и гетерохронный процесс.
Культурно-историческая теория развития высших психических функций и психология мышления. Функциональное употребление слова или другого знака в качестве средства активного направления внимания – основная и необходимая часть процесса в целом. Образование понятия или приобретение словом значения является результатом сложной активной деятельности, в которой участвуют все основные психические функции, опосредованные с помощью знака и в своеобразном сочетании. Центральным для этого процесса является функциональное употребление слова или знака в качестве средства, с помощью которого подросток подчиняет своей власти собственные психические операции и направляет их на решение стоящей перед ним задачи. Понятие невозможно без слов. Мышление в понятиях невозможно без речевого мышления. Производящей причиной созревания понятия является специфическое употребление слова как знака в качестве средства образования понятия. Социальная среда с помощью постановки перед подростком определенных задач и целей побуждает его к развитию понятийного мышления, т.е. причина развития мышления является не внутренней, а внешней. Образование понятий генетически связано с переходным возрастом как функция социально-культурного развития. Процесс образования понятий предполагает в качестве основной и центральной части овладение течением собственных психических процессов с помощью функционального употребления слова или знака.
Мышление и общение. l В общении принято разделять три стороны: гностическую, действенную и коммуникативную. l Парадоксы общения- несовпадение смыслов высказываний. Ситуационный смысл проясняется в ходе общения. l Общение характеризуется не только вовлечением каждого партнера, но и их представлении о вовлечении другого. l Диалогическое может быть непосредственным и опосредованным (переписка). В д.р. надо различать непроизвольные и произвольные компоненты. l Психологические условия диалогического общения: предметная область + восприятие друг друга акустически и зрительно (невербалика). l Речевое общение может быть адресовано к интеллектуальной или эмоциональной сфере. Цель говорящего: выбор жанра, интонирование (прояснение ситуационного смысла), попытки активно определить и предвосхитить ответ собеседника. l Расчленение подлежащего выражению на подразумеваемое и выражаемое -> разное соотношение: разговор намеками, молчание. l В ходе общения ставятся новые темы: Эксперимент А. Е. Войскунского: просили двух участников пересказать скучный реферат, можно делать, что хочешь, лучше партнера: ссылки на не упоминавшихся авторов, придуманные истории. l Речь может быть использована не только для того, чтобы передать информацию, но и чтобы скрыть ее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.007 с.) |