Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследования процессуальной стороны мышления в школе С.Л. Рубенштейна.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мышление – опосредованное и обобщенное познание объективной реальности. Мышление – деятельность субъекта, взаимодействующего с объективным миром. Мышление потому и является процессом, что оно есть непрерывное взаимодействие человека с объектом. Фазы мыслительного процесса: § Осознание проблемной ситуации. Постановка проблемы – мыслительный акт, который часто требует большой и сложной работы. § Разрешение проблемы. Поиск возможных решений. Процесс мышления: ü Сравнение – это та конкретная форма взаимосвязи анализа и синтеза, посредством которой осуществляются эмпирическое обобщение и классификация. Сравнение часто является первичной формой познания. ü Анализ - мысленноерасчленение предмета на части, но правильный анализ является анализом не только частей, но их связей и отношений. ü Синтез - соотнесение, сопоставление, всякое установление связи между различными элементами. Синтез объединяет части, полученные путем анализа, по-новому. Анализ и синтез неразрывно связаны. Основным психологическим процессом мышления при решении задачи является «анализ через синтез». Этот процесс рассматривается как универсальный, позволяющий вскрыть внутренние механизмы мышления субъекта и, в частности, выделить психологические стадии процесса решения задачи. ü Абстракция - это выделение, вычленение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных; этоспецифическая форма анализа, форма, которую анализ приобретает при переходе к дискурсивному мышлению (оно же словесно-логическое или абстрактно-понятийное). Дискурсивное мышление – это процесс логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль, обусловлена предшествующей. ü Обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящих в выделении, фиксации относительно устойчивых свойств предметов и их отношений. Абстракция и обобщение – две взаимосвязанные стороны единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях.
9.Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П.Я. Гальперина) 9.Мышление как ориентировочно - исследовательская деятельность (теория планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина). Воспитание систематического мышления.
Гальперин: «психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление». Гальперин выделил различные типы ориентировок, в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. Типы: I. Ориентировка на признаки. Обучение идет медленно, путем проб и ошибок и дает низкие результаты. II. Ориентировка на признаки и отношения. Признаки и отношения подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет быстрее, но результаты получаются ограниченными. III. Ориентировка на существенные свойства и отношения. Они специально выделяются путем анализа внутренней структуры объекта и его положения среди др. объектов того же рода. Усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия. Умственное действие, его виды и характеристики. УД – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства (включая внешнюю речь), что отличает УД от др. видов человеческих действия (физических, перцептивных, речевых). УД м.б. направлены на решение познавательных (напр., мыслительных) и практических задач. Виды УД: 1. Развернутая речь про себя 2. Действие по формуле (наивысшая форма внутреннего речевого действия) 3. Внутренняя речь (сокращенная речевая формула) Характеристики УД: § Мера обобщения. Выделение существенных свойств, необходимых для выполнения данного действия § Полнота фактического выполнения операций § Мера освоения действия Формирование умственных действий. Теория поэтапного формирования умственных действий – учение о процессах и условиях, определяющих формирование УД, а на их основе – представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории: ü Выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия. ü Среди условий действия особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (знаки, эталоны, меры). ü Образование действий (мышления, восприятия и др.) происходит путем перехода внешних предметных действий в умственный план (т.е. путем интериоризации). Этапы: 1) Создание ориентиров 2) Материальная форма – очень развернуто. Оно осваивается, потом сокращается. 3) Опора на громкую речь 4) Внешняя речь про себя → действие по формуле 5) Внутренняя речь Воспитание мышления (по Гальперину и Даниловой). Воспитание через решение малых творческих задач (головоломок). Они в первую очередь учат аналитической части творчества. Схема: 1. Переключить субъекта на систематическое исследование задачи. 2. Исключить искажение и забывание условий. Текст задачи делится на сообщения, испытуемый исследует их, все догадки необходимо выражать словесно и проверять. 3. Переключение с попытки немедленного решения на систематический ход решения. Итоги: экспериментальная группа, обучавшаяся по этой схеме: все решают задачу. Контрольная группа: 42-44% решивших задачу. Вывод: сознательная организация аналитической части процесса продуктивного мышления ведет к повышению эффективности этого мышления.
Психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач. Так же как и Рубинштейн, процесс = деятельность. Мыслит субъект, ориентировку осуществляет субъект. Творческое мышление = анализ + конструирование. Можно обучить только анализу (анализ условий и проверка догадок). Обучение на примере «малых творческих задач»: головоломки. Ориентировка: Ø l образцы действий и его продуктов Ø l не только образцы, но и указания как выполнять действия Ø l схема, содержащая опорные точки (обучение анализу задания)
Умственные действия — действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Оно обобщенное, сокращенное.
Поэтапное формирование умственных действий: Ø Условия успешности психических процессов поразительно сходны с такими же условиями внешней деятельности. Ø Со временем наступает процесс сокращения психической работы Ø Новое задание не всегда одинаково доступно ребенку на разных уровнях его выполнения – в действии про себя, при выполнении действия в громкой речи и при действии с предметами – постепенное восхождение от внешнего к внутреннему. Ø Полноценное действие более высокого порядка не может сложиться без опоры на предшествующие формы того же действия. Ø Три уровня действия: с материальными предметами, в громкой речи, в уме. Ø Усвоить действие – значит не просто вспомнить, как оно было показано, но и суметь повторить его с новым материалом и заново получить из этого материала указанный продукт. Этапы формирования: 1. (вводно-мотивационный этап) Ознакомление с заданием (должно содержать не только указание на процесс и продукт, но и сопровождаться такой разметкой – ориентировочной основой деятельности- 3 типа: образец, указание на то, как выполнять и планомерное обучение, которая позволила бы правильно выполнить действие). 2. (этап формирования действий в материальной форме)Выполнение: лишь в результате в результате развертывания действия и его обобщения подлинное содержание действия становится ясно учащемуся. 3. (этап внешне речевого действия)Сокращение (тщательная отработка действия во внешней речи, но без опоры на предметы). Речевое действие – отражение материального. Возникновение абстракций. 4. (этап речевого действия про себя) Перенесение во внутренний план, свободное проговаривание действия целиком про себя. Не речь минус звук, а звуковые образы слова. Первый этап собственно умственного действия. 5. (этап умственного действия) Собственно внутренняя речь: фрагментарная, течет автоматически, за пределами самонаблюдения.
Свойства человеческого действия: Ø уровень выполнения Ø мера обобщения Ø полнота факт
10.Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах. Отто Зельц (близко к Вюрцбургской школе) стадии развития. Функция каждого этапа мышления, преемственноть мышления. Ввод генетического метода. Противоположность репродуктивного и продуктивного мышления. Продуктивность и репродуктивность. Аспекты единой интеллектуальной деятельности, не существуют один без другого.
Этапы: Образование общей задачи (выделение предметных отношений между элементами задачи, образование проблемного комплекса, его компонентов: известное, искомое, отношение между известным и искомым, комплекс незавершен: либо незавершенность компонентов, либо отношений). Создание схемы, где искомое характеризуется через место, которое оно занимает в комплексе. Антиципация - предвосхищение искомого. Задача контролирует мышление на всем протяжении процесса. Постановка задачи приводит к актуализации интеллектуальных операций, которые более или менее пригодны для осуществления этой цели. Определяются общей задачей, структурой проблемного комплекса и антиципацией будущего результата, что позволяет решать даже новые задачи. Операции: дополнение комплекса (визуальное представление), абстракция (выделение предметов, их отношений), репродукция сходства (мысленное разделение предмета и понятия, выделение признаков, поиск и нахождение подобного по структуре предмета или понятия в прошлом опыте). Целеполагание необходимо. Зельц первый стал исследовать мышление, как процесс, последовательно развертывающийся во времени. Поставил проблему интеллектуальных операций.
Дункер Этапы решения: нахождение принципа решения = функциональное решение проверки способа решения = окончательное решение. Эвристические методы решения (Дункер) – выход на проблематику операций мышления: анализ конфликтов (в чем в данной ситуации противоречие, что не так?) анализ материала (а что нужно для решения задачи в этих условиях) анализ цели и условий (чего хочет добиться в данной ситуации).
Тихомиров Уоллес.: 4 стадии творческого мышления подготовка Предварительный анализ условий задачи созревание Непроизвольный поиск возможных путей решения и выдвижение гипотез вдохновение Нахождение принципа решения проверка найденного решения Недостатки: схемы подобного рода отражают скорее необходимую функциональную организацию мыслительного процесса, чем его действительное психологическое содержание.
Леонтьев: Условия творческого мышления: мотивация целеобразование, выделение замысла, подцелей.
Линдсей, Халл, Томпсон: творческое (генерация большого кол-ва новых идей) и критическое (проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения, выявляет недостатки и дефекты новых идей) – мозговой штурм.
3. Зельц. (см. вопрос № 45) 4. Рубинштейн. (см. вопрос №6 синтез абстракция и всё такое)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.110.182 (0.008 с.) |