Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграция и диверсификация в корпоративной системе

Поиск

Корпорация, как любая организационно-экономическая система, подвержена непрерывному изменению. Это изменение происходит, как правило, в виде слияния или поглощения компании, приводя к образованию диверсифицированных корпораций, а так же изменение может происходить через разукрупнения. В любом случае изменение корпоративной системы существенным образом затрагивает интересы государства, на территории которого действует корпорация. Государство в свою очередь формирует правовые нормы, регулирующие процессы изменения корпоративной системы. Выделяют 2 основных понятия связанные с изменением корпоративной системы: диверсификация и разукрупнение. Понятие диверсификация возникло в теории минимизации предпринимательских рисков. Отсюда 2 определения: 1. Проникновение фирмы в отрасль, не имеющей прямой связи или функциональной зависимости от основной отрасли корпорации. 2. В более широком смысле – распространение хозяйственной деятельности на новые сферы, в том числе связанные с изменением номенклатуры продукции и видов предоставляемых услуг. Таким образом, диверсификация производство и предпринимательской деятельности является инструментом для устранения диспропорции, воспроизводства и распределения ресурсов. ЦЕЛИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НАПРЯМУЮ ЗАВИСЯТ ОТ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ и производственных возможностей корпорации. Приоритетные цели диверсификации на графике:

Рисунок. Приоритет целей диверсификации.

Анализ современных мировых тенденций позволяет определить основные мотивы диверсификации. Факторы, влияющие на решения могут классифицироваться следующим образом:

Факторы внешней среды: экономические, политические, факторы правовой среды, технологическая среда, факторы социально-культурной среды, поведение конкурентов.

Экономические факторы:

· Экономический цикл;

· Жизненный цикл корпорации;

· Жизненный цикл товара;

· Кредитно-денежная политика;

· Инфляция и инфляционные ожидания;

· Уровень безработицы;

· Цены на продукцию естественных монополий;

· Цены на природные ресурсы;

· Доступность для участников рынка государственных (муниципальных) программ и заказов.

Политические факторы:

· Государственная поддержка малого и среднего бизнеса;

· Политическая стабильность;

· Отношение местных властей с федеральным центром;

· Степень активности местных (федеральных) властей в общемировых экономических процессах и программ;

· Степень лоббирования своих интересов крупными игроками на рынке.

Факторы правовой среды:

· Антимонопольное законодательство;

· Правовое регулирование трудовых отношений;

· Регулирование потребительских кредитов;

· Законы об охране окружающей среды;

· Лицензирование отдельных видов деятельности.

Технологическая среда:

· Интенсивность внедрения новых продуктов;

· Приоритетные направления затрат на НИОКР;

· Автоматизация

Факторы социально – культурной среды:

· Качество жизни населения;

· Уровень образования;

· Потребительская активность и отношение к новым продуктам;

· Динамика потребности социальных групп населения.

 

Лекция 9, от 13.11.2012 г.

Поведение конкурентов:

Рисунок. Мотивы и цели диверсификации

Диверсификация является инвестиционной стратегией направленной не на максимизацию прибыли, а на снижение риска и рост фирмы. Поскольку капитальные вложения направляются в основном на расширение производства, стратегии диверсификационного роста обычно реализуются при невозможности дальнейшего развития фирмы на рынке с конкретной продукцией. Стратегии диверсификационного роста классифицируются как стратегии вертикальной, горизонтальной, центрированной, конгламеративной диверсификации.

1. Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей для роста компании за счет новой продукции, требующей новые технологии, при этом корпорация будет ориентироваться на производство такой продукции, производство которой будет использовать существующие производственные возможности.

2. Стратегия центрированной диверсификации предполагает поиск и использование дополнительных возможностей для выпуска новой продукции. При этом существующее производство остается центральной частью бизнеса.

3. Стратегия конгламеративной диверсификации предполагает расширение предприятия за счет продукции, технологически не связанной с производимой ранее. Под ее влиянием формируются конгламеративные финансово-промышленные корпорации, объединяющие предприятия, находящиеся на различных стадиях производства в различных отраслях не связанных между собой. Благодаря диверсификации уменьшается вероятность риска убытков от цикличных конъектурных и структурных колебаний. Диверсифицированные объединения всегда более устойчивы. Одним из видов диверсифицированных объединений являются получившие распространение в последнее время такие формы корпораций, как финансово-промышленные корпоративные объединения.

Такие формы корпораций как ФПГ(финансово промышленные группы(объединения)).

ФПГ формируются путем слияния промышленных предприятий, финансовых структур, торговых компаний, научно-исследовательских институтов с целью повышения рентабельности, снижение издержек, увеличению производственных мощностей, увеличение конкурентоспособности с целью оптимизации прибыли. Внутри ФПГ объединений материальные, денежные, людские и интеллектуальные ресурсы, т.е. появляется возможность объединения капиталов, что позволяет увеличить капитал оборот, позволяет реализовывать инвестиционные проекты, отсюда и преимущество формирования ФПГ.

К преимуществам создания ФПГ относятся:

· Снижение вероятности банкротства и повышение устойчивости предприятий, финансово-кредитных и других учреждений к воздействию экономического и политического характера;

· Возможность создания мощной материально финансовой и научной базы, достаточной не только для выживания предприятия в условиях кризиса, но и обеспечивающее дальнейшее развитие и процветание;

· Возможность производства высококачественной и конкурентоспособной (даже на мировом рынке) продукции;

· Возможность противодействия неуправляемого проникновения крупных зарубежных монополий в экономику страны.

ФПГ - это группы взаимосвязанные по капиталу предприятий включающие финансовые органы, имеющие общий интерес в определенных сферах деятельности и созданных с целью решения конкретных задач. Внутри ФПГ объединений 2 формы капитала: банковский и промышленный капитал, образуя новую форму финансово-промышленного капитала. Для этой новой формы присущ специфический характер движения и особая форма кругооборота. Обычно предприятие проходит длинный путь развития, включающий процессы горизонтальной и вертикальной интеграции в сочетании с диверсификацией. При этом решаются проблемы связанные с отраслевым, межотраслевым и территориальным развитием. В результате получаем общую схему финансово-промышленных объединений.

Рисунок. Общая схема построения финансово-промышленного объединения.

В условиях ФПГ временно свободные финансовые ресурсы одного предприятия через финансовые инструменты могут быть перенаправлены на покрытие потребностей других участников ФПГ. Денежные средства высвобождаются в результате различной скорости кругооборота денежных средств на различных предприятиях участников ФПГ. Поскольку денежные ресурсы вращаются внутри корпоративного объединения, нету привлечения средств из вне (отсутствует заемный капитал) получаем экономию денежных средств. Кроме того временно свободные денежные средства предприятий участников могут быть в виде банковского капитала, использованного для эмиссии ценных бумаг, осуществления валютных операций, размещения ссуд и других активов.

Отсюда отличительными признаками финансово-промышленных корпоративных структур будут:

· Обязательное наличие банков, прочих финансово-кредитных учреждений и промышленных организаций;

· Наличие головной, центральной компании;

· Государственная (федеральная или региональная) экспертиза организационного проекта;

· Принадлежность участников объединений к сферам деятельности, которые определяют научный, производственный и даже экспортный потенциал.

Рисунок. Взаимосвязь целей и задач формирования финансово-промышленных корпоративных объединений.

Вывод наиболее эффективными будут те корпоративные объединения, которые объединяют капиталы банков, страховых компаний, инвестиционных компаний, брокерских фирм, создавая, таким образом, кредитно-денежную основу объединения, в которое кроме них будут входить еще предприятия сырьевой, добывающей отрасли и высоко технологические предприятия.

Рассмотрим некоторые варианты построения ФПГ. Основные из них прдставляют собой объединения вокруг крупной кредитной организации, коммерческой фирмы, либо научно-исследовательской организации, отсюда:

Общепринятой является следующая классификация ФПГ:

· По формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная и конгломерат);

· По отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые);

· По масштабам деятельности (региональные, национальные, международные);

· По степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные).

 

Вертикальная ФПГ

Вертикальная ФПГ –это объединение под единым контролем предприятий, осуществляющих различные стадии производственных процессов, т.е. функционирование по принципу замкнутой, а так же доведение этой продукции до потребителя через собственную транспортную и сбытовую сеть.

Рисунок. Строение вертикальной финансово-промышленной компании, функционирующей по принципу производственно-технологической цепочки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.007 с.)