Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды корпоративных форм бизнеса

Поиск

Корпоративная форма организации бизнеса, с одной стороны является основой над фирменных образований, с другой стороны сама рассматривается как форма интеграции. Слово корпорация возникло от латинского и в переводе обозначает объединение или сообщество, в первоначальном смысле объединение или совпадение интересов, ценностей, целей и условий совместной деятельности. Укрупненную классификацию основных типов объединений можно представить в следующем виде:

Картель представляет собой форму союза предпринимателей на основе картельного соглашения. Картельное соглашение устанавливает обязательное, для всех участников бизнеса, условия по объемам производства, ценам на товар, доли на рынке сбыта, условия обмена патентами и т.д. По сути, картельное соглашение представляет собой, ограничивающее конкуренцию соглашение между предприятиями, которые юридически и экономически остаются самостоятельными, при этом предполагается координация действий в маркетинговой деятельности и в отдельных элементах бизнес планирования. В объединениях на основе картельного соглашения участники самостоятельно проводят основную маркетинговую деятельность и управление производства. Картель, как организационная форма, предполагает сохранение права собственности за участниками картеля над своими фирмами предполагает финансовую, хозяйственную и юридическую самостоятельность. Формирование производственных пропорций, технологическое разделение труда осуществляется по средством рыночных рычагов,т.е. благодаря условиям сбыта продукции, уровню цен и производственной квоте. Картельное соглашение, однако, предусматривает наличие системы принуждения, включающий применение санкций к нарушителю. Продолжительность жизни картеля определяется условиями внутренней конкуренции, а так же финансовым состоянием участников картеля.

Пулы от латинского «общий котел». Пул так же является одной из разновидностей объединений фирм на основе картельного соглашения. Отличительной чертой пула является то, что вся прибыль объединения направляется в общий котел или в фонд, а затем распределяется между участниками согласно заранее установленной пропорции. Наиболее известными являются такие пулы как: Страховой пул - создаваемый для обеспечения страховой защиты рисковых проектов. Биржевой пул объединяет финансовые средства, используемые для игры на фондовой биржи. Инвестиционный пул - объединение инвесторов, направляющие свои средства на финансирование определенных проектов. Торговый пул – обеспечивает накопление и задержку на складах какого-либо товара. Патентный пул – представляет собой соглашение компаний о совместном использовании патента.

Синдикат представляет собой самую жесткую форму картеля, это объединение предприятий с целью централизаций функций обеспечения ресурсами и организацию сбыта. Объединение в синдикат происходит на особых условиях, которые называются конвенциальными. Синдикат имеет специальный центр по продажам, который один вправе продавать продукцию синдиката по единым ценам. Таким образом, участники объединения сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, теряя при этом коммерческую независимость. Синдикат имеет общую систему продвижения товара на рынке, общие управления сбытом и общее бизнес планирование в части маркетинга. Отсюда основной сферой распространения синдикатов являются отрасли с массовой и однородной продукцией.

Банковско-финансовая сфера.

Консорциумы – это форма кооперации бизнеса на основе картельного соглашения. Целью созданий консорциума чаще всего является аккумуляция финансовых ресурсов участников для осуществления крупных финансовых операций, в том числе на внешнем рынке, а также с целью финансирования наукоемких проектов. Консорциумы могут быть и бесприбыльными, т.е. создаваться на некоммерческой основе. В этом случае среди целей организации консорциума выделяют: 1) координацию предпринимательской деятельности;2)получение крупных заказов и контрактов;3)совместное использование технологий и ноу-хау;4)повышение технической и коммерческой конкурентоспособности участников. Как и многие картельные соглашения, консорциум является временной формой объединения предприятий и существует до тех пор пока участники, не достигнут поставленных целей. Консорциум создается как с образованием, так и без образования юридического лица. Консорциум в виде юридического лица приобретает организационно-правовую форму в виде акционерных обществ или других видов хозяйственных обществ. Как правило, в рамках консорциума участники не формирую никаких организационных структур за исключение небольшое аппарата управления. Участники консорциума сохраняют свою самостоятельность, но в рамках поставленных целей подчиняются единому руководству. Имущество участников, переданное в консорциум, не становится общей собственностью, а передается на праве доверительного управления. С организационной точки зрения консорциум может быть закрытого и открытого типа. Закрытый консорциум предполагает наличие соглашения с каждым из участников в отдельности, следовательно, права и обязанности каждого участника оговариваются отдельно. В открытом консорциуме участники несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей. Общий лидер консорциума представляет интересы консорциума перед заказчиками и третьими лицами. Каждый член консорциума финансирует свою долю работ, несет коммерческие и технические риски, с ней связанные. Типичными консорциумами являются: Банковские, т.е. временное объединение банков с целью увеличения масштабов операций и распределения рисков. Гарантийный консорциум представляет собой соглашения компаний различных видов деятельности с целью распределения риска. Финансовый консорциум – это так же объединение банков, его цель- осуществление крупных финансовых операций, в том числе размещение займов. Члены финансового консорциума резервируют за собой право на получение комиссионных, размер которых определяется долей их участия в размещенном займе. Подписной консорциум создается с целью гарантии, реализации размещенного займа. В зависимости от сроков займа как финансовый, так и подписной консорциумы могут быть постоянными и временными. Консорциум организуется только в виде юридического лица, а => обладает всеми преимуществами юридически самостоятельных хозяйственных единиц.

Тресты представляют собой такое объединение предприятий, при котором осуществляется сильная централизация управления,т.е. участники полностью теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность. Принцип образования треста заключается в передаче контроля над ранее самостоятельным предприятием через контрольный пакет акций или доверительный договор. Акционеры в данном случае получают сертификат на право получения дивидендов, но лишают право голоса. Таким образом в тресте возникает только один собственник в виде юридического лица. Трест – это самая жесткая форма интеграции предприятий, поскольку объединяются все стороны хозяйственной деятельности,т.е. под одним руководством объединяются производственные, обслуживающие и торговые подразделения. От прочих видов корпоративных форм тресты отличаются высокой специализацией на одном или нескольких видах продукции. Тресты могут быть: отраслевыми, основанными на горизонтальной концентрации и межотраслевыми, основанными на вертикальной концентрации. На основе трестов часто создаются комбинированное производство, т.е. объединение предприятий различных отраслей, представляющих собой последовательные стадии обработки сырья до готовой продукции. В случае межотраслевого треста мы говорим о создании комбинатов, т.е. в вертикальную интеграцию включаются ещё и торговые подразделения.

 

ЛЕКЦИЯ 3, 29.09.12

Концерн является наиболее распространенной организационной формой объединения самостоятельных предприятий, объединенных посредством системой участия в капитале, договором об общности интересов, личными униями, патентно-лицензионными соглашениями. Таким образом, концерн представляет собой финансово-экономическое целое с единством управления и финансового контроля. После треста – это одна из самых жестких форм интеграции бизнеса. В рамках концерна централизуются такие функции как финансово-экономическое управление, ценообразование, НТ политика, кадровая политика и использование производственных мощностей. Главная компания концерна организуется обычно в виде холдинга, т.е. полностью контролирует деятельность вошедших в концерн компаний, которые сохраняют номинальную юридическую самостоятельность. С точки зрения участия в капитале, выделяют 2 вида концернов:

1. Концерн подчинения, организованный в виде материнской и дочерних компаний. Создается такой концерн для объединения производств по технической цепочке;

2. Концерн координации, состоящий из сестринских компаний, соединенных путем перекрестного владения акциями. Подобный концерн создается с целью интеграции, финансовой деятельности, инновационной, инвестиционной и кадровой политики. Что в итоге позволяет добиться согласованного развития предприятий.

С точки зрения разделения полномочий выделяют концерны:

1. Субординационные, где единое руководство определяется согласно доминантному положению одного из предприятий.

2. Равноправные концерны, в рамках которых ни одно из предприятий не имеет определяющего влияния.

С точки зрения механизма формирования концерны могут создаваться в результате: горизонтального и вертикального объединения субъектов с ярко выраженным основным производственным ядром. В зависимости от характера интеграционных связей выделяют:

1. Вертикальные концерны, объединяющие компании различных отраслей, связанные последовательностью производственной цепочки.

2. Горизонтальные концерны, т.е. объединение компаний одной отрасли, производящие одну продукцию и осуществляющие одни стадии производства.

Конгломераты. Данная форма организации бизнеса объединяет под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий. Эта сеть возникает в результате слияния различных фирм, в не зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции и без всякой производственной общности. Вследствие этого в конгломерате невозможно выделить основное производственное ядро. Основными формами организации конгломератов является слияние и поглощение фирм. При этом объединенные фирмы обычно сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, теряя при этом финансовую независимость. Исходя из этого, внутри конгломератов обычно формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга, т.е. управляющей компании, входят крупные финансовые и инвестиционные компании. В качестве основных рычагов управления конгломератом используют финансово-экономические методы, которые косвенно влияют на деятельность компаний, входящих в конгломерат. Естественно, что основные рычаги управления находятся в руках головной холдинговой компании.

Стратегический альянс представляет собой соглашение о кооперации независимых фирм с целью достижения единых коммерческих целей. Члены стратегического альянса сохраняют свою юридическую самостоятельность. А следовательно, могут вступать в большое количество стратегических альянсов. Сам стратегический альянс оформляется как юридическое лицо, создается на основе горизонтальной межфирменной кооперации. Основано это объединение на заключении среднесрочных, долгосрочных, двух и многосторонних соглашений. Мотивов для создания стратегических альянсов много, среди них основными являются снижение риска и неопределенности, стабилизация развития, доступ на рынок и совместная разработка и использование наукоемких и капиталоемких продуктов. В рамках стратегического альянса создаются условия для координации стратегического планирования и управления. Следовательно, заключение стратегического альянса является наиболее быстрым и наиболее дешевым способом реализации стратегической политики предприятия. Стратегический альянс является добровольным объединением, а следовательно не существует препятствия для вступления и выхода из стратегического альянса.

Ассоциация – это объединение на добровольных началах независимых структурных единиц на основе экономической заинтересованности для достижения общих хозяйственных, научных, культурных и прочих целей. Это самая мягкая форма интеграции бизнеса. Создается с целью кооперации и носит рекомендательный характер. Члены ассоциации сохраняют юридическую хозяйственную самостоятельность, не несут субсидиарную ответственность по обязательствам. Отличительными чертами ассоциации является свобода выбора формы организации производства, свобода входа и выхода из состава ассоциации, делегирование полномочий и договорная форма организации отношений между участниками.

Корпорация, как эффективная модель организации бизнеса.

Корпорация – это организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах, предусматривающая долевую собственность, осуществляющая какую-либо полезную социальную деятельность, характеризующаяся значительной концентрацией управленческих функций на верхних уровнях иерархии. Корпорации функционирует в интересах акционеров, которые являются основными источниками финансовых ресурсов. Корпорация представляет собой искусственно-созданную социальную группу, выполняющую общественные функции, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Исходя их того, что корпорация является коллективным объединением, имеющим статус юридического лица, выделяют следующие признаки её характеризующие:

1. Это ассоциация, коллектив, подчиненных групповым интересам;

2. Это объединение групповых капиталов;

3. Это функционирование в различных сферах деятельности;

4. Наличие статуса юридического лица.

В зависимости от выбранной цели, а именно извлечение прибыли или нет корпорации можно разделить на коммерческие и некоммерческие. В связи с тем, что в Российском законодательстве нет отдельной правовой формы, которая называлась бы корпорация, эти объединения коммерческого типа существуют в рамках акционерных обществ, не коммерческого типа - в рамках ассоциаций и союзов. Схема создания корпорации включает 4 основных этапа:

1. Отведен под подготовительные мероприятия в рамках которых формируются основные документы, определяются размеры вкладов.

2. Проводят учредительное собрание, заканчивается оформлением учредительных документов для государственной регистрации.

3. Проводится государственная регистрация со сбором 50% уставного капитала, открытия счетов и т.д.

4. Размещение акций между учредителями, выпускается проспект эмиссий и налаживается связь с возможными инвестиционными институтами.

Организационная схема создания корпорации:

В Америке принято различать 4 группы корпоративных объединений:

1. Публичные

2. Полу публичные

3. Предпринимательские

4. Не предпринимательские

 

ЛЕКЦИЯ 4, 09.10.12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.41 (0.008 с.)