Определите тип системных отношений слов. Охарактеризуйте оппозицию лексем и семем указанных единиц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите тип системных отношений слов. Охарактеризуйте оппозицию лексем и семем указанных единиц.



 

Женатый – холостой

Мой (глагол) – мой (местоимение)

Узел (на веревке) – узел (единица скорости корабля)

Сытный – сытый

Истец – ответчик.

Тема 8. Системные отношения в лексике. Внутрисловная системность в лексике. Варианты слова. Полисемия. Содержательные и структурные типы полисемии. Синонимия. Типы синонимов по структуре и содержанию. Синонимический ряд и его доминанта. Антонимия и паронимия как типы системных отношений в лексике. Содержательные и структурные типы антонимов

 

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, выполнить задания по теме (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

Задания

1. Среди приведенных пар слов найдите антонимы, ответ прокомментируйте

1. бродил – продирался (через заросли)

2. жаркое – сухое (лето)

3. скромные – полевые (цветы)

4. умер – родился

5. взять-дать

6. рисовать –стирать

7. жаркое – дождливое (лето)

8. прийти- уйти

9. замер – остановился

10. умный –глупый.

 

2. В каких предложениях используются синонимы?

1. Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя.

2. Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»…

3. Наше сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений.

4. Художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников.

5. Внутренний мир – это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии – так я думала.

6. Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдешь в самой образованной среде.

7. Он смотрел и слушал – не знаю, что запомнилось мне острее: последние секунды дня, заходящее сквозь туман солнце и далекие звуки рожка – или вдохновенное лицо мальчика.

8. Я думала: это люди особенные, необыкновенные.

3. Составьте предложения с указанными паронимами:

 

Болотный - болотистый

Взрывной – взрывчатый

Великий - величественный

Военный – воинский – воинственный

Напоминание - воспоминание

Костный - костяной

Жизненный - житейский

 

3. Подготовить сообщение по теме (ОК- 3, 6, 7; ПК-1, 3, 5, 36, 40, 41, 42).

Темы сообщений:

  1. Языковая и речевая омонимия. Межъязыковая омонимия.
  2. Функции антонимов в научном дискурсе.
  3. «Синонимическая» компетенция как основа культурной речи.
  4. Используя изученный материал, провести анализ (редактирование) текста (ОК- 3, 6, 7, 8; ПК-1, 3, 4, 5, 36, 38, 40, 41, 42).

 

Текст для анализа

Укажите лексико-семантический потенциал текстового фрагмента:

Сегодня утром ваша полосатая кошка ползла вдоль крыши каюты, позади ящиков с цветами, подкрадываясь к молодому дрозду, сидевшему на канате. Жажда крови сверкала в ее глазах, убийство таилось в каждой судорожно напряженной мышце ее тела. …И тут она впервые обнаружила мое присутствие. На нее это подействовало, как небесное видение на библейского преступника.

Текст для редактирования

Отредактируйте текст, заменяя лексические повторы и корректируя значение отдельных единиц:

Университет - это община ученых. Это не детский сад, не клуб, не реформаторий; это не политическая партия и не агентство по пропаганде. Университет - община ученых. Ученые, составляющие эту общину, были избраны своими предшественниками, потому что оказались наиболее подходящими для изучения в той или иной области знания. Лучший университет тот, в котором наибольшая часть ученых является самой компетентной в выбранных ими отраслях науки.

До известной степени университета привлекать наилучших ученых ограничиваются тем вознаграждением, которое он в состоянии предложить. В известной мере они зависят от библиотек и лабораторий. Но известно, что великие ученые жертвовали материальными и другими благами ради одного совершенно неотъемлемого для них призвания - воли. Без свободы исследований, свободы суждений и свободы преподавания университет не может существовать. Без этих свобод университет становится политической партией или агентством по пропаганде и заканчивает быть университетом.

 

4. Подготовиться к тесту (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

Тест

Укажите соответствие пар слов типу системных отношений между ними

1)факт – фактор а) омонимы

2)женат – холост б) паронимы

3)спать – почивать в) антонимы

4)практичный – практический г) синонимы

5)строевой (лес) – строевой (шаг)

6)говорить – болтать

2. Определите тип системных отношений слов:

Кора - гора

Умный – глупый

Разбежаться (в стороны) – сбежаться (в центр)

Эффектный – эффективный

Чудесный - удивительный

Составьте синонимический ряд с общим значением «не часто встречающийся», выделите в нем доминанту.

4. Выделяются 1) _________________.антонимы, которые выражают качественную противоположность, 2) __________________ антонимы, сумма значений которых составляет __________________________, 3) _________________ антонимы, которые выражают противоположную направленность ______________.

Приведите примеры.

Тема 9. Лексическая система русского языка в социолингвистическом аспекте: исконно русская и заимствованная лексика, общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления, устаревшая и новая лексика, нейтральная и стилистически окрашенная лексика.

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, выполнить задания по теме (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

Задания

1. Выпишите слова иноязычного происхождения, ответ прокомментируйте:

земля, сорок, врата, жюри, инцидент, аэропорт, солнце, дебют, между, чужой, млечный, пища, пичкать, водный, джемпер, кафе, рассказчик, сувенир, доминировать, идти, лоб, штаб.

 

2. Объясните значение иноязычных слов:

хобби, агрессор, интервью, аморфный, дефект, сервис, аргумент, дифференциация, детектив, синхронный, ассимиляция, прецедент, моцион.

 

3. Сгруппируйте следующие слова по группам – архаизмы, историзмы, неологизмы:

воитель, пиит, продналог, лизинг, нэп, чело, летун, аэроплан, дружество, боярин, латы, прилуниться, провайдер, перестройка, оператор (хирург), драйв.

4. Сгруппируйте следующие слова по группам – общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Поясните, чем ограничено употребление слов второй группы.

умный, ходить, бучило (весенняя яма), литера, морфема, бегать, лиса, хапать, матрица, срезаться, бабки, камбуз, бирюк, предки, мужество, слиться (уйти).

3. Используя изученный материал, подготовиться к дискуссии по теме «Современное состояние лексической системы русского языка» «Заимствования: быть или не быть» (ОК- 3, 6, 7,8; ПК- 1, 3, 4, 5, 36, 40).

4. Подготовить устное сообщение по теме (ОК- 3, 6, 7; ПК-1, 3, 5, 36, 40, 41, 42).

Темы сообщений:

1. Лексическая система русского языка в социолингвистическом аспекте. Типы заимствований

2. Лексика ограниченного употребления. Специфика ее употребления

3. Стилистическая дифференциация лексических единиц

4. Особенности перевода лексики ограниченного употребления

 

5. Подготовить научно-прикладную работу по теме* (ОК-6, 7,8; ПК- 1, 3, 4, 5, 36, 38, 40, 41, 42).

Темы для написания научно-прикладных работ

  1. Способы «реанимации» устаревших слов в дискурсах разного типа
  2. Практика использования неологизмов
  3. Современная терминологическая система

 

6. Подготовиться к ролевой игре по теме «Я, ты, он, она … Своеобразие носителей русского национального языка»

 

 

Тема 10. Словообразование как научная дисциплина. Производное и производящее слово. Морфемика как научная дисциплина. Алломорфы и варианты морфем. Отношения между формой морфов и их значением

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, подготовиться к проверочной работе (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

Проверочная работа

  1. Приведите примеры алломорфов и вариантов морфем: -ой, -бег-, от-, -мох-.
  2. Выпишите из текста слова с непроизводными основами:

Было это восемнадцать лет назад: я встретил Конокрадова в столовской хлебопекарне. Он работал просто артистически, завидно управляясь с семипудовыми кусками теста, раскатывая его, наклонившись над ларем с мукой.

 

 

Тема 11. Морфема. Признаки морфем. Морфемы корневые и аффиксальные: аспекты разграничения. Свободные и связанные корни. Классификация аффиксов с точки зрения позиции по отношению к корню и с точки зрения их функции. Понятие нулевого аффикса.

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, подготовиться к проверочной работе (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

Проверочная работа

  1. Выполните морфемный анализ слов: круговорот, безобразничали, предположить, бережнее, смеяться.
  2. Укажите характеристики аффиксов по местоположению в слове и по функции.

 

3. Подготовиться к тесту (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

 

Тест

1. Перечислите признаки морфем:

 

1) Морфема – _________________ единица языка, обладающая ___________ и _________________.

2) Морфему невозможно разделить на ___________________________________________________.

3) Морфема _______________________________ слову, в составе которого выступает.

4) В отличие от слова, не обладает ________________________________________.

5) В отличие от слова, не имеет _______________________________________, поэтому не может самостоятельно функционировать в речевом потоке.

 

2. Охарактеризуйте выделенные морфемы в словах по указанным типологическим признакам: бри ТЬ, об У ть, НА писать, коф Е мол К а,писа ТЕЛЬ, РАЗ бежать СЯ, РАЗ ломать СЯ.

(1) корневые и аффиксальные;

(2)свободные и связанные;

(3) аффиксы деривационные и реляционные;

(4)префиксы, суффиксы, интерфиксы, флексии, постфиксы;

(5)продуктивные и непродуктивные.

4. Составить сводную таблицу типов морфем в русском языке (ОК-1, 2, 9; ПК-1, 2, 9, 11, ГЖ-4).

 

Тема 12. Отношения однокорневых единиц в словообразовании. Понятие словообразовательного гнезда, деривационной цепочки. Словообразовательная парадигма.

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, выполнить задания по теме (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

Задания

1. Постройте словообразовательные цепочки от слов. Укажите способ словообразования для каждой ступени производности: варить, пасти, боль.

2. Выполните словообразовательный анализ (укажите производящую основу, формант, способ словообразования):

Бездорожье

белокачанная (капуста)

выставка

заболевание

ночевать

усиленно.

3. Восстановите словообразовательные цепочки, результатом которых явились слова:

Антивоенный

заболотиться

немножко

сверхскоростной

переподготовка.

 

 

Тема 13. Отношения одноструктурных единиц в словообразовании. Понятие словообразовательного типа. Признаки словообразовательного типа. Структура словообразовательного значения.

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, выполнить задания по теме (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

Задания по теме

 

  1. Выполните словообразовательный анализ слов: взморье, лесопилка, раскладушка, перечисление, необычно, выслужиться.
  2. Укажите словообразовательный тип, к которым принадлежат данные единицы. Продолжите модель.

3. Перечислить признаки словообразовательного типа. Используйте для иллюстрации следующие единицы: сработаться, сговориться, созвониться, спеться, сдружиться, сделаться, свернуть, список, сгусток, спеть.

3. Подготовьте эссе по теме «Словообразовательный тип. Проблема выделения, степени дробности и продуктивности» Эссе (ОК- 3, 6, 7; ПК-1, 3, 4, 5, 36, 40, 41, 42)

4. Подготовьте научно-прикладную работу по теме «Практическое применение знаний деривационных особенностей русского языка в переводческой деятельности»* (ОК-6, 7,8; ПК- 1, 3, 4, 5, 36, 38, 40, 41, 42).

 

Тема 14. Способы словообразования в русском языке

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, выполнить задания по теме (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

Задания по теме

1. Определите способ образования следующих слов: прочитать, ТГУ, выход, ванная, разбежаться, подтекст, ломкость, застенок, метеосводка, дошкольный, носорог, клеенчатый, заблагорассудится, безоблачный, хорошо, подпольщик, безвредный, высокохудожественный, гладкоствольный, удаль, преподнести, переносица, юннаты, растение, каяться, хором.

2. Приведите единицы, образованные от слова писать морфемными способами деривации.

 

3. Используя изученный материал, составьте алгоритм определения способа словообразования (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 36, 38, 42).

4. Подготовиться к контрольному тесту по блокам «Фонетика», «Лексикология», «Словообразование» (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

 

Контрольный тест

1. По месту образования шума выделяются следующие группы согласных:

Кончик языка (активный орган) и зубы (пассивный) образуют переднеязычные зубные согласные;

кончик языка (активный орган) и ____________________ (пассивный) – ________________________;

___________ (активный орган) и верхняя губа (пассивный) – ________________________________;

________________________ и _______________________ – среднеязычные, средненебные;

нижняя губа (активный орган) и ____________________ – губно-зубные.

Приведите примеры.

 

2. а) Подчеркните исторические чередования звуков, представленные в указанных единицах.

б) Укажите действующие фонетические процессы, назовите их.

Гигант – гигантский, лист – листья, письмо – напишет, растить – выращивать, дворник – мельничиха, бросить – бросать, круг – кружиться, пират – пиратский, пятый – пятьсот, прикарманить – карманчик.

 

3. Выполните словообразовательный анализ (укажите производящую основу, формант, способ словообразования).

Циркач, по-моему, добежать, расколоться, прибрежный, открытость

 

4. Приведите примеры реализации следующих морфем:

нулевого аффикса___________________________________________

аффиксоида_________________________________________________

связанного корня____________________________________________

постфикса__________________________________________________

интерфикса________________________________________________

5. Выявить для слова ЛЕЖАТЬ, включив его в ряд ЛЕЖАТЬ/________________________________________,

 

Интегральную сему_________________________________________________________(одну на выбор)

Дифференциальную сему___________________________________________________ (одну на выбор) Периферийную сему________________________________________________________(одну на выбор)

 

6. Выделить характерные черты лексической подсистемы, кратко прокомментировать и / или привести примеры:

1) Многоаспектность

2) Открытость

3) Закрытость

4) Стабильность

5) Динамичность

6) Мотивированность реальной действительностью

7) Отсутствие жестких системных связей

 

 

Задания по изучаемым темам, предлагаемые для самостоятельного выполнения, в тематическом блоке «Морфология»

Тема «Введение».

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, составить презентации «Специфика грамматического значения», отражающие основные взгляды ученых XX – XXI вв.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.084 с.)