Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Грамматическая (морфологическая) категория».

Поиск

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Составить таблицу «Способы выражения ГЗ в современном русском языке» (не менее 5 примеров в каждом поле таблицы)

3. Ответить на контрольные вопросы:

 

Тема «Учение о частях речи»

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Подготовиться к тестированию

 

Тестирование

Тесты единственного выбора

1) Учение о частях речи возникло:

а) в трудах Аристотеля (IV в. до н.э.);

б) в трудах Иоанна (Псевдодамаскина) (VIII в.);

в) в «Грамматике» М.Смотрицкого (1619);

г) в «Грамматике» М.В.Ломоносова (1755).

 

2) М.Смотрицкий выделял:

а) 4 части речи;

б) 8 частей речи;

в) 10 частей речи;

г) 12 частей речи.

 

3) Классификацию на изменяющиеся («падежные», «родовые», «личные») / неизменяющиеся части речи в русской грамматике предложил:

а) М.В.Ломоносов (1711-1765);

б) А.Х.Востоков (1781-1864);

в) Ф.Ф.Фортунатов (1848-1914);

г) В.В.Виноградов (1894-1969).

 

4) Л.В.Щерба сформулировал критерии выделения русских частей речи в:

а) 1900 г.;

б) 1929 г.;

в) 1932 г.;

г) 1944 г.

 

5) Термин «категория состояния» был предложен:

а) А.А.Шахматовым (1864-1920);

б) А.М.Пешковским (1878-1933);

в) Н.С.Трубецким (1890-1938);

г) Л.В.Щербой (1880-1944).

 

Тесты множественного выбора:

6) А.А.Потебня (1835-1891), настаивая на полном параллелизме семантического и синтаксического критерия при выделении частей речи, отказал в этом статусе:

а) местоимению;

б) числительному;

в) предлогу;

г) союзу;

д) частице.

 

7) Л.В.Щерба предложил в качестве критериев выделения частей речи в русском языке:

а) общность частеречного (категориального) значения;

б) общность словообразовательной специфики;

в) общий комплекс грамматических категорий;

г) тождественную организацию парадигм;

д) общность основных синтаксических функций.

 

8) Академическая грамматика (1980) среди «основных» частей речи, отвечающих всем критериям Л.В.Щербы, называет:

а) существительное;

б) прилагательное;

в) числительное;

г) глагол;

д) наречие.

 

9) Спорным в современной русской грамматике является частеречный статус:

а) местоимения;

б) порядкового числительного;

в) категории состояния;

г) модального слова;

д) служебного слова.

 

10) В теории В.В.Виноградова (1894-1969) к «частицам речи» отнесены:

а) частицы;

б) служебные слова;

в) предлоги;

г) союзы;

д) междометия.

 

 

Тема «Имя прилагательное»

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы.

2. Выполнить внеаудиторные задания

 

Привести по 10 примеров имен прилагательных, входящих в ЛГР: качественные, относительные, притяжательные.

 

Расположить примеры в таблице по убыванию количества признаков качественного прилагательного: женатый, длинноватый, гордый, мобильный, жаркий, седой, погожий, мрачный, полосатый, клейкий, зубастый

Создать контексты, в которых перечисленные ниже имена прилагательные будут (1) качественными, (2) относительными. ОБРАЗЕЦ: тихий (1) тихий шёпот; (2) тихий час: деревянный, песочный, стальной, сальный, мягкий, шоколадный, строгий, древний, твердый, высокий, новый, сиреневый

 

Создать контексты, в которых перечисленные ниже имена прилагательные будут (1) притяжательными, (2) качественными. ОБРАЗЕЦ: волчий (1) волчий выводок; (2) волчий билет: девичий, старушечий, змеиный, медвежий, щенячий, петушиный, лисий

Определить ЛГР имен прилагательных: скорая помощь, Далев словарь, гусиный паштет, поздний час, царева прихоть, глухая полночь, пастухов рожок, пушкинский текст, вечерние новости, мамина фотография, чугунные перила, глухая старуха, острый язык, трудовая повинность, золотой совет, сестрина шуба, куриный бульон, лесистые склоны, ласточкино перышко, речные берега, байроновский «Дон-Жуан», стальные нервы, звонкий согласный.

 

Сделать морфологический разбор всех имен прилагательных. ОБРАЗЕЦ: Свидание со старыми друзьями, чем дольше не встречались, тем страшней. Старыми – прилагательное, имеет категориальное значение атрибутивности, начальная форма – старый, качественное, в положительной степени, полное, 1 склонение, твердый подтип, стоит в форме множественного числа, творительного падежа, в предложении выполняет роль согласованного определения. Страшней – прилагательное, имеет категориальное значение атрибутивности, начальная форма – страшный, качественное, в синтетической форме сравнительной степени (выраженной флексией), в данной форме не склоняется, в предложении выполняет роль именной части сказуемого.

Есть остров на том океане – пустынный и мрачный гранит; на острове том есть могила, а в ней император зарыт. Зарыт он без почестей бранных врагами в сыпучий песок, лежит на нем камень тяжелый, чтоб встать он из гроба не мог.

И пусть черты ее нехороши и нечем ей прельстить воображенье, младенческая грация души уже сквозит в любом ее движенье.

За хозяйскими дверьми в войлочной обивке стихли с часу до семи болтовни обрывки.

Чем книга чернее и листанней, тем прелесть ее задушевней.

 

Тема «Имя числительное»

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Выполнить внеаудиторные задания

 

Определить частеречную принадлежность слов: пятерка, дважды, троякий, третий, пять, сотня, уйма, троица, шестой, всемером, двадцать один, много, семнадцатый, сто, десяток, тройник, девятеро, пять двадцать восьмых, миллион, двойной, сороковка, четверо, восьмушка, пятак, четверть, семь тысячных, двушка, сороковой, две, тысяча восемь, множество, пара, семерка, одиннадцать

Написать имена числительные словами и определить все ЛГР, куда входят данные имена: 15, 4, 117, 50, 1 ½, 80, 90, 77, 2965, 3, 30, 52/1115, 11, 163, ¾

 

Создать нормативные словосочетания с числительными два, две, двое: сани, кудри, брюки, волчица, волчонок, волк, стул, парта, пес, собака, щенок, родня, брат, сестра, листва, листок, вывод, гордость, убеждение, мысль, устройство, очки, ножницы, нож, щека, бровь, коза, козёл, козленок, рыцарство, теленок, телятина

Определить падеж выделенных имен числительных и существительных: Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителя. Лет черед пятьдесят, много семьдесят, эти усадьбы… исчезнут с лица земли. Будь у тебя и десять рук, на все бы десять работы хватило. Справедлива весть эта: на тристороны света три замшлены в Вильне похода. К восемнадцатомустолетию латинский язык умирает – через тринадцатьвеков после гибели Римской империи. А у нас насчет паспортов строго: не успеете и пятиверст проехать, как вас сцапают. Так завтра к девятиутра все это перепишете, смею надеяться. Допустим, ты двеститысяч украл и Невский с двухконцов поджег – наплевать и на это. Милостивый государь, мой муж был двенадцативершков росту! С двумякувшинами пустыми предстал отшельник перед ним. Там куривал я, батюшка сигарочки по двадцатипятирублей сотенка.

Сделать морфологический разбор всех имен числительных. ОБРАЗЕЦ: Один из прохожих остановился и стал пристально разглядывать парадное тридцатого дома. Один – имя числительное, имеет категориальное значение количества, начальная форма – один, количественное, целое, склоняется в косвенных падежах по адъективному типу, стоит в форме И. п., м. р., ед. числа, простое, связано с зависимыми словами связью управление, в предложении выполняет роль (части) подлежащего. Тридцатого – имя числительное (по некоторым теориям, относительное прилагательное), начальная форма – тридцатый, порядковое, склоняется, как прилагательное 1 скл., твердого подтипа, стоит в форме Р. п., м. р., ед. числа, простое, связано с существительным связью согласование, в предложении выполняет роль согласованного определения.

 

Тема «Местоимение»

1. Изучить материал лекции, учебников, интернет-ресурсы

2. Выполнить внеаудиторные задания

 

Определить частеречную принадлежность выделенных слов: по-моему, это глупо; по моему хотенью, по щучьему веленью; вас спрашивает один человек; выбирай один путь; по всякому ничтожному поводу; случалось на войне по-всякому; здешний люд ко всему привык, по всему видно, что пришла весна; по-твоемуникогда не будет; никчемный человек; ни к чему сейчас спрашивать; все подхватили известную песню; с известной долей справедливости можно сказать; от себя хочу добавить, он отодвинул от себя тарелку; Кондрат понес отсебятину; как люди, так и мы; вот ведь какая штука неприятная получается

 

Тема «Глагол»

1. Изучить материал лекции, учебников, интернет-ресурсы

2. Выполнить внеаудиторные задания

 

Определить модальные оттенки лексемы «пусть»: Пусть что хочет говорит – не поверю! Пусть я ошибусь, но сделаю все сам. Задача пусть трудная, но выполнимая. Пусть бы ветер, лишь бы дождя не было. Пусть бы уж лучше молчал. Пусть он сначала даже будет сбит с толку – это не вредно. Пусть девчушка порезвится, побегает. Скажи ему, пусть мне позвонит. Пусть когда-нибудь имя мое прочитают в учебнике дети, и, печальную повесть узнав, пусть они улыбнутся лукаво. Пусть я не был бойцом без упрека, ноя силы в себе сознавал, я во многое верил глубоко

Определить наклонение глаголов: Женскому полу всегда во всем фортуна. Говорить уж нечего! Женщин и в солдаты не берут, и на танцевальные вечера им бесплатно, и от телесного наказания освобождают. А за какие, спрашивается, заслуги?

Пропадай он, тони он – не подам руки спасти его! Сохни от тайной отравы – не подам воды напиться ему.

И блесни мне тут счастливая мысль.

Едва ты похлебал супу, как она цап-царап раба Божьего и не угодно ли вам пожаловать куда-нибудь на любительский спектакль или на танцевальный круг? Протестовать не моги.

Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! Да гибнет род Бориса Годунова!

Вот вы грешите, а начальство за вас отвечай.

Пошел прочь!

Ну, известно, если которые люди собачку любят или кошечку, они над ней, словно бабушка над внучонком, ничего не пожалеют…

Один вор от страха тут возьми и помри.

А попроси у нее взаймы, так она плакать станет.

Определить недостаточные (дефективные) глаголы: определить, чудить, повторить, забежать, застонать, гудеть, победить, дождить, ходатайствовать, зиждиться, рисовать, тошнить, окисляться, жеребиться. знобить, вечереть, испариться, опасть, смыться, раздаваться, расцвести, разжалобить, очутиться, угнездиться, опекать, разрастись, сбываться, пылесосить

 

Отметить собственно безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении: Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне. Помилуйте, а вам чего недостает? И именно в то самое время делалось такое диво, что танцуется, бывало, да и только. Об эту пору мужики, бывало, на санях ездили, а в этот год уже реку ломает. От этих слов бабушки у меня отлегло от сердца. Не поздоровится от эдаких похвал. Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной. Слушай, Катерина: чудится мне, что не хочет отец твой с нами в ладу жить. Сонливой, вечной тишиной веет от маленького города. Как только его угораздило! Светает, ах, как скоро ночь минула. В воротах Азии, в лесах ее дремучих и волка валит с ног дыханием пурги. Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится. Больного подташнивало третий день. Чтоб мне поперхнулось за акафистом великомученице Варваре! «В Москве надолго ль?» - «Как случится».

 

 

Темы практических занятий по тематическому блоку «Морфология»:

1) Имя существительное. Лексико-грамматические разряды собственных / нарицательных; одушевленных / неодушевленных; вещественных; собирательных; отвлеченных (абстрактных) / конкретных существительных. Сингулятивы как подразряд конкретных существительных.

2) Имя существительное. Грамматическая категория падежа.

3) Имя существительное грамматические категории рода и числа. Морфологический анализ существительного.

4) Глагол. Грамматическая категория вида глагола.

5) Глагол. Грамматическая категория залога глагола.

6) Глагол грамматическая категория времени глагола.

7) Глагол. Грамматическая категория лица и залога глагола. Теория глагольных классов С.О.Карцевского. Продуктивные и непродуктивные классы. Морфологический анализ глагола.

8) Подготовка к итоговой контрольной работе.

Варианты контрольной работы (с алгоритмом решения)

1. Определить форму и значения падежей существительных.

ОБРАЗЕЦ: Последний день перед Рождеством прошёл. День – флексией выражена форма И.п., субъектное значение; Рождеством – флексией выражена форма Т.п., обстоятельственное темпоральное значение.

В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц. Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц плясал на небе, и уверял в том с божбою всё село. Но какая же была причина решиться черту на такое беззаконное дело? Он знал, что казак Чуб приглашён дьяком на кутью, где будет много гостей. А между тем его дочка, красавица во всём селе, останется дома, а к ней, наверное, придёт кузнец, силач и детина хоть куда, который чёрту был противнее проповедей о. Кондрата, потому что был богобоязливый человек и писал часто маслом образа святых. Однако черт помнил о кое-каких обстоятельствах: старый Чуб до невероятности ленив, а дорога шла по-за селом, мимо мельниц, огибала овраг. Таким-то образом, как только он спрятал из мести в карман свой месяц, по всему миру сделалось так темно, что не всякий нашел бы путь к шинку, не то что к дьяку.

2. Определить грамматическое значение существительных в Д.п. и привести собственные примеры всех значений в системе Р.п.

ОБРАЗЕЦ: Но ведь строки не затем раскаляются, чтоб по цвету подбирались корешки. По цвету – определительное значение выражено флексией.

Остатки немцев брели, спотыкаясь, по шоссе. По морозу босиком к милому ходила! Корабельные механики, не спавшие сутками, ко вторнику с ремонтом пробоины закончили. Зине не терпелось увидеть это своими глазами, и она торопила всех ехать в Петербург. Удивленный Рощин выяснил, что литерный скорый прибывает точно по расписанию. По своей деликатности и душевной тонкости князь не мог объявить, что понял обман. Ты, полковник, окажешь помощь своей авиацией соседу справа, Гуменюку. Наш самолет, подлетая к Хельсинки, несколько раз попал в воздушную яму.

3. Найти Singularia tantum, Pluralia tantum, у остальных создать корреляцию по числу. Привести по 5 собственных примеров существительных Singularia tantum, Pluralia tantum и создающих корреляции по числу

ОБРАЗЕЦ: Человечность, человек, человечество. Человечность – S.t., человек – люди, человечество – S.t.

Лист, листва, листок, весы, старик, старость, старьё, старикан, старушонка, старичьё, старина, сани, бега, носилки, косилки, чин, чиновник, чиновничество, чинуша, чинопочитание, повозки, дебри, матрос, матросня, матросик, деньги, дети, бредни, люди, бедняк, бедняжка, бедность, беднота, борец, борьба, коньки, всходы, финансы, дворянин, дворовый, дворня, дворянство, дворянка, дворняжка, сумерки, вечера, рассветы.

4. Выделить существительные, у которых грамматическое значение числа выражается через контекст и привести 10 собственных примеров:

Интервью, метро, перо, бюро, болото, золото, пальто, озеро, купе, яблоко, мисс, масло, денди, кюре, кашне, румяна, досье, кофе, кафе, кудри, жюри.

5. Определить грамматический род несклоняемых существительных и привести по 5 собственных примеров несклоняемых существительных мужского, женского и среднего рода:

ОБРАЗЕЦ: Медресе, рефери. Медресе – ср. р., рефери – м.р.

Микадо, мадам, кольраби, амплуа, маэстро, хинди, кюре, фарси, желе, пани, меццо-сопрано, рантье, кули, джиу-джитсу, буржуа, фрау, авеню, салями, бельканто, сулугуни, аутодафе, атташе, камикадзе, меню, шабли, трио, крупье, пери, фиаско, хобби, гуру.

11. Назвать все ЛГР, куда входят имена существительные и разобрать собственных 10 примеров:

ОБРАЗЕЦ: Ворон, вороньё. Ворон – нарицательное, одушевленное, конкретное (сингулятив), воронье – нарицательное, неодушевленное, собирательное

Клиентура, карикатура, храбрость, винцо, гордыня, святыня, детвора, дивизия, Волгоград, картофелина, ветрина, электорат, аббат, проныра, шоферня, воркотня, маслице, генералитет, старьё, православие, дебаты, Перун, человечество, одиночество, котёночек, дичь, тишина

Варианты контрольной работы

1. Найти двувидовые, одновидовые и соотносительные по виду глаголы, для доказательства подписать коррелят. Привести по 5 собственных примеров одновидовых, двувидовых и соотносительных по виду глаголов:

ОБРАЗЕЦ: Зависеть, есть, крестить. Зависеть – одновидовой, есть – соотносительный по виду (съесть), крестить – двувидовой.

Напутствовать, краснеть, покрикивать, морщиться, подлежать, венчать, брать, летать, делегировать, ехать, извертеться, любить, рисовать, прыгнуть, таять, шить, скучать, начать, отшуметь, эксплицировать, разрезать, рассказать, трудиться, садить, сидеть, транжирить.

2. Отметить коррелятивные и деривационные видовые пары, а также пары, не являющиеся видовыми. Привести и разобрать по 5 собственных примеров видовых пар, полученных посредством перфективации и имперфективации:

ОБРАЗЕЦ: Поспеть – поспевать, шагнуть – шагать, говорить – говаривать. Поспеть – поспевать – корреляты, шагнуть – шагать – дериваты, говорить – говаривать – невидовая пара.

а) задумать – задумывать, класть – положить, вскрикнуть – вскрикивать, успокоить – успокаивать, заходить – захаживать, вскормить – вскармливать, отсыреть – отсыревать, рассечь – рассекать, подтолкнуть – подталкивать;

б) черстветь – зачерстветь, планировать – запланировать, кричать – закричать, грустнеть – погрустнеть, плавать – поплавать, консультировать – проконсультировать, болтать – проболтать, танцевать – протанцевать.

3. Определить разновидности средне-возвратного залога по теории Шахматова-Виноградова, отметить конструкции вне залога. Привести 10 собственных примеров конструкций средне-возвратного залога:

ОБРАЗЕЦ: Ученые борются за прорыв к новым технологиям. Вне залога, так как глагол без –ся не функционирует. Дедова чашка раскололось почти пополам. Обще-возвратный залог, так как –ся несет приращение ‘сам, самому’.

Мы встретились с ним поутру как ни в чем не бывало. В красавиц он уж не влюблялся а волочился как-нибудь, откажут – мигом утешался, изменят – рад был отдохнуть. Сержант быстро пригнулся. «Лошадка смирная, не брыкается, барин», – говорил Селифан. Они сошлись – вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не так несходны меж собой. Леонтий совсем опустился: он перестал бриться, просыпался только к обеду и бессмысленно ходил по дому. «Хлеб не приедается!» – сурово отрезала бабушка. По утрам она долго пудрилась перед старым зеркалом. Переселенцы стали понемногу обживаться. На углу приятели простились на месяц, и экипаж тронулся.

4. Определить залог по теории А.А.Шахматова, В.В.Виноградова и теории А.В.Бондарко. привести и разобрать 10 собственных примеров:

ОБРАЗЕЦ: Биографы Багрицкого хлебнут горя. По Шахматову-Виноградову: действительный залог, по Бондарко: действительный залог. Вдруг почудилось, что внизу поёт скрипка. 1) По Шахматову-Виноградову: вне залога, по Бондарко: вне залога; 2) По Шахматову-Виноградову: вне залога, по Бондарко: действительный залог.

Этот законопроект будет обсуждаться депутатами в ближайший вторник. Большое видится на расстоянье. Гости заметили, что супруги расцеловались как-то холодно. Рыба берет наживку, и по воде расходятся круги. Сия история была рассказана мне гарнизонным поручиком. Родина гордится своими защитниками. Темнокожие мулатки и гадают, и поют, и несется запах сладкий от готовящихся блюд.

5. Определить значение глагольных форм времени. Привести и разобрать 10 собственных примеров (включая примеры глаголов с переносных (транспозитивным) значением временной формы):

ОБРАЗЕЦ: Старуха княгиня решительно вплыла в освещенную гостиную. Вплыла – форма прошедшего времени совершенного вида, перфектное значение, прямое. За одного битого двух небитых дают. Дают – форма настоящего времени несовершенного вида, несобственно-настоящее значение, абстрактное, прямое. Раз-два, взяли! Взяли – форма прошедшего времени совершенного вида, значение ближайшего будущего, переносное (транспозитивное).

А.С.Пушкин родился в Москве. «Неужели ваша сестра пишет маслом?» – удивился Семин. «Ну, теперь-то я пропал», – размышлял он уныло. Теперь я хожу в бархатном сюртуке и меня одевает лакей. Сибирь лежит за Уральским хребтом. С понедельника буду делать зарядку. Как изменилась бедная Лариса! Как аукнется, так и откликнется. Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений. Цыплят по осени считают. Еду вчера в трамвае и вижу подругу, с которой сто лет не встречалась. Купчиха как вскочит да как побежит в чулан. Кот у Передонова дичал, фыркал, не шел на зов – совсем отбился от рук.

6. Определить продуктивные и непродуктивные классы глаголов. Продуктивные пронумеровать, привести по 5 собственных примеров на каждый продуктивный класс и 5 пример глаголов непродуктивных классов:

ОБРАЗЕЦ: Проститься, молчать, выздороветь. Проститься – 5 продуктивный класс, молчать – непродуктивный класс, зреть – 2 продуктивный класс.

Поместиться, заседать, сомневаться, вести, бороздить, заржаветь, прогуливаться, кашлянуть, мигать, высохнуть, подозревать, гарцевать, щипать обессилеть, очутиться, ворчать, охнуть, успеть, жаловаться, пустовать, толкнуть, ощутить, звать, знать, заведовать, швырять, брести, баловаться, грезить.

Задания по изучаемым темам, предлагаемые для самостоятельного выполнения, в тематическом блоке «Синтаксис».

Введение.

1. Изучить материал лекций и учебников, Интернет-ресурсов.

2. Используя изученный материал, составить сводную таблицу общих и различительных характеристик синтаксических единиц.

Словосочетание.

Задание 1. Изучить материал лекций и учебников, Интернет-ресурсов.

Задание 2. Используя изученный материал, выполнить задания по теме:

1. Выписать из предложения минимальные словосочетания и сочетания слов.

2. Определить в них тип синтаксической связи и характер синтаксических отношений.

3. Определить типы словосочетаний, входящих в состав предложения, по структуре (простое, сложное, комбинированное).

 

Неожиданно поднявшись с дивана, кот на задних лапах подошёл к подзеркальному столику, передней лапой вытащил пробку из графина, налил воды в стакан, выпил её, водрузил пробку на место и гримировальной тряпкой вытер усы.

 

Задание 3.

1. Выполнить упр. 5. и упр. 6 (с. 10) из Сборника упражнений по синтаксису современного русского языка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.252 (0.012 с.)