Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский государственный университет»

Филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета

____________ проф. Т.А. Демешкина

__________________________ 2011 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Направление подготовки: 035000 «Издательское дело»

Профиль подготовки: Книгоиздательское дело»

Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»

Форма обучения: очная

Томск

 

1. Цели освоения дисциплины «Современный русский язык» (профессиональный цикл):

сформировать у студентов общетеоретические представления о подсистемах русского литературного языка, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по направлению «Издательское дело и редактирование», в т.ч. знание общих законов функционирования языка, взаимосвязи его уровней и единиц;

научить применять полученные знания в научно-исследовательской, педагогической и прикладной деятельности;

сформировать представление о специфике фонетической, лексической и грамматической системах русского языка во всей палитре его дискурсивных возможностей;

Сформировать навыки анализа речевого материала; расширить базу общекультурного кругозора.

Цели курса конкретизируются в следующих задачах:

- сформировать навыки владения основными фонетическими, лексическими и грамматическими понятиями и терминами,

- дать представление о формальном, содержательном и функциональном устройстве языковых единиц как иерархически организованных классов;

- дать представление о фактическом материале русского литературного языка современного состояния;

- сформировать знания основных законов и тенденций развития языка в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса;

- сформировать научно-лингвистическое мировоззрение, диалектический взгляд на природу языковых явлений.

2.Место дисциплины в структуре программы

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессионального цикла. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки 035000 «Издательское дело» (профиль подготовки «Книжное дело»).

Данная учебная дисциплина рассчитана на студентов I курса. Для ее освоения необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в довузовских учреждениях, а также компетенции, полученные при изучении базовых курсов («История книжной культуры», «Основные теории коммуникации» и др.). Кроме того, студенты должны владеть навыками конспектирования научной устной и письменной речи и навыками самостоятельной работы с учебно-методическим материалом.

Наряду с другими языковыми дисциплинами курс «Современный русский язык» входит в общую систему подготовки бакалавров данного профиля, включающую курсы: «Иностранный язык», «Стандарты в книжном деле», «Печатные и электронные средства информации», «Основы редактирования», «Практическая и функциональная стилистика русского языка», «Культура издательского дела» и др.; и вместе с ними составляет гуманитарный цикл дисциплин, изучающих человека, его коммуникативную деятельность (в т.ч. и книжную) в разных аспектах. Как и указанные дисциплины, курс «Современный русский язык» ориентирован на изучение издательской деятельности и, как следствие, на изучение общих принципов организации разноуровневой системы русского языка, его фонетических, грамматических и лексических норм, на установление общих тенденций в развитии и функционировании языка, на выявление его дискурсивных возможностей и специфики. Данный курс формирует терминологическую и эмпирическую базу для освоения других дисциплин профиля («Практическая и функциональная стилистика русского языка», «Актуальные процессы в современном русском языке», «Основы редактирования», «Редподготовка изданий», «Реклама книги и PR» и т.п.). Знание русского языка как основного инструмента редактора позволяет не только сформировать лингвистическую базу бакалавра в целом, расширить представление о языке как универсальном средстве коммуникации, но и приобрести навыки практического анализа языковых фактов, оперирования ими в процессе редакторско-издательской деятельности. Кроме того, курс направлен на формирование у обучающихся принципов лингвистического мышления, необходимых для восприятия других языковых курсов.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК ( профессиональный цикл, базовая часть).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки 035000 «Издательское дело».

 

Студент должен знать:

  • теоретическиеосновы фонетической, лексической, словообразовательной, морфологической и синтаксической систем русского языка;

· законы строения, функционирования языковых единиц разных уровней и их место в системе языка как основного средства современной коммуникации;

· историю, современное состояние и основные тенденции развития указанных выше уровней и единиц русского языка.

· основные концепции описания фонетической, лексической и грамматической систем языка и основы современных методов их исследования;

Студент должен уметь

  • анализировать базовую лингвистическую (и шире – филологическую) информацию;
  • идентифицировать и дифференцировать фонетические, лексические (в т.ч. фразеологические), словообразовательные, морфологические и синтаксические единицы русского языка с целью их адекватного применения в профильной сфере;
  • видеть и объяснять внутриязыковые связи языка с точки зрения тенденций развития его уровней;
  • используя систему основных понятий и терминов языкознания, анализировать звуковую оболочку, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую и семантическую структуру языковых явлений;
  • выявлять интегральные и дифференциальные признаки языковых категорий в соответствии с контекстом;
  • использовать языковой материал с точки зрения его дискурсивной специфики;
  • давать лингвистический комментарий к текстам разной тематической и дискурсивной направленности и использовать полученные знания в практической деятельности: построение высказывания, связного текста, умение видеть структуру речевых произведений;
  • пользоваться научной, справочной, методической литературой, необходимой для освоения курса и работать с элементарными программами обработки информации.

Студент должен владеть

  • основной лингвистической терминологией, применяемой в практике преподавания современных языков;
  • приемами анализа с целью определения места языковой единицы (явления, категории) в общей системе языка;
  • основными приемами лингвистического анализа языковых явлений и их текстовых реализаций;
  • языковыми нормами с целью использования их в профессиональной практике;
  • основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области редактирования текста как основного вида профессиональной деятельности;
  • навыками публичной речи, аргументации и полемики.

 

В результате освоения указанной магистерской программы выпускник должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

 

· владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1);

· логически верно, ясно и аргументировано выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2);

· стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

· критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

· использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

· использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

· владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

 

б) общепрофессиональными (ПК):

редакционная подготовка печатных и электронных изданий:

· редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов (ПК-17);

· совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста (ПК-18);

 

научно-исследовательская деятельность:

· использовать современные достижения науки в практической издательской деятельности (ПК-41);

· предоставлять результаты исследования в форме рефератов, публикаций, научных отчетов (ПК-42);

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК ( профессиональный цикл, базовая часть).

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц 252 часа.

Содержание учебной дисциплины

 

Введение

Структура курса «Современный русский язык». Содержание понятия «современный русский литературный язык»: хронологические рамки, функциональное ограничение материала. Уровневая организация современного русского языка, основные языковые единицы.

 

Образовательные технологии

Учебный процесс по предложенной программе подготовки предполагает лекции по темам, практические занятия и самостоятельную работу студента и проводится с использованием современных педагогических, образовательно-информационных технологий (проблемные лекции, информационно-разъяснительные лекции, семинары-диспуты, обсуждение тем в рамках круглого стола, разноуровневые задания, практические занятия с приемами активного чтения и групповой работы, деловые и ролевые игры а также работа с опорными конспектами в виде электронной презентации и электронный поиск материала, взаиморецензирование творческих работ студентов). Предполагается и использование классических методов и технологий обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, проблемное изложение, работа в творческих группах.

В рамках сложившейся практики преподавания языков при проведении практических занятий по данной программе используются активные формы работы в сочетании с интенсификацией самостоятельной работы студентов (еженедельная подготовка к практическим занятиям, подготовка практического занятий обобщающего типа («Фонетические (словообразовательные / лексические) средства современного русского языка»), участие в обязательных консультациях, поиск текстов для лингвистического анализа, подготовка рекламно-издательского проспекта на основе пройденного материала по тематическим блокам).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Формы самостоятельной работы по блокам «Фонетика», «Лексикология», «Словообразование»

 

1. Ведение Уровневая система современного русского языка. Основные языковые единицы

    1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

Используя изученный материал, написать эссе по теме «Русский язык: вчера, сегодня, завтра...» (ОК- 3, 6, 7; ПК-1, 3, 4, 5, 36, 40, 41, 42).

2. Подготовиться к тесту (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

Тест

Задания

1. Перечислите гласные среднего подъема с указанием их ряда и лабиализации.

2. Определите звук по следующим артикуляционным характеристикам:

- Согласный, переднеязычный, зубной, шумный, звонкий, смычно-взрывной.

- Согласный, среднеязычный, щелевой, звонкий, мягкий.

3. Опишите артикуляцию звуков и, м.

4. Охарактеризуйте классификационные признаки всех звуков в слове: яд.

5. Подготовить презентацию одного из фонетических законов в его сопоставлении с аналогичным явлением в иностранных языках* (задание* факультативно).

Проверочная работа

1.Затранскрибируйте следующие слова: с боями, гвоздь, коротковатый, прошипеть, вступиться.

2.Охарактеризуйте процессы, происходящие в приведенных выше словах.

 

3. Затранскрибируйте предложения, выявите происходящие/происходившие в словах современные и исторические фонетические процессы:

Бедняжка швея тяжко работает днями и ночами.

 

Текст для анализа

Выявите происходящие/происходившие в словах современные и исторические фонетические процессы:

Любовь не забывает ни одной мелочи. В глазах ее все, что ни касается любимого человека, важный факт. В уме любящего человека плетется многосложная ткань из наблюдений, тонких соображений, воспоминаний, догадок обо всем, что окружает любимого человека и творится в его сфере, что имеет на него влияние. Логика влюбленных, иногда фальшивая, иногда изумительно верная, быстро возводит здание догадок, подозрений, но сила любви еще быстрее разрушает его до основания, часто для этого довольно одной улыбки, слезы, двух-трех слов, и прощай подозрения.

Проверочная работа

 

Разделить следующие слова на слоги по теории сонорности и теории мускульного напряжения: бурьян, ловко, смысл, прошлое, ёлка, монстр.

3. Используя изученный материал, подготовиться к устному сообщению «Слог в структуре английского/немецкого языка», «Практическое применение теорий слогоделения», «Плюсы и «минусы» современных теорий слогоделения» (ОК- 3, 6, 7; ПК-1, 3, 4, 5, 36, 40, 41, 42).

Тема 5. Фонетическое членение речи. Ударение. Специфика русского ударения. Функции ударения и его типы. Интонация. Компоненты русской интонации

 

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, выполнить задания по теме (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

Задания

1. Прокомментируйте разные типы паузирования в предложениях:

Как-то по-новому он открыл мне эту картину.

Идти можно стоять.

Сегодня уже год с того позорного для меня момента.

2. Укажите количество тактов в следующем фрагменте:

Во вторник я уже никуда не собирался. Выбранная мною модель поведения как-то противоречила всему, что было во мне. Именно поэтому я так и не решил, стоит ли мне ехать в деревню или оставаться в городе.

3. Подготовить научно-прикладную работу по теме* (ОК-6, 7,8; ПК- 1, 3, 4, 5, 36, 38, 40, 41, 42).

 

Задания

1. Выявите общие и дифференциальные семы данных слов:

Быстро

Стремительно

Проворненько

Медленно

2. Определите, какими компонентами (понятийными/эмоционально-экспрессивными) отличаются друг от друга данные единицы:

есть – кушать - лопать; подражать – попугайничать; бросать – швырять; лицо – лик – рожа.

4. Подготовить научно-прикладную работу по теме* (ОК-6, 7,8; ПК- 1, 3, 4, 5, 36, 38, 40, 41, 42).

Тема 7. Системные отношения в лексике. Характерные черты лексической подсистемы. Синтагматические отношения в лексике. Понятие дистрибуции. Типы дистрибуции слов. Связь дистрибуции слов с оппозицией. Парадигматические отношения в лексике. Понятие оппозиции. Типы оппозиции.

 

    1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы.
    2. Используя изученный материал, выполнить задания по теме (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

Задания

Определить тип оппозиций, связывающих единицы:

Лесть –лезть, глухой (человек) – глухой (переулок), спится – спица, ругать – бранить, мой (мест.) – мой (глаг.), бегемот – гиппопотам, оптом – в розницу, (вкусное) блюдо – (фрукты) на блюде, вбегать – выбегать, красавец – урод, лингвистика – языкознание, дача (взятки) – дача (на море), залив (деепр.) – залив (сущ.), упрямиться –упорствовать, жилой – жилищный, все – никто, óрган –оргáн, ранний – поздний, превосходство – преимущество, прямо – косвенно, нестерпимый – нетерпимый, свежий – черствый, оптом – в розницу, лиса – лисица, зал – зала.

 

3. Подготовиться к тесту (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

Тест

 

1. Выявить для слова ЧИСТЫЙ, включив его в ряд ЧИСТЫЙ/________________________________________,

 

Интегральную сему_________________________________________________________(одну на выбор)

Дифференциальную сему___________________________________________________(одну на выбор) Периферийную сему________________________________________________________(одну на выбор)

 

2. Обозначьте цифрой (1-2-3) соответствующие отношения: (1) язык/речь; (2) форма/содержание; (3) лексика/грамматика, реализованные в следующих единицах.

 

Лексема – семема ______________________

Лексема – лекса _______________________

Лекса – сема __________________________

Лекса – словоформа ____________________

Семема – сема _________________________ 3. Проиллюстрируйте примерами следующие отношения лексических единиц, примеры прокомментируйте.

 

1) оппозиция лексем нулевая, оппозиция семем дизъюнктивная;

2) оппозиция лексем эквиполентная, оппозиция семем эквиполентная;

3) оппозиция лексем дизъюнктивная, оппозиция семем дизъюнктивная;

4) оппозиция лексем дизъюнктивная, оппозиция семем привативная;

Задания

1. Среди приведенных пар слов найдите антонимы, ответ прокомментируйте

1. бродил – продирался (через заросли)

2. жаркое – сухое (лето)

3. скромные – полевые (цветы)

4. умер – родился

5. взять-дать

6. рисовать –стирать

7. жаркое – дождливое (лето)

8. прийти- уйти

9. замер – остановился

10. умный –глупый.

 

2. В каких предложениях используются синонимы?

1. Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя.

2. Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»…

3. Наше сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений.

4. Художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников.

5. Внутренний мир – это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии – так я думала.

6. Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдешь в самой образованной среде.

7. Он смотрел и слушал – не знаю, что запомнилось мне острее: последние секунды дня, заходящее сквозь туман солнце и далекие звуки рожка – или вдохновенное лицо мальчика.

8. Я думала: это люди особенные, необыкновенные.

3. Составьте предложения с указанными паронимами:

 

Болотный - болотистый

Взрывной – взрывчатый

Великий - величественный

Военный – воинский – воинственный

Напоминание - воспоминание

Костный - костяной

Жизненный - житейский

 

3. Подготовить сообщение по теме (ОК- 3, 6, 7; ПК-1, 3, 5, 36, 40, 41, 42).

Темы сообщений:

  1. Языковая и речевая омонимия. Межъязыковая омонимия.
  2. Функции антонимов в научном дискурсе.
  3. «Синонимическая» компетенция как основа культурной речи.
  4. Используя изученный материал, провести анализ (редактирование) текста (ОК- 3, 6, 7, 8; ПК-1, 3, 4, 5, 36, 38, 40, 41, 42).

 

Текст для анализа

Укажите лексико-семантический потенциал текстового фрагмента:

Сегодня утром ваша полосатая кошка ползла вдоль крыши каюты, позади ящиков с цветами, подкрадываясь к молодому дрозду, сидевшему на канате. Жажда крови сверкала в ее глазах, убийство таилось в каждой судорожно напряженной мышце ее тела. …И тут она впервые обнаружила мое присутствие. На нее это подействовало, как небесное видение на библейского преступника.

Текст для редактирования

Отредактируйте текст, заменяя лексические повторы и корректируя значение отдельных единиц:

Университет - это община ученых. Это не детский сад, не клуб, не реформаторий; это не политическая партия и не агентство по пропаганде. Университет - община ученых. Ученые, составляющие эту общину, были избраны своими предшественниками, потому что оказались наиболее подходящими для изучения в той или иной области знания. Лучший университет тот, в котором наибольшая часть ученых является самой компетентной в выбранных ими отраслях науки.

До известной степени университета привлекать наилучших ученых ограничиваются тем вознаграждением, которое он в состоянии предложить. В известной мере они зависят от библиотек и лабораторий. Но известно, что великие ученые жертвовали материальными и другими благами ради одного совершенно неотъемлемого для них призвания - воли. Без свободы исследований, свободы суждений и свободы преподавания университет не может существовать. Без этих свобод университет становится политической партией или агентством по пропаганде и заканчивает быть университетом.

 

4. Подготовиться к тесту (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

Тест

Задания

1. Выпишите слова иноязычного происхождения, ответ прокомментируйте:

земля, сорок, врата, жюри, инцидент, аэропорт, солнце, дебют, между, чужой, млечный, пища, пичкать, водный, джемпер, кафе, рассказчик, сувенир, доминировать, идти, лоб, штаб.

 

2. Объясните значение иноязычных слов:

хобби, агрессор, интервью, аморфный, дефект, сервис, аргумент, дифференциация, детектив, синхронный, ассимиляция, прецедент, моцион.

 

3. Сгруппируйте следующие слова по группам – архаизмы, историзмы, неологизмы:

воитель, пиит, продналог, лизинг, нэп, чело, летун, аэроплан, дружество, боярин, латы, прилуниться, провайдер, перестройка, оператор (хирург), драйв.

4. Сгруппируйте следующие слова по группам – общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Поясните, чем ограничено употребление слов второй группы.

умный, ходить, бучило (весенняя яма), литера, морфема, бегать, лиса, хапать, матрица, срезаться, бабки, камбуз, бирюк, предки, мужество, слиться (уйти).

3. Используя изученный материал, подготовиться к дискуссии по теме «Современное состояние лексической системы русского языка» «Заимствования: быть или не быть» (ОК- 3, 6, 7,8; ПК- 1, 3, 4, 5, 36, 40).

4. Подготовить устное сообщение по теме (ОК- 3, 6, 7; ПК-1, 3, 5, 36, 40, 41, 42).

Темы сообщений:

1. Лексическая система русского языка в социолингвистическом аспекте. Типы заимствований

2. Лексика ограниченного употребления. Специфика ее употребления

3. Стилистическая дифференциация лексических единиц

4. Особенности перевода лексики ограниченного употребления

 

5. Подготовить научно-прикладную работу по теме* (ОК-6, 7,8; ПК- 1, 3, 4, 5, 36, 38, 40, 41, 42).

Проверочная работа

  1. Приведите примеры алломорфов и вариантов морфем: -ой, -бег-, от-, -мох-.
  2. Выпишите из текста слова с непроизводными основами:

Было это восемнадцать лет назад: я встретил Конокрадова в столовской хлебопекарне. Он работал просто артистически, завидно управляясь с семипудовыми кусками теста, раскатывая его, наклонившись над ларем с мукой.

 

 

Тема 11. Морфема. Признаки морфем. Морфемы корневые и аффиксальные: аспекты разграничения. Свободные и связанные корни. Классификация аффиксов с точки зрения позиции по отношению к корню и с точки зрения их функции. Понятие нулевого аффикса.

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, подготовиться к проверочной работе (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

Проверочная работа

  1. Выполните морфемный анализ слов: круговорот, безобразничали, предположить, бережнее, смеяться.
  2. Укажите характеристики аффиксов по местоположению в слове и по функции.

 

3. Подготовиться к тесту (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

 

Тест

1. Перечислите признаки морфем:

 

1) Морфема – _________________ единица языка, обладающая ___________ и _________________.

2) Морфему невозможно разделить на ___________________________________________________.

3) Морфема _______________________________ слову, в составе которого выступает.

4) В отличие от слова, не обладает ________________________________________.

5) В отличие от слова, не имеет _______________________________________, поэтому не может самостоятельно функционировать в речевом потоке.

 

2. Охарактеризуйте выделенные морфемы в словах по указанным типологическим признакам: бри ТЬ, об У ть, НА писать, коф Е мол К а,писа ТЕЛЬ, РАЗ бежать СЯ, РАЗ ломать СЯ.

(1) корневые и аффиксальные;

(2)свободные и связанные;

(3) аффиксы деривационные и реляционные;

(4)префиксы, суффиксы, интерфиксы, флексии, постфиксы;

(5)продуктивные и непродуктивные.

4. Составить сводную таблицу типов морфем в русском языке (ОК-1, 2, 9; ПК-1, 2, 9, 11, ГЖ-4).

 

Тема 12. Отношения однокорневых единиц в словообразовании. Понятие словообразовательного гнезда, деривационной цепочки. Словообразовательная парадигма.

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, выполнить задания по теме (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

Задания

1. Постройте словообразовательные цепочки от слов. Укажите способ словообразования для каждой ступени производности: варить, пасти, боль.

2. Выполните словообразовательный анализ (укажите производящую основу, формант, способ словообразования):

Бездорожье

белокачанная (капуста)

выставка

заболевание

ночевать

усиленно.

3. Восстановите словообразовательные цепочки, результатом которых явились слова:

Антивоенный

заболотиться

немножко

сверхскоростной

переподготовка.

 

 

Тема 13. Отношения одноструктурных единиц в словообразовании. Понятие словообразовательного типа. Признаки словообразовательного типа. Структура словообразовательного значения.

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, выполнить задания по теме (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

Задания по теме

 

  1. Выполните словообразовательный анализ слов: взморье, лесопилка, раскладушка, перечисление, необычно, выслужиться.
  2. Укажите словообразовательный тип, к которым принадлежат данные единицы. Продолжите модель.

3. Перечислить признаки словообразовательного типа. Используйте для иллюстрации следующие единицы: сработаться, сговориться, созвониться, спеться, сдружиться, сделаться, свернуть, список, сгусток, спеть.

3. Подготовьте эссе по теме «Словообразовательный тип. Проблема выделения, степени дробности и продуктивности» Эссе (ОК- 3, 6, 7; ПК-1, 3, 4, 5, 36, 40, 41, 42)

4. Подготовьте научно-прикладную работу по теме «Практическое применение знаний деривационных особенностей русского языка в переводческой деятельности»* (ОК-6, 7,8; ПК- 1, 3, 4, 5, 36, 38, 40, 41, 42).

 

Тема 14. Способы словообразования в русском языке

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, выполнить задания по теме (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

Задания по теме

1. Определите способ образования следующих слов: прочитать, ТГУ, выход, ванная, разбежаться, подтекст, ломкость, застенок, метеосводка, дошкольный, носорог, клеенчатый, заблагорассудится, безоблачный, хорошо, подпольщик, безвредный, высокохудожественный, гладкоствольный, удаль, преподнести, переносица, юннаты, растение, каяться, хором.

2. Приведите единицы, образованные от слова писать морфемными способами деривации.

 

3. Используя изученный материал, составьте алгоритм определения способа словообразования (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 36, 38, 42).

4. Подготовиться к контрольному тесту по блокам «Фонетика», «Лексикология», «Словообразование» (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

 

 

Контрольный тест

1. По месту образования шума выделяются следующие группы согласных:

Кончик языка (активный орган) и зубы (пассивный) образуют переднеязычные зубные согласные;

кончик языка (активный орган) и ____________________ (пассивный) – ________________________;

___________ (активный орган) и верхняя губа (пассивный) – ________________________________;

________________________ и _______________________ – среднеязычные, средненебные;

нижняя губа (активный орган) и ____________________ – губно-зубные.

Приведите примеры.

 

2. а) Подчеркните исторические чередования звуков, представленные в указанных единицах.

б) Укажите действующие фонетические процессы, назовите их.

Гигант – гигантский, лист – листья, письмо – напишет, растить – выращивать, дворник – мельничиха, бросить – бросать, круг – кружиться, пират – пиратский, пятый – пятьсот, прикарманить – карманчик.

 

3. Выполните словообразовательный анализ (укажите производящую основу, формант, способ словообразования).

Циркач, по-моему, добежать, расколоться, прибрежный, открытость

 

4. Приведите примеры реализации следующих морфем:

нулевого аффикса___________________________________________

аффиксоида_________________________________________________

связанного корня____________________________________________

постфикса__________________________________________________

интерфикса________________________________________________

5. Выявить для слова ЛЕЖАТЬ, включив его в ряд ЛЕЖАТЬ/________________________________________,

 

Интегральную сему_________________________________________________________(одну на выбор)

Дифференциальную сему___________________________________________________ (одну на выбор) Периферийную сему________________________________________________________(одну на выбор)

 

6. Выделить характерные черты лексической подсистемы, кратко прокомментировать и / или привести примеры:

1) Многоаспектность

2) Открытость

3) Закрытость

4) Стабильность

5) Динамичность

6) Мотивированность реальной действительностью

7) Отсутствие жестких системных связей

 

 

Задания по изучаемым темам, предлагаемые для самостоятельного выполнения, в тематическом блоке «Морфология»

Тема «Введение».

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Используя изученный материал, составить презентации «Специфика грамматического значения», отражающие основные взгляды ученых XX – XXI вв.

 

Тема «Учение о частях речи»

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

2. Подготовиться к тестированию

 

Тестирование

Тесты единственного выбора

1) Учение о частях речи возникло:

а) в трудах Аристотеля (IV в. до н.э.);

б) в трудах Иоанна (Псевдодамаскина) (VIII в.);

в) в «Грамматике» М.Смотрицкого (1619);

г) в «Грамматике» М.В.Ломоносова (1755).

 

2) М.Смотрицкий выделял:

а) 4 части речи;

б) 8 частей речи;

в) 10 частей речи;

г) 12 частей речи.

 

3) Классификацию на изменяющиеся («падежные», «родовые», «личные») / неизменяющиеся части речи в русской грамматике предложил:

а) М.В.Ломоносов (1711-1765);

б) А.Х.Востоков (1781-1864);

в) Ф.Ф.Фортунатов (1848-1914);

г) В.В.Виноградов (1894-1969).

 

4) Л.В.Щерба сформулировал критерии выделения русских частей речи в:

а) 1900 г.;

б) 1929 г.;

в) 1932 г.;

г) 1944 г.

 

5) Термин «категория состояния» был предложен:

а) А.А.Шахматовым (1864-1920);

б) А.М.Пешковским (1878-1933);

в) Н.С.Трубецким (1890-1938);

г) Л.В.Щербой (1880-1944).

 

Тесты множественного выбора:

6) А.А.Потебня (1835-1891), настаивая на полном параллелизме семантического и синтаксического критерия при выделении частей речи, отказал в этом статусе:

а) местоимению;

б) числительному;

в) предлогу;

г) союзу;

д) частице.

 

7) Л.В.Щерба предложил в качестве критериев выделения частей речи в русском языке:

а) общность частеречного (категориального) значения;

б) общность словообразовательной специфики;

в) общий комплекс грамматических категорий;

г) тождественную организацию парадигм;

д) общность основных синтаксических функций.

 

8) Академическая грамматика (1980) среди «основных» частей речи, отвечающих всем критериям Л.В.Щербы, называет:

а) существительное;

б) прилагательное;

в) числительное;

г) глагол;

д) наречие.

 

9) Спорным в современной русской грамматике является частеречный статус:

а) местоимения;

б) порядкового числительного;

в) категории состояния;

г) модального слова;

д) служебного слова.

 

10) В теории В.В.Виноградова (1894-1969) к «частицам речи» отнесены:

а) частицы;

б) служебные слова;

в) предлоги;

г) союзы;

д) междометия.

 

 

Тема «Имя прилагательное»

1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы.

2. Выполнить внеаудиторные задания

 

Привести по 10 примеров имен прилагательных, входящих в ЛГР: качественные, относительные, притяжательные.

 

Расположить примеры в таблице по убыванию количества признаков качественного прилагательного: женатый, длинноватый, гордый, мобильный, жаркий, седой, погожий, мрачный, полосатый, клейкий, зубастый

Создать контексты, в которых перечисленные ниже имена прилагательные будут (1) качественными, (2) относительными. ОБРАЗЕЦ: тихий (1) тихий шёпот; (2) тихий час: деревянный, песочный, стальной, сальный, мягкий, шоколадный, строгий, древний, твердый, высокий, новый, сиреневый

 

Создать контексты, в которых перечисленные ниже имена прилагательные будут (1) притяжательными, (2) качественными. ОБРАЗЕЦ: волчий (1) волчий выводок; (2) волчий билет: девичий, старушечий, змеиный, медвежий, щенячий, петушиный, лисий

Определить ЛГР имен прилагательных: скорая помощь, Далев словарь, гусиный паштет, поздний час, царева прихоть, глухая полночь, пастухов рожок, пушкинский текст, вечерние новости, мамина фотография, чугунные перила, глухая старуха, острый язык, трудовая повинность, золотой совет, сестрина шуба, куриный бульон, лесистые склоны, ласточкино перышко, речные берега, байроновский «Дон-Жуан», стальные нервы, звонкий согласный.

 

Сделать морфологический разбор всех имен прилагательных. ОБРАЗЕЦ: Свидание со старыми друзьями, чем дольше не встречались, тем страшней. Старыми – прилагательное, имеет категориальное значение атрибутивности, начальная форма – старый, качественное, в положительной степени, полное, 1 склонение, твердый подтип, стоит в форме множественного числа, творительного падежа, в предложении выполняет роль согласованного определения. Страшней – прилагательное, имеет категориальное значение атрибутивности, начальная форма – страшный, качественное, в синтетической форме сравнительной степени (выраженной флексией), в данной форме не склоняется, в предложении выполняет роль именной части сказуемого.

Есть остров на том океане – пустынный и мрачный гранит; на острове том есть могила, а в ней император зарыт. Зарыт он без почестей бранных врагами в сыпучий песок, лежит на нем камень тяжелый, чтоб встать он из гроба не мог.

И пусть черты ее нехороши и нечем ей прельстить вообра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.283 с.)