Простое предложение. Формальный аспект




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Простое предложение. Формальный аспект



Задание 1. Изучить материал лекций и учебников, Интернет-ресурсов.

Задание 2. Произвести грамматический разбор по членам предложения в одном из предложенных вариантов самостоятельной работы. Остальные варианты – дополнительные. Они могут быть выполнены для приобретения навыков разбора.

 

Вариант №1

1.Зурин велел подать пуншу и уговорил меня попробовать.

2.На табуретке с золочёными ножками сидел целый ряд дам, энергично топая в ковёр заново обутыми ногами.

3.Исполинский чертополох крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

4.Путь становился всё труднее день ото дня, и мои отношения с Шарко всё тяжелее.

5.Эстрада что-то вроде плахи. Все присутствующие начинают казаться выступающему какой-то гидрой с тысячью головами.

6.Он был не в состоянии думать о своих делах. Он лишь ходил смотрел на неё.

7.На её смуглом матовом лице замерла надменность царицы, а в подёрнутых какой-то тенью глазах сверкало сознание неотразимости её красоты и презрения ко всему, что не она сама.

Вариант №2

1.Данилов отодвинул бесшумную дверь в купе: начальник спал полураздетый, в брючках, в носках, по-детски поджав короткие ножки.

2.Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые, всё в саду выглядело неприветливо, уныло, хотелось в самом деле работать.

3.Даша заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе.

4.Степан Аркадьевич не обедал дома, но обещал приехать проводить сестру в семь часов.

5.Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

6.В поисках фактов, в беседах с людьми существенно важно ещё и умение верно, хорошо записывать услышанное.

7. С утра сберкассы знай выдавали клиентам деньги на мотовство.

Вариант №3

1.Я прекратил свои расспросы и велел поставить чайник.

2.На Алексея полёт над трассой произвёл удручающее впечатление.

3.Серп месяца стал ярче и светил теперь сквозь ивы. Он заставлял Иволгина опять и опять возвращаться в памяти к безумию своих желаний.

4.А мамаша была женщина доброго сердца и горячей крови.

5.И вот в такой стороне осуждён я был проводить мою молодость! Тоска взяла меня. Я отошёл от окошка и лёг спать без ужина.

6.Он намутит воду – и в сторону, а мы опять расхлёбывай!

7.С приходом гостей он смахнул с лавки в фанерный ящик обрезки войлока, шильце, сапожный ножик и прочее.

8.Баев обучал меня десять дней. После этого я держал экзамен на кондуктора. Самым трудным был экзамен на знание Москвы.

Задание 3. Выполнить упр. 19, 21, 24, 25, 34 из Сборника упражнений по синтаксису современного русского языка.

Односоставное предложение. Неполное предложение. Нечленимое предложение.

Задание 1. Изучить материал лекций и учебников, Интернет-ресурсов.

Задание 2. Охарактеризовать предложения по количеству составов; по полноте / неполноте; по членимости / нечленимости.

Определить тип каждой предикативной единицы по предложенным параметрам.

Вариант №1

1.И сладко тосковать от ощущения своей полной родственности, свое близости этому дремучему краю.

2. Первая весна! Prima vera! Когда мы с мучениями зубрили в гимназии латынь, то только эти два благозвучных слова примирили нас – и то немногих – с этим языком.

3.Вскоре я уехал из Ливен, но эти несколько дней весны не мог забыть.

4.Нельзя терять чувства призвания. Его не заменить ни трезвым расчётом, ни литературным опытом.

5.Кроме картин, в комнатах было много цветов. Квартира походила на оранжерею. Цветы часто опрыскивали свежей водой, поэтому в комнатах пахло сырой землёй и листьями

6.Вдруг мелькнул передо мной мой револьвер. Но я в один миг оттолкнул его от себя. О, теперь жизни и жизни!

7.А с боков печи на облезлых стенах висели портреты, запушённые инеем.

– Предки-с! – радостно воскликнул хозяин.

8.Любить не умею, любить не желаю. Я глохну, немею и зренье теряю…

9.Подруга дней моих суровых! Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня.

Вариант №2

1.Усть-Урт! Я знал, что на восточном берегу Каспийского моря лежит эта недоступное и смертоносное плоскогорье, похожее на могильную плиту. Туда нет никаких дорог.

2.Мне хотелось написать книгу чисто географическую, суровую, строгую, похожую на отчёт о путешествии, такой же живописный, как самодельная и грубая карта, набросанная на куске обёрточной бумаги.

3.Прошу извинить меня за эти отступления из области литературы в живопись.

4.В теснине Кавказа я знаю скалу. Туда долететь лишь степному орлу.

5.И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…

6.Опять я в деревне. Хожу на охоту, пишу свои вирши, живётся легко. Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрался в сарай и заснул глубоко.

7.А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу… Вот и лес. Тень и тишина.

8.У порога нашли безумца моего.

9.Ни тени, ни ветерка. Открытое беспощадному солнцу шоссе.

Вариант №3

1.Ума не скроешь, он в чём-нибудь да выказался бы.

2.Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова.

3.Ей очень хотелось постучать молотком по белым металлическим вкладышам, но делать ей ничего не разрешали.

4.Граф! Вот мой муж. Душа моя, граф Нулин!

5.И погиб казак! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей. Украине не видать так же храбрейшего из детей своих, взявшихся защищать её.

6.В три часа утра, когда было ещё совершенно темно, с меня сдёрнули обогретый тулуп, а багровый огонь неприятно резанул мои заспанные глаза.

7.Казахская семья появилась неожиданно. Разбили юрту. Стреноженная кобыла поодаль, пяток овец, облезлый, как заигранная плюшевая игрушка, верблюд. В ярких одежонках многочисленные детишки. Казахов уговорили переселиться в домик: как-то чудно, чтоб на центральной усадьбе – юрта.

8.Денег в нынешний год у старого графа было достаточно.

9.Есть много слов, которые произносишь по привычке, не думая, что скрыто за ними.

Семантика предложения.

Задание 1. Изучить материал лекций.

Задание 2. Проанализировать методический комментарий к разбору семантики предложения (диктум и модус), данный в Сборнике упражнений по синтаксису русского языка.

Задание 3. Подобрать четыре текстовых отрывка из разных источников, включая сеть Интернет, отражающих различные типы пропозиций и модусных смыслов.

Задание 4.

Проанализировать диктум одного из предложений.

1. Она гладила рукопись ласково, как гладят любимую кошку, и поворачивала её в руках, оглядывая со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец.

2. После вечерней прогулки мы каждый раз пили чай в её номере и разговаривали о прошлом, не боясь разбередить старые, но ещё не зажившие раны.

3. За окном мимо термометра летели снежинки, и мальчик равнодушно следил за ними, не испытывая при виде первого снега обычной радости.

4. И дети, тихонько толкая друг друга локтями, долго смотрели то на картину, то на настоящее открытое море, в туманной голубизне которого таял маленький парус дедушкиной шаланды.

5. В лиловом просторном платье, очень ей шедшем, откинув крупную седую голову, Анна Андреевна сидела у окна и выглядела очень величественно.

 

Задание 5.

Описать в одном из текстовых отрывков модусные смыслы.

1. У меня в Сухуме не было знакомых, и я часто бродил по окрестностям города один. Отходить далеко я не решался. По словам старожилов, в десяти километрах уже начинался встревоженный войной и междоусобицей Кавказ. На любом повороте горной дороги можно было получить пулю в спину или погибнуть под внезапным обвалом.

Успокоение приходило на Кавказ исподволь, можно сказать, крохотными шагами.

Хочу заметить, что для меня всё в Абхазии было тогда чужим и вследствие этого угрюмым и враждебным – и горы, и реки, и растительность, и народ.

2. Когда я думаю об эпохе Надсона, мне хочется сказать: какая скудная жизнь, какие бедные письма, какие несмешные шутки и пародии!

Мне показывали в семейном альбоме карточку, кажется, дяди Миши, меланхолика с пухлыми и болезненными чертами, и объясняли, что он не просто сошёл с ума, а «сгорел»: так гласил язык поколения. Так говорили о Гаршине, и многие гибели складывались в один ритуал.

3. Прежде чем перейти к описанию дальнейших событий, следует сказать несколько слов о Черноморской улице. Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире. Самый путь из города на Черноморскую улицу был своего рода лекарством от невзгод. Улочка тянулась по краю высокого обрыва над морем. Слово «тянулась» здесь вряд ли подходит, так как улица была недлинная. Её можно было пройти за несколько минут.

Среди неуютного быта тех дней она казалась хотя и обманчивым, но всё же «островом спасения» для заброшенных на неё жизненной бурей людей.

4. Живя среди книг и вещей, оставленных Швиттау, я за глаза составил представление об этом профессоре.

Он, конечно, был самодоволен, чисто умыт, носил русую бородку и золотые очки, и в глазах его присутствовал тот водянистый блеск, какой бывает у застарелых девственников.

Мне был неприятен этот воображаемый так называемый предшественник, поэтому при каждом удобном случае я растворял окна настежь, чтобы выветрить из дворницкой добропорядочный профессорский дух.

5. Ко всему этому хочу добавить, что утреннее моё пробуждение оказалось почти феерическим, если так можно сказать.

Я проснулся и долго лежал, не открывая глаз, ощущая у себя на лице чьи-то тёплые ладони. От них пахло цветущей мимозой. Это был, конечно, утренний бриз. Он наполнил каюту, лениво бродил по ней и прикасался ко всему, что попадалось ему на пути, в том числе и к моим щекам.

Позванивала якорная цепь. С палубы доносились обычные портовые возгласы: «Вира, чёртов банабак! Майна помалу!»

За иллюминатором блестело нестерпимое солнце, занявшее половину неба и половину моря. В его победоносном свете качалась снаружи живая стена роскошной растительности. И это было прекрасно.

5. Актуальное членение

Задание 1. Изучить материал лекций и учебников, Интернет-ресурсов.

Задание 2. Произвести актуальное членение в каждом высказывании одного из предложенных текстов. Определить тип тематической прогрессии и рематической доминанты.

 

1. [Я живу в маленьком доме на дюнах.] Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. Здесь обрывается земля. И поэтому кажется удивительным, что в доме спокойно горит свет, поёт радио, мягкие ковры заглушают шаги, а на столах лежат раскрытые книги и рукописи.

Там, к западу, в сторону от Венспилса, за слоем мглы лежит маленький рыбачий посёлок. Обыкновенный рыбачий посёлок, с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, с чёрными моторками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью. (К.Паустовский)

2. [Я живу в маленьком доме на дюнах.] Всё Рижское взморье в снегу. Он всё время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки.

Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то поднимает занавеску и осторожно следит за тобой. (К.Паустовский).

3. Оказалось, что товарищ Торелли снимает комнату у расстриги Просвирняка. Он узнал от расстриги, что мы – столичные журналисты. Столичным журналистам Торелли завидовал, хотя ни за что не согласился бы променять Одессу даже на работу в самом «Русском слове». В Одессе можно было «сделать» любую сенсацию. Написать, например, в газете «Одесская почта», что на рабочей окраине Пересыпи лопнул меридиан и катастрофа для города была предупреждена только благодаря героическим усилиям пожарных команд. В Москве и Петрограде такой номер никогда не прошёл бы.

4. В Москве три Обыденских переулка. Название этих переулков вводит людей в заблуждение. На самом деле ничего обыденного в них нет. Наоборот, переулки эти отличаются некоторыми приятными качествами. Они сбегают к Москве-реке и упираются в пустынную набережную. По обочинам этих переулков весной даже цветут одуванчики.

В Москву, в Обыденский переулок, я и переехал. В подвал старого купеческого особняка. Окно, пробитое ниже уровня земли, выходило в сад, обнесённый высокой кирпичной стеной. Над стеной поблескивал тусклым золотом купол храма Христа Спасителя и его тяжёлый крест. В то время этот храм ещё не собирались сносить.

Сложное предложение

Задание 1. Изучить материалы электронного варианта лекции по теме.

Задание 2. Проанализировать три сложных многочленных предложения с точки зрения их структуры и характера соотношения входящих в их состав предикативных единиц.

См. упр. 75(II) на стр. 60 Сборника упражнений…

 

Осложнённое предложение

Задание 1. Изучить материал учебника Н. С. Валгиной по теме, Интернет-ресурсы.

Задание 2. Составить опорный конспект по теме .

Задание 3. Определить в предложениях все типы осложняющих конструкций.

 

1. Бабушка, или, как её называли в доме, бабуля, очень полная, некрасивая, с густыми бровями и усиками, говорила громко.

2. Хохол двигал под столом ногами – он никогда не мог поставить свои ноги удобно – и, глядя, как на потолке бегает отражённый влагой луч, рассказывал.

3. Аксинья сняла чирики и, захватив левой рукой подол юбки (в лесу на траве ещё лежала роса), легко шла по лесной заброшенной дороге.

4. Не так давно, в глухую полночь, Давыдов и Лушка в упор наткнулись на сторожа ветряной мельницы, находившейся далеко в степи, за хутором.

5. Одна из выгод охоты, любезные мои читатели, состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого, разумеется, весьма приятно.

6. Лёгкий туман – предвестник осени – стлался над озером.

Задание 4. В целях самопроверки выполнить упр. 42, на стр. 36 Сборника упражнений…

 

Тестовые задания





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.014 с.)