ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформировать навыки анализа речевого материала; расширить базу общекультурного кругозора.



Цели курса конкретизируются в следующихзадачах:

- сформировать навыки владения основными фонетическими, лексическими и грамматическими понятиями и терминами,

- дать представление о формальном, содержательном и функциональном устройстве языковых единиц как иерархически организованных классов;

- дать представление о фактическом материале русского литературного языка современного состояния;

- сформировать знания основных законов и тенденций развития языка в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса;

- сформировать научно-лингвистическое мировоззрение, диалектический взгляд на природу языковых явлений.

2.Место дисциплины в структуре программы

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессионального цикла. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки 035000 «Издательское дело» (профиль подготовки «Книжное дело»).

Данная учебная дисциплина рассчитана на студентов I курса. Для ее освоения необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в довузовских учреждениях, а также компетенции, полученные при изучении базовых курсов («История книжной культуры», «Основные теории коммуникации» и др.). Кроме того, студенты должны владеть навыками конспектирования научной устной и письменной речи и навыками самостоятельной работы с учебно-методическим материалом.

Наряду с другими языковыми дисциплинами курс «Современный русский язык» входит в общую систему подготовки бакалавров данного профиля, включающую курсы: «Иностранный язык», «Стандарты в книжном деле», «Печатные и электронные средства информации», «Основы редактирования», «Практическая и функциональная стилистика русского языка», «Культура издательского дела» и др.; и вместе с ними составляет гуманитарный цикл дисциплин, изучающих человека, его коммуникативную деятельность (в т.ч. и книжную) в разных аспектах. Как и указанные дисциплины, курс «Современный русский язык» ориентирован на изучение издательской деятельности и, как следствие, на изучение общих принципов организации разноуровневой системы русского языка, его фонетических, грамматических и лексических норм, на установление общих тенденций в развитии и функционировании языка, на выявление его дискурсивных возможностей и специфики. Данный курс формирует терминологическую и эмпирическую базу для освоения других дисциплин профиля («Практическая и функциональная стилистика русского языка», «Актуальные процессы в современном русском языке», «Основы редактирования», «Редподготовка изданий», «Реклама книги и PR» и т.п.). Знание русского языка как основного инструмента редактора позволяет не только сформировать лингвистическую базу бакалавра в целом, расширить представление о языке как универсальном средстве коммуникации, но и приобрести навыки практического анализа языковых фактов, оперирования ими в процессе редакторско-издательской деятельности. Кроме того, курс направлен на формирование у обучающихся принципов лингвистического мышления, необходимых для восприятия других языковых курсов.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК(профессиональный цикл, базовая часть).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки 035000 «Издательское дело».

 

Студент должен знать :

  • теоретическиеосновы фонетической, лексической, словообразовательной, морфологической и синтаксической систем русского языка;

· законы строения, функционирования языковых единиц разных уровней и их место в системе языка как основного средства современной коммуникации;

· историю, современное состояние и основные тенденции развития указанных выше уровней и единиц русского языка.

· основные концепции описания фонетической, лексической и грамматической систем языка и основы современных методов их исследования;

Студент должен уметь

  • анализировать базовую лингвистическую (и шире – филологическую) информацию;
  • идентифицировать и дифференцировать фонетические, лексические (в т.ч. фразеологические), словообразовательные, морфологические и синтаксические единицы русского языка с целью их адекватного применения в профильной сфере;
  • видеть и объяснять внутриязыковые связи языка с точки зрения тенденций развития его уровней;
  • используя систему основных понятий и терминов языкознания, анализировать звуковую оболочку, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую и семантическую структуру языковых явлений;
  • выявлять интегральные и дифференциальные признаки языковых категорий в соответствии с контекстом;
  • использовать языковой материал с точки зрения его дискурсивной специфики;
  • давать лингвистический комментарий к текстам разной тематической и дискурсивной направленности и использовать полученные знания в практической деятельности: построение высказывания, связного текста, умение видеть структуру речевых произведений;
  • пользоваться научной, справочной, методической литературой, необходимой для освоения курса и работать с элементарными программами обработки информации.

Студент должен владеть

  • основной лингвистической терминологией, применяемой в практике преподавания современных языков;
  • приемами анализа с целью определения места языковой единицы (явления, категории) в общей системе языка;
  • основными приемами лингвистического анализа языковых явлений и их текстовых реализаций;
  • языковыми нормами с целью использования их в профессиональной практике;
  • основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области редактирования текста как основного вида профессиональной деятельности;
  • навыками публичной речи, аргументации и полемики.

 

В результате освоения указанной магистерской программы выпускник должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

 

· владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1);

· логически верно, ясно и аргументировано выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2);

· стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

· критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

· использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

· использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

· владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

 

б) общепрофессиональными (ПК):

редакционная подготовка печатных и электронных изданий:

· редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов (ПК-17);

· совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста (ПК-18);

 

научно-исследовательская деятельность:

· использовать современные достижения науки в практической издательской деятельности (ПК-41);

· предоставлять результаты исследования в форме рефератов, публикаций, научных отчетов (ПК-42);

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК (профессиональный цикл, базовая часть).

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц 252 часа.

Содержание учебной дисциплины

 

Введение

Структура курса «Современный русский язык». Содержание понятия «современный русский литературный язык»: хронологические рамки, функциональное ограничение материала. Уровневая организация современного русского языка, основные языковые единицы.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.007 с.)