Синтаксическая система современного русского языка




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксическая система современного русского языка



5.1.Предмет и объект синтаксиса. Виды синтаксических единиц и аспекты их изучения. Понятие синтаксических связей и синтаксических отношений.

5.2. Словосочетание. Понятие о словосочетании. Типы синтаксических отношений в словосочетании: объектные, субъектные, определительные, обстоятельственные, комплетивные.

Типы синтаксических связей в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Типология словосочетаний: а) по структуре (простое, сложное, комбинированное), б) по морфологической характеристике главного слова, в) по семантике.

5.3. Простое предложение.Понятие простого предложения. Грамматическое значение простого предложения. Аспекты изучения простого предложения: формальный, семантический, коммуникативный.

Формальный аспект изучения предложения. Синтаксическая традиция в описании формальной организации предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

Семантический аспект изучения предложения. Смысловая организация предложения. Объективное и субъективное содержание предложения (диктум и модус). Способы описания объективного содержания предложения. Описание с опорой на понятие пропозиции. Структура пропозиции и её элементы. Виды пропозиций (событийные, логические).

Способы описания субъективного содержания предложения. Категории модуса: метакатегории, актуализационные, квалификативные, социальные.

Коммуникативный аспект изучения предложения.

Понятие актуального членения высказывания. Тема и рема как элементы высказывания. Средства выражения актуального членения: порядок слов, место фразового ударения, служебные слова. Соотношение актуального членения высказывания с грамматическим членением предложения. Парцелляция. Роль темы и ремы в организации текста. Понятие тематической прогрессии и рематической доминанты.

Традиционная типология описания предложения: полные – неполные предложения, членимые – нечленимые предложения, распространённые – нераспространённые предложения, односоставные – двусоставные предложения, осложнённые – неосложнённые предложения, утвердительные – отрицательные предложения, повествовательные – вопросительные - побудительные предложения, восклицательные предложения.

Односоставные предложения. Структурно-семантическая классификация односоставных предложений. Класс глагольных предложений. Спрягаемые глагольные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные); неспрягаемые глагольные предложения (безличные, инфинитивные).

Класс именных предложений. Типы именных предложений (номинативные, генитивные, аккузативные, вокативные). Их соотнесённость с синонимичными и омонимичными конструкциями русского языка.

Неполные предложения. Их типы.

Нечленимые предложения.

Основания для выделения неполных предложений. Определение их места в системе структурно-семантических типов простого предложения. Типология нечленимых предложений.

Осложнённое предложение. Традиционное учение об осложнённом предложении. Виды осложняющих конструкций: однородные члены предложения; обособленные члены предложения; уточняющие члены предложения; вводные и вставные конструкции; обращение.

5.4. Сложное предложение. Современное понимание сложного предложения. Три стороны устройства сложного предложения: формальная организация, смысловая организация, коммуникативная организация.

Основные типы сложных предложений: сложносочинённые предложения, сложноподчинённые предложения, бессоюзные предложения. Их типологии.

Сложные многочленные предложения. Способы их описания.

5.5. Пунктуация

 

  Раздел дисциплины С е м е с т р Н е д е л я Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах Формы текущего контроля успеваемости (по неделям). Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Л СР ПР К еже-нед.
Ведение Уровневая система современного русского языка. Основные языковые единицы еженедельно Эссе по теме (п.6). Тест
Фонетика как научная дисциплина. Понятие фонетической системы и подсистем. Основные единицы фонетики. Аспекты изучения звуков. Три фазы артикуляции звуков. Артикуляционная классификация гласных и согласных в русском языке 1-2   Составление \презентация сводной таблицы РП звуков.   Корректировка сводной таблицы РП звуков с учетом работы в группе
Звуковые законы в области гласных и согласных звуков 3-4   Проверочная работа Анализ и редактирование текста Презентация фонетического закона в рекламных целях*
Слог и слогоделение. Слог как реальная минимальная единица речи. Акустические теории слога (теория сонорности). Артикуляционная теория слога (теория мускульного напряжения)   Устные выступления по теме (п.6) Проверочная работа
Фонетическое членение речи (фраза, такт, фонетическое слово, слог) и средства его организации. Энклиза и проклиза. Ударение. Специфика русского ударения. Функции ударения и его типы (фонетическое ударение и логическое ударение). Интонация. Компоненты русской интонации.   Анализ и редактирование текста Проверка и корректировка заданий по теме в группе Презентация научно-прикладной работы по теме* (п.6)
Лексикология как научная дисциплина. Слово – единица лексической системы. Лексема, семема, лекса, сема, словоформа. Структура лексического значения. Ядро и периферия лексического значения. Интегральные и дифференциальные семы. Понятие потенциальной семы. Макрокомпоненты лексического значения: понятийный и коннотативный. Методы исследования структуры семемы   Составление/ презентация сводной таблицы сем Устный опрос Презентация научно-прикладной работы по теме* (п.6)  
Системные отношения в лексике. Характерные черты лексической подсистемы. Синтагматические отношения в лексике. Понятие дистрибуции. Типы дистрибуции слов. Связь дистрибуции слов с оппозицией. Парадигматические отношения в лексике. Понятие оппозиции. Типы оппозиции.   Устный опрос по теме Тест
Системные отношения в лексике. Внутрисловная системность в лексике. Варианты слова. Формальные варианты слова. Семантические варианты слова. Полисемия. Содержательные и структурные типы полисемии. Синонимия. Типы синонимов по структуре и содержанию. Синонимический ряд и его доминанта. Антонимия и паронимия как типы системных отношений в лексике. Содержательные и структурные типы антонимов..   Устные сообщения по теме (п.6) Устный опрос по теме Тест Анализ и редактирование текста
Лексическая система русского языка в социолингвистическом аспекте: исконно русская и заимствованная лексика, общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления, устаревшая и новая лексика, нейтральная и стилистически окрашенная лексика.   Устный опрос Устные сообщения по теме (п.6) Дискуссия по теме (п.6) Презентация научно-прикладной работы по теме* (п.6) Ролевая игра по теме
Словообразование как научная дисциплина. Производное и производящее слово. Морфемика как научная дисциплина. Алломорфы и варианты морфем. Отношения между формой морфов и их значением.   Проверочная работа Анализ и редактирование текста    
Морфема. Признаки морфем. Морфемы корневые и аффиксальные: аспекты разграничения. Свободные и связанные корни. Классификация аффиксов с точки зрения позиции по отношению к корню и с точки зрения их функции. Понятие нулевого аффикса.   Составление/презентация сводной таблицы типов морфем Проверочная работа Тест
Отношения однокорневых единиц в словообразовании. Понятие словообразовательного гнезда, деривационной цепочки. Словообразовательная парадигма.   Устный опрос   Анализ и редактирование текста
Отношения одноструктурных единиц в словообразовании. Понятие словообразовательного типа. Признаки словообразовательного типа. Структура словообразовательного значения.   Эссе по теме (п.6) Устный опрос по теме Презентация научно-прикладной работы по теме* (п.6)
Способы словообразования в русском языке   Устный опрос по теме Составление алгоритма определения ССлТ Контрольный тест
                Диф.зачет (I семестр)
Введение. Объект и предмет морфологии. Специфика грамматического значения. Номинативные и синтаксические грамматические значения. 0,5     Составление презентации
Грамматическая (морфологическая) категория. Ее отличие от лексико-грамматического разряда формального класса. Признаки ГЗ: двусторонний характер, парадигматическое устройство, способы выражения ГЗ, облигаторность, набор ГЗ 1-2     Устный опрос по теме. Составление таблицы «Способы выражения ГЗ в современном русском языке»
Учение о частях речи. Античные взгляды, позиция М.Смотрицкого и М.Ломоносова. Подходы Ф.Ф.Фортунатова и А.А.Потебни. Л.В.Щерба как основоположник современного принципа членения слов по ЧР Теория В.В.Виноградова, подход АГ (1980). 2-3 0,5     Тестирование
Имя. Имя существительное как ядро именных ЧР. ГК имени существительного. ЛГР имени существительного. Имя прилагательное. ГК и ЛГР прилагательного. Имя числительное. ГК и ЛГР числительного. Местоимение. Специфика местоименного значения. ГК и ЛГР местоимений 4-5   Устный опрос по теме. Внеаудиторное выполнение упражнений. Контрольная работа по завершению темы
Глагол. История изучения русского глагола. Система ГК глагола. Вид и залог как ядерные глагольные ГК. 6-7   Устный опрос по теме. Внеаудиторное выполнение упражнений. Контрольная по завершению темы.
Предмет и объект синтаксиса. Виды синтаксических единиц и аспекты их изучения. Понятие синтаксических связей и синтаксических отношений     Устный опрос по теме. Составление таблицы общих и различительных характеристик синтаксических единиц
Словосочетание. Понятие о словосочетании. Типы синтаксических отношений в словосочетании: объектные, субъектные, определительные, обстоятельственные, комплетивные. Типы синтаксических связей в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Типология словосочетаний: а) по структуре, б)по морфологической характеристике главного слова, в) по семантике.   Устный опрос по теме. Внеаудиторное выполнение упражнений по теме (п.6). Контрольные тесты по завершению темы.
Простое предложение. Понятие простого предложения. Грамматическое значение простого предложения. Аспекты изучения простого предложения. Формальный аспект изучения предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Семантический аспект изучения предложения. Смысловая организация предложения. Объективное и субъективное содержание предложения (диктум и модус). Способы описания объективного содержания предложения. Описание с опорой на понятие пропозиции. Структура пропозиции и её элементы. Виды пропозиций (событийные, логические). Способы описания субъективного содержания предложения. Категории модуса: метакатегории, актуализационные, квалификативные, социальные. Коммуникативный аспект изучения предложения. Понятие актуального членения высказывания. Тема и рема как элементы высказывания. Средства выражения актуального членения. Соотношение актуального членения высказывания с грамматическим членением предложения. Парцелляция. Роль темы и ремы в организации текста. Понятие тематической прогрессии и рематической доминанты. Традиционная типология описания предложения: полные – неполные предложения, членимые – нечленимые предложения, распространённые – нераспространённые предложения, односоставные – двусоставные предложения, осложнённые – неосложнённые предложения, утвердительные – отрицательные предложения, повествовательные – вопросительные - побудительные предложения, восклицательные предложения. Односоставные предложения. Структурно-семантическая классификация односоставных предложений. Класс глагольных предложений. Спрягаемые глагольные предложения; неспрягаемые глагольные предложения. Класс именных предложений. Типы именных предложений. Их соотнесённость с синонимичными и омонимичными конструкциями русского языка. Неполные предложения. Их типы. Нечленимые предложения. Осложнённое предложение. Традиционное учение об осложнённом предложении. Виды осложняющих конструкций 10-13   Устный опрос по теме. Внеаудиторное выполнение упражнений по теме (п.6). Контрольные тесты по завершению темы.     Подбор текстовых отрывков, отражающих различные типы пропозиций и модусных смыслов.     Составление сводной таблицы по типологии описания простого предложения.  
Сложное предложение. Современное понимание сложного предложения. Три стороны устройства сложного предложения: формальная организация, смысловая организация, коммуникативная организация.Основные типы сложных предложений: сложносочинённые предложения, сложноподчинённые предложения, бессоюзные предложения. Их типологии. Сложные многочленные предложения. Способы их описания 14-15     Устный опрос по теме. Внеаудиторное выполнение упражнений по теме. (п.6). Контрольные тесты по завершению темы.
Пунктуация     Собеседование по теме. Итоговая контрольная работа по курсу.  
                Экзамен (II семестр)

 

Образовательные технологии

Учебный процесс по предложенной программе подготовки предполагает лекции по темам, практические занятия и самостоятельную работу студента и проводится с использованием современных педагогических, образовательно-информационных технологий (проблемные лекции, информационно-разъяснительные лекции, семинары-диспуты, обсуждение тем в рамках круглого стола, разноуровневые задания, практические занятия с приемами активного чтения и групповой работы, деловые и ролевые игры а также работа с опорными конспектами в виде электронной презентации и электронный поиск материала, взаиморецензирование творческих работ студентов). Предполагается и использование классических методов и технологий обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, проблемное изложение, работа в творческих группах.

В рамках сложившейся практики преподавания языков при проведении практических занятий по данной программе используются активные формы работы в сочетании с интенсификацией самостоятельной работы студентов (еженедельная подготовка к практическим занятиям, подготовка практического занятий обобщающего типа («Фонетические (словообразовательные / лексические) средства современного русского языка»), участие в обязательных консультациях, поиск текстов для лингвистического анализа, подготовка рекламно-издательского проспекта на основе пройденного материала по тематическим блокам).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Формы самостоятельной работы по блокам «Фонетика», «Лексикология», «Словообразование»

 

1. Ведение Уровневая система современного русского языка. Основные языковые единицы

    1. Изучить материал лекции и учебников, интернет-ресурсы

Используя изученный материал, написать эссе по теме «Русский язык: вчера, сегодня, завтра...» (ОК- 3, 6, 7; ПК-1, 3, 4, 5, 36, 40, 41, 42).

2. Подготовиться к тесту (ОК- 6, 7, 8; ПК-1, 4, 5, 36, 38, 40, 41).

Тест





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.013 с.)