Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образец итоговой контрольной работы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I. 1. Выписать из предложения минимальные словосочетания и сочетания слов. 2. Определить в них тип синтаксической связи и характер синтаксических отношений. 3. Определить типы словосочетаний, входящих в состав предложения, по структуре (простое, сложное, комбинированное).
Но вот художник набрал тонкой кистью каплю белил и в самой середине картины на лаковой синеве только что написанного моря поставил маленькую выпуклую запятую.
II. Произвести грамматический разбор по членам предложения.
1.Клим Иванович Самгин чувствовал себя встревоженным, но эта тревога становилась всё более приятной. 2.Денисов ехал тоже домой, в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. 3.Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолчённой больше чем на четверть аршина. III. Охарактеризовать предложения по количеству составов; по полноте / неполноте; по членимости / нечленимости. Определить тип каждой предикативной единицы по предложенным параметрам. 1.Не могу сказать настоящую правду; крутишься около неё, вот-вот скажешь, а уж правды не видно: удрал от неё по кривой дороге. 2.Всё забито на Трубной площади. Ни прохода, ни проезда. 3.В брюхе Дугласа ночью скитался меж туч и на звёзды глядел, и в кармане моём заблудившийся ключ всё звенел не у дел… 4.Ну и жаль мне тебя! Прощай! – Завтра утром профессору надлежало ехать в Монтевидео. 5.Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать? IV. Определить в предложении все типы осложняющих конструкций. Это была очень вежливая, но забитая, а потому недоверчивая собака. В глазах её, даже когда она виляла хвостом от радости, слезилось извечное несчастье и какое-то рабское сознание своей так и не понятой вины перед человеком, без которого она, увы, не могла прожить. V. Проанализировать сложное многочленное предложение с точки зрения его структуры и характера соотношения входящих в его состав предикативных единиц. Составить схему многочленного предложения. Внешне она никак не выражала своего нерасположения ко мне, но я чувствовал его и, сидя на нижней ступени террасы, испытывал раздражение и говорил, что лечить мужиков, не будучи врачом, значит обманывать их и что легко быть благодетелем, когда имеешь две тысячи десятин.
Примерный список вопросов к зачету/экзамену
1. Уровневая организация языка. Фонетика как научная дисциплина. Понятие фонетической системы языка.. Основные единицы фонетики. 2. Аспекты изучения звуков. Акустический аспект (акустические свойства звуков), фонологический аспект (понятие фонемы). 3. Артикуляционный аспект фонетики. Работа органов речи по произнесению звуков. Три фазы артикуляции звуков. 4. Классификация гласных в русском языке. 5. Классификация согласных звуков по степени участия голоса и шума и по месту образования шума. 6. Классификация согласных звуков по способу образования шума и по твердости/мягкости. Дополнительная артикуляция. 7. Фонетические законы в области согласных. Ассимиляция по глухости-звонкости. Закон конца слова. Сильные и слабые позиции. 8. Фонетические законы в области согласных. Ассимиляция по твердости/мягкости. Сильные и слабые позиции. 9. Фонетические законы в области согласных. Ассимиляция согласных по месту и способу образования. Чередование согласных с нулем звука. 10. Фонетические законы в области гласных. Качественная и количественная, полная и частичная редукция. Аккомодация. 11. Слог и слогоделение. Слог как минимальная единица речи. Акустические теории слога. Теория сонорности. 12. Слог и слогоделение. Артикуляционные теории слога. Теория мускульного напряжения. 13. Фонетическое членение речи (фраза, такт, фонетическое слово, слог) и средства его организации. Энклиза и проклиза. 14. Ударение. Специфика русского ударения. Функции ударения и его типы (фонетическое ударение и логическое ударение). 15. Интонация. Компоненты русской интонации. 16. Лексикология как научная дисциплина. Слово – единица лексической системы. Лексема, семема, лекса, сема, словоформа. 17. Структура лексического значения. Ядро и периферия лексического значения. Интегральные и дифференциальные семы. Понятие потенциальной семы. 18. Макрокомпоненты лексического значения: понятийный и коннотативный. 19. Методы семантического анализа. 20. Своеобразие лексики как системы. Системные отношения в лексике. 21. Синтагматические отношения в лексике. Понятие дистрибуции. Типы дистрибуции слов. Связь дистрибуции слов с оппозицией. 22. Парадигматические отношения в лексике. Понятие оппозиции. Типы оппозиций. 23. Системные отношения в лексике: семантическое поле, тематическая группа, лексико-семантическая группа, гиперо-гипонимические отношения. 24. Внутрисловная системность в лексике. Варианты слова. Формальные варианты слова. 25. Внутрисловная системность в лексике. Варианты слова. Семантические варианты слова. Полисемия. Содержательные и структурные типы полисемии. 26. Омонимия. Типы омонимов по происхождению. Языковая и речевая омонимия. 27. Синонимия. Типы синонимов по структуре и содержанию. Синонимический ряд и его доминанта. Функции синонимов. 28. Антонимия и паронимия как типы системных отношений в лексике. Содержательные и структурные типы антонимов. Функции антонимов. 29. Лексическая система русского языка в социолингвистическом аспекте. Происхождение русской лексики. Исконно русская и заимствованная лексика. Типы заимствований. 30. Лексика русского языка с точки зрения ее использования. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. 31. Лексическая система русского языка в социолингвистическом аспекте. Активный и пассивный запас русской лексики. Устаревшая лексика. Историзмы. Архаизмы и их типы. Неологизмы и их типы. 32. Стилистическая дифференциация лексики современного русского языка. Нейтральная и стилистически окрашенная лексика. 33. Словообразование как научная дисциплина. Производное и производящее слово. 34. Морфемика как научная дисциплина. Морфема как единица языка. Признаки морфем. Морфемы, морфы, алломорфы и варианты морфем. 35. Морфемы корневые и аффиксальные: аспекты разграничения. Свободные и связанные корни. 36. Классификация аффиксов с точки зрения позиции по отношению к корню, с точки зрения валентностных связей, продуктивности, функции. Понятие нулевого аффикса. 37. Отношения однокорневых единиц в словообразовании. Понятие словообразовательного гнезда, словообразовательной цепочки. Словообразовательная парадигма. 38. Отношения одноструктурных единиц в словообразовании. Понятие словообразовательного типа. Признаки словообразовательного типа. 39. Словообразовательное значение, его структура. Типы словообразовательных значений. 40. Способы словообразования в русском языке. 41. Предмет и объект морфологии. Специфика грамматического (морфологического) значения. 42. Понятие грамматической (морфологической) категории. 43. Современное состояние учения о частях речи. 44. Имя существительное как ядро русских именных частей речи. Противостояние имени и глагола. 45. Грамматическая категория рода имени существительного. 46. Грамматическая категория падежа имени существительного. 47. Грамматическая категория числа имени существительного. 48. Одушевленные / неодушевленные, собственные / нарицательные существительные. 49. Собирательные, вещественные, конкретные (сингулятивы) / отвлеченные существительные. 50. Имя прилагательное. Общее значение. Система грамматических категорий прилагательного. Лексико-грамматические разряды прилагательных. 51. Имя числительное. История формирования части речи и направления современного развития. Система грамматических категорий числительного. Лексико-грамматические разряды числительных. 52. Местоимение. Дискуссия о частеречном статусе. Объем местоимений, Специфика значения. Функции местоимений в речи. Прономинализация. 53. Грамматическая категория вида глагола. История изучения видовых отношений. Одновидовые и двувидовые глаголы. 54. Грамматическая категория вида глагола. Механизм видообразования. Видовая цепь. Коррелятивные и деривационные видовые пары. 55. Грамматическая категория залога глагола. Теория залога А.А.Шахматова и В.В.Виноградова. 56. Грамматическая категория залога глагола. Критика теории А.А.Шахматова и В.В.Виноградова и теория залога А.В.Бондарко. 57. Грамматическая категория времени глагола. 58. Грамматическая категория наклонения глагола. 59. Грамматическая категория лица глагола. Безличность как семантический центр глагола. 60. Основы глагола. Классы глагола. Взаимодействие между продуктивными и непродуктивными классами. 61. Предмет и объект синтаксиса. Синтаксические единицы. 62. Понятие синтаксической связи. Виды традиционно выделяемой синтаксической связи. 63. Понятие синтаксических отношений. Виды синтаксических отношений на уровне простого предложения, сложного предложения, на уровне словосочетания. 64. Понятие предикативности. 65. Аспекты описания синтаксических единиц. Словосочетание и простое предложение как синтаксические единицы. 66. Формальная организация простого предложения. Традиционное и современное понимание. 67. Подлежащее. Способы его выражения. 68. Сказуемое. Типология его описания. Виды сказуемых. 69. Виды глагольного сказуемого. 70. Составное именное сказуемое. 71. Второстепенные члены предложения. Способ их описания. Синкретичность функций второстепенного члена предложения. 72. Структурно-семантическая классификация односоставных предложений. 73. Спрягаемые глагольные предложения. 74. Неспрягаемые глагольные предложения. 75. Класс именных предложений. 76. Семантическая организация простого предложения. Диктум. 77. Семантическая организация простого предложения. Модус. 78. Функциональный аспект простого предложения. Понятие актуального членения предложения. 79. Осложнённое предложение. Понятие осложнения. Виды осложнения. 80. Сложное предложение как синтаксическая единица. Три аспекта его описания. Структура билета 1. Аспекты изучения звуков. Три фазы артикуляции звуков. Артикуляционная классификация гласных в русском языке. 2. Синтагматические отношения в лексике. Понятие дистрибуции. Типы дистрибуции слов. Связь дистрибуции слов с оппозицией.
В уме любящего человека плетется многосложная ткань из наблюдений, тонких соображений, воспоминаний, догадок обо всем, что окружает любимого человека и творится в его сфере, что имеет на него влияние. В любви довольно одного слова, намека, взгляда, едва приметного движения губ, чтобы составить догадку, потом перейти от нее к соображению, от соображения к решительному заключению и потом мучиться или блаженствовать от собственной мысли. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) основная литература: 1. Современный русский язык. (Под редакцией В.А. Белошапковой). 3-е изд. М.,1997. 2. Современный русский язык. Ч.1–2. / П.П. Шуба, Л.А. Шевченко, И.К. Германович и др. 2-е изд., испр. и доп. Минск: Плопресс, 1998. 3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Учебник для вузов. М.: Логос, 2001. 4. Н.С.Валгина. Теория текста: учебное пособие. – М., Логос, 2003. 5..Н.С.Валгина. Синтаксис современного русского языка. - М., 2003. 6. О.И. Гордеева, Л.Г. Гынгазова Сборник упражнений по синтаксису современного русского языка. Томск, 2008.
б) дополнительная литература: 1. Грамматика современного русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1970. 2. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Л., 1976. 3. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М., 1971. 4. Бондарко А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики: на материале русского языка / А. В. Бондарко – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 736 с. 5. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2. М., 1981. 6. В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов. Современный русский язык. Часть 3. – М., 1981. 7. А.М.Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 2001, гл. 7, 10 – 15. 8. Н.Д.Арутюнова. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. – М., 1976, с. 5-20, 205-356. 9. Т.В. Шмелёва. Семантический синтаксис. – Красноярск, 1993. 10. А.Ф.Прияткина. Русский язык. Синтаксис осложнённого предложения. – М., 1990. 11. Г.А.Золотова. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - М., 1982. 12. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. 13. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1986. 14. Ганеев Б.Т. Язык: Учебное пособие. Уфа, 2001. 15. Гельб И.Е. Опыт изучения письма: основы грамматологии: современное русское письмо. М., 1982. 16. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л., 1960. 17. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965. 18. Леонтьев А.А. Культура и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учебно-справочное пособие. М.: Флинта, 1998. С. 7-165. 19. Леонтьев А.А. Что такое язык? М., 1984. 20. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1994. 21. Норман Б.Ю. Основы языкознания. Минск, 1996. 22. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. М.: Изд-во «Наука», 1973. 23. Павленко Н.А. История письма. Минск, 1987. 24. Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 1996. 25. Русская грамматика, в 2 т. Т. 1. – М., 1980. 26. Русская грамматика. Т. II. – М., 1990. 27. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю.Шведовой, В.В.Лопатина. М., 1989. 28. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1986. 29. В.В.Виноградов. Избранные труды. Исследования по грамматике. - М., 1975, с. 251-253. 30. Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. М., 1982. 31. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М., 1993. 32. Клобуков Е.В. Теоретические основы изучения морфологических категорий русского языка (Морфологические категории в языке и дискурсе). М., 1995. 33. Кубрякова Е.С. Основы морфологического анализа. М., 1974. 34. Курилович Е. Проблема классификации падежей // Курилович Е. Очерки по лингвистике М., 1962. 35. Современные зарубежные грамматические теории. Сб. научно-аналитических обзоров. М., 1985. 36. Филлмор Ч. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. М., 1981. 37. Грамматика русского языка. Т.II.-М.,-1954. 38. А.А.Шахматов. Синтаксис русского языка. Л., 1941, с. 19-49. 39. Г.А.Золотова. Синтаксический словарь: репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. – М., 1988, с. 3-21. 40. И.И.Ковтунова. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение. – М., 1976, гл. 1-3, 5-7. 41. И.П.Распопов. Строение простого предложения в современном русском языке. – М., 1970, с. 84-173. 42. Н.Д.Арутюнова, Е.Н.Ширяев. Русское предложение: бытийный тип. - М., 1983. 43. М.И.Черемисина, Т.А.Колосова. Очерки по теории сложного предложения. – Новосибирск, 1987. Очерки 5, 6, 9. 44. А.Б.Шапиро. Современный русский язык. Пунктуация. – М., 1974. 45. Б.И.Осипов. История русской орфографии и пунктуации. – Новосибирск, 1992. 46. Г.А.Золотова, Н.К.Онипенко, М.Ю.Сидорова. Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 1998. 47. М.В.Всеволодова. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. – М., Изд-во МГУ, 2000. 48. К.А.Филиппов. Лингвистика текста. Изд-во СПбУ, 2003. 49. Энциклопедия Русский язык. – М., 1997. 50. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. М.,1984. 51. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая советская энциклопедия, 1998.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1. Справочно-информационный портал www.gramota.ru. 2. Справочная служба русского языка www.rusyaz.ru 3. Электронная лингвистическая библиотека www.superlinguist.com 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура; доступ к сети Интернет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Издательское дело» и профилю подготовки «Книгоиздательское дело».
Автор: доцент Ю.В.Филь; доцент Г.В. Калитина; доцент Л.Г. Гынгазова
Рецензент: доцент Е.А. Макарова
Программа одобрена на заседании УМК ФилФ от ____________ года, протокол № __________
Председатель методкомиссии факультета доцент Т.Б. Банкова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.200 (0.01 с.) |