Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль государства в управлении имуществомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблему управления имуществом на предприятии, независимо от его организационно-правовой формы, невозможно рассматривать в отрыве от общегосударственных задач в этой области. Государственный подход важен еще и потому, что система управления имуществом на предприятии функционирует в тесном взаимодействии с государственными органами управления на федеральном, субфедеральном и местном уровнях и базируется на законодательных и нормативных актах. Государственную политику управления имуществом в стране разрабатывает и реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), на которое возложено решение следующих задач: 1) проведение единой государственной политики в области 2) приватизация, управление и распоряжение государствен 3) регулирование деятельности на рынке недвижимости и при 4) координация деятельности в области имущественных и Сложившаяся с переходом к рынку социально-экономическая обстановка в России обусловила необходимость формирования целостной системы управления государственным имуществом в нашей стране с многоукладной экономикой. Государственное имущество включает имущество, находящееся в пользовании и оперативном управлении государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП), федеральных казенных предприятий, государственных учреждений, в государственной собственности находятся также отдельные объекты недвижимости и земельные участки. Кроме того, в государственном управлении находятся весомые пакеты акций акционерных обществ с государственным участием. Принципы, цели и задачи управления государственной собственностью были определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 09.09.99 № 1024. В этом документе сформулированы следующие цели управления государственным имуществом в стране: • увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью; • оптимизация структуры государственной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; • вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в хозяйственный оборот; • использование государственных активов в качестве инструмента привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; • повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей ихдеятельности за счет содействия внутренним преобразованиям в них и устранения не свойственных им функций. В общегосударственном масштабе задача управления имуществом состоит в том, чтобы создать такой экономический механизм, который ускоряет движение капиталов. Активы должны без больших усилий обращаться, т.е. переходить от неэффективного собственника к эффективному собственнику. Это может быть: продажа имущества, сдача в аренду с выкупом, передача в доверительное управление и др. В условиях рыночной экономики управление имуществом со стороны государства по отношению к частным предприятиям осуществляется как нормативно-методическое регулирование (т.е. через нормативные документы), прямое управление относится только к государственному имуществу. Нормативные документы по регулированию в отношении негосударственной собственности касаются экологических требований при эксплуатации имущественных объектов, соблюдения норм антимонопольного законодательства, региональных требований по обес печению выпуска и производства социально значимых продуктов и услуг для населения и др. Современная система управления государственной собственностью опирается на два основных принципа: 1) поддержание соответствия между составом государственного имущества и функциями государства, выполняемыми с помощью этого имущества и 2) текущее и перспективное планирование использования государственного имущества. Принцип соответствия состава государственного имущества функциям государства означает использование государственного имущества только для решения общегосударственных задач. Этот принцип реализуется через последовательную приватизацию, реорганизацию или ликвидацию избыточного государственного имущества. Несмотря на проведенную в стране крупномасштабную приватизацию, в стране еще много имущества, считающегося государственным, но не являющегося функционально-целевым. К функционально-целевому имуществу относится имущество, используемое для решения ограниченного круга стратегических задач обороны и безопасности страны, а также социально ориентированных задач. Избыточность государственного имущества приводит к низкой отдаче и слабому контролю за использованием данного имущества со стороны государственных органов. Принцип текущего и перспективного планирования при системном контроле использования государственного имущества реализуется по таким направлениям, как 1) организация аудита и контроля отчетности государственных унитарных предприятий (ГУП) и казенных предприятий, установление для них плановых заданий по выполнению государственных функций; 2) мониторинг и анализ деятельности акционерных обществ с государственным участием; 3) ведение реестра федеральной недвижимости и пообъектное регулирование сдачи ее в аренду с организацией рыночной оценки арендной платы; 4) разработка федеральной программы управления государственным имуществом, включающей такие разделы, как приобретение, использование и выбытие имущества; 5) образование казенных предприятий на базе некоторых ГУП; 6) контроль деятельности федеральных учреждений, касающейся использования ими государственного имущества, и при необходимости изъятие лишнего имущества у государственных учреждений. 1.2. Имущество предприятия как объект гражданских прав В гражданском праве термин «имущество» используется для обозначения отдельных вещей или их совокупности (включая деньги и ценные бумаги), к имуществу относят также имущественные права; работы и услуги; информацию; интеллектуальную собственность и нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ). Таким образом, в широком смысле понятие имущества предприятия охватывает совокупность вещей, прав, требований и обязанностей (долгов), относящихся к предприятию. Все компоненты имущества предприятия являются объектами гражданских прав, т.е. они могут свободно отчуждаться или переходить от одного предприятия к другому, например, при реорганизации. Следовательно, все активы предприятия можно считать его имуществом. Однако в данной работе наиболее обстоятельно рассмотрена та часть имущества, которая относится к основным фондам (основным средствам). Это связано с тем, что управление оборотным капиталом образует самостоятельное направление в финансовом менеджменте. Имущество подразделяется на недвижимое (недвижимость) и движимое. К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (п. 1 ст. 130 ГКРФ). Таким образом, в недвижимость входят земельный участок и вещи над и под земельным участком. Кроме того, российское законодательство относит к недвижимому имуществу еще подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имуще- ство. Причем любые сделки с недвижимостью подлежат обязательной государственной регистрации. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме особых случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Движимое имущество на предприятии — это различное оборудование, машины, установки, аппараты, приборы, механизмы, инструменты, оснастка, транспортные средства, мебель, средства связи и т.д. Некоторые виды движимого имущества также подлежат регистрации в государственных органах. Например, автотранспортные средства регистрируется в органах ГИБДД, котельные и энергетические установки — в соответствующих органах Ростех-надзора. С юридических позиций предприятие как объект прав есть имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В составе предприятия имеется как движимое, так и недвижимое имущество. Но в то же время все предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью (п. 1 ст. 132 ГК РФ). Близким понятием по отношению к имуществу является понятие «собственность». Хотя часто оба этих понятия воспринимаются как синонимы, тем не менее «имущество» — понятие экономическое, а «собственность» (или, точнее, право собственности) в большей мере — понятие юридическое. Право собственности является центральным среди вещных прав, причем последние так или иначе производные от него. Отметим, что к вещным правам, кроме права собственности, относятся также: • право постоянного (бессрочного) пользования землей; • право хозяйственного ведения; • право оперативного управления; • сервитута (право временного пользования чужой собствен Согласно классической формуле, выработанной еще римскими юристами, право собственности включает три правомочия: владение, пользование и распоряжение. Владение — это фактическое обладание имуществом, содержание его в своем бизнесе (другими словами, возможность числить на своем балансе). 2 - 208517 Пользование — использование или эксплуатация имущества, извлечение из него пользы. Собственник может передать право пользования другому лицу, например, по договору аренды. Распоряжение — определение юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, дарение, уничтожение и т.д.). Права владения и использования собственник может полностью передать другому лицу (например, в случае аренды), а право распоряжения может передать частично (например, при передаче в хозяйственное ведение, оперативное управление и доверительное управление). Передача имущества в доверительное управление другому лицу не влечет перехода права собственности, т.е. при этом собственник остается собственником и сохраняет за собой все юридические рычаги власти над имуществом. На собственнике лежит бремя содержания его имущества, он сам несет расходы на эти цели. А в некоторых случаях у собственника может быть установленная законом обязанность бережно относиться к имуществу (например, к культурным, историческим и другим ценностям). На собственнике лежит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. На имущество собственника обращается взыскание по его долгам и обязательствам. Согласно Конституции РФ (п. 2 ст. 8) и ГК РФ (ст. 212) в России признаются следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы. Кто может быть субъектом права собственности на имущество предприятий в Российской Федерации? Субъектами права собственности могут быть: • физические лица (граждане); • юридические лица; • государственные (федеральные или субъектов Российской Предприятия, имущество которых находится в собственности граждан и (или) юридических лиц, являются частными предприятиями. Среди промышленных предприятий большинство имеет организационно-правовую форму акционерных обществ, немного предприятий действует в форме обществ с ограниченной от- ветственностью. Предприятия малого бизнеса имеют форму различных товариществ и производственных кооперативов. Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью являются собственниками имущества предприятий, хотя образовано это имущество вкладами их членов (участников). Никакой долевой собственности у членов (участников) нет. Имущество государственных унитарных и муниципальных предприятий принадлежит либо Российской Федерации (федеральная собственность), либо субъектам Российской Федерации, либо муниципальным образованиям. Правомочия собственников выполняют соответствующие государственные и муниципальные органы управления (министерства, комитеты, территориальные администрации и т.д.). Сами государственные и муниципальные предприятия наделяются правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, т.е. ограниченными вещными правами (ст. 294, 269 ГКРФ). Государственные унитарные предприятия — это предприятия, приватизация которых ограничена или не допускается (предприятия ВПК, атомная энергетика и т.д.). Муниципальные предприятия — это предприятия коммунального хозяйства, ремонта жилищного фонда, местной промышленности и ремесел. Государственное предприятие, наделенное только правом оперативного управления имуществом, называется казенным. К казенным относятся предприятия: • выпускающие продукцию, которую разрешено производить • производящие продукцию, более 50% которой приобрета • не подлежащие вообще приватизации. Другой случай, это когда государство наделяет предприятие правом хозяйственного ведения. Такое предприятие называется государственным унитарным. Оно владеет и пользуется имуществом, а распоряжение имуществом ограничено: только с согласия собственника. К имуществу, которым унитарное предприятие может само распоряжаться, относятся: • оборотные средства (фонды); • часть основных фондов, в основном это движимое иму г" 19 Контроль над государственным унитарным предприятием со стороны собственника осуществляется сохранением за собственником права принятия следующих решений: • вопросы реорганизации и ликвидации; • назначение руководителя предприятия; • контроль использования и сохранности имущества. Новое имущество, приобретенное государственным унитарным предприятием, становится также государственной собственностью. В настоящее время функцию собственника от имени государства выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его региональные органы. В связи с принятием Земельного кодекса РФ особое место приобрели вопросы регулирования земельных отношений. В настоящее время предприятия могут иметь земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или на праве собственности. Вообще участники земельных отношений могут выступать в качестве: • собственников земельных участков; • землепользователей — при наличии права постоянного (бессрочного) пользования; • землевладельцев — граждане при наличии права пожизненного наследуемого владения; • арендаторов земельных участков — по договору аренды или субаренды; • обладателей сервитутов — при наличии права ограниченного пользования чужими земельными участками (ст. 3 Земельного кодекса РФ). Таким образом, промышленное предприятие может быть в отношении занимаемого им земельного участка либо собственником, либо землепользователем, либо арендатором, а также может обладать оформленным сервитутом. Земли подразделяются на следующие категории: 1) сельскохозяйственного назначения; 2) поселений; 3) специального назначения — промышленности, энергетики, транспорта и т.д.; 4) особо охраняемых территорий и объектов; 5) лесного фонда; 6) водного фонда; 7) запаса. Причем категория земель отмечается в соответствующих правовых документах на земельный участок. Большинство промышленных предприятий, расположен- 1.3. Комплексный учет состава имущества на предприятии Основная часть имущества промышленного предприятия представляет собой множество самых разнообразных по назначению и устройству материальных имущественных объектов. Чтобы управлять имуществом, необходимо в первую очередь четко структурировать множество имущественных объектов и организовать их полный и систематический учет. В настоящее время на предприятиях применяется несколько видов учета имущества. Это связано с тем, что каждый вид учета решает свои задачи и каждый вид учета курирует своя государственная структура. В то же время отдельные виды учета по некоторым позициям повторяют друг друга, что приводит к неоправданному росту учетной документации и учетных работ. Поэтому одной из перспективных задач в системе управления имуществом является создание системы единого комплексного учета с применением современных информационных технологий и электронных баз данных. В настоящее время на предприятиях действуют три вида учета имущества: 1) правовой регистрационный учет объектов недвижимости, включающий кадастровый учет земельных участков и недвижимости и технический учет объектов недвижимости; 2) бухгалтерский учет основных средств вместе с налоговым и статистическим учетом; 3) оперативный учет состояния объектов имущества (рис. 1.1). Правовой регистрационный учет объектов недвижимости связан с государственной регистрацией недвижимого имущества в Едином государственном реестре. Порядок государственной регистрации недвижимости регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.05.97 № 122-ФЗ, а также ст. 131 ГК РФ. Рис. 1.1. Виды учета имущества Экономическое значение государственной регистрации заключается в следующем. 1. Государственная регистрация — это форма защиты права 2. Государственная регистрация необходима для развития и регулирования фондового рынка, вовлечения недвижимости в хозяйственный оборот. 3. Через государственную регистрацию государство решает акже фискальную функцию — определяются плательщики напога на имущество. В общей системе государственной регистрации недвижимости есть две подсистемы: 1) система регистрации прав собственности; 2) система регистрации документов о правах собственности. В системе регистрации прав собственности, во-первых, ведется учет объектов недвижимости как объектов зарегистрированных прав с помощью Единого государственного реестра прав и, во-вторых, вносятся записи в данный реестр. Каждому объекту недвижимости присваивается уникальный идентификационный кадастровый номер. Этот номер сохраняется, пока существует объект недвижимости. Собственники могут меняться, но номер объекта сохраняется. Кадастровый номер здания состоит из кадастрового номера земельного участка и инвентарного номера здания. Такая система обозначения показывает связь здания с земельным участком, на котором оно находится. Учетом земельных участков занимаются местные земельные комитеты. Кадастровый номер помещения в здании состоит из кадастрового номера здания и инвентарного номера помещения. Структура кадастрового номера выглядит следующим образом: А:Б:В:Г:Д:Е, где А — номер субъекта Российской Федерации; Б - номер административно-территориального образования, входящего в субъект РФ; В — номер территориальной зоны в составе административно-территориального образования (например, микрорайон, жилой массив в городе); Г — номер земельного участка в территориальной зоне; Д - номер здания; Е — номер помещения в здании. Таким образом, кадастровый номер земельного участка включает четыре элемента, здания — пять элементов, помещения в здании — шесть элементов. Структура кадастрового номера означает, что регистрация права собственности на здание или сооружение предполагает одновременно и регистрацию права собственности на земельный участок, на котором расположено это здание или сооружение. Внесение записи в Единый государственный реестр прав означает приобретение права собственности и защиту права от встречных прав и посягательств от других лиц. Решение регистратора подобно решению судьи. Система регистрации документов о правах построена на следующих положениях: • государство берет на себя обязательство регистрировать и • регистрация документов еще не является свидетельством появления права собственности; • при регистрации документы о сделке проверяются с точки зрения законодательства и наличия информации в Едином рее стре прав. Зарегистрированные права и сделки могут быть оспорены только в судебном порядке. Отдельной функцией в системе государственной регистрации прав собственности является техническое описание объектов недвижимости, или инвентаризация. В России эти работы выполняют разные органы: регистрацию — регистрационные палаты Министерства юстиции Российской Федерации, инвентаризацию — бюро технической инвентаризации (БТИ) ФГУП «Ростехинвентаризация». Государственная регистрация - это юридический акт, которым государство признает и подтверждает возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация имеет публичный, открытый характер (т.е. наличие права собственности не имеет никаких секретов). Государственная регистрация — это единственное доказательство права на недвижимое имущество. Регистрация осуществляется по местонахождению объекта недвижимости в границах регистрационного округа. Дата внесения соответствующей записи в Единый реестр прав является датой регистрации и, следовательно, датой возникновения прав. Чтобы зарегистрировать предприятие как имущественный комплекс, необходимо сначала зарегистрировать собственно его недвижимое имущество. Это случай первоначальной регистрации. Если предприятие продается как имущественный комплекс, то сначала регистрируют права на предприятие, а затем права на недвижимое имущество. Регистрация вещных прав ведется в два этапа: на первом этапе проводится регистрация сделки (договора), на втором этапе — регистрация возникновения, перехода или прекращения вещных прав. Регистрации подлежат следующие документы: • договор купли-продажи и мены предприятия (ст. 560 ГК РФ); • договор аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК РФ); • договор аренды предприятия независимо от срока (п. 2 ст. 658 ГК РФ); • договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года (п. 2 ст. 651 ГК РФ); • договор аренды жилого помещения юридическим лицам независимо от срока аренды (ст. 609 и 671 ГК РФ); • договор аренды земельного участка (п. 2 ст. 1017 ГК РФ); • ипотека (ст. 339, 488, 489 и 131 ГК РФ); • сервитут (ст. 274 ГК РФ). В Единый государственный реестр прав вносятся также записи по ограничению (обременению) прав, возникших по решению суда, постановлениям прокуратуры, актам государственной и муниципальной администрации. Следующий вид учета имущества — бухгалтерский учет основных средств. Главным документом, регламентирующим организацию учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.01 № 26н. Детальное содержание вопросов учета изложено в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.03 № 91н. Вопросы организации бухгалтерского учета основных средств более подробно рассмотрены в п. 1.4. С бухгалтерским учетом непосредственно связан налоговый учет, предусматривающий ведение регистров по налогу на имущество, а также статистический учет, предусматривающий отчетность по форме № 11 о движении основных фондов. Оперативный учет состояния имущества является внутренним учетом, он предназначен для решения внутренних задач по управлению имущественными объектами: для планирования ремонтов и сроков обновления, организации имущественного страхования, подготовки имущества к залогу, сдаче в аренду и других операций с имуществом. 1.4. Бухгалтерский учет основных средств на предприятии Бухгалтерский учет основных средств (основных фондов) является одним из главных инструментов в управлении имуществом на предприятии. Основные средства (основные фонды) — это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции и выполнении работ либо для управления предприятием в течение периода, превышающего 12 месяцев. К основным средствам относятся: • здания; • сооружения; • рабочие и силовые машины и оборудование; • измерительные и регулирующие приборы и устройства; • вычислительная техника; • транспортные средства; • инструмент; • производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; • рабочий, продуктовый и племенной скот; • многолетние насаждения; • внутрихозяйственные дороги; • прочие основные средства. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности предприятия земельные участки и объекты природопользования (водоемы, недра и другие природные ресурсы). Например, на территории завода пробурили скважину и стали добывать, разливать и продавать минеральную воду. В этом случае скважина должна быть внесена в состав основных средств. Бухгалтерский учет основных средств предназначен для выполнения следующих задач: • правильного и своевременного отражения операций с основными средствами: поступление, перемещение, выбытие; • достоверного определения доходов от реализации и выбытия основных средств; • определения затрат на содержание основных средств в рабочем состоянии; • контроля за сохранением основных средств. Первичной единицей учета является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Каждый инвентарный объект имеет свой срок полезного использования. Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер, который обозначен на прикрепленном жетоне, нанесен краской или иным способом. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения на данном предприятии. Инвентарные номера списанных с учета объектов не присваиваются вновь принятым к учету объектам в течение пяти лет по окончании года списания. На каждый инвентарный объект в бухгалтерии заводится и ведется инвентарная карточка учета основных средств стандартной формы. В инвентарной карточке приведены основные данные по объекту: срок полезного использования, способ (метод) начисления амортизации, местоположение, технические данные и т.д. Первичными документами по установленным формам в учете основных средств служат: • акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма • акт приемки-сдачи отремонтированных и модернизированных объектов (форма ОС-4); • инвентарная карточка учета основных средств (форма ОС-6); • акт о приемке оборудования (форма ОС-14) и т.д. Каждому инвентарному объекту присваивается код Общероссийского классификатора основных фондов (код ОКОФ). Согласно ОКОФ основные фонды состоят из двух разделов: материальные основные фонды и нематериальные основные фонды. Материальные основные фонды, или средства, были перечислены выше. К нематериальным основным фондам (средствам) относятся компьютерные программы, базы данных, объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки и т.п. Код ОКОФ содержит 9 знаков, которые по десятичной системе кодирования обозначают раздел, подраздел, класс, вид и подкласс. Структура кода ОКОФ выглядит следующим образом: Например, объект имеет код 14 2922122. Цифры в коде имеют следующий смысл: 1 — раздел: материальные основные фонды; 4 — подраздел: машины и оборудование; 2922 — класс: станки; 1 — вид: станки металлорежущие; 22 — подкласс: станки внутри-шлифовальные. Таким образом, все внутришлифовальные металлорежущие станки будут иметь указанный выше код. Коды ОКОФ, как будет показано ниже, используются для выбора амортизационной группы и соответствующей нормы амортизации, а также для выбора аналогов при оценке. На основе данных бухгалтерского и оперативного учета, а также технической документации осуществляется оперативный контроль за использованием основных средств. При этом всегда известна информация о количестве объектов с подразделением их на собственные и арендованные, установленные и неустановленные, действующие и неиспользуемые. Данные оперативного учета могут отражать сведения о времени работы и о простоях оборудования по тем или иным причинам. По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации. В зависимости от имеющихся прав основные средства подразделяются на объекты:
• принадлежащие предприятию на праве собственности; • находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении; • полученные в аренду. Возможны следующие случаи постановки объектов основных средств на учет: приобретение (купля); сооружение и изготовление; получение в виде вклада в уставный капитал; получение по договору дарения или безвозмездной передачи. Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, представляющей собой сумму фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и других возмещаемых налогов. Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия: а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления в оперативную аренду; б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев; в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Таким образом, как только объект доведен до состояния, пригодного для использования, и полностью сформировалась его первоначальная стоимость с включением соответствующих затрат на монтаж, подсоединение к сетям, наладку и подготовку к эксплуатации, он принимается к учету как основное средство. При принятии объекта основных средств фактические затраты, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (08-3 строительство объектов, 08-4 приобретение объектов), относят на дебет счета 01 «Основные средства» или 07 «Оборудование к установке». Если объект получен безвозмездно, то его первоначальная стоимость берется как рыночная стоимость на дату оприходования по результатам оценки. Если объект приобретен в обмен на другое имущество, то первоначальная стоимость этого объекта берется равной первоначальной стоимости обмениваемого имущества. Если объект приобретен в иностранной валюте, то его стоимость в рублях берется по курсу ЦБ РФ на дату приобретения. Все затраты на перемещение оборудования внутри предприятия (кроме монтажа) относятся к издержкам производства и не влияют на первоначальную стоимость. Затраты по монтажу перемещенных объектов и устройству фундамента на новом месте их эксплуатации отражаются как капитальные вложения (счет 08), а затем добавляются к первоначальной стоимости объекта (счет 01). Неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости. Первоначальная стоимость объектов основных средств, в которой они приняты к учету, не подлежит изменению, кроме двух случаев: 1) достройки, дооборудования, реконструкции и частичной 2) переоценки основных средств. В обоих случаях изменение (увеличение или уменьшение) первоначальной стоимости относится на добавочный капитал (счет 83). Прием объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется следующим образом. На новые, вводимые в эксплуатацию объекты (при наличии монтажа) составляется акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1), причем на каждый инвентарный объект в отдельности. Акт утверждается руководством предприятия. На основе этого акта бухгалтерия открывает соответствующую инвентарную карточку (форма ОС-6). На объекты, подвергшиеся достройке, дооборудованию, реконструкции, составляется и утверждается акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3). По этому акту в инвентарную карточку вносят соответствующее изменение. На приобретаемое оборудование, не требующее монтажа, составляется акт о приемке оборудования (форма ОС-14). Выбытие основных средств может быть по следующим причинам: • продажа другим лицам; • списание из-за износа;
• передача другому предприятию в виде вклада в уставный • ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрез • передача по договорам мены и дарения; • списание объектов, ранее сданных в аренду с правом вы • другие причины. Вопрос о непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию и о невозможности или неэффективности их восстановления (ремонта) решает комиссия, утвержденная приказом руководителя предприятия. В ее состав входят представитель бухгалтерии, материально ответственное лицо и квалифицированные эксперты. Данная комиссия выполняет следующие работы: • проводит техническую экспертизу состояния объекта и ус • устанавливает причину списания объекта (износ, авария, • выявляет виновников преждевременного выбытия объекта • выявляет возможность утилизации и вторичного исполь • контролирует изъятие и сдачу цветных и драгоценных ме • составляет акт на списание основных средств (форма ОС- В акте отражаются все характеристики списываемого объекта с обоснованием нецелесообразности или нев
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.02 с.) |