Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль государства в управлении имуществом

Поиск

Проблему управления имуществом на предприятии, независи­мо от его организационно-правовой формы, невозможно рас­сматривать в отрыве от общегосударственных задач в этой обла­сти. Государственный подход важен еще и потому, что система управления имуществом на предприятии функционирует в тес­ном взаимодействии с государственными органами управления на федеральном, субфедеральном и местном уровнях и базиру­ется на законодательных и нормативных актах.

Государственную политику управления имуществом в стра­не разрабатывает и реализует Федеральное агентство по управ­лению государственным имуществом (Росимущество), на кото­рое возложено решение следующих задач:

1) проведение единой государственной политики в области
имущественных и земельных отношений;

2) приватизация, управление и распоряжение государствен­
ным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей
компетенции;

3) регулирование деятельности на рынке недвижимости и при
осуществлении оценочной деятельности;

4) координация деятельности в области имущественных и
земельных отношений иных федеральных органов исполнитель­
ной власти и органов исполнительной власти субъектов Россий­
ской Федерации.

Сложившаяся с переходом к рынку социально-экономичес­кая обстановка в России обусловила необходимость формирова­ния целостной системы управления государственным имуществом в нашей стране с многоукладной экономикой. Государственное имущество включает имущество, находящееся в пользовании и оперативном управлении государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП), федеральных казенных


предприятий, государственных учреждений, в государственной собственности находятся также отдельные объекты недвижимо­сти и земельные участки. Кроме того, в государственном управ­лении находятся весомые пакеты акций акционерных обществ с государственным участием.

Принципы, цели и задачи управления государственной соб­ственностью были определены в Концепции управления госу­дарственным имуществом и приватизации в Российской Феде­рации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 09.09.99 № 1024. В этом документе сформулированы следующие цели управления государственным имуществом в стране:

• увеличение доходов федерального бюджета на основе эф­фективного управления государственной собственностью;

• оптимизация структуры государственной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономи­ческого роста;

• вовлечение максимального количества объектов государ­ственной собственности в хозяйственный оборот;

• использование государственных активов в качестве инстру­мента привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

• повышение конкурентоспособности коммерческих органи­заций, улучшение финансово-экономических показателей ихдеятельности за счет содействия внутренним преобразованиям в них и устранения не свойственных им функций.

В общегосударственном масштабе задача управления иму­ществом состоит в том, чтобы создать такой экономический механизм, который ускоряет движение капиталов. Активы дол­жны без больших усилий обращаться, т.е. переходить от неэф­фективного собственника к эффективному собственнику. Это может быть: продажа имущества, сдача в аренду с выкупом, пе­редача в доверительное управление и др.

В условиях рыночной экономики управление имуществом со стороны государства по отношению к частным предприяти­ям осуществляется как нормативно-методическое регулирова­ние (т.е. через нормативные документы), прямое управление относится только к государственному имуществу. Нормативные документы по регулированию в отношении негосударственной собственности касаются экологических требований при эксплу­атации имущественных объектов, соблюдения норм антимоно­польного законодательства, региональных требований по обес


печению выпуска и производства социально значимых продук­тов и услуг для населения и др.

Современная система управления государственной собствен­ностью опирается на два основных принципа: 1) поддержание соответствия между составом государственного имущества и функциями государства, выполняемыми с помощью этого иму­щества и 2) текущее и перспективное планирование использо­вания государственного имущества.

Принцип соответствия состава государственного имущества функциям государства означает использование государственно­го имущества только для решения общегосударственных задач. Этот принцип реализуется через последовательную приватиза­цию, реорганизацию или ликвидацию избыточного государствен­ного имущества. Несмотря на проведенную в стране крупно­масштабную приватизацию, в стране еще много имущества, считающегося государственным, но не являющегося функцио­нально-целевым. К функционально-целевому имуществу отно­сится имущество, используемое для решения ограниченного круга стратегических задач обороны и безопасности страны, а также социально ориентированных задач. Избыточность государствен­ного имущества приводит к низкой отдаче и слабому контролю за использованием данного имущества со стороны государствен­ных органов.

Принцип текущего и перспективного планирования при си­стемном контроле использования государственного имущества реализуется по таким направлениям, как 1) организация аудита и контроля отчетности государственных унитарных предприя­тий (ГУП) и казенных предприятий, установление для них пла­новых заданий по выполнению государственных функций; 2) мониторинг и анализ деятельности акционерных обществ с государственным участием; 3) ведение реестра федеральной не­движимости и пообъектное регулирование сдачи ее в аренду с организацией рыночной оценки арендной платы; 4) разработка федеральной программы управления государственным имуще­ством, включающей такие разделы, как приобретение, исполь­зование и выбытие имущества; 5) образование казенных пред­приятий на базе некоторых ГУП; 6) контроль деятельности федеральных учреждений, касающейся использования ими го­сударственного имущества, и при необходимости изъятие лиш­него имущества у государственных учреждений.


1.2. Имущество предприятия как объект гражданских прав

В гражданском праве термин «имущество» используется для обо­значения отдельных вещей или их совокупности (включая день­ги и ценные бумаги), к имуществу относят также имуществен­ные права; работы и услуги; информацию; интеллектуальную собственность и нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ). Таким образом, в широком смысле понятие имущества предприятия охватывает совокупность вещей, прав, требований и обязанно­стей (долгов), относящихся к предприятию.

Все компоненты имущества предприятия являются объекта­ми гражданских прав, т.е. они могут свободно отчуждаться или переходить от одного предприятия к другому, например, при реорганизации. Следовательно, все активы предприятия можно считать его имуществом. Однако в данной работе наиболее об­стоятельно рассмотрена та часть имущества, которая относится к основным фондам (основным средствам). Это связано с тем, что управление оборотным капиталом образует самостоятель­ное направление в финансовом менеджменте.

Имущество подразделяется на недвижимое (недвижимость) и движимое. К недвижимому имуществу относятся земельные уча­стки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что проч­но связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без не­соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (п. 1 ст. 130 ГКРФ).

Таким образом, в недвижимость входят земельный участок и вещи над и под земельным участком. Кроме того, российское законодательство относит к недвижимому имуществу еще под­лежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Зако­ном к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имуще-


ство. Причем любые сделки с недвижимостью подлежат обяза­тельной государственной регистрации.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистра­ция прав на движимые вещи не требуется, кроме особых случа­ев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Движимое имущество на предприятии — это различное обо­рудование, машины, установки, аппараты, приборы, механиз­мы, инструменты, оснастка, транспортные средства, мебель, средства связи и т.д.

Некоторые виды движимого имущества также подлежат ре­гистрации в государственных органах. Например, автотранспор­тные средства регистрируется в органах ГИБДД, котельные и энергетические установки — в соответствующих органах Ростех-надзора.

С юридических позиций предприятие как объект прав есть имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В составе предприятия имеется как движимое, так и недвижимое имущество. Но в то же время все предприятие в целом как имущественный комп­лекс признается недвижимостью (п. 1 ст. 132 ГК РФ).

Близким понятием по отношению к имуществу является понятие «собственность». Хотя часто оба этих понятия вос­принимаются как синонимы, тем не менее «имущество» — по­нятие экономическое, а «собственность» (или, точнее, право соб­ственности) в большей мере — понятие юридическое. Право собственности является центральным среди вещных прав, при­чем последние так или иначе производные от него.

Отметим, что к вещным правам, кроме права собственности, относятся также:

• право постоянного (бессрочного) пользования землей;

• право хозяйственного ведения;

• право оперативного управления;

• сервитута (право временного пользования чужой собствен­
ностью).

Согласно классической формуле, выработанной еще римски­ми юристами, право собственности включает три правомочия: владение, пользование и распоряжение. Владение это факти­ческое обладание имуществом, содержание его в своем бизнесе (другими словами, возможность числить на своем балансе).

2 - 208517


Пользование использование или эксплуатация имущества, из­влечение из него пользы. Собственник может передать право пользования другому лицу, например, по договору аренды. Рас­поряжение — определение юридической судьбы имущества пу­тем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, дарение, унич­тожение и т.д.).

Права владения и использования собственник может полно­стью передать другому лицу (например, в случае аренды), а пра­во распоряжения может передать частично (например, при пе­редаче в хозяйственное ведение, оперативное управление и доверительное управление).

Передача имущества в доверительное управление другому лицу не влечет перехода права собственности, т.е. при этом соб­ственник остается собственником и сохраняет за собой все юри­дические рычаги власти над имуществом.

На собственнике лежит бремя содержания его имущества, он сам несет расходы на эти цели. А в некоторых случаях у собственника может быть установленная законом обязанность бережно относиться к имуществу (например, к культурным, ис­торическим и другим ценностям).

На собственнике лежит риск случайной гибели или случай­ного повреждения имущества. На имущество собственника об­ращается взыскание по его долгам и обязательствам.

Согласно Конституции РФ (п. 2 ст. 8) и ГК РФ (ст. 212) в России признаются следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы.

Кто может быть субъектом права собственности на имуще­ство предприятий в Российской Федерации? Субъектами права собственности могут быть:

• физические лица (граждане);

• юридические лица;

• государственные (федеральные или субъектов Российской
Федерации) и муниципальные образования.

Предприятия, имущество которых находится в собственно­сти граждан и (или) юридических лиц, являются частными пред­приятиями.

Среди промышленных предприятий большинство имеет орга­низационно-правовую форму акционерных обществ, немного предприятий действует в форме обществ с ограниченной от-


ветственностью. Предприятия малого бизнеса имеют форму раз­личных товариществ и производственных кооперативов.

Акционерные общества и общества с ограниченной ответ­ственностью являются собственниками имущества предприятий, хотя образовано это имущество вкладами их членов (участни­ков). Никакой долевой собственности у членов (участников) нет.

Имущество государственных унитарных и муниципальных предприятий принадлежит либо Российской Федерации (феде­ральная собственность), либо субъектам Российской Федерации, либо муниципальным образованиям. Правомочия собственни­ков выполняют соответствующие государственные и муници­пальные органы управления (министерства, комитеты, террито­риальные администрации и т.д.).

Сами государственные и муниципальные предприятия наде­ляются правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, т.е. ограниченными вещными правами (ст. 294, 269 ГКРФ).

Государственные унитарные предприятия — это предприя­тия, приватизация которых ограничена или не допускается (пред­приятия ВПК, атомная энергетика и т.д.). Муниципальные пред­приятия — это предприятия коммунального хозяйства, ремонта жилищного фонда, местной промышленности и ремесел.

Государственное предприятие, наделенное только правом оперативного управления имуществом, называется казенным.

К казенным относятся предприятия:

• выпускающие продукцию, которую разрешено производить
только на государственных предприятиях;

• производящие продукцию, более 50% которой приобрета­
ет государство;

• не подлежащие вообще приватизации.

Другой случай, это когда государство наделяет предприятие правом хозяйственного ведения. Такое предприятие называется государственным унитарным. Оно владеет и пользуется имуще­ством, а распоряжение имуществом ограничено: только с согла­сия собственника.

К имуществу, которым унитарное предприятие может само распоряжаться, относятся:

• оборотные средства (фонды);

• часть основных фондов, в основном это движимое иму­
щество.

г" 19


Контроль над государственным унитарным предприятием со стороны собственника осуществляется сохранением за собствен­ником права принятия следующих решений:

• вопросы реорганизации и ликвидации;

• назначение руководителя предприятия;

• контроль использования и сохранности имущества.

Новое имущество, приобретенное государственным унитар­ным предприятием, становится также государственной собствен­ностью.

В настоящее время функцию собственника от имени госу­дарства выполняет Федеральное агентство по управлению госу­дарственным имуществом и его региональные органы.

В связи с принятием Земельного кодекса РФ особое место приобрели вопросы регулирования земельных отношений.

В настоящее время предприятия могут иметь земельные уча­стки на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или на праве собственности.

Вообще участники земельных отношений могут выступать в качестве:

• собственников земельных участков;

• землепользователей — при наличии права постоянного (бессрочного) пользования;

• землевладельцев — граждане при наличии права пожизнен­ного наследуемого владения;

• арендаторов земельных участков — по договору аренды или субаренды;

• обладателей сервитутов — при наличии права ограничен­ного пользования чужими земельными участками (ст. 3 Земель­ного кодекса РФ).

Таким образом, промышленное предприятие может быть в отношении занимаемого им земельного участка либо собствен­ником, либо землепользователем, либо арендатором, а также может обладать оформленным сервитутом.

Земли подразделяются на следующие категории: 1) сельско­хозяйственного назначения; 2) поселений; 3) специального на­значения — промышленности, энергетики, транспорта и т.д.; 4) особо охраняемых территорий и объектов; 5) лесного фонда; 6) водного фонда; 7) запаса. Причем категория земель отмечает­ся в соответствующих правовых документах на земельный учас­ток. Большинство промышленных предприятий, расположен-


1.3. Комплексный учет состава имущества на предприятии

Основная часть имущества промышленного предприятия пред­ставляет собой множество самых разнообразных по назначению и устройству материальных имущественных объектов. Чтобы управлять имуществом, необходимо в первую очередь четко структурировать множество имущественных объектов и органи­зовать их полный и систематический учет.

В настоящее время на предприятиях применяется несколько видов учета имущества. Это связано с тем, что каждый вид учета решает свои задачи и каждый вид учета курирует своя государ­ственная структура.

В то же время отдельные виды учета по некоторым позициям повторяют друг друга, что приводит к неоправданному росту учетной документации и учетных работ. Поэтому одной из пер­спективных задач в системе управления имуществом является создание системы единого комплексного учета с применением современных информационных технологий и электронных баз данных.

В настоящее время на предприятиях действуют три вида учета имущества: 1) правовой регистрационный учет объектов недви­жимости, включающий кадастровый учет земельных участков и недвижимости и технический учет объектов недвижимости; 2) бухгалтерский учет основных средств вместе с налоговым и статистическим учетом; 3) оперативный учет состояния объек­тов имущества (рис. 1.1).

Правовой регистрационный учет объектов недвижимости свя­зан с государственной регистрацией недвижимого имущества в Едином государственном реестре.

Порядок государственной регистрации недвижимости регу­лируется Федеральным законом «О государственной регистра­ции прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.05.97 № 122-ФЗ, а также ст. 131 ГК РФ.



Рис. 1.1. Виды учета имущества

Экономическое значение государственной регистрации зак­лючается в следующем.

1. Государственная регистрация — это форма защиты права
собственности на недвижимое имущество со стороны государ­ства.

2. Государственная регистрация необходима для развития и регулирования фондового рынка, вовлечения недвижимости в хозяйственный оборот.

3. Через государственную регистрацию государство решает акже фискальную функцию — определяются плательщики на­пога на имущество.

В общей системе государственной регистрации недвижимо­сти есть две подсистемы:

1) система регистрации прав собственности;

2) система регистрации документов о правах собственности.


В системе регистрации прав собственности, во-первых, ве­дется учет объектов недвижимости как объектов зарегистриро­ванных прав с помощью Единого государственного реестра прав и, во-вторых, вносятся записи в данный реестр.

Каждому объекту недвижимости присваивается уникальный идентификационный кадастровый номер. Этот номер сохраня­ется, пока существует объект недвижимости. Собственники мо­гут меняться, но номер объекта сохраняется. Кадастровый но­мер здания состоит из кадастрового номера земельного участка и инвентарного номера здания. Такая система обозначения по­казывает связь здания с земельным участком, на котором оно находится. Учетом земельных участков занимаются местные зе­мельные комитеты.

Кадастровый номер помещения в здании состоит из кадаст­рового номера здания и инвентарного номера помещения. Струк­тура кадастрового номера выглядит следующим образом:

А:Б:В:Г:Д:Е,

где А — номер субъекта Российской Федерации;

Б - номер административно-территориального образования, вхо­дящего в субъект РФ;

В — номер территориальной зоны в составе административно-тер­риториального образования (например, микрорайон, жилой массив в городе);

Г — номер земельного участка в территориальной зоне;

Д - номер здания;

Е — номер помещения в здании.

Таким образом, кадастровый номер земельного участка вклю­чает четыре элемента, здания — пять элементов, помещения в здании — шесть элементов.

Структура кадастрового номера означает, что регистрация права собственности на здание или сооружение предполагает одновре­менно и регистрацию права собственности на земельный учас­ток, на котором расположено это здание или сооружение.

Внесение записи в Единый государственный реестр прав оз­начает приобретение права собственности и защиту права от встречных прав и посягательств от других лиц. Решение регист­ратора подобно решению судьи.

Система регистрации документов о правах построена на сле­дующих положениях:


• государство берет на себя обязательство регистрировать и
хранить документы по передаче права собственности (догово­ры, сделки, соглашения и др.), причем преимущество у того, кто раньше подал документы;

• регистрация документов еще не является свидетельством появления права собственности;

• при регистрации документы о сделке проверяются с точки зрения законодательства и наличия информации в Едином рее­ стре прав.

Зарегистрированные права и сделки могут быть оспорены только в судебном порядке.

Отдельной функцией в системе государственной регистра­ции прав собственности является техническое описание объектов недвижимости, или инвентаризация. В России эти работы вы­полняют разные органы: регистрацию — регистрационные пала­ты Министерства юстиции Российской Федерации, инвентари­зацию — бюро технической инвентаризации (БТИ) ФГУП «Ростехинвентаризация».

Государственная регистрация - это юридический акт, кото­рым государство признает и подтверждает возникновение, огра­ничение (обременение), переход или прекращение прав на не­движимое имущество. Государственная регистрация имеет публичный, открытый характер (т.е. наличие права собствен­ности не имеет никаких секретов). Государственная регистрация — это единственное доказательство права на недвижимое иму­щество.

Регистрация осуществляется по местонахождению объекта недвижимости в границах регистрационного округа. Дата вне­сения соответствующей записи в Единый реестр прав является датой регистрации и, следовательно, датой возникновения прав.

Чтобы зарегистрировать предприятие как имущественный комплекс, необходимо сначала зарегистрировать собственно его недвижимое имущество. Это случай первоначальной регистра­ции. Если предприятие продается как имущественный комп­лекс, то сначала регистрируют права на предприятие, а затем права на недвижимое имущество.

Регистрация вещных прав ведется в два этапа: на первом этапе проводится регистрация сделки (договора), на втором эта­пе — регистрация возникновения, перехода или прекращения вещных прав.


Регистрации подлежат следующие документы:

• договор купли-продажи и мены предприятия (ст. 560 ГК

РФ);

• договор аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК РФ);

• договор аренды предприятия независимо от срока (п. 2 ст. 658 ГК РФ);

• договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года (п. 2 ст. 651 ГК РФ);

• договор аренды жилого помещения юридическим лицам независимо от срока аренды (ст. 609 и 671 ГК РФ);

• договор аренды земельного участка (п. 2 ст. 1017 ГК РФ);

• ипотека (ст. 339, 488, 489 и 131 ГК РФ);

• сервитут (ст. 274 ГК РФ).

В Единый государственный реестр прав вносятся также за­писи по ограничению (обременению) прав, возникших по ре­шению суда, постановлениям прокуратуры, актам государствен­ной и муниципальной администрации.

Следующий вид учета имущества — бухгалтерский учет ос­новных средств. Главным документом, регламентирующим организацию учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), ут­вержденное приказом Министерства финансов Российской Фе­дерации от 30.03.01 № 26н. Детальное содержание вопросов учета изложено в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства фи­нансов Российской Федерации от 13.10.03 № 91н.

Вопросы организации бухгалтерского учета основных средств более подробно рассмотрены в п. 1.4.

С бухгалтерским учетом непосредственно связан налоговый учет, предусматривающий ведение регистров по налогу на иму­щество, а также статистический учет, предусматривающий от­четность по форме № 11 о движении основных фондов.

Оперативный учет состояния имущества является внутрен­ним учетом, он предназначен для решения внутренних задач по управлению имущественными объектами: для планирования ремонтов и сроков обновления, организации имущественного страхования, подготовки имущества к залогу, сдаче в аренду и других операций с имуществом.


1.4. Бухгалтерский учет основных средств на предприятии

Бухгалтерский учет основных средств (основных фондов) явля­ется одним из главных инструментов в управлении имуществом на предприятии.

Основные средства (основные фонды) — это часть имуще­ства, используемая в качестве средств труда при производстве продукции и выполнении работ либо для управления предприя­тием в течение периода, превышающего 12 месяцев. К основ­ным средствам относятся:

• здания;

• сооружения;

• рабочие и силовые машины и оборудование;

• измерительные и регулирующие приборы и устройства;

• вычислительная техника;

• транспортные средства;

• инструмент;

• производственный и хозяйственный инвентарь и принад­лежности;

• рабочий, продуктовый и племенной скот;

• многолетние насаждения;

• внутрихозяйственные дороги;

• прочие основные средства.

В составе основных средств учитываются находящиеся в соб­ственности предприятия земельные участки и объекты приро­допользования (водоемы, недра и другие природные ресурсы). Например, на территории завода пробурили скважину и стали добывать, разливать и продавать минеральную воду. В этом слу­чае скважина должна быть внесена в состав основных средств.

Бухгалтерский учет основных средств предназначен для вы­полнения следующих задач:

• правильного и своевременного отражения операций с ос­новными средствами: поступление, перемещение, выбытие;

• достоверного определения доходов от реализации и выбы­тия основных средств;

• определения затрат на содержание основных средств в ра­бочем состоянии;

• контроля за сохранением основных средств.


Первичной единицей учета является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предме­тов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Каждый инвентарный объект имеет свой срок полезного ис­пользования.

Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер, который обозначен на прикрепленном жетоне, нанесен краской или иным способом. Инвентарный номер, присвоен­ный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь пе­риод его нахождения на данном предприятии. Инвентарные номера списанных с учета объектов не присваиваются вновь принятым к учету объектам в течение пяти лет по окончании года списания.

На каждый инвентарный объект в бухгалтерии заводится и ведется инвентарная карточка учета основных средств стандарт­ной формы. В инвентарной карточке приведены основные дан­ные по объекту: срок полезного использования, способ (метод) начисления амортизации, местоположение, технические данные и т.д.

Первичными документами по установленным формам в уче­те основных средств служат:

• акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма
ОС-1);

• акт приемки-сдачи отремонтированных и модернизирован­ных объектов (форма ОС-4);

• инвентарная карточка учета основных средств (форма ОС-6);

• акт о приемке оборудования (форма ОС-14) и т.д.

Каждому инвентарному объекту присваивается код Обще­российского классификатора основных фондов (код ОКОФ).

Согласно ОКОФ основные фонды состоят из двух разделов: материальные основные фонды и нематериальные основные фонды. Материальные основные фонды, или средства, были пе­речислены выше. К нематериальным основным фондам (сред­ствам) относятся компьютерные программы, базы данных, объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки и т.п.



Код ОКОФ содержит 9 знаков, которые по десятичной сис­теме кодирования обозначают раздел, подраздел, класс, вид и подкласс. Структура кода ОКОФ выглядит следующим образом:

Например, объект имеет код 14 2922122. Цифры в коде имеют следующий смысл: 1 — раздел: материальные основные фонды; 4 — подраздел: машины и оборудование; 2922 — класс: станки; 1 — вид: станки металлорежущие; 22 — подкласс: станки внутри-шлифовальные. Таким образом, все внутришлифовальные ме­таллорежущие станки будут иметь указанный выше код.

Коды ОКОФ, как будет показано ниже, используются для выбора амортизационной группы и соответствующей нормы амортизации, а также для выбора аналогов при оценке.

На основе данных бухгалтерского и оперативного учета, а также технической документации осуществляется оперативный контроль за использованием основных средств. При этом всегда известна информация о количестве объектов с подразделением их на собственные и арендованные, установленные и неуста­новленные, действующие и неиспользуемые. Данные оператив­ного учета могут отражать сведения о времени работы и о про­стоях оборудования по тем или иным причинам.

По степени использования основные средства подразделя­ются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в ста­дии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации.

В зависимости от имеющихся прав основные средства под­разделяются на объекты:


 

• принадлежащие предприятию на праве собственности;

• находящиеся в оперативном управлении или хозяйствен­ном ведении;

• полученные в аренду.

Возможны следующие случаи постановки объектов основ­ных средств на учет: приобретение (купля); сооружение и изго­товление; получение в виде вклада в уставный капитал; получе­ние по договору дарения или безвозмездной передачи.

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, представляющей собой сумму фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и других возмещаемых налогов.

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается к бухгалтерско­му учету в качестве основного средства, если одновременно вы­полняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для уп­равленческих нужд организации либо для предоставления в опе­ративную аренду;

б) объект предназначен для использования в течение дли­тельного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Таким образом, как только объект доведен до состояния, пригодного для использования, и полностью сформировалась его первоначальная стоимость с включением соответствующих затрат на монтаж, подсоединение к сетям, наладку и подготовку к эксплуатации, он принимается к учету как основное средство.

При принятии объекта основных средств фактические зат­раты, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные акти­вы» (08-3 строительство объектов, 08-4 приобретение объектов), относят на дебет счета 01 «Основные средства» или 07 «Обору­дование к установке».

Если объект получен безвозмездно, то его первоначальная стоимость берется как рыночная стоимость на дату оприходова­ния по результатам оценки. Если объект приобретен в обмен на другое имущество, то первоначальная стоимость этого объекта


берется равной первоначальной стоимости обмениваемого иму­щества. Если объект приобретен в иностранной валюте, то его сто­имость в рублях берется по курсу ЦБ РФ на дату приобретения.

Все затраты на перемещение оборудования внутри предпри­ятия (кроме монтажа) относятся к издержкам производства и не влияют на первоначальную стоимость. Затраты по монтажу пе­ремещенных объектов и устройству фундамента на новом месте их эксплуатации отражаются как капитальные вложения (счет 08), а затем добавляются к первоначальной стоимости объекта (счет 01).

Неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по ры­ночной стоимости.

Первоначальная стоимость объектов основных средств, в которой они приняты к учету, не подлежит изменению, кроме двух случаев:

1) достройки, дооборудования, реконструкции и частичной
ликвидации (т.е. проведения работ капитального характера);

2) переоценки основных средств.

В обоих случаях изменение (увеличение или уменьшение) первоначальной стоимости относится на добавочный капитал (счет 83).

Прием объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется следующим образом. На новые, вводимые в эк­сплуатацию объекты (при наличии монтажа) составляется акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1), причем на каждый инвентарный объект в отдельности. Акт утверждается руководством предприятия. На основе этого акта бухгалтерия открывает соответствующую инвентарную карточку (форма ОС-6).

На объекты, подвергшиеся достройке, дооборудованию, ре­конструкции, составляется и утверждается акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3). По этому акту в инвентарную карточку вносят соответствующее изменение. На приобретаемое обору­дование, не требующее монтажа, составляется акт о приемке оборудования (форма ОС-14).

Выбытие основных средств может быть по следующим при­чинам:

• продажа другим лицам;

• списание из-за износа;


 

• передача другому предприятию в виде вклада в уставный
капитал;

• ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрез­
вычайных ситуациях;

• передача по договорам мены и дарения;

• списание объектов, ранее сданных в аренду с правом вы­
купа, при отчуждении арендатору;

• другие причины.

Вопрос о непригодности объектов основных средств к даль­нейшему использованию и о невозможности или неэффектив­ности их восстановления (ремонта) решает комиссия, утверж­денная приказом руководителя предприятия. В ее состав входят представитель бухгалтерии, материально ответственное лицо и квалифицированные эксперты.

Данная комиссия выполняет следующие работы:

• проводит техническую экспертизу состояния объекта и ус­
танавливает непригодность объекта к применению;

• устанавливает причину списания объекта (износ, авария,
реконструкция и т.д.);

• выявляет виновников преждевременного выбытия объекта
из эксплуатации;

• выявляет возможность утилизации и вторичного исполь­
зования узлов, деталей, материалов и определяет их утилизаци­
онную стоимость;

• контролирует изъятие и сдачу цветных и драгоценных ме­
таллов;

• составляет акт на списание основных средств (форма ОС-
4), а если речь идет о списании автотранспортных средств, то
акт по форме ОС-4а.

В акте отражаются все характеристики списываемого объекта с обоснованием нецелесообразности или нев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.162.252 (0.013 с.)