Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс износа имущественных объектов

Поиск

Одной из важных задач управления имуществом является пре­одоление износа имущественных объектов и поддержание их работоспособного состояния.

В последние годы на средних и крупных предприятиях Рос-I сии сохраняется высокий уровень износа основных фондов. I К началу 2007 г. степень износа основных фондов составила I 44,4% против 45,1% на начало 2005 г. Особенно интенсивно раз­вивается износ у машин, оборудования и транспортных средств. Например, в конце 2006 г. на предприятиях обрабатывающих I отраслей удельный вес полностью изношенных основных фондов был равен 15,3%, машин и оборудования — 21,1%, сооружений — 18,1%, транспортных средств — 13,8% в общем объеме основных фондов1.

Понятия износа мы уже коснулись в главе 5. Если в техническом смысле износ понимают как снижение потребительских I свойств или потерю работоспособности объектов имущества, то в экономическом смысле под износом понимают потерю ры­ночной стоимости этих объектов в процессе эксплуатации (ис­пользования).

Различают физический износ и моральное устаревание. Физический износ — потеря работоспособности и соответственно стоимости объекта по причине естественного старения, физическо­го изнашивания элементов объекта и различных повреждений в процессе функционирования. Новые, недавно изготовленные и поступившие на эксплуатацию объекты не имеют физического износа и обладают полной стоимостью, а объекты, находящиеся


 



 


какое-то время в эксплуатации и получившие некую степень физического износа, — остаточной стоимостью.

Износ не только снижает стоимость объектов имущества, но и негативно отражается на экономических показателях деятель­ности предприятия. Эксплуатация сильно изношенных объек­тов имущества сопровождается:

• высокими затратами на содержание, обслуживание и ре­
монт объектов имущества;

• потерями в производительности машин и оборудования и,
как следствие, снижением производственной мощности;

• повышением имущественных рисков в виде аварий, пожа­
ров, затоплений и др.

Внешнее проявление физического износа у разных объектов имущества различное, например, физический износ оборудова­ния проявляется в следующем:

• увеличивается поток отказов: объект все чаще ломается и
выходит из строя;

• увеличивается ущерб от отказов: устранение отказов обхо­
дится все дороже, ломаются все более дорогие и важные детали,
все больше расходы на устранение одного отказа;

• снижаются основные эксплуатационные характеристики и
параметры (например, у станков снижаются точность обработ­
ки, темповая производительность, увеличивается шум, ухудша­
ются экологические характеристики);

• увеличивается потребление топлива и энергии на единицу
работы;

• снижается безопасность работы, возрастают риски взрыва,
пожара, выброса газов и ядовитых жидкостей, травмирования
персонала от отскочивших частей.

Физический износ зданий и их элементов означает утрату ими технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчи­вости, надежности и др.) от воздействия природно-климатиче­ских факторов и жизнедеятельности человека.

Вследствие физического износа ухудшаются параметры экс­плуатационных качеств зданий. Эти параметры подразделяются на два вида:

• физико-технические параметры: прочность, несущая спо­
собность и допустимые деформации конструкции, теплозащи­
та, гигроскопичность и герметичность элементов (фундамента,
стен, крыши и др.);


• функциональные параметры среды обитания: состав возду­
ха и воздухообмен в помещениях; защита от внешнего шума;
эстетические характеристики.

Признаком физического износа здания и его элементов яв­ляется отклонение указанных параметров от установленных стро­ительных норм. Эти отклонения фиксируются при текущем ос­видетельствовании физического состояния здания. При этом проводят не только внешний осмотр элементов здания, но и специальные наблюдения с применением приборов.

Интенсивность развития физического износа у объектов имущества зависит от ряда факторов:

• от первоначального качества (надежности, прочности и т.д.)
объекта, что имеет значение как для движимого, так и недвижи­
мого имущества;

• продолжительности эксплуатации с момента пуска в рабо­
ту или от продолжительности хранения машин, т.е. от хроноло­
гического возраста;

• качества технического обслуживания и ремонтных работ, а
также их регулярности и полноты;

• агрессивности внешней среды и природно-климатических
условий — для зданий и некоторых видов машин, эксплуатиру­
емых под открытым небом;

• интенсивности эксплуатации — для всех видов машин и
оборудования.

Остановимся на закономерностях развития износа у машин и оборудования. На протяжении срока службы динамика физи­ческого износа у каждой машины своя. В разные периоды ма­шина может эксплуатироваться с разной интенсивностью. Кроме того, на износ влияют такие факторы, как смена владельца, изменения в местоположении, технологии использования, заг­рузке, условиях обслуживания и др.

Подавляющее большинство машин является ремонтируемы­ми объектами. Непосредственно на их износ влияют капиталь­ные ремонты: после каждого такого ремонта коэффициент из­носа резко снижается. Поэтому кривая износа во времени имеет пилообразный вид, ширина «зубцов» кривой износа равна про­должительности ремонтного цикла. Нулевой цикл длится от начала эксплуатации до первого капитального ремонта, первый цикл — от первого до второго капитального ремонта, второй цикл — от второго до третьего капитального ремонта и т.д. Ка-



питальные ремонты не только дают периодическое понижение коэффициента износа, но и позволяют значительно удлинить срок службы машины.

Кривая динамики коэффициента физического износа маши­ны, которая за срок службы подверглась двум капитальным ре­монтам, показана на рис. 6.1.

Точка 1 характеризует начальный износ, вызванный потерей товарной стоимости, возникающей почти сразу после монтажа машины и пуска ее в эксплуатацию. Точки 2, 4 и 6 характеризу­ют предельный, или пороговый, износ (80—90%), когда даль­нейшая эксплуатация неэффективна или небезопасна и маши­ны должна быть выведена в капитальный ремонт или списана.


Положение точки 6 зависит от соотношения между полной I (первоначальной) стоимостью машины и ее утилизационной И стоимостью. Точки 3 и 5 указывают величину неустранимого I износа, получаемого по окончании первого и второго капиталь­ных ремонтов соответственно. Это надо понимать так, что как бы тщательно и полно ни проводился ремонт, он не может полностью устранить физический износ. Причем неустранимый износ несколько увеличивается с каждым последующим капи­тальным ремонтом.

Монотонное нарастание коэффициента физического износа I имеет место только в пределах ремонтных циклов. При достаточно стабильной эксплуатации машины закономерное измене­ние коэффициента физического износа может быть описано той или иной функцией. В частности, может быть использована ло­гистическая кривая. В начале цикла темп износа небольшой или медленно нарастает, в середине цикла наблюдается устойчивый наибольший рост темпа износа, в конце цикла темп износа по-I степенно понижается.

Для определения степени (коэффициента) физического из­носа применяют различные методы, которые несколько разли­чаются в зависимости от того, для каких целей определяется износ: 1) для целей оценки рыночной стоимости или 2) для ре­шения вопросов, связанных с дальнейшей эксплуатацией объекта. Во втором случае речь идет о технической диагностике, сопро­вождающейся часто применением специальной диагностичес­кой аппаратуры. Некоторые методы используются для той или другой цели и подробно изложены в литературе по оценке.

Отметим порядок определения физического износа зданий согласно Ведомственным строительным нормам ВСН 53-86(р). Коэффициент физического износа здания рассчитывается как средневзвешенная величина из коэффициентов износа элементов здания:




К элементам зданий относятся: фундаменты, стены, колонны (стойки, столбы), перегородки, перекрытия, лестницы, крыши, кровли, полы, окна и двери, отделочные покрытия, системы ин­женерного оборудования (горячего и холодного водоснабжения, отопления, вентиляции, канализации и т.д.).

В ВСН53-86(р) для каждого элемента здания разработаны специальные таблицы, в которых указаны:

• признаки износа и количественная оценка;

• интервал значений коэффициента износа, %;

• рекомендуемый состав работ по устранению износа.

В качестве примера приведена таблица для кирпичных стен с облицовкой керамическими блоками и плитками (табл. 6.1).

Таблица 6.1


Данные табл. 6.1 используются экспертами при обследова­нии физического состояния зданий с целью дальнейшего пла­нирования и проектирования необходимых ремонтных работ и в первую очередь капитального ремонта.

Доли элементов в балансовой стоимости здания могут быть I определены с помощью сведений об элементной структуре пол­ной балансовой стоимости в зависимости от группы капиталь­ности и типа здания, эти сведения приведены в специальных строительных сборниках «Укрупненные показатели восстанови­тельной стоимости зданий».

Моральное устаревание — это потеря стоимости объекта по причине несоответствия объекта современным требованиям, что обнаруживается при сравнении объекта с появившимся на рын­ке более совершенным аналогом. Причем новый аналог облада­ет лучшим соотношением между ценой и качеством, чем у дан­ного объекта.


Вследствие морального устаревания ранее назначенная пол­ная стоимость объекта оказывается выше его стоимости, исчис­ленной сравнением с ценой более совершенного аналога.

6.2. Организация ремонта машин и оборудования

Чтобы поддержать работоспособное состояние объектов имуще­ства, их периодически подвергают техническому обслуживанию и ремонтам. Ремонт — одно из направлений восстановления имущественных объектов. Другое направление — это модерни­зация и реконструкция. Вопрос об организации ремонта и его влиянии на стоимость имущества рассмотрим на примере ма­шин и оборудования.

По способу организации ремонты подразделяются на плано­вые и неплановые. Плановый ремонт — это ремонт, который проводится с определенной периодичностью в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, т.е. по системе планово-предупредительного ремонта (ППР). Система ППР отражает политику предприятия в области ремонта иму­щества и утверждается руководством предприятия.

Неплановый ремонт — это ремонт, выполняемый в неплано­вом порядке, по случайно возникшей потребности. К неплано­вому относится аварийный ремонт, вызванный чрезвычайными обстоятельствами.

По составу работ предусмотрены три вида плановых ремон­тов оборудования: текущий, средний и капитальный. Текущий ремонт — это ремонт, выполняемый для обеспечения или вос­становления работоспособности оборудования и состоящий в замене и(или) восстановлении отдельных частей. Средний ремонт —


I это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса оборудования с заменой или восстановлением некоторых частей и контролем за их состоянием. Капитальный ремонт — это ремонт, выполняемый для вос становления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса объекта с заменой или восстановлени­ем любых его частей, включая базовые.

При капитальном ремонте оборудования, как правило, про-I изводятся полная разборка машины, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые, сборка, регулировка и испытание машины.

Применительно к оборудованию на предприятии может при меняться либо трехвидовая система (ремонты текущие, средние и капитальные), либо двухвидовая система (текущие и капи­тальные ремонты). Двухвидовая система считается более про­грессивной.

Кроме ремонтов, оборудование подвергается также техни­ческому обслуживанию (ТО). Оно включает такие операции, как осмотры, смазка, очистка от пыли, регулировка механизмов, замена быстроизнашивающихся деталей, обтяжка крепежа, от­дельные испытания и т.д. Операции ТО также подразделяются на плановые и неплановые.

Система ППР основана на определенной зависимости ремон­тных работ от числа часов, отработанных оборудованием без ре­монта. Поэтому предусматривается выполнение плановых ремон­тов периодически через определенное число отработанных часов. К основным нормативам системы ППР относятся: ремонт­ный цикл, его структура и продолжительность.

Ремонтный цикл — повторяющаяся со строгой периодичнос­тью совокупность ремонтов разного вида и завершающаяся ка­питальным ремонтом. Структура ремонтного цикла — это пере­чень ремонтов, входящих в состав цикла и расположенных в последовательности их выполнения. Например, для металлооб­рабатывающих станков класса точности Н и массой до 10 т при двухвидовой системе структура ремонтного цикла имеет следую­щее условное обозначение:

~гг т^ г ■ ч ■ ^ г ■ ч ■ ^ г ■ ч ■ ^ г ■ ч ■ ^ т г ~г^


Представленная выше запись структуры ремонтного цикла показывает, что либо после запуска в эксплуатацию, либо после капитального ремонта до следующего капитального ремонта последовательно выполняются четыре текущих ремонта.

Продолжительность ремонтного цикла — это число часов опе­ративного времени работы оборудования, на протяжении кото­рого производятся все ремонты, входящие в состав цикла. Та­ким образом, продолжительность ремонтного цикла показывает время от начала эксплуатации до первого капитального ремонта или от очередного капитального ремонта до следующего капи­тального ремонта.

Для расчета продолжительности ремонтного цикла разрабо­таны эмпирические формулы. Например, ремонтный цикл для металлорежущего оборудования рассчитывается по формуле


ния между двумя последовательно выполняемыми плановыми

ремонтами.

На основе данных о структуре и продолжительности ремон­тного цикла можно рассчитать межремонтный период:


 




Если исходить из того, что при двухсменном режиме работы и 80%-ной загрузке годовой полезный фонд времени работы стан­ка равен примерно 3040 ч, то продолжительность ремонтного цикла составляет 16800/3040 = 5,5 лет. Таким образом, станки данной модели должны подвергаться капитальному ремонту че­рез каждые 5—6 лет.

Продолжительность ремонтного цикла включает несколько равных между собой межремонтных периодов. Межремонтный период — это период оперативного времени работы оборудова-




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.49.90 (0.009 с.)