Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конспекты занятий по развитиюСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ориентировки в пространстве для детей старшей группы детского сада (3-й год обучения) Занятие 1 Тема: «Мальчики и девочки. Какие мы?» Цель: формировать у детей представления о собственном теле с помощью зрения, тактильных и проприо-цептивных ощущений, правильно называть части тела, соотносить их с частями тела других детей, видеть признаки сходства и различия и выражать это в речи, активизируя слова «выше», «ниже», «впереди», «сзади». Воспитывать дружеские отношения между мальчиками и девочками. Материал: наборы карточек со схематическим изображением людей в разных позах, листы бумаги на каждого ребенка, карандаши. 1. Игра «Зеркало». Дети встают парами, лицом друг 2. Педагог предлагает детям внимательно посмот Дети становятся перед зеркалом. Внимательно смотрят на себя и друг на друга. С помощью движения, прощупывания (на уровне тактильных и проприоцеп-тивных ощущений) находят части тела. У всех есть голова. На чем «сидит» голова? На шее. В некоторых сказках царь, отдавая приказ доброму молодцу, грозил: «А не сделаешь: мой меч — твоя голова с плеч!» Что находится ниже шеи? (Плечи.) От плеч — две руки, правая (показать) и левая. Детям предлагается рассмотреть руки. Нижняя часть (показать) называется кистью руки. (Спросить у детей, почему ее так назвали.) С одной стороны кисти — ладонь. Каждый палец имеет свое название (назвать пальцы, сравнить их по величине). Детей просят показать, где туловище. Что находится на туловище впереди? (Грудь, живот.) А сзади? (Спина.) В самом низу — ноги. Нижняя часть ноги (показать) называется ступней. Почему? (От слова «ступать».) 3. Физминутка. Игра «Стоп» (1-й вариант). Дети 4. Составление из разрезных картинок изображений 5. Игра «Стоп» (2-й вариант). По сигналу нужную 6. Игра «Найди на ощупь названную часть тела». 7. Итог занятия.
Занятие 2 Тема: «Наше лицо». Цель: формировать представления детей о частях лица, их взаиморасположении через понятия «выше, чем», «ниже, чем», предлоги «над», «под», «между»; развивать способности определения эмоционального состояния людей по схематическим изображениям; закрепить знания о взаиморасположении частей тела; активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации. Воспитывать уважительное, мботливое отношение друг к другу. Материал: карточки с изображением нескольких лиц в различном эмоциональном состоянии, карточки с изображением людей в разных позах и в различном эмоциональном состоянии, листы бумаги с нарисованным кругом (на каждого ребенка), карандаши. 1. Интеллектуальная гимнастика: — Сколько солнышек на небе? — Сколько колес у машины? — Сколько у тебя рук? и т. п. 2. Детям предлагается сесть перед зеркалом, посмот Что находится у нас с вами на самом верху? (Голова.) Что мы видим на ней впереди? (Лицо.) Что находится сзади головы? (Затылок.) Справа (слева)? (Уши.) Что у нас в верхней части лица? (Лоб.) Ниже лба? (Брови.) Что находится под бровями? (Глаза.) Между глазами? (Нос.) Нос находится ниже, чем рот, или выше, чем рот? Что находится под носом? (Рот.) Ниже рта? (Подбородок.) 3. Физминутка «Линии». 4. Педагог предлагает детям листы бумаги с нарисо шивают, где они нарисовали рот — выше, чем нос, или ниже? Подбородок выше, чем нос? И т. д. 5. Какое выражение лица получилось у нарисован Игра «Зеркало эмоций». Предложить детям показать эмоциональное состояние, изображенное на рисунке, объясняя его. 6. Игра «Стоп». В этой игре необходимо следить не 7. Итог занятия. Занятие 3 Тема: «Наши друзья — роботы». Цель: формировать у детей понятия «правая сторона», «левая сторона», упражнять в анализе взаиморасположения частей тела и лица через представления «выше, чем», «ниже, чем», предлоги «над», «под», «между»; развивать пространственное мышление; активизировать зрительные функции прослеживания, аккомодации. Материал: шкатулка с браслетиками на каждого ребенка, игрушка — заводной робот, наборы геометрических фигур на каждого ребенка, образцы роботов. 1. Упражнение «Заводные роботы». Предложить де 2. Педагог рассказывает детям, что к ним приходил
Рис. 3.1 Предложить детям показать правую, левую руки, затем подойти к шкатулке, взять правой рукой браслетик и надеть его на левую руку. 3. Физминутка «Наши руки». Детям предлагается Две сестры — две руки Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки И друг друга моют. 4. Детям предлагается встать, поднять левую руку. Предложить детям погладить правую сторону лица и тела левой рукой и левую — правой. Объяснить, что предметы, которые дети видят со стороны правой руки, находятся справа от них, со стороны левой — слева. Чтобы закрепить понятия «справа» и «слева», педагог предлагает детям назвать предметы, находящиеся справа и слева от них. 5. Упражнение «Роботы рассыпались» (рис. 3.1).
Рис. 3.2 Рис. 3.3 6. Физминутка «Танец с роботом». 7. Плоскостное конструирование: выкладывание ро 8. Итог занятия. Как помогли детям подарки робо Занятие 4 Тема: «Наше тело». Цель: научить детей соотносить стороны тела и парных органов с правой и левой рукой; показать, что нельзя описать словами «выше», «ниже», «над», «под» расположение частей тела, если оно находится в горизонтальном положении; развивать пространственное мышление, активизировать в речи пространственные термины: «выше», «ниже», «над», «под». Воспитывать уважительное отношение к себе и друг к другу. Материал: значки с сердечками на каждого ребенка, картинки с изображением рентгенкабинета, снимка рентгенолога; наборы «Колумбово яйцо» — на каждого ребенка. 1. Дети стоят около стульчиков. Сядет тот, кто отве 2. Спросить, чего у нас по два? Дети называют. Де 3. Игра «Рентгенкабинет». Педагог предлагает де нас. Давайте вместе с врачом посмотрим на экран (показ картинки). Оказывается, и внутри нас есть парные органы (легкие, почки). Где находится правое (левое) легкое? Правая (левая) почка? (Со стороны правой (левой) руки.) А сколько у нас сердец? (Одно.) Предложить детям встать и найти у себя сердце и легкие. С какой стороны находится сердце? Приколоть значки с сердечками на левую сторону груди. Предложить правую руку приложить к левой груди, послушать, как стучит сердце. Затем обе руки приложить к груди, сделать глубокий вдох. Чувствуете, как надулись ваши легкие? Покажите правое (левое) легкое. Легкие и сердце находятся выше или ниже живота? Где находятся почки? Переходя к физминутке, педагог говорит, что врач советует детям заниматься спортом, чтобы быть здоровыми и веселыми. 4. Физминутка «Зарядка». 5. Предложить одному из детей лечь на коврик на 6. Выкладывание клоуна из деталей «Колумбово 7. Итог занятия. Занятие 5 Тема: «Поможем Незнайке». Цель: закрепить представления детей о пространственном расположении частей лица, тела с помощью
зрения, тактильных ощущений. Упражнять в определении правой и левой руки, местоположении предметов «от себя»; развивать пространственное мышление, совершенствовать зрительно-моторную координацию; формировать понимание различий между понятиями выше — над, ниже — под. Активизировать в речи пространственные термины: «впереди», «сзади», «справа», «слева», «выше», «над», «ниже», «под». Воспитывать у детей сопереживание, желание помогать друг другу. Материал: карточки с изображением различного эмоционального состояния людей, карточки с изображением человека в различных позах, разрезные картинки с изображением мальчиков и девочек на каждого ребенка. 1. «Выполни задание и сядь на стульчик». Поднять 2. Загадать загадки, объяснить, по каким призна Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги). У двух матерей по пять сыновей — одно имя всем (руки и пальцы). Два соседа — непоседы, днем — на работе, ночью — на отдыхе (глаза). Между двух светил я в середине один (нос). Всегда во рту, а не проглотишь (язык). Один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши). 3. Игра «Угадай на ощупь». Детям предлагаются 4. Малоподвижная игра «Стоп».
5. Игра «Собери разрезную картинку» (изображения 6. Игра с Незнайкой: «Назови где?» (впереди, сза 7. Итог занятия. Занятие 6 Тема: «Пляшущие человечки». Цель: совершенствовать представления о схематичном, условном изображении человека, игрушек и предметов (используя четкие контурные изображения); учить соотношению игрушек и натуральных предметов с их условными изображениями и пространственным расположением; упражнять в различении цвета и размера предметов; развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаз. Материал: листы бумаги с нарисованными в 5-7 рядов схематичными человечками (см. Приложение 6.1), чистые листы бумаги, простые карандаши по числу детей; панно для игры «Муравьи» (см. Приложение 6.2), 2 зеленых квадрата разной величины, 2 красных треугольника разной величины. 1. Изобразите свернувшегося в клубок ежа, хитрую 2. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Пля 3. Кукла Катя приглашает детей на пляску. Снача
4. Предложить детям нарисовать самостоятельно 5. Игра «Покажи и расскажи» — местоположение 6. Рассказать детям, что схематично можно изобра 7. Игра «Муравьи». Взять большой и маленький зе Игру начать с рассказа: «В одном лесу жили-были красные и черные, большие и маленькие муравьи. Черные муравьи могли ходить только по черным дорожкам, а красные — только по красным. Большие муравьи ходили только через большие ворота, а маленькие — только через маленькие. И вот встретились муравьишки у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где живет каждый муравей, и покажи ему дорогу». 8. Итог занятия. Занятие 7 Тема: «Наш утренник». Цель: научить схематичному изображению небольших рассказов из личного опыта, сформировать поня- тия «до» и «после». Упражнять в определении расположения объектов: выше — над, ниже — под, ближе — дальше, ориентировке в пространстве на звуковой сигнал. Развивать память, мышление, связную речь, зрительно-двигательную координацию, слуховое внимание. Активизировать зрительные функции аккомодации, фиксации взора. Материал: пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний детей; бумага 20x30 см, простые карандаши по числу детей, колокольчик. 1. Психогимнастика «Зеркало эмоций». Детям по 2. Педагог предлагает детям вспомнить, как они ве Затем дети сами зарисовывают рассказ. Его последовательность изображается в квадратах-рамках. 3. Рассказывание по схемам, используя понятия 4. Физминутка «Танцуем на празднике». Движе 5. Игровое упражнение «Ближе — дальше, выше — 6. Игра «Найди, где звенит колокольчик». Ребенок 7. Итог занятия. Занятие 8 Тема: «Запишем сказку». Цель: научить схематичному изображению небольших художественных произведений, словесно обозначать
пространственное расположение героев (справа, слева, под грибом, из-за куста, за зайцем и т. д.). Формировать понятия «раньше», «позже», закрепить понятия «до» и «после». Развивать зрительное восприятие, внимание, память. Совершенствовать зрительно-моторную координацию: развивать сопряженные движения глаза и руки. Активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации взора. Материал: иллюстрированная сказка В. Сутеева «Под грибом», бумага, простые карандаши, картинки с изображением режимных моментов. 1. Игра «Выложи картинки по порядку». На набор Затем предложить детям выложить картинки по порядку. 2. Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». Предло
Беседа по содержанию сказки с рассматриванием иллюстраций к ней. Куда спрятался муравей от дождя? С какой стороны от гриба находится муравей? Кто попросился к муравью? С какой стороны пришла мокрая бабочка? Кто пришел после бабочки? Что сказал насекомым воробей? Кто попросился спрятаться от лисы? Спряталась ли от дождя лиса? В какую сторону убежала лиса? С какой стороны от воробья находится бабочка? О чем задумался муравей после дождя? Почему смеялась лягушка? 3. Предложить детям зарисовать сказку на листе бу 4. Пересказ сказки по схеме: 1-й ребенок начинает, 5. Физминутка «Жук». 6. Викторина по русским народным сказкам. сказку. 7. Психогимнастика «Солнце — дождик». 8. Итог занятия. Занятие 9 Тема: «Коврик для куклы». Цель: активизировать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги; развивать зрительное восприятие, пространственное мышление; тренировать зрительное внимание, память, умение понимать эмоциональное состояние людей; активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации взгляда. Материал: кукла, пиктограммы с различными эмоциональными состояниями героев сказок, листы бумаги 20x20, наборы плоскостных геометрических фигур, трафареты с геометрическими фигурами на каждого ребенка, карандаши.
1. Психогимнастика «Зеркало эмоций». 2. Педагог показывает детям куклу Катю, обращает Дети на листе бумаги выкладывают узор, рассказывают, что они сделали. 3. Физминутка «Зарядка». 4. Предложить Кате свои варианты украшения ковров. 5. Раскрашивание фигур по желанию куклы, снача 6. Дети рассказывают о своих ковриках. Кате они 7. Пальминг. 8. Итог занятия. Показ пиктограммы «Кукла до Занятие 10 Тема: «Магазин ковров». Цель: закрепить навыки ориентировки на листе бумаги, на собственном теле; научить активно использовать в речи пространственные термины («в середине», «сверху», «снизу», «слева», «справа»). Развивать пространственное мышление, тактильное восприятие; тренировать зрительное внимание, мелкую моторику. Материал: образцы ковров (см. приложение 10), ковры с различными на ощупь поверхностями (с рельефными рисунками геометрических фигур, с наклеенными на картон искусственным мехом, фланелью и др.), наборы плоскостных конструкторов на каждого ребенка. 1. Игра «Покажи часть тела» (покажи левой ру 2. Педагог рассказывает детям, что кукла Маша при 3. Затем предложить детям, глядя на продающиеся Ковры могут выглядеть, как на рисунке в Приложении 10. 4. Малоподвижная игра «Замри». 5. Игра «Найди ковер на ощупь». 6. Плоскостное конструирование «Коврик». 7. Психогимнастика-релаксация «Заводные игрушки». играющего на барабане, веселого Петрушку и т. д.) превратись. Заводная кукла сломалась — расслабление, затем ее снова отремонтировали — движение. 8. Итог занятия. Занятие 11 Тема: «Полет на Луну». Цель: повышать непроизвольность и точность зрительной ориентировки в микропространстве; развивать зрительное, осязательное восприятие, быстроту мышления, координацию «глаз—рука»; упражнять в ориентировке на собственном теле. Обогащать словарь детей: панель управления, космический корабль,
космодром, тайга. Активизировать зрительные функции фиксации взора, аккомодации. Материал: картон 20x30, геометрические фигуры: синий треугольник, красный круг, оранжевый прямоугольник, голубой овал, зеленый квадрат; звукозапись шума полета ракеты, бумага 20x30 по числу детей, цветные карандаши; карточки с рельефным изображением геометрических фигур. 1. Предложить детям загадку: «Светит, сверкает, всех Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно (расслабление). Подул холодный ветер, вам холодно (напряжение). Опять засверкало солнышко (расслабление). 2. Педагог предлагает детям представить, что сегод 3. Включается звукозапись шумов полета. Выпол 4. Предложить нарисовать картину звездного неба 5. Игра «Найди на ощупь» (рельефные изображе 6. Объяснить детям, что сверху плохо видны пред
7. Проблемная ситуация: приземление, но космод 8. Итог занятия. Занятие 12 Тема: «Письмо от детей из соседнего детского сада "Солнышко"». Цель: научить определять пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета от себя, ориентироваться в пространстве с помощью тактильных ощущений, активизировать зрительно-пространственные навыки ориентировки в окружающем с точкой отсчета от себя; развивать зрительное восприятие, тактильную память; закрепить умение понимать схематичные изображения; активизировать зрительные функции аккомодации, прослеживания, фиксации взора; активизировать словарь детей («ближе, чем...»; «дальше, чем...»; «между»; «справа»; «слева»). Материал: письмо, схемы с изображением человечков, стоящих в разных позах, 4 карточки с различными на ощупь поверхностями. 1. Приходит почтальон Печкин. — Вы узнали нашего гостя? Поздоровайтесь с ним. Печкин спрашивает, что у него в руках (письмо). Скажите это слово ласково. (Письмецо.) Письмо тяжелое или легкое? (Легкое.) А вот посылки бывают тяжелые. — Покажите, как тяжело нести посылку (дети ими — А письмо нести легко (имитируетсярасслабление). 2. Педагог рассказывает детям, что им пришло пись
Они пишут о своей группе, о своих игрушках. Зачитать письмо, в котором сообщается расположение мебели, игрушек и т. д. 3. Предложить составить ответное письмо. Дети де 4. Малоподвижная игра «Стоп». Дети маршируют 5. Игра «Запомни ощущения». Предложить ребенку Затем положить перед ребенком 4 карточки (1 незнакомая поверхность) и предложить найти с закрытыми глазами карточку с поверхностью обоев, которые на стене. Где ты ощущал такую поверхность (справа от меня) и т. д. 6. Упражнение для глаз «Далеко — близко». 7. Итог занятия. Занятие 13 Тема: «Поможем кукле Барби расставить мебель». Цель: закрепить навыки определения расположения предметов с точкой отсчета от себя, нахождения расположения предметов в названных направлениях окружающего пространства с помощью зрения, обоняния; закрепить знания частей своего тела; активизировать зрительные функции: прослеживание, фиксацию взора. Материал: макет кукольной комнаты, игрушечная мебель, панно для игры «Разговор по телефону» (см. Приложение 13), ваза, 2-3 цветка с различными ароматами. 1. Психогимнастика. Изобразить процесс вдыхания 2. Педагог рассказывает детям, что кукла Барби Затем спросить ребенка, где относительно него находятся стол, диван и т. д. 3. Игра «Найди по запаху вазу с цветами». Ребе После каждого аромата небольшое проветривание. 4. Игра «Покажи руками и ногами». Предложить Дети встают друг против друга. Девочки молча показывают мальчикам, как они чистят зубы, машут «до свидания», а мальчики говорят, что и какой рукой они это делают. Затем мальчики показывают, как они забивают мяч в ворота, прогуливают собаку на поводке. Девочки рассказывают, как мальчики это делают. 5. Игра «Разговор по телефону». В одном городе на Предложить детям узнать, кто с кем разговаривает. 6. Упражнение для глаз «Мигалочки». 7. Итог занятия.
Занятие 14 Тема: «Три медведя». Цель: научить располагать и находить предметы в названных направлениях пространства с точкой отсчета от себя, ориентироваться в микропространстве; продолжать учить передвигаться в названном направлении, ориентироваться на звуковые, цветовые сигналы; развивать зрительное, слуховое восприятие, координацию «глаз—рука»; упражнять в схематической зарисовке сказки, использовании пространственных терминов: «за», «перед», «между», «справа», «слева». Материал: фланелеграф с картинками — домик, 3 медведя, минифланелеграфы по числу детей, бумага 20x30, карандаши — на каждого ребенка. 1. Психогимнастика. Предложить вспомнить сказ 2. Напомнить детям сказку Л.Н. Толстого «Три мед 3. Физминутка «Синички». 4. Предложить схематично зарисовать движение
5. Попросить детей встать друг за другом. Провести 6. Игра «Найди, где звенит колокольчик». Ребенок 7. Игра «Найди голубой (оранжевый, розовый) цве 8. Итог занятия. Занятие 15 Тема: «Три медведя». Цель: продолжать учить располагать и находить предметы в названных направлениях пространства, ориентироваться на звуковые, цветовые сигналы; закрепить умение схематично зарисовывать сказку, использовать пространственные предлоги. Материал: фланелеграф с картинками — домик, 3 медведя, ель; минифланелеграфы по числу детей, бумага, карандаши. Занятие проводится аналогично предыдущему, добавляется еще один ориентир — ель. Занятия 16-17 Тема: «Игры Буратино (Незнайки)». Цель: научить передвижению в заданном направлении; понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями, контролировать свои действия с помощью зрения и слуха; закрепить понятия «раньше», «позже»; развивать мышление, память, зрительное восприятие, речь; стимулировать зрительно-двигательную активность детей. Материал: игрушка Буратино (Незнайка), флажок, наборы «Колумбово яйцо» по количеству детей, картинки для игры «Что было раньше — что потом».
1. Противоположные движения. Дети становятся в 2. Расказать детям, что с ними хочет поиграть Бура- Ребенку предлагают встать у стола (это исходная точка). Предложить пройти 5 шагов вперед, остановиться, затем сделать 2 шага вправо. При правильном выполнении задания звучит звуковой сигнал или Буратино поднимает флажок. Это задание дается каждому ребенку. Затем дети рассказывают, как они нашли игрушку. 3. Игра «Жмурки» — ориентировка на звуковые сиг 4. Выкладывание из наборов «Колумбово яйцо» пе 5. Упражнение для глаз «Далеко — близко». Дети Упражнение выполняется 4-5 раз. 6. Игра с Буратино (с Незнайкой): «Что было рань- 7. Итог занятия. Занятие 18 Тема: «Поиграем с Матрешкой». Цель: научить ориентироваться в групповой комнате, понимать и обозначать направления движения со- ответствующими пространственными терминами («вправо», «влево», «вперед», «назад»); развивать зрительно-двигательную ориентировку, быстроту и точность тактильных ощущений, память, мышление; совершенствовать зрительно-моторную координацию. Материал: матрешка, разноцветные шары-бусы, кубик, пакеты с игрушками по числу детей, игра «Четвертый лишний», наборы плоскостных конструкторов. 1. Психогимнастика «Зеваки». Дети идут по кругу, 2. Предложить детям отправиться в гости к Мат Дать задания: встать перед кубиком, пройти 6 шагов вправо, 3 — прямо, 2 шага влево. Каждый ребенок выполняет задания по ориентировке в заданном направлении и находит подарок, затем на ощупь узнает игрушку. 3. Физминутка «Бусы рассыпались». У Матрешки 4. Предложить встать перед Матрешкой. Спросить,
5. Игра «Четвертый лишний». 6. Плоскостное конструирование «Коврик для Мат 7. Итог занятия. Занятие 19-20 Тема: «Путешествие по детскому саду» (из группы, из кабинета тифлопедагога). Цель: научить ориентировке в здании детского сада, развивать зрительно-двигательную ориентировку в пространстве, понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями, определять помещения по характерным за
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.135 (0.021 с.) |