Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспекты занятий по развитию

Поиск

Ориентировки в пространстве для детей старшей группы детского сада

(3-й год обучения)

Занятие 1

Тема: «Мальчики и девочки. Какие мы?»

Цель: формировать у детей представления о собствен­ном теле с помощью зрения, тактильных и проприо-цептивных ощущений, правильно называть части тела, соотносить их с частями тела других детей, видеть при­знаки сходства и различия и выражать это в речи, ак­тивизируя слова «выше», «ниже», «впереди», «сзади».

Воспитывать дружеские отношения между мальчи­ками и девочками.

Материал: наборы карточек со схематическим изоб­ражением людей в разных позах, листы бумаги на каж­дого ребенка, карандаши.

1. Игра «Зеркало». Дети встают парами, лицом друг
к другу. Дети-«зеркало» выполняют произвольные дви­
жения, которые их «отражения» повторяют. Затем роли
меняются.

2. Педагог предлагает детям внимательно посмот­
реть друг на друга. Спросить, все ли они одинаковые?
(Цвет глаз, волос.) Все ли они одинакового роста? (Пред­
ложить помериться ростом.)Чем отличаются мальчики
и девочки? (У девочек бывают длинные волосы, носят
платья, когда вырастут будут тетями, а мальчики —
дядями.) Но раз мы такие разные, то почему нас всех
называют словом «люди»? Что у нас, людей, общего?

Дети становятся перед зеркалом. Внимательно смот­рят на себя и друг на друга. С помощью движения,


прощупывания (на уровне тактильных и проприоцеп-тивных ощущений) находят части тела.

У всех есть голова. На чем «сидит» голова? На шее. В некоторых сказках царь, отдавая приказ доброму молодцу, грозил: «А не сделаешь: мой меч — твоя го­лова с плеч!»

Что находится ниже шеи? (Плечи.)

От плеч — две руки, правая (показать) и левая. Де­тям предлагается рассмотреть руки. Нижняя часть (по­казать) называется кистью руки. (Спросить у детей, по­чему ее так назвали.)

С одной стороны кисти — ладонь. Каждый палец имеет свое название (назвать пальцы, сравнить их по величине).

Детей просят показать, где туловище. Что находит­ся на туловище впереди? (Грудь, живот.) А сзади? (Спи­на.) В самом низу — ноги. Нижняя часть ноги (пока­зать) называется ступней. Почему? (От слова «ступать».)

3. Физминутка. Игра «Стоп» (1-й вариант). Дети
под музыку двигаются. С остановкой музыки или по сиг­
налу «Стоп» дети должны принять позу человека, схема­
тически изображенного на карточке, поднятой педагогом.

4. Составление из разрезных картинок изображений
Буратино и Мальвины.

5. Игра «Стоп» (2-й вариант). По сигналу нужную
позу принимают или только мальчики (если показыва­
ется рисунок мальчика), девочки при этом садятся на
корточки, или только девочки.

6. Игра «Найди на ощупь названную часть тела».
Дети должны встать парами и с закрытыми глазами
найти друг у друга названные педагогом части тела,
объяснить, где они находятся, используя в речи слова
«выше», «ниже», «впереди», «сзади».

7. Итог занятия.


 




Занятие 2

Тема: «Наше лицо».

Цель: формировать представления детей о частях лица, их взаиморасположении через понятия «выше, чем», «ниже, чем», предлоги «над», «под», «между»; развивать способности определения эмоционального со­стояния людей по схематическим изображениям; за­крепить знания о взаиморасположении частей тела; активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации.

Воспитывать уважительное, мботливое отношение друг к другу.

Материал: карточки с изображением нескольких лиц в различном эмоциональном состоянии, карточки с изоб­ражением людей в разных позах и в различном эмоци­ональном состоянии, листы бумаги с нарисованным кругом (на каждого ребенка), карандаши.

1. Интеллектуальная гимнастика:

— Сколько солнышек на небе?

— Сколько колес у машины?

— Сколько у тебя рук? и т. п.

2. Детям предлагается сесть перед зеркалом, посмот­
реть на себя и друг на друга и ответить на вопросы.

Что находится у нас с вами на самом верху? (Голо­ва.) Что мы видим на ней впереди? (Лицо.) Что нахо­дится сзади головы? (Затылок.) Справа (слева)? (Уши.) Что у нас в верхней части лица? (Лоб.) Ниже лба? (Бро­ви.) Что находится под бровями? (Глаза.) Между гла­зами? (Нос.) Нос находится ниже, чем рот, или выше, чем рот? Что находится под носом? (Рот.) Ниже рта? (Подбородок.)

3. Физминутка «Линии».

4. Педагог предлагает детям листы бумаги с нарисо­
ванным кругом. Задание: дорисовать лицо. Детей спра-


шивают, где они нарисовали рот — выше, чем нос, или ниже? Подбородок выше, чем нос? И т. д.

5. Какое выражение лица получилось у нарисован­
ного человечка? А у человечка соседа? Почему ребенок
думает думаешь, что его человечек веселый? (Можно
догадаться по глазам, бровям, губам.)

Игра «Зеркало эмоций». Предложить детям показать эмоциональное состояние, изображенное на рисунке, объясняя его.

6. Игра «Стоп». В этой игре необходимо следить не
только за позой человечка, но и за выражением его
лица. Поза нарисованного человечка и выражение его
лица должны быть адекватны.

7. Итог занятия.

Занятие 3

Тема: «Наши друзья — роботы».

Цель: формировать у детей понятия «правая сторона», «левая сторона», упражнять в анализе взаиморасположе­ния частей тела и лица через представления «выше, чем», «ниже, чем», предлоги «над», «под», «между»; разви­вать пространственное мышление; активизировать зри­тельные функции прослеживания, аккомодации.

Материал: шкатулка с браслетиками на каждого ребенка, игрушка — заводной робот, наборы геометри­ческих фигур на каждого ребенка, образцы роботов.

1. Упражнение «Заводные роботы». Предложить де­
тям понаблюдать за движениями заводного робота, по­
вторить их, представив себя роботами.

2. Педагог рассказывает детям, что к ним приходил
робот, принес с собой шкатулку. Что же в ней? Откры­
ваем... А там лежат браслетики и листок бумаги, на
котором написано: «Надеть браслетики на левую руку.
Это поможет вам на занятии».


 





«30

Рис. 3.1


Предложить детям показать правую, левую руки, затем подойти к шкатулке, взять правой рукой брасле­тик и надеть его на левую руку.

3. Физминутка «Наши руки». Детям предлагается
рассказать стихотворение и выполнить соответствую­
щие движения:

Две сестры — две руки Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки И друг друга моют.

4. Детям предлагается встать, поднять левую руку.
Пояснить, что левая сторона тела та, где левая рука
(левые глаз, ухо, сторона туловища, нога). Соответствен­
но другая сторона — правая.

Предложить детям погладить правую сторону лица и тела левой рукой и левую — правой. Объяснить, что предметы, которые дети видят со стороны правой руки, находятся справа от них, со стороны левой — слева. Чтобы закрепить понятия «справа» и «слева», педагог предлагает детям назвать предметы, находящиеся спра­ва и слева от них.

5. Упражнение «Роботы рассыпались» (рис. 3.1).
Рассказать детям, что произошла авария и роботы рас­
сыпались на части. Как можно помочь роботам? На
какие части рассыпались роботы?


 





Рис. 3.2


Рис. 3.3



6. Физминутка «Танец с роботом».

7. Плоскостное конструирование: выкладывание ро­
ботов из геометрических фигур по данному образцу
(рис. 3.2, 3.3).

8. Итог занятия. Как помогли детям подарки робо­
та — браслетики?

Занятие 4

Тема: «Наше тело».

Цель: научить детей соотносить стороны тела и пар­ных органов с правой и левой рукой; показать, что нельзя описать словами «выше», «ниже», «над», «под» расположение частей тела, если оно находится в гори­зонтальном положении; развивать пространственное мышление, активизировать в речи пространственные термины: «выше», «ниже», «над», «под».

Воспитывать уважительное отношение к себе и друг к другу.

Материал: значки с сердечками на каждого ребен­ка, картинки с изображением рентгенкабинета, сним­ка рентгенолога; наборы «Колумбово яйцо» — на каж­дого ребенка.

1. Дети стоят около стульчиков. Сядет тот, кто отве­
тит на вопрос, используя слова «выше, чем», «ниже,
чем». Где у нас находится рот (глаза, плечи, руки, ноги)?

2. Спросить, чего у нас по два? Дети называют. Де­
лаем вывод, что правый глаз находится со стороны пра­
вой руки и т. д.

3. Игра «Рентгенкабинет». Педагог предлагает де­
тям представить, что они пришли в рентгенкабинет.
Здесь работает врач-рентгенолог. В кабинете стоит боль­
шой аппарат с экраном (показать картинку). Врач про­
сит больного раздеться до пояса и встать позади этого
экрана. На экране появится то, что находится внутри


нас. Давайте вместе с врачом посмотрим на экран (по­каз картинки). Оказывается, и внутри нас есть парные органы (легкие, почки). Где находится правое (левое) легкое? Правая (левая) почка? (Со стороны правой (ле­вой) руки.) А сколько у нас сердец? (Одно.)

Предложить детям встать и найти у себя сердце и легкие. С какой стороны находится сердце? Приколоть значки с сердечками на левую сторону груди.

Предложить правую руку приложить к левой груди, послушать, как стучит сердце. Затем обе руки прило­жить к груди, сделать глубокий вдох. Чувствуете, как надулись ваши легкие? Покажите правое (левое) лег­кое. Легкие и сердце находятся выше или ниже живо­та? Где находятся почки?

Переходя к физминутке, педагог говорит, что врач советует детям заниматься спортом, чтобы быть здоро­выми и веселыми.

4. Физминутка «Зарядка».

5. Предложить одному из детей лечь на коврик на
пол, потрогать у себя лоб, глаза, плечи, живот, ноги.
Можно ли в положении лежа сказать, что, например,
плечи выше живота и т. д.? (Нет.) Они находятся на
одном уровне. Затем ложатся все дети и делается вы­
вод, что словами «выше», «ниже», «над», под» распо­
ложение частей тела лежащего человека описать нельзя.
Так мы говорим, когда человек стоит.

6. Выкладывание клоуна из деталей «Колумбово
яйцо».

7. Итог занятия.

Занятие 5

Тема: «Поможем Незнайке».

Цель: закрепить представления детей о простран­ственном расположении частей лица, тела с помощью


 




зрения, тактильных ощущений. Упражнять в опреде­лении правой и левой руки, местоположении предме­тов «от себя»; развивать пространственное мышление, совершенствовать зрительно-моторную координацию; формировать понимание различий между понятиями выше — над, ниже — под. Активизировать в речи про­странственные термины: «впереди», «сзади», «справа», «слева», «выше», «над», «ниже», «под».

Воспитывать у детей сопереживание, желание по­могать друг другу.

Материал: карточки с изображением различного эмо­ционального состояния людей, карточки с изображением человека в различных позах, разрезные картинки с изоб­ражением мальчиков и девочек на каждого ребенка.

1. «Выполни задание и сядь на стульчик». Поднять
правую руку, левой рукой потрогать правое ухо и т. п.

2. Загадать загадки, объяснить, по каким призна­
кам догадались, о чем идет речь.

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги).

У двух матерей по пять сыновей — одно имя всем (руки и пальцы).

Два соседа — непоседы, днем — на работе, ночью — на отдыхе (глаза).

Между двух светил я в середине один (нос).

Всегда во рту, а не проглотишь (язык).

Один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, гла­за, уши).

3. Игра «Угадай на ощупь». Детям предлагаются
карточки с изображением лиц с различным эмоциональ­
ным состоянием (брови, глаза, нос, губы наклеены из
бархатной бумаги). Задание: с закрытыми глазами оп­
ределить настроение человека.

4. Малоподвижная игра «Стоп».


 

5. Игра «Собери разрезную картинку» (изображения
мальчика и девочки).

6. Игра с Незнайкой: «Назови где?» (впереди, сза­
ди, справа, слева, выше, над тобой, ниже, под тобой).

7. Итог занятия.

Занятие 6

Тема: «Пляшущие человечки».

Цель: совершенствовать представления о схематич­ном, условном изображении человека, игрушек и пред­метов (используя четкие контурные изображения); учить соотношению игрушек и натуральных предме­тов с их условными изображениями и пространствен­ным расположением; упражнять в различении цвета и размера предметов; развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаз.

Материал: листы бумаги с нарисованными в 5-7 ря­дов схематичными человечками (см. Приложение 6.1), чистые листы бумаги, простые карандаши по числу де­тей; панно для игры «Муравьи» (см. Приложение 6.2), 2 зеленых квадрата разной величины, 2 красных тре­угольника разной величины.

1. Изобразите свернувшегося в клубок ежа, хитрую
лису, длинноногого журавля, лягушку-попрыгушку,
бодливого козленка, пляшущего мальчика. Сделать
вывод, что по позе животного, человека можно узнать
его настроение, его действия.

2. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Пля­
шущие человечки». Детям даются схематично нарисо­
ванные в несколько рядов человечки. Предложить рас­
смотреть ряды и отметить карандашом только тех че­
ловечков, которые стоят смирно.

3. Кукла Катя приглашает детей на пляску. Снача­
ла кукла показывает движения, затем пляшут все дети.
Предложить начать движение с правой ноги.


 




4. Предложить детям нарисовать самостоятельно
пляшущего человечка, у которого ножки вместе, руки
подняты вверх; человечка, у которого руки в стороны,
ноги вместе и т. д.

5. Игра «Покажи и расскажи» — местоположение
частей тела и лица.

6. Рассказать детям, что схематично можно изобра­
жать животных, насекомых, различные предметы.
Предложить самостоятельно изобразить зайчонка, миш­
ку, мышку, жука, книгу и т. д. Соотнести их с настоя­
щими игрушками и предметами.

7. Игра «Муравьи». Взять большой и маленький зе­
леные квадраты и красные треугольники и поместить
их около муравьев, сказав, что большой зеленый квад­
рат — большой черный муравей (1), большой красный
треугольник — большой красный муравей (2), малень­
кий зеленый квадрат — маленький черный муравей (3),
маленький красный треугольник — маленький крас­
ный муравей (4). Следует добиться, чтобы ребенок это
понял. Показывая названные фигуры, он должен опре­
делить соответствующих муравьев.

Игру начать с рассказа: «В одном лесу жили-были красные и черные, большие и маленькие муравьи. Чер­ные муравьи могли ходить только по черным дорож­кам, а красные — только по красным. Большие мура­вьи ходили только через большие ворота, а маленькие — только через маленькие. И вот встретились муравьиш­ки у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где живет каждый муравей, и покажи ему дорогу».

8. Итог занятия.

Занятие 7

Тема: «Наш утренник».

Цель: научить схематичному изображению неболь­ших рассказов из личного опыта, сформировать поня-


тия «до» и «после». Упражнять в определении распо­ложения объектов: выше — над, ниже — под, ближе — дальше, ориентировке в пространстве на звуковой сиг­нал. Развивать память, мышление, связную речь, зри­тельно-двигательную координацию, слуховое внимание. Активизировать зрительные функции аккомодации, фиксации взора.

Материал: пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний детей; бумага 20x30 см, про­стые карандаши по числу детей, колокольчик.

1. Психогимнастика «Зеркало эмоций». Детям по­
казываются пиктограммы, символизирующие эмоцио­
нальное состояние изображенных персонажей. Выпол­
нение мимических упражнений.

2. Педагог предлагает детям вспомнить, как они ве­
селились на празднике Осени. Предложить записать
свой рассказ, но не буквами, а с помощью картинок.
Детей и предметы необходимо изображать схематично.

Затем дети сами зарисовывают рассказ. Его после­довательность изображается в квадратах-рамках.

3. Рассказывание по схемам, используя понятия
«до», «после».

4. Физминутка «Танцуем на празднике». Движе­
ния начинают с правой ноги.

5. Игровое упражнение «Ближедальше, выше
над, нижепод».

6. Игра «Найди, где звенит колокольчик». Ребенок
идет на звук и называет направление движения.

7. Итог занятия.

Занятие 8

Тема: «Запишем сказку».

Цель: научить схематичному изображению небольших художественных произведений, словесно обозначать


 





пространственное расположение героев (справа, слева, под грибом, из-за куста, за зайцем и т. д.). Формировать понятия «раньше», «позже», закрепить понятия «до» и «после». Развивать зрительное восприятие, внимание, память. Совершенствовать зрительно-моторную коорди­нацию: развивать сопряженные движения глаза и руки. Активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации взора.

Материал: иллюстрированная сказка В. Сутеева «Под грибом», бумага, простые карандаши, картинки с изоб­ражением режимных моментов.

1. Игра «Выложи картинки по порядку». На набор­
ном полотне хаотически расположены картинки с изоб­
ражением режимных моментов. Предложить детям
расставить их по порядку. Спросить, что мы делаем
раньше: умываемся или завтракаем, гуляем или одева­
емся и т. п.

Затем предложить детям выложить картинки по порядку.

2. Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». Предло­
жить детям зарисовать ее схематически.

Рис.8.1

Беседа по содержанию сказки с рассматриванием иллюстраций к ней. Куда спрятался муравей от дож­дя? С какой стороны от гриба находится муравей? Кто


попросился к муравью? С какой стороны пришла мок­рая бабочка? Кто пришел после бабочки? Что сказал насекомым воробей? Кто попросился спрятаться от лисы? Спряталась ли от дождя лиса? В какую сторону убежала лиса? С какой стороны от воробья находится бабочка? О чем задумался муравей после дождя? Поче­му смеялась лягушка?

3. Предложить детям зарисовать сказку на листе бу­
маги: слева квадратик с грибом в середине, а затем са­
мостоятельно схематично зарисовать сказку (см. При­
ложение).

4. Пересказ сказки по схеме: 1-й ребенок начинает,
другие дополняют.

5. Физминутка «Жук».

6. Викторина по русским народным сказкам.
Зачитываются отрывки из сказок, дети называют

сказку.

7. Психогимнастика «Солнцедождик».

8. Итог занятия.

Занятие 9

Тема: «Коврик для куклы».

Цель: активизировать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги; развивать зри­тельное восприятие, пространственное мышление; тренировать зрительное внимание, память, умение по­нимать эмоциональное состояние людей; активизи­ровать зрительные функции прослеживания, фикса­ции взгляда.

Материал: кукла, пиктограммы с различными эмо­циональными состояниями героев сказок, листы бума­ги 20x20, наборы плоскостных геометрических фигур, трафареты с геометрическими фигурами на каждого ребенка, карандаши.


 




1. Психогимнастика «Зеркало эмоций».

2. Педагог показывает детям куклу Катю, обращает
внимание на ее эмоциональное состояние (она печаль­
ная). У нее испортился любимый коврик: узоры почти
не видны. Она просит детей помочь ей украсить ков­
рик геометрическими фигурами. Кукла объясняет, ка­
кой коврик она хотела бы получить: в середине — боль­
шой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника,
слева 3 овала, справа 3 прямоугольника.

Дети на листе бумаги выкладывают узор, рассказы­вают, что они сделали.

3. Физминутка «Зарядка».

4. Предложить Кате свои варианты украшения ковров.
С помощью трафаретов рисуют геометрические узоры.

5. Раскрашивание фигур по желанию куклы, снача­
ла выслушав и запомнив, какого цвета какие фигуры
должны быть (например, все круги — желтые и т. д.).

6. Дети рассказывают о своих ковриках. Кате они
понравились, она просит подарить их ее подружкам.

7. Пальминг.

8. Итог занятия. Показ пиктограммы «Кукла до­
вольна».

Занятие 10

Тема: «Магазин ковров».

Цель: закрепить навыки ориентировки на листе бу­маги, на собственном теле; научить активно использо­вать в речи пространственные термины («в середине», «сверху», «снизу», «слева», «справа»). Развивать про­странственное мышление, тактильное восприятие; тре­нировать зрительное внимание, мелкую моторику.

Материал: образцы ковров (см. приложение 10), ков­ры с различными на ощупь поверхностями (с рельефны­ми рисунками геометрических фигур, с наклеенными


на картон искусственным мехом, фланелью и др.), набо­ры плоскостных конструкторов на каждого ребенка.

1. Игра «Покажи часть тела» (покажи левой ру­
кой правое плечо, правой рукой правое ухо и т. п.)

2. Педагог рассказывает детям, что кукла Маша при­
шла в магазин ковров. Ковры будут продаваться, а ре­
бенок должен выбрать и купить для куклы тот, какой
она попросит. Кукла дает описание ковра.

3. Затем предложить детям, глядя на продающиеся
ковры, объяснить кукле, какой им нравится больше
всего (надо добиваться последовательного описания и
правильного употребления слов: в середине, сверху,
снизу, слева, справа).

Ковры могут выглядеть, как на рисунке в Приложе­нии 10.

4. Малоподвижная игра «Замри».

5. Игра «Найди ковер на ощупь».

6. Плоскостное конструирование «Коврик».

7. Психогимнастика-релаксация «Заводные игрушки».
— Вокруг себя повернись, в куклу Машу (зайку,

играющего на барабане, веселого Петрушку и т. д.) пре­вратись.

Заводная кукла сломалась — расслабление, затем ее снова отремонтировали — движение.

8. Итог занятия.

Занятие 11

Тема: «Полет на Луну».

Цель: повышать непроизвольность и точность зри­тельной ориентировки в микропространстве; разви­вать зрительное, осязательное восприятие, быстроту мышления, координацию «глаз—рука»; упражнять в ориентировке на собственном теле. Обогащать сло­варь детей: панель управления, космический корабль,


 




космодром, тайга. Активизировать зрительные функ­ции фиксации взора, аккомодации.

Материал: картон 20x30, геометрические фигуры: синий треугольник, красный круг, оранжевый прямо­угольник, голубой овал, зеленый квадрат; звукозапись шума полета ракеты, бумага 20x30 по числу детей, цветные карандаши; карточки с рельефным изображе­нием геометрических фигур.

1. Предложить детям загадку: «Светит, сверкает, всех
согревает» (солнце).

Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно (расслабление).

Подул холодный ветер, вам холодно (напряжение). Опять засверкало солнышко (расслабление).

2. Педагог предлагает детям представить, что сегод­
ня они отправляются в полет на Луну в космическом
корабле. В космическом корабле должна быть панель
управления. Чтобы отправиться в полет, детям пред­
лагается выложить ее кнопки из геометрических фи­
гур (в середине — треугольник, в правом верхнем
углу — круг и т. д.)

3. Включается звукозапись шумов полета. Выпол­
нение гимнастики для глаз «Далеко—близко». Сделать
разминку — показать правой рукой левую ногу, левой
рукой левый глаз и т. п. Сказать и показать, где нахо­
дится сердце, легкие.

4. Предложить нарисовать картину звездного неба
на листе бумаги (красная звезда — в середине, три
желтые — сверху, 4 синие — снизу, 2 зеленые — сле­
ва, 2 голубые — справа).

5. Игра «Найди на ощупь» (рельефные изображе­
ния геометрических фигур на листах бумаги).

6. Объяснить детям, что сверху плохо видны пред­
меты. Игра «Назови предмет по его части».


 

7. Проблемная ситуация: приземление, но космод­
ром не принимает из-за грозы, поэтому корабль при­
земляется в сибирской тайге. Что нужно делать? (Воз­
вращение домой на вертолете.)

8. Итог занятия.

Занятие 12

Тема: «Письмо от детей из соседнего детского сада "Солнышко"».

Цель: научить определять пространственное располо­жение игрушек, окружающих предметов с точкой от­счета от себя, ориентироваться в пространстве с помо­щью тактильных ощущений, активизировать зритель­но-пространственные навыки ориентировки в окружаю­щем с точкой отсчета от себя; развивать зрительное вос­приятие, тактильную память; закрепить умение пони­мать схематичные изображения; активизировать зритель­ные функции аккомодации, прослеживания, фиксации взора; активизировать словарь детей («ближе, чем...»; «дальше, чем...»; «между»; «справа»; «слева»).

Материал: письмо, схемы с изображением человеч­ков, стоящих в разных позах, 4 карточки с различны­ми на ощупь поверхностями.

1. Приходит почтальон Печкин.

— Вы узнали нашего гостя? Поздоровайтесь с ним.

Печкин спрашивает, что у него в руках (письмо). Ска­жите это слово ласково. (Письмецо.) Письмо тяжелое или легкое? (Легкое.) А вот посылки бывают тяжелые.

— Покажите, как тяжело нести посылку (дети ими­
тируют напряжение).

— А письмо нести легко (имитируетсярасслабление).
Почтальон Печкин вручает письмо.

2. Педагог рассказывает детям, что им пришло пись­
мо из соседнего детского сада, от детей старшей группы.


 




Они пишут о своей группе, о своих игрушках. Зачи­тать письмо, в котором сообщается расположение ме­бели, игрушек и т. д.

3. Предложить составить ответное письмо. Дети де­
лают описание группы с точкой отсчета от себя. Исход­
ная точка — у доски (у двери, у окна и т. д.)

4. Малоподвижная игра «Стоп». Дети маршируют
или бегут на месте. На сигнал — стоп! — выполняют
движение, схематически изображаемое на карточке.

5. Игра «Запомни ощущения». Предложить ребенку
посмотреть, что находится справа от него (стена). По­
дойти, потрогать ее, запомнить ощущение. Что слева
(шкаф). Также запомнить ощущение. Впереди — плю­
шевый мишка.

Затем положить перед ребенком 4 карточки (1 не­знакомая поверхность) и предложить найти с закры­тыми глазами карточку с поверхностью обоев, которые на стене. Где ты ощущал такую поверхность (справа от меня) и т. д.

6. Упражнение для глаз «Далекоблизко».

7. Итог занятия.

Занятие 13

Тема: «Поможем кукле Барби расставить мебель».

Цель: закрепить навыки определения расположения предметов с точкой отсчета от себя, нахождения распо­ложения предметов в названных направлениях окружа­ющего пространства с помощью зрения, обоняния; за­крепить знания частей своего тела; активизировать зри­тельные функции: прослеживание, фиксацию взора.

Материал: макет кукольной комнаты, игрушечная мебель, панно для игры «Разговор по телефону» (см. Приложение 13), ваза, 2-3 цветка с различными аро­матами.


1. Психогимнастика. Изобразить процесс вдыхания
аромата цветов, духов, затем — запаха испортившихся
продуктов и снова — аромата цветов.

2. Педагог рассказывает детям, что кукла Барби
купила новую мебель. Она просит помочь ей расста­
вить мебель в комнате. Кукла говорит ребенку, что
куда поставить (с точкой отсчета от него): «Поставь
стол слева от себя». Исходная точка— у двери, за­
тем — у окна.

Затем спросить ребенка, где относительно него на­ходятся стол, диван и т. д.

3. Игра «Найди по запаху вазу с цветами». Ребе­
нок с закрытыми глазами по запаху должен опреде­
лить местоположение вазы с цветком (справа, слева,
сзади, впереди).

После каждого аромата небольшое проветривание.

4. Игра «Покажи руками и ногами». Предложить
показать кукле, как (с помощью частей тела) можно
разговаривать.

Дети встают друг против друга. Девочки молча по­казывают мальчикам, как они чистят зубы, машут «до свидания», а мальчики говорят, что и какой рукой они это делают. Затем мальчики показывают, как они за­бивают мяч в ворота, прогуливают собаку на поводке. Девочки рассказывают, как мальчики это делают.

5. Игра «Разговор по телефону». В одном городе на
одной площадке стояли два больших дома. В одном доме
жили кот, пес, пчела и волк. В другом доме жили лиса,
заяц, сова и мышка-норушка. Однажды вечером кот,
пес, пчела и волк решили позвонить своим соседям.
Угадайте, кто кому звонил?

Предложить детям узнать, кто с кем разговаривает.

6. Упражнение для глаз «Мигалочки».

7. Итог занятия.


 




Занятие 14

Тема: «Три медведя».

Цель: научить располагать и находить предметы в названных направлениях пространства с точкой отсче­та от себя, ориентироваться в микропространстве; про­должать учить передвигаться в названном направле­нии, ориентироваться на звуковые, цветовые сигналы; развивать зрительное, слуховое восприятие, координа­цию «глаз—рука»; упражнять в схематической зари­совке сказки, использовании пространственных терми­нов: «за», «перед», «между», «справа», «слева».

Материал: фланелеграф с картинками — домик, 3 медведя, минифланелеграфы по числу детей, бумага 20x30, карандаши — на каждого ребенка.

1. Психогимнастика. Предложить вспомнить сказ­
ку «Три медведя». Изобразить сердитого медведя. По­
казать, как испугалась Машенька, увидев Мишутку.
Показать, как обрадовались возвращению Машеньки
ее родители.

2. Напомнить детям сказку Л.Н. Толстого «Три мед­
ведя» (точный текст до того места, где медведи воз­
вращаются домой). Затем на своем фланелеграфе с ле­
вой стороны тифлопедагог располагает домик и гово­
рит: «Первый идет Михаил Иванович, за ним Настасья
Петровна, за ней Мишутка». Предложить детям сде­
лать то же самое на своих минифланелеграфах. Спро­
сить, кто идет за Михаилом Ивановичем, перед Ми-
шуткой. Затем предложить поставить домик справа от
себя. Задание аналогично первому.

3. Физминутка «Синички».

4. Предложить схематично зарисовать движение
медведей. Спросить, за кем идет Настасья Петровна,
Мишутка.


 

5. Попросить детей встать друг за другом. Провести
опрос следующего типа: «Саша, скажи, за кем ты сто­
ишь, а кто стоит за тобой?»

6. Игра «Найди, где звенит колокольчик». Ребенок
идет на звук и называет направление движения.

7. Игра «Найди голубой (оранжевый, розовый) цве­
ток и расскажи, где он от тебя».

8. Итог занятия.

Занятие 15

Тема: «Три медведя».

Цель: продолжать учить располагать и находить предметы в названных направлениях пространства, ориентироваться на звуковые, цветовые сигналы; за­крепить умение схематично зарисовывать сказку, ис­пользовать пространственные предлоги.

Материал: фланелеграф с картинками — домик, 3 медведя, ель; минифланелеграфы по числу детей, бу­мага, карандаши.

Занятие проводится аналогично предыдущему, до­бавляется еще один ориентир — ель.

Занятия 16-17

Тема: «Игры Буратино (Незнайки)».

Цель: научить передвижению в заданном направле­нии; понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями, контроли­ровать свои действия с помощью зрения и слуха; за­крепить понятия «раньше», «позже»; развивать мыш­ление, память, зрительное восприятие, речь; стимули­ровать зрительно-двигательную активность детей.

Материал: игрушка Буратино (Незнайка), флажок, наборы «Колумбово яйцо» по количеству детей, кар­тинки для игры «Что было раньше — что потом».


 




1. Противоположные движения. Дети становятся в
две шеренги друг против друга. Под музыку вторая ше­
ренга выполняет движения, противоположные движе­
ниям первой шеренги: если первая приседает, то вто­
рая подпрыгивает и т. д.

2. Расказать детям, что с ними хочет поиграть Бура-
тино. Он спрятал игрушки. Их можно найти, если пра­
вильно выполнить указания.

Ребенку предлагают встать у стола (это исходная точ­ка). Предложить пройти 5 шагов вперед, остановиться, затем сделать 2 шага вправо. При правильном выпол­нении задания звучит звуковой сигнал или Буратино поднимает флажок.

Это задание дается каждому ребенку. Затем дети рассказывают, как они нашли игрушку.

3. Игра «Жмурки» — ориентировка на звуковые сиг­
налы.

4. Выкладывание из наборов «Колумбово яйцо» пе­
тушка, лошадки и т. д.

5. Упражнение для глаз «Далекоблизко». Дети
подходят к окну. Им предлагается посмотреть вдаль
(далее 5 м) на окна соседнего дома, дерево и т. д. — 5-
6 с, затем на красную точку на окне.

Упражнение выполняется 4-5 раз.

6. Игра с Буратино (с Незнайкой): «Что было рань-
иге
что потом». Предложить картинки, например,
с изображением дождя, лужи, тучи. Рассказать, что
было раньше, что позже.

7. Итог занятия.

Занятие 18

Тема: «Поиграем с Матрешкой». Цель: научить ориентироваться в групповой комна­те, понимать и обозначать направления движения со-


ответствующими пространственными терминами («впра­во», «влево», «вперед», «назад»); развивать зрительно-двигательную ориентировку, быстроту и точность так­тильных ощущений, память, мышление; совершенство­вать зрительно-моторную координацию.

Материал: матрешка, разноцветные шары-бусы, кубик, пакеты с игрушками по числу детей, игра «Чет­вертый лишний», наборы плоскостных конструкторов.

1. Психогимнастика «Зеваки». Дети идут по кругу,
держась за руки. По сигналу (звонку колокольчика или
поднятию флажка) останавливаются, хлопают в ладо­
ши, разворачиваются по кругу и продолжают движе­
ние. Направление меняется после каждого сигнала.

2. Предложить детям отправиться в гости к Мат­
решке. Матрешка приготовила подарки своим 4 или 5
(по количеству детей) дочкам. Она положила их в кра­
сивые пакетики и... потеряла. Предложить детям най­
ти их и, не глядя, на ощупь, узнать игрушку.

Дать задания: встать перед кубиком, пройти 6 шагов вправо, 3 — прямо, 2 шага влево. Каждый ребенок вы­полняет задания по ориентировке в заданном направле­нии и находит подарок, затем на ощупь узнает игрушку.

3. Физминутка «Бусы рассыпались». У Матрешки
рассыпались бусы. Дети под музыку танцуют. Когда
музыка прекращается, дети начинают собирать бусин­
ки. Игра продолжается до тех пор, пока не будут со­
браны все бусинки.

4. Предложить встать перед Матрешкой. Спросить,
в каком направлении ребенок пойдет, чтобы дойти до
стены с картиной, до входной двери, до окна с фиалка­
ми. Дети должны дотронуться до них, запоминая ощу­
щения. Затем рассказать, сколько шагов они прошли,
в каком направлении, чего они коснулись, что почув­
ствовали.


 




5. Игра «Четвертый лишний».

6. Плоскостное конструирование «Коврик для Мат­
решки».

7. Итог занятия.

Занятие 19-20

Тема: «Путешествие по детскому саду» (из группы, из кабинета тифлопедагога).

Цель: научить ориентировке в здании детского сада, развивать зрительно-двигательную ориентировку в про­странстве, понимать и выполнять практические дей­ствия в соответствии со словесными инструкциями, определять помещения по характерным за



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.135 (0.021 с.)