Финансовый механизм как инструмент реализации функций финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый механизм как инструмент реализации функций финансов



Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма. Он включает все формы финансовых отношений, порядок образования, использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовое законодательство

Финансовый механизм:

1) директивный.

2) регулирующий.

Директивный механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых не участвует, но эти отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики, либо одна из сторон этих отношений является сегментом государства.

Директивный механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых участвует государство, налоги, государственный кредит, расходы бюджета и т.д. В этом случае государство подробно разрабатывает всю систему организации финансовых отношений, которые являются обязательными для всех участников.

Регулируемый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающих напрямую интересы государства. Так механизм характерен для внутрихозяйтсвенных финансовых отношений на негосударственных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных выплат. А предприятие самостоятельно разрабатывает фонды, виды денежных фондов, направления их использования.

 

Финансовые ресурсы государства, их источники и формы регулирования

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность целевых фондов денежных средств в стране (находятся в распоряжении населения хозяйственных субъектов). Финансовые ресурсы складываются за счет 3-х источников:

1.средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе (налоговые доходы, доходы от государственных и муниципальных предприятий, внешнеэкономической деятельности государства, эмиссии денег).

2.средства внебюджетных фондов

3.ресурсы, создаваемые и используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты и дивиденды по имеющимся ценным бумагам)

Имеющиеся финансовые ресурсы из перечисленных источников используя для финансирования расходов на макро- и микро уровне. Регулирование финансовых ресурсов происходит в 3-х формах: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйства. При их недостатке используются либо кредиты банка, либо средства, полученные от выпуска от ценных бумаг.

Кредитование – это способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банков, которые представляются на условиях срочности, возвратности, платности.

Государственное финансирование производится в основном на безвозвратной основе за счет бюджета и внебюджетных фондов. Именно таким образом государство целенаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферой отраслями экономики, территориями, отдельными группами и слоями населения.

Все эти формы финансового регулирования применяются одновременно на практике.

 

Содержание и принципы фин политики

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субьектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

· формы финансовых ресурсов;

· методы их формирования;

· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;

· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Принципы: При разработке финансовой политики государства необходимо учитывать определенные принципы финансовой политики. Принципы финансовой политики государства в каждом конкретном случае, в каждом отдельно взятом государстве, в определенный период могут изменяться.

Первый принцип финансовой политики можно сформулировать как постоянное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения.

Вторым принципом финансовой политики государства является мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий. Более точно этот принцип можно сформулировать как поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования финансовых ресурсов на цели социальных гарантий и других видов потребностей граждан.

Третий принцип финансовой политики – влияние с помощью финансовой политики на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий угрожающих здоровью граждан. С одной стороны, государство требует от производственных структур компенсацию затрат на обновление природной среды, а с другой, используя финансовые источники, – закрытие вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.

 

Основные типы фин политики

Классическая политика:Являлась основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

Основные направления:

· невмешательство государства в экономику,

· сохранение свободной конкуренции,

· использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги) должна была создать необходимые поступления средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.

Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

Регулирующая финансовая политика:Получила развитие во многих странах мира с конца 20-х XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.

В ее основу были положены труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей.

Основывалась на необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основной инструмент вмешательства в экономику - государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.

Кардинально изменилась система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

Изменяется система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и социальную область в целом, существенно его ограничила.

Финансовый механизм в этих условиях исходит их необходимости сокращения обьема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.

Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

Планово-директивная финансовая политика:Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.

Основана на государственной собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Ее цель - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответсвии с основными направлениями государственного плана.

Основная задача финансового механизма - создание инструментов при помощи которых производится изьятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изьятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Управление финансами осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми вопроса использования финансового механизма в народном хозяйстве.

Планово-директивная финансовая политика проводилась; практически во всех бывших социалистических странах. С показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.014 с.)