Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки возникновения финансов
Предпосылки возникновения финансов Выделяют следующие предпосылки финансов: Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезанна, и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться. Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей. Исторически возникновение финансов характеризуется: развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений; расширением и усилением функций государства. Возникновение финансов тесно связано с появлением первых денежных средств. У разных народов, на этапе разложения первобытнообщинного строя, деньгами служили товары с повышенной ликвидностью, которые выступали универсальной мерой стоимости для продукции натурального хозяйства и ремесленного производства С последующим развитием торговли, между племенными союзами, происходил процесс накопления денежных ресурсов. В дальнейшем, купля-продажа между собственниками имущества, облагалась налогом, способствующим функционированию бюрократической системы новообразованных держав. Отсюда вытекает закономерность, что изначально финансы формируются благодаря товарно-денежным отношениям между гражданами, а только потом им отводится роль общественного института – финансовая деятельность государства. Итак, финансы - историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. При первобытно-общинном строе не было классов, не было государства. Первое государство возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы – рабовладельцев и рабов. В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода повинностей и сборов, денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами государства были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, портов, водопроводов, оросительных систем и т.д.). Главными доходами были поступления от государственного имущества, военная добыча, дань с покоренных народов, пошлины, натуральные и денежные сборы и повинности. Переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств. С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его монарха. Монарх распоряжался средствами страны как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия: - государственные финансы; - государственный бюджет; - государственный кредит. Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI-XVII вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма. Это позволяло первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены и получать высокие прибыли, которые, в основном, направлялись на расширение производства. Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы». Признаки финансов Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов. Распределительный характер финансовых отношений. Выше мы уже говорили, что финансовые отношения возникают не поводу производства, по поводу распределения ВНП и НД по целевому назначению и субъектам хозяйствования (предприятиям, государству, населению). Финансовые отношениявсегда связаны с формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.Это признак является общим для финансовых отношений любых общественно-экономических формаций, где бы они ни функционировали. Функции финансов Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом. Совершающийся непрерывно кругооборот средств является стадией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с авансирования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежные средства возвращаются на предприятие в течение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произведенного или закупленного товара, выполненных работ, оказанных услуг. Инвестирование означает использование денежных средств на цели капитального характера. Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период выбывают из оборота, а их возвращение на предприятие происходит по частям за счет регулярных отчислений, включаемых в состав затрат. Воспроизводственная функция характеризуется показателями прибыльности и ликвидности активов предприятия. Прибыльность означает, что предприятие получает выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, которая превосходит произведенные затраты. Ликвидность активов (имущества) означает возможность легко их реализовать или превратить в денежную форму. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет качество управления финансовыми ресурсами. Воспроизводственная функция стимулирует накопление финансовых ресурсов. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой, так как государство создает условия для регулирования денежных потоков в экономике при помощи различных механизмов, в том числе налогов и бюджета. Она актуальна для финансов во всем мире. Составной частью воспроизводственной функции финансов является оперативная функция – текущее обеспечение предприятий, организаций, бюджетов и внебюджетных фондов денежными средствами для непрерывного финансирования, т. е. совершения платежей, расчетов и выполнения денежных обязательств. Оперативная функция не оказывает значительного воздействия на долгосрочную стратегию развития финансов. Воспроизводственная функция ставит на передний план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем. Распределительная функция тесно связана с воспроизводственной, так как выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг подлежит распределению и перераспределению. Распределение денежных средств имеет место в процессе предпринимательской деятельности, когда они направляются непосредственно по целевому назначению на покрытие затрат и формирование доходов (убытков). Перераспределение денежных средств это вторичное распределение через централизованные фонды (бюджет, внебюджетные фонды и др.), обеспечивающее направление ресурсов в непроизводственную сферу. Перераспределение возможно благодаря изъятию части прибыли, созданной производительным трудом. Распределительная функция заключается в том, что за счет полученной выручки от реализации и внереализационных доходов (плата за аренду, полученные штрафы, курсовые разницы и др.) обеспечивается выполнение денежных обязательств перед бюджетом, банками и контрагентами. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и анализа затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негативные стороны деятельности хозяйствующих субъектов и принимать на этой основе соответствующие решения. Контроль рублем имеет две формы: 1) контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; 2) контроль за реализацией стратегии финансирования. В первом случае речь идет о системе санкций и поощрений, т. е. о мерах принудительного или, наоборот, стимулирующего характера, во втором – о реализации долгосрочной финансовой политики (основу которой составляет прогноз изменений порядка и условий финансирования и последствий таких изменений) в целях оптимального управления финансовой системой. Контрольная функция финансов претерпела существенные изменения, вызванные трансформацией форм собственности, приватизацией и коммерциализацией, применением новых организационно-правовых форм, установленных Гражданским кодексом РФ, институциональными преобразованиями (законодательными и нормативными правовыми актами, формами и методами государственного регулирования и контроля), формированием рынков капиталов, труда, товаров и услуг, либерализацией цен, внешнеэкономической деятельностью, валютными отношениями и др. Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления: она может быть сориентирована на предприятие как единый объект управления, на его структурные подразделения, на бюджет конкретного уровня, на какой-либо внебюджетный фонд и на отдельно взятое лицо. Контрольная функция финансов связана с воспроизводственной и распределительной функциями. Она может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения денежных средств и воспроизводственных процессов. Контрольная функция проявляется в следующем: выявляется степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства; корректируется несоответствие между доходами и расходами предприятия, бюджета, внебюджетного фонда, домашнего хозяйства. Принципы по самоокупаемости формирование финансовых ресурсов, главным образом, за счет внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и др.), состав которых определяется целями и задачами деятельности организации, сформулированными в ее учредительных документах; использование бюджетных средств, главным образом в виде субсидий, предоставляемых организации на расширение ее деятельности либо получателям услуг, а также в виде бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ; формирование выручки на основе количества предоставленных услуг и цен на них (в театрально-зрелищных организациях — цены билета и количества зрителей, в вузах — количества студентов, обучающихся на платной основе, и стоимости обучения в год, и т.д.); Можно выделить следующие основные направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации:
Финансовые ресурсы некоммерческих организаций используются для реализации основной цели их создания: Þ Расходы по эксплуатации помещений Þ Выплаты арендной платы, з/п Þ Платежи в бюджет и внебюджетный фонд
Предпосылки возникновения финансов Выделяют следующие предпосылки финансов: Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезанна, и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться. Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей. Исторически возникновение финансов характеризуется: развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений; расширением и усилением функций государства. Возникновение финансов тесно связано с появлением первых денежных средств. У разных народов, на этапе разложения первобытнообщинного строя, деньгами служили товары с повышенной ликвидностью, которые выступали универсальной мерой стоимости для продукции натурального хозяйства и ремесленного производства С последующим развитием торговли, между племенными союзами, происходил процесс накопления денежных ресурсов. В дальнейшем, купля-продажа между собственниками имущества, облагалась налогом, способствующим функционированию бюрократической системы новообразованных держав. Отсюда вытекает закономерность, что изначально финансы формируются благодаря товарно-денежным отношениям между гражданами, а только потом им отводится роль общественного института – финансовая деятельность государства. Итак, финансы - историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. При первобытно-общинном строе не было классов, не было государства. Первое государство возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы – рабовладельцев и рабов. В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода повинностей и сборов, денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами государства были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, портов, водопроводов, оросительных систем и т.д.). Главными доходами были поступления от государственного имущества, военная добыча, дань с покоренных народов, пошлины, натуральные и денежные сборы и повинности. Переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств. С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его монарха. Монарх распоряжался средствами страны как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия: - государственные финансы; - государственный бюджет; - государственный кредит. Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI-XVII вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма. Это позволяло первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены и получать высокие прибыли, которые, в основном, направлялись на расширение производства. Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы». Признаки финансов Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов. Распределительный характер финансовых отношений. Выше мы уже говорили, что финансовые отношения возникают не поводу производства, по поводу распределения ВНП и НД по целевому назначению и субъектам хозяйствования (предприятиям, государству, населению). Финансовые отношениявсегда связаны с формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.Это признак является общим для финансовых отношений любых общественно-экономических формаций, где бы они ни функционировали. Функции финансов Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом. Совершающийся непрерывно кругооборот средств является стадией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с авансирования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежные средства возвращаются на предприятие в течение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произведенного или закупленного товара, выполненных работ, оказанных услуг. Инвестирование означает использование денежных средств на цели капитального характера. Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период выбывают из оборота, а их возвращение на предприятие происходит по частям за счет регулярных отчислений, включаемых в состав затрат. Воспроизводственная функция характеризуется показателями прибыльности и ликвидности активов предприятия. Прибыльность означает, что предприятие получает выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, которая превосходит произведенные затраты. Ликвидность активов (имущества) означает возможность легко их реализовать или превратить в денежную форму. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет качество управления финансовыми ресурсами. Воспроизводственная функция стимулирует накопление финансовых ресурсов. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой, так как государство создает условия для регулирования денежных потоков в экономике при помощи различных механизмов, в том числе налогов и бюджета. Она актуальна для финансов во всем мире. Составной частью воспроизводственной функции финансов является оперативная функция – текущее обеспечение предприятий, организаций, бюджетов и внебюджетных фондов денежными средствами для непрерывного финансирования, т. е. совершения платежей, расчетов и выполнения денежных обязательств. Оперативная функция не оказывает значительного воздействия на долгосрочную стратегию развития финансов. Воспроизводственная функция ставит на передний план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем. Распределительная функция тесно связана с воспроизводственной, так как выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг подлежит распределению и перераспределению. Распределение денежных средств имеет место в процессе предпринимательской деятельности, когда они направляются непосредственно по целевому назначению на покрытие затрат и формирование доходов (убытков). Перераспределение денежных средств это вторичное распределение через централизованные фонды (бюджет, внебюджетные фонды и др.), обеспечивающее направление ресурсов в непроизводственную сферу. Перераспределение возможно благодаря изъятию части прибыли, созданной производительным трудом. Распределительная функция заключается в том, что за счет полученной выручки от реализации и внереализационных доходов (плата за аренду, полученные штрафы, курсовые разницы и др.) обеспечивается выполнение денежных обязательств перед бюджетом, банками и контрагентами. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и анализа затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негативные стороны деятельности хозяйствующих субъектов и принимать на этой основе соответствующие решения. Контроль рублем имеет две формы: 1) контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; 2) контроль за реализацией стратегии финансирования. В первом случае речь идет о системе санкций и поощрений, т. е. о мерах принудительного или, наоборот, стимулирующего характера, во втором – о реализации долгосрочной финансовой политики (основу которой составляет прогноз изменений порядка и условий финансирования и последствий таких изменений) в целях оптимального управления финансовой системой. Контрольная функция финансов претерпела существенные изменения, вызванные трансформацией форм собственности, приватизацией и коммерциализацией, применением новых организационно-правовых форм, установленных Гражданским кодексом РФ, институциональными преобразованиями (законодательными и нормативными правовыми актами, формами и методами государственного регулирования и контроля), формированием рынков капиталов, труда, товаров и услуг, либерализацией цен, внешнеэкономической деятельностью, валютными отношениями и др. Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления: она может быть сориентирована на предприятие как единый объект управления, на его структурные подразделения, на бюджет конкретного уровня, на какой-либо внебюджетный фонд и на отдельно взятое лицо. Контрольная функция финансов связана с воспроизводственной и распределительной функциями. Она может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения денежных средств и воспроизводственных процессов. Контрольная функция проявляется в следующем: выявляется степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства; корректируется несоответствие между доходами и расходами предприятия, бюджета, внебюджетного фонда, домашнего хозяйства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.01 с.) |