Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значимые практические достижения в западной социологической науке. (основные представители и результаты)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашего столетия как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логики развития. Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США. Характерными чертами эмпирической социологии являются 1) отождествление научной социологии с эмпирической социологией; 2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий; 3) увлечение математическими методами анализа данных, приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений. Структурный функционализм - ТолкоттПарсонс (1902-0979) в 1937 г. опубликовал свою первую книгу "Структура социального действии".Его сущность состоит в выделении элементов социологического взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи.Согласно основным положениям структурно-функциональной теории социальных систем, общество социальная система, достигшая по отношению к окружающей Среде наивысшего уровня самодостаточности..Автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия "функция". Функция - это "те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде". Дисфункция - это "те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде". В проявлении функции может быть две формы - явная и скрытая. В том случае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, проявляется явная функция. Именно так она осознается участниками поведенческой системы или ситуации. Скрытая ("латентная") функция этих проявлений нсимсст.Вели Т.Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания "социального порядка", то Р.Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфунсциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни.Основная теорема "функционального анализа" по Мертону гласит как одно явление может иметь различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными явлениями. При этом функциональный результат способствует выживанию системы, ее адаптации к окружающей среде. То, что не способствует выживанию и адаптации, есть "дисфункция", Социометрия (микросоциология) В 30-с годы возникла новая отрасль социологического знания-социометрия, или микросоциология.Под социометрией принято понимать теоретическое в прикладное направление социологической науки, изучающее социопсихологические взаимоотношения личностей в малых группах.Создателем этой теории является ученик Зигмунда Фрейда социолог Джекоб Морено (1892-1974).В качестве трех важнейших базисных понятий социометрии он называл: "социус" - товарищ; "метрум" - измерение; "драма" Важнейшими инструментами социометрического анализа являются социометрические тесты, социоматрицы и различного рода социаграммы, на которых во многой в базируется социометрический метод. Микросоциология уделяет большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений людей, которые определяются социометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания) закон насыщения ". Согласно этому закону, подобно тому, как в химических растворах существует осадок, так в национальных и межнациональных отношениях также существует подобная точка, превышение которой ведет к "перенасыщению", или, к национальным и расовым конфликтам, розни и воине.В числе иных социометрических законов Морено можно упомянуть социогенетический закон констатировал, что высшие формы любой коллективной организации развиваются из простейших форм, а социодинамический закон утверждал, что человеческие привязанности внутри любой группы распределяются неравномерно. Концепция социального обмена. Джорджа Хоманса (р.1919 г.) и Питера Блау (р.1918 г.).По Хомансу, существуют два уровня поведения: субинституциональный (парные непосредственно-личностные отношения) и институциональный. Первый - основа второго. И различием между ними является то, что в сложных организациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями (такими, например, как социальное одобрение) и в том, что сами процессы обмена "вознаграждающей" становятся более опосредованными.Оригинальную социологическую концепцию предложил в этот период и П.Блау. В таких работах, как "Динамика бюрократии" (1955), "Обмен и власть в социальной жизни" (1964), "Американская структура занятости" (1964), он осуществил попытку конструктивного синтеза ряда положений функционализма, интерахционизма и школы социального конфликта, Теория символического интеракционизма Джордж Мид (1863-1931).Мид уделял большое внимание проблемам использования научного метода в решении различных социальных проблем.Принципиально важным моментом социологического творчества Мида были признание им превосходство социального над индивидуальным и стремление преодолеть ограниченность той исследовательской традиции, в которой индивид и общество, как правило, противопоставлялись друг другу.(''Разум, Я и Общество" (1934).Отрицая изначальную данность людям разума и сознания, Мид подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет "символическое окружение".Согласно концепции Мида, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств - символов, к которым он относил жест и язык.Существенное значение для развития социологии и психологии имела разработанная Мидом ролевая концепция личности. Многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора социально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения - "ролей", которые человек играет в обществе.
84.Социология в современной России (основные направления и проблемы). Социология — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Термин социология впервые был введен О.Контом в 1832 году. Социология XXI века находится под влиянием трех взаимосвязанных процессов. Во-первых, развивающиеся в мире политические тенденции меняют внутреннее устройство государств, видоизменяют политический строй, социально-экономические отношения, взаимодействие власти, собственности, широких масс населения и др. Во-вторых, эти изменения носят формационный характер, меняя сложившиеся представления о либерально-демократических, социально- демократических и других доктринах государственного устройства и общественной жизни. В –третьих, они носят также глобальный характер и отражают новый этап развития цивилизации, при котором всеобщее начинает преобладать над особенным. Развитие отечественного высшего социологического образования сдерживается многими объективными условиями и субъективными обстоятельствами. Среди них:– отсутствие четкой государственной политики в сфере социологического образования (не определена, в частности, потребность в специалистах-социологах, никто не знает сколько и каких социологов нужно России) и подготовки профильных научно-педагогических кадров высшей квалификации; недостаточно целевое финансирование развития социологических факультетов, кафедр социологического профиля внутри университетских, вузовских комплексов;– отсутствие федеральной нормативной основы для практической подготовки социологов в реальных «полевых» условиях;– затянувшийся процесс утверждения профильного стандарта высшего образования по социологии;– слабая государственная, ведомственная поддержка программ переподготовки и повышения квалификации преподавателей социологов, в том числе и на базе ведущих социологических факультетов зарубежных университетов. Сохранение национального своеобразия отечественной социологии обеспечивается прежде всего за счет тематики и основных направлений исследований. Особый интерес представляет изучение социальной структуры, стратификации и мобильности российского общества. Поскольку появляются новые, подчас многочисленные, социальные слои (страты), которые существенно влияют на жизнь общества (предприниматели, коммерсанты, политическая элита, безработные, бомжи, охранники, торговцы, проститутки и т.д.), социологические исследования этих элементов социальной структуры и стратификации представляются особенно актуальными и значимыми. Особое место среди направлений исследований в отечественной социологии занимают проблемы этнических конфликтов и межнациональных отношений. Среди основных направлений отечественной социологии изучение образования является одним из наиболее приоритетных. Направления социологических исследований в России конца 1980-х — 1990-х гг. коснулись, по существу, всех сфер общественной жизни, будь то труд и быт, рабочее и внерабочее (в том числе свободное) время, культура и наука, общественное мнение и СМИ, семья и личность. Активно развивались самые различные отрасли социологического знания: социология труда, социология политики, социология молодежи, социология права, социология конфликта, социология девиантного поведения, социология досуга и многие другие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.130 (0.007 с.) |