Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постмодернизм социологии. ж. бодрийяр

Поиск

Жан Бодрийяр – родился в 1929 году, французский социолог и культуролог. Являлся профессором Парижского университета, преподавал также в ведущих учебных заведениях США и Европы. Среди его трудов: «Система вещей», «Потребительское общество», «Критика политической экономии знака», «Зеркало производства», и др.По его мнению, социальные реалии как класс или этнос просто растворяются при создании огромной, недифференцированной массы, которая мыслится им как статистическая категория, а не социальная общность. В таком понимании социальное отмирает. А если социальное отмирает, то с ним исчезает и классическая социология, предметом которой как раз является социальное. Тогда возникает потребность о новом типе теоретизирования об окружающем мире. И Бодрийяр предпринимает такую попытку создания принципиально новой теории об обществе. Потребительское общество. он сделал акцент не на исследовании производства, а потребления, особенностей его проявления в Америке.. Американское общество, является моделью потребительского общества, на которую будут ориентироваться европейские страны. Однако Америка, превращается в социальную пустыню, в котором исчезают эстетические и высокие ценности.У структуралистов Бодрийяр взял идею видения системы потребительских товаров через призму кода сигнификации (смысла), осуществляющего контроль, как над предметами, так и индивидами общества. Предметы потребления являются частью знаковой системы. Поэтому можно утверждать, что когда люди потребляют предметы, они потребляют и знаки. Индивидам может казаться, что, имея деньги, они могут приобрести все, что угодно, все, что они могут захотеть. Но дело-то в том, что они могут захотеть лишь то, что потребляет группа, к которой они принадлежат, точнее, то, что диктует характерный для данной группы код сигнификации. В этом-то весь смысл потребительского общества Символический обмен. В потребительском обществе нет таких символов, которые бы не были товаром.Все символы – пиво и сигареты, высокое искусство и сексуальные акты, абстрактные теории и автомобили – производятся, обмениваются и продаются.Так, возникает и утверждается символический обмен. Концепция символического обмена является стержнем теории Бодрийяра. По его мнению, символический обмен становится основополагающей универсалией современного потребительского общества. символический обмен разрушает прежние социальные отношения. И главным разрушителем выступает не революции, не какая-то социальная сила, а контроль со стороны кода сигнификации. сам код также контролируется и, прежде всего средствами массовой информации. Причем современные СМИ практически тотально манипулируют кодом. Гиперреальность. Символический обмен приводит к утверждению «гиперреальности». Под гиперреальностью Бодрийяр понимает симуляции чего-либо. В качестве примера гиперреальностиБодрийяр приводит Диснейленд. В парке жизненный мир воспринимается, как более реальный по сравнению с тем, что есть «реальность» за его воротами. Обслуживание опять-таки здесь более замечательное, чем то, с которым мы сталкивается в реальной жизни. Видение фауны и флоры океана куда лучше, чем её можно познать при реальном контакте с морской водой. Превращение символов в гиперреальность, по Бодрийяру, осуществляется благодаря серии последовательных превращений символов: 1) символ отражает сущностную характеристику реальности; 2) символ маскирует и искажает сущность реальности; 3) символ уже скрывает отсутствие сущности реальности; 4) он перестает соотноситься с реальностью вообще, представляя лишь подобие или видимость чего-либо. Гиперреальность имеет дело с фрагментами или вообще видимостью реальности. По Бодрийяру, общественное мнение отражает не реальность, а гиперреальность. Респонденты не выражают собственное мнение. Они воспроизводят то, что ранее уже было создано в виде системы символов средствами массовой информации. Политика, как считает Бодрийяр, также обретает форму гиперреальности. Партии не отстаивают и не борются за что-либо реальное. Тем не менее, они противостоят друг другу, «симулируя оппозицию» механизмы формирования гиперреальности.

Под симулякрами Бодрийяр понимает знаки или образы, отрывающиеся по смыслу от конкретных объектов, явлений, событий, к которым они изначально относились, и тем самым выступающие как подделки, уродливые мутанты, фальсифицированные копии, не соответствующие оригиналу. симулякры широко используются в коммуникативных процессах современного общества. Они воспринимаются людьми благодаря ассоциации с конкретными объектами, явлениями, событиями. Иными словами, благодаря замене реального знаками реального происходит утверждение иллюзии реальности, творчества, прекрасного, доброты и т. д. Как считает Бодрийяр, современное общество основано на симулякрах: Диснейленд – более привлекателен, чем естественная природа; модная вещь – лучше той, которая прекрасно функционирует. Социолог полагает, что сегодня развитие человеческой цивилизации идет в направлении утверждения мира симулиций, которые буквально распространились на все сферы общественной жизни. Симулякры неотделимы от новых культурных продуктов. Они делают их качественно неопределенными. Так, современная звукозаписывающая аппаратура позволяет совершать невозможные ранее манипуляции со звуком. Классические произведения Моцарта, Бетховена, Шостаковича могут приобретать совершенно иное по самым разным параметрам звучание, которое многих слушателей просто зачаровывает.Более того, аппаратура позволяет слушателям становиться Соавторами исполнения, задавая звучанию определенные качественные характеристики. Но это будет не тот вариант исполнения, который задумывался изначально авторами произведений. Это будет «копия копии». Очевидно несоответствие нового и аутентичного, авторского звучания.

79.Неомарксизм в социологии. Карл Маркс и Фридрих Энгельс постулировали принципиальный разрыв со всеми теоретическими традициями, провозгласили необходимость создания нового - коммунистического - общества. Только новая - коммунистическая - формация создает органическую солидарность, т. е. такой коллективизм, который является условием для всестороннего развития личности. Основным явился - страстный призыв к ученым не только объяснять мир, но и изменить его. Причем главным-средством такого изменения должна стать революция - крутая ломка и всеохватывающий, принудительный переворот в жизни общества. Только так и через уничтожение одного класса (буржуазии) другим (пролетариатом) можно, по мнению Маркса, разрешить противоречия в обществе. Неомарксизм – совокупность марксистских и марксистски ориентировочных течений, характеризующихся критическим отношением, как капитализму, так и к «реальному социализму» и его «марксистско-ленинской» идеологии. Ядром «неомарксизма» явилась Франкфуртская школа, которая сложилась в Германии (20 – нач. 30-х г.). В ее состав вошли Теодор Адорно, Эрик Фромм, Герберт Маркузе, Юрген Хабермас и др. Различные варианты этого течения сложились и в других странах – Франции, Италии, США, Англии, Венгрии, Чехословакии и др. Представителями данной школы был провозглашен курс, направленный на обновление марксизма. Своего рода классикой «неомарксизма», является книга Г, Лукача «История и классовое сознание». Первое, что предлагают сделать «неомарксисты» - это отказаться от положения марксизма о всемирно-исторической роли пролетариата в качестве субъекта социалистической революции и могильщика капитализма. Второе – субъектом революции могут стать лишь те, кто еще не стал рабом «одномерного сознания». К ним они относили расовые, национальные и религиозные меньшинства, отсталые и нищие народные массы «третьего мира». После прихода к власти Гитлера Франкфуртская школа была разгромлена. Основная часть сотрудников размещалась сначала в Женеве и Париже, а потом в Колумбийском университете США.Главная социологическая идея - отчуждение человека, стандартизация и обезличивание в современном обществе. Характерна также жесткая и беспощадная критика современного общества - и капитализма, и социализма; тотальное отрицание всякой идеологии. Пожалуй, самая яркая и заметная фигура из вышеназванных - Г. Маркузе - идеолог новых левых, леворадикального молодежного движения в Западной Европе. Основные надежды он возлагал: на антропологическом уровне - на изначальные эротические влечения, подавленные индустриальным обществом, то есть на сексуальную революцию; на уровне культуры - на авангардистское искусство, прежде всего сюрреализм, - искусство, выражающее бунт против репрессивной культуры позднебуржуазного общества; на социальном уровне - на те социальные группы, которые еще не интегрировало индустриальное общество, - молодежь, люмпены, национальные меньшинства и т.п. Комплекс этих идей обеспечил Г. Маркузе популярность среди леворадикальной молодежи. Однако, увидев к чему привели его идеи на практике, он отмежевался от них в работе "Контрреволюция и бунт" (1972). В настоящее время влияние социологов Франкфурской школы сильно снизилось и находит свое отражение в идеях кризиса позднекапиталистического общества. Представители конфликтологической социологии считают, что главное - это соперничество различных групп за власть, перераспределение доходов, монополию на духовное лидерство, и устранить эти конфликты невозможно.

 

Концепция модернизации

концепция модернизации — один из содержательных аспектов концепции индустриализации, а именно — теоретическая модель семантических и аксиологических трансформаций сознания и культуры в контексте становления индустриального общества. Этой темой занимались Э.Дюркгейм, Маркс, Ф.Теннис, Ч.Кули, Г.Мейн. Концепция модернизации, специфически адаптированная в 50-х и 60-х годах упомянутыми выше теориями, имела три определения: историческое, релятивистское и аналитическое. В исторических дефинициях она рассматривается как синоним вестернизации или американизации и оценивается как движение к существующим на конкретной территории и в конкретное время обществам. С точки зрения мирового исторического процесса, модернизация имеет отношение к инновациям в моральных, этических, технологических и социальных установках, которые вносят свой вклад в улучшение условий человеческого существования». В релятивистском смысле модернизация означает целенаправленные попытки, осуществляемые либо большинством населения, либо элитой для того, чтобы превзойти современные стандарты. Но эти стандарты могут варьировать. «Эпицентры» модернизации не закреплены в каких-то обществах раз и навсегда, напротив, они меняются. Эдвард Тиракьян прослеживает перемещение таких «эпицентров» от «колыбели цивилизации» — Греции и Израиля, через Древний Рим, северную и северо-западную Европу во времена Средневековья к Соединенным Штатам Америки и современным государствам Дальнего Востока. По его мнению, в будущем возможен возврат к объединенной Европе. Дефиниции, используемые в анализе, стали более специфическими, чем дефиниции, с помощью которых пытаются описывать параметры современного общества, намеренно помещаемого в домодернистское, традиционное окружение. Некоторые аналитические дефиниции затрагивают структурные аспекты. Нейл Смелзер описывает модернизацию как комплексное, многомерное смещение, охватывающее шесть областей. В экономике отмечаются (1) появление новых технологий; (2) движение от сельского хозяйства как средства к существованию к коммерческому сельскому хозяйству; (3) замена использования мускульной силы человека и животных «неодушевленной» энергией и механизмами; (4) распространение городских типов поселений и пространственная концентрация рабочей силы. В политической сфере модернизация означает переход от авторитета вождя племени к системе избирательного права, представительства, политических партий и демократического правления. В сфере образования под модернизацией мыслятся ликвидация неграмотности, рост ценности знаний и квалифицированного труда. В религиозной сфере она выражается в освобождении от влияния церкви; в области семейно-брачных отношений — в ослаблении внутрисемейных связей и все большей функциональной специализации семьи; в области стратификации — в усилении значения мобильности, индивидуального успеха и ослаблении предписаний в зависимости от занимаемого положения. Ряд аналитиков придерживаются скорее психологической позиции. Они выводят специфический тип личности, который, по их мнению, характерен для современных обществ. «Современная личность» описана как особое сочетание свойств, включающее: (1) независимость от традиционных авторитетов, (2) внимание к общественным проблемам, (3) способность приобретать новый опыт, (4) вера в науку и разум, (5) устремленность к будущему, умение воздерживаться от удовольствий, (6) высокий уровень образовательных, культурных и профессиональных притязаний. Модернизация в этой сфере (сфере личности) означает приближение к такому сочетанию свойств, характеристик и предполагает подавление противоположных, традиционных черт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.116.55 (0.013 с.)