Предпринимательская деятельность в РФ. Специфика и проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпринимательская деятельность в РФ. Специфика и проблемы.



Под предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта или услуги. Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших.Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации», а также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Проблемы предпринимательской деятельности в РФ – это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся: 1 ) Несовершенство законодательства: ¨ нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов; ¨ существенные законодательные пробелы - дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;- внутренняя противоречивость законов.¨ невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом. 2) Несовершенство налоговой системы. Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр. 3) Несовершенство финансово-кредитной системы. В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП. Однако, Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.4 ) Безопасность деятельности предприятия. Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона: невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;* невыполнение своих обязательств поставщиками;* произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.* прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране";* передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;* утечка информации из коммерческих банков; 5) отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

51. Социальная среда предпринимательской деятельности. Социальная среда предпринимательства (понятия, основные элементы).
Под соц средой понимается совокупность общественных условий, к-е влияют в той или иной степени на предприним-ю деят-ть и обеспечивают ее развитие и успех
Классификация: 1) по типам общества 2) по сферам обществ-й жизни 3) по временным параметрам 4) по пространственным параметрам 5) по «близости» предприятия Выбор классификации зависит от целей и задач
Внешняя среда(макро) –наиболее удаленная от предп-ва обществе-ые структуры создают наиболее общие условия для предпр-лей
Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на предпр-ую деят-ть (например: изменение законодат-ва,действие органов муниципал-го управления,конкуренция предпр-лей, налоговая система,коррупция) Факторы косвенного возд-ия –экон0ая обстановка в стране, соц строй об-ва,его соц сфера,политич-ая обстановка, международ-я обстановка, дух-кул сфера, информац-ая сфера,природ-е условия)
Деление по факторам обычно условно
Внутренняя среда (микро)- то,что непосредственно влияет на предпр-ля. Она делится на:1) производств- я (охватывает стадии произ-ва,снабжения,обмена и сбыта) 2) управленческая (охватывает фазы управ. цикла –планирование,оперативное управление, контроль) 3) инновационно- финансвоая (вопросы инноваций,вопросы научно-тех прогресса, вопросы кредитов) 4) социальная-(кадровый потенциал,соц. -правовые отношения, соц политика предпр-ля,отношения с профсоюзами) Макросреду как правило предпр-ль не может изменить а вот микросреду он может контролировать
предприниматель как правило вынужден приспосабливаться к условиям макросреды Макросреда явл результатом истор. Развития
В России макросреда неустойчивая
Основной вопрос в макросреде для предпр-ля- налоги

 

47. Женское предпринимательство. Женское предпринимательство - бизнес, который возглавляется женщинами. Существует две важнейших причины решения женщины открыть свое дело: угроза потери привычного места работы и неудовлетворенность достигнутым в деловой жизни.Анализ статистики стран с традиционно развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее успешен для женщины бизнес в сфере обслуживания, малого и среднего масштабов. Проблема женского предпринимательства продолжает оставаться актуальной для России, где женщина, несмотря на более чем семидесятилетний период утверждения равноправия мужчины и женщины, остается в плену традиционного стереотипа о вторичной ценности деловой карьеры и ограниченных пределах такой карьеры. Становление женского пред-ва в современной России идет медленно, наталкиваясь на широкий спектр юридических, экономических и социальных барьеров.

Как удалось установить, женщины-предприниматели делятся на три социальные группы. Первая объединяет убежденных бизнес-леди. Мотивация их выбора – внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности. Второй и самый многочисленный тип, вобравший половину бизнес-леди, объединил предпринимателей “по случаю”. Свое решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации и пр.). И, наконец, третий тип – предприниматели поневоле – объединил женщин, которые не по своей воле пришли в бизнес. Они оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Мотивация их выбора – реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне. Взаимоотношения с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными складываются у бизнес-леди весьма противоречиво. Государственные органы далеко не всегда выступают защитником и опорой. Далеко не во всем благополучно складываются отношения и с партнерами по бизнесу. Гораздо мягче складываются отношения с конкурентами. Иное дело социально-экономическое положение в стране: здесь минусы перевешивают плюсы. Самым сильным тормозом в развитии предпринимательства данной группы бизнес-леди является неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране. Анализ российских исследований женского предпринимательства за последние пять лет (Т. Г. Малютина, С. Ю. Барсукова, А. Е. Чирикова и др.) показывает, что существуют группы проблем, которые будут оставаться существенными для женского предпринимательства в ближайшие годы: это незавершенность и неопределенность сложившейся системы отношений между бизнесом и властью в регионах; плохая интеграция предпринимательства вообще и женского предпринимательства в частности; проблема профессиональной компетентности предпринимательниц, особенности политического сознания и политического поведения предпринимательниц; несовершенство инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в российских регионах. Но с др стороны женщины-предприниматели оказываются наиболее подготовленными к бизнесу. То, что заложено природой, воспитанием – это присутствует в избытке. Достаточно в целом и “статусных” характеристик: подходящий возраст, образование, налаженные связи в деловом мире и др. Женщины, по сравнению с мужчинами-предпринимателями, ориентированы на устойчивые деловые стратегии и ведут свой бизнес более ответственно и осторожно; женщины чаще рассматривают бизнес как возможность самореализации. Взаимодействие с предпринимательницами свидетельствует, что те из них, которые достигают успеха в бизнесе, отличаются определенными личностными особенностями: это вариантность личностной структуры, повышенный психологический темпоритм, высокий уровень работоспособности и др.

45 Формы предпринимательской деятельности. Классификация: По виду или назначению производственная, коммерческая, финансовая, консультативная. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных организаций. По форме собственности различают предприятия, находящиеся в: госуд-й собственности, муниципальной собственности, частной собственности, собственности обществ-х организаций, иной форме собственности (смешанная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства). Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) госуд. органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Частное предприн-во - форма осуществления эконом. активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности). По количеству собственников предпринимательская деят-ть может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляющаяся по соглашению всех собственников. Индивидуальная собственность, в пределах к-й субъект собственности персонифицирован как физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом (в рамках законности) распоряжения принадлежащим ему объектом собственности или частью, долей объекта. При такой форме собственности собственник знает, что же принадлежит именно ему. В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы; к основным организационно-экон-м формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги. Выделяют также: Полное товарищество (Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Товарищество на вере (хозяйственное товарищество, в к-м наряду с участниками, осуществляющими предпр. деят-ть от имени товарищества и отвечающими по обязательству товарищества своим имуществом). Общество с ограниченной ответственностью (добровольное объединение граждан, юридических лиц, тех и др вместе с целью осуществления хозяйств-й совместной деят-ти путем первоначального образования уставного фонда только за счет вкладов учредителей, к-е и образуют общество.). Общество с дополнительной ответственностью (учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставный капитал к-го разделен на доли определенных учредительными документами размеров.). Акционерные общества: открытые и закрытые (общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам, не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества. Дочерние и зависимые общества (Они является юридическим лицом и предполагает, что контрольный пакет акций данного общества находится у другого (основного) хозяйственного общества или товарищества). Производственные кооперативы (Правовое положение производственного кооператива как коммерческой организации различно от правового положения потребительского кооператива как некоммерческой организации.). Госуд-е и муниципальные унитарные предприятия. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, ассоциации и союзы..). Предприятия с иностранными инвестициями. Также выделяют По масштабу: малые, средние, крупные. По цели деятельности: коммерческие,некоммерческие. По типу конкурентного поведения -Креативное поведение- Приспособленческий тип, -Обеспечение конкурентного поведения – товар с его характеристиками + пакет коммерческих услуг. По способу мотивации труда- оплата по труду-оплата по труду + выплата дивидендов на индивидуальные акции. Целесообразно также выделять собственность общественных организаций и групповую, семейную собственность.

 

 

48 Этническое предпринимательство. Большинство ученых склонны считать, что этническая специализация может трансформироваться при определенных внешних и внутренних условиях. Действительно, многие этнические меньшинства, попадая в новую социокуль-турную среду, могут найти экономические ниши, ранее им не свойственные, и начинают осваивать совершенно незнакомые виды деятельности. Одна из главных причин столь высокой профессиональной мобильности этнических мигрантов и развития этнического предпринимательства, по мнению Радаева, — социально-экономическая маргинальность этнических меньшинств. Этнические мигранты создают достаточно прочные общины, представляющие собой изолированную среду, которая оказывает поддержку вновь прибывшему, обучает и передает опыт и квалификаци. Спустя время, в течение которого будет накоплен необходимый стартовый капитал, освоен язык и произведена рекогносцировка экономического пространства, иммигрант открывает свой бизнес. Таким образом, вчерашние мигранты на новом месте проживания приобретают необходимую квалификацию и профессию, востребованные на данном рынке труда. Причиной любого вида миграции могут выступать вынужденные или стрессовые факторы в виде гражданских войн, межнациональных конфликтов, политических или этнических притеснений, депортации или насильственного выдворения, угрозы физического уничтожения, стихийных бедствий и пр. Роль данных факторов миграции в мире в последнее время существенно возросла. Преобладание стрессовых причин миграции в некоторых этнических группах влияет на психологическое состояние мигрантов На новом месте жительства они гораздо более сплоченны, чем мигранты, прибывшие при обычных обстоятельствах Второй возможный мотив миграции - социально-экономический, основанный на желании получить материальную или моральную выгоду от переезда на новое место в виде более высокого дохода, воссоединения семьи, возможности развития бизнеса и пр. Степень сплоченности таких этнических групп обычно на порядок нижеВ условиях стрессовых или вынужденных перемещений этнические миграции осуществляются спонтанно и быстро. При этом мигрант часто не задумывается о своем будущем: он всего лишь пытается спасти свою жизнь и жизнь своих близких. Только оказавшись в более спокойной обстановке, мигрант осознает свое место. Именно тогда предпринимательство становится своеобразным социальным амортизатором для мигранта, а иногда единственной возможностью "встать на ноги" и выжить В развитии этнического предпринимательства, можно выделить три основные стадии. Первая стадия - "маргинализация" мигрантов, которая характеризуется максимальной степенью консолидации в пределах этнической группы. Община часто скрепляется родственными и клановыми связями, а взаимоотношения с соотечественниками и связи с этнической родиной достаточно крепки. Для представителей диаспоры на этом этапе развития характерно желание сохранить свою культуру и язык, этническую чистоту и единство, причем часто эти чувства обострены. Однако именно на данном этапе происходит своеобразное накопление предпринимательских сил в общине этнических мигрантов, которые спустя определенное время проявляются как развитие этнического бизнеса. Для мигрантов этап носит скорее разведывательный характер, но одновременно представляет и очень ответственный момент, поскольку при этом определяется стратегия дальнейших действий. Вторая стадия - "расцвет этнического предпринимательства", выражающаяся в проявлении и бурном развитии скрытого ранее делового потенциала. Этнические мигранты определяют сферу (или сферы) своей деятельности, которые обычно представлены слабо защищенными или свободными рыночными нишами. В случаях, когда мигранты заполняют "непрестижные" ниши, коренное население испытывает пренебрежительное отношение к ним. В ситуации, когда вчерашние маргиналы занимают престижные места и, следовательно, продвигаются по лестнице социального благополучия, коренное население резко ожесточается: а иногда происходит полное отторжение и выталкивание этнического меньшинства.Третья стадия - "стабилизация" положения этнических предпринимателей, которую можно назвать эффектом "привыкания" коренного населения к вчерашним мигрантам. Этнические предприниматели зарекомендовали себя добросовестными и добропорядочными жителями, с коренным населением установили прочные деловые контакты, заключили смешанные браки. Все эти факторы сглаживают то негативное отношение, которое формировалось на второй стадии.

 

50. Сущность и содержание предпринимательской деятельности. Прибыль, инновации и риски. Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.Риск-неотъемлемая черта предпринимательства. Риск-предполагаемое событие, способное принести кому-либо ущерб или убыток. Классификация рисков: 1.По источнику возникновения: деят-ть, связанная с личностью пред-ля, либо с природными факторами. 2.По причине возникновения: недостаток инф-ции, неопределенная деят-ть будущего.П-ль должен просчитывать риски(допустимый уровень риска, методы измерения риска, наиболее важные риски, методы снижения риска). Две модели предпринимательства: Классическое предпринимательство – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов при использовании традиционных приемов хозяйствования для повышения рентабельности деятельности организации и обновления номенклатуры услуг. Инновационное предпринимательство связано, прежде всего, с новаторством в предпринимательской деятельности. Инновация— это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.Суть инновации — в использовании достижений человеческого разума (новых идей, открытий, изобретений, усовершенствований и т.п.) для повышения эффективности деятельности в той или иной сфере — в изготовлении новых средств или продуктов труда, применении более эффективных технологий, источников энергии, создании нового оружия и средств защиты от него, освоении новых архитектурных и художественных стилей, улучшении форм организации труда, финансовых, торговых или социально-политических институтов, форм международного сотрудничества и т.п. Перечень возможных инноваций и сфер их применения неисчерпаем, как неиссякаемы изобретательность человеческого разума и разнообразие сфер деятельности, многогранности интересов человека.Сущность предпринимательства и инноваций как социально-экономических явлений наиболее глубоко исследовал австрийский ученый И. Шумпетер, который считает, что предприниматель — это субъект экономических изменений и развития, реализующий инновацию как новую научно-организационную комбинацию факторов производства. Наиболее значимое влияние предпринимательство оказывает на следующие направления:повышение общественной производительности труда; увеличение числа рабочих мест и снижение социальной напряженности в обществе,насыщение товарных рынков; развитие конкурентной среды; внедрение и распространение новых технологий и новых товаров;более полное и эффективное использование интеллектуальных и трудовых ресурсов общества.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.016 с.)