Социальные институты и институциональные отношения. Важнейшие социальные институты и их функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные институты и институциональные отношения. Важнейшие социальные институты и их функции.



Институт- установление, устройство.Соц. институты – это главное условие устойчивости общественных отношений и согласованности взаимодействия людей для удовлетворения общественно значимых потребностей.Соц. институт- этоСистема норм, регулирующая поведение людей в важных ситуациях. Устойчивая, воспроизводящая система соц. взаимодействий. Система соц. Статусов функционирующая в условиях определенной материальной базы. Основная Функция - регламентация удовлетворения общественно значимых потребностей. А. Маслоу предложил основную классификация соц. институтов

Эконом. Институт- потребность в пищи, жилье итд.Полит. Институт – потребность в безопасности

Семья - потребность в воспроизводстве, в сексуальном партнере.

Институты социализации.Процесс институционализации - это процесс возникновения и развития соц. института.1. возникновение новой общественной потребности 2. Удовлетворение потребностей разными способами. 3.отбор наиболее рационального способа удовлетворения потребностей закрепления этого способа в системе норм и правил, как правильного и обязательного.Важнейшие социальные институты и их функции.Социальные институты. 1 Экономические институты: - собственность; - рынок; - деньги; - заработная плата и т.д. 2. Политические институты: - государство; - суд; - армия; - политические партии и т.д.3. Духовные институты: - наука; - образование; - воспитание; - моральные нормы и т.д.4. Институт в сфере семьи: - семья; - материнство; - отцовство; - брак; - дети и т.д.Каждая из них, как и каждый институт в отдельности, выполняют свои определенные функции. Так, экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях ее эффективного развития. Например, отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определенным хозяином и дают возможность последнему получать от этих ценностей доход; деньги призваны служить всеобщим эквивалентом в обмене товаров, а заработная плата – вознаграждением работнику за его труд. Политические институты связаны с установлением определенной власти и управлением обществом, а духовные – с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей.Что касается института семьи, то он является первичным и ключевым звеном всей социальной системы. Из семьи люди приходят в общество. В ней воспитываются основные черты личности гражданина. Семья же задает повседневный тон всей общественной жизни. Общества процветают, когда в семьях его граждан царят благополучие и мир.Дисфункция – институт начинает приносить вред, нарушает стабильность общества, которая может привести к социальной дезорганизации. Например институт образования – выпускаемость специалистов не соответствует рынку труда, работа правоохранительных органах в середине 90-х годов.

Функции бывают латентные и явные:Явная функция – это официально заявленная и очевидная для всех

Латентная функция – незаявленная, скрытая фактический результат деятельности.

Таким образом, соц. Институт это совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений, статусно-ролевую систему, это обособленный комплекс соц. Действий, связей и отношений.

 

 

89.Понятие личности в социологии. Социальные статусы и роли личности. Личность – устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека. Чтобы индивид стал личностью ему необходимо жить и действовать в человеческом социуме. Типология личности в социологии выделяет два вида характеристики. В первом случае – это активный участник действий, которые определяются им свободно и направлены на познание и изменение мира. Такая личность обладает способностью самостоятельно определять свой образ жизни и давать самооценку своим действиям и индивидуальным возможностям. Она живет и действует в соответствии с общественными и нравственными нормами, обладает критическим разумом, контролирует себя и свои поступки, несет за них ответственность и хорошо ориентируется в сложившейся ситуации, находя правильный путь решения возникшей проблемы. Другое понятие личности в социологии рассматривается через тот набор функций и ролей, отведенных ему в обществе. Через них он проявляет себя и действует сообразно возникшим ситуациям и обстоятельствам. Одновременно выполняя несколько ролей, например, работника, семьянина, спортсмена и другие, личность совершает такие поступки, в которых проявляет себя сознательно и активно, но по-разному. Он может быть хорошим семьянином, но не очень старательным работником, и наоборот. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также для оценки того положения, которое он занимает в них, его функциональных возможностей по отношению к каждой группе, используют понятия «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус - это показатель положения, занимаемого личностью или группой в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами, однако статусы неравны. Положение в обществе определяет главный статус. В его основе лежат должность, профессия человека. Социологи различают статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи вне зависимости от личных усилий. Достигнутый статус приобретается усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Социальный статус обеспечивает определенные права и возможности личности. Каждый статус требует (и дает возможность) выполнения социальных ролей. Социальная роль - это модель поведения личности, обусловленная ее статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роли различны по своей значимости. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение роли всегда индивидуально, но оно должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих. Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности. Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт.

90. Социализация как процесс формирования личности. Социализация- процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:первичная — усвоение норм и ценностей ребенком; вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком. Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.. Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д. Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий: 1)Стадия адаптации 2) стадия идентификации. 3)Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества.4) Трудовая стадия.. 5)Послетрудовая стадия (пожилой возраст). На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:биологическая наследственность;физическое окружение;культура, социальное окружение;групповой опыт;индивидуальный опыт.Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей. Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией (— это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни), а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией.Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, формированируется мировоззрения.Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.

78. Понимающая социология М. Вебера. (1864-1920)Работы: «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий», «Политика как профессия», «Наука как профессия», «Хозяйство и общество». Основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Разрабатывал концепцию идеальных типов (определенных образов-схем, используемых как наиболее удобный способ упорядочивания эмпирического материала). Эта концепция служила обоснованием научного плюрализма в социологии. Необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук. Вебер не противопоставляет «понимание» «причинному объяснению», а напротив, тесно их связывает. Социология, также как и история, должна брать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Задача социологии – свести категории определенного рода действий людей к «понятным» действиям, т.е. к действиям отдельных участников.«Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено». Соц. действие - поведенческий акт, которому присуще субъективная мотивация индивида, кот. вкладывает в свое поведение определенный смысл; ориентация на поведение других в качестве ответной реакции. В зависимости от степени рациональности и меры осознанности Вебер классифицирует соц. действия на 4 типа соц. действий:1.Действие целерациональное, основано на ожидании определенного поведения, кот. используется для достижения осознанных целей, действие носит утилитарный характер: экономическое поведение, критерий - успех; 2.Действие ценностно-рациональное, основано на сознательной вере в самоценность определенного поведения (этический, эстетический поступок), определяет поведение вне зависимости от успеха; критерий рациональности - долг;3.Аффективное действие, основано на актуальных чувствах и эмоциях, смысл действия является неосознанным;4.Действие традиционное, основано на привычках, на устоявшихся стереотипах поведения. 3 способа понимания: 1) Понимание через прямое наблюдение (интерпретация действий по внешним наблюдениям); 2) Объяснительное понимание (выявление мотивов конкретных соц. действия с помощью постановки И-ля на место действующего индивида); 3) Причинное объяснение - выявление причин мотивации определенных соц. действий, осуществляется в ходе выявлений целой серии событий). Особое значение придается целерациональному действию. Вебер убежден, что движение к целерациональному действию является направлением исторического процесса. Показатели рационализации действия по Веберу: 1. Замена внутренней приверженности традициям и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса, выгоды;2. Вытеснение ценностно-рационального поведения целерациональным; 3. Рационализация управления во всех сферах общественной жизни.4. Рационализация мышления и образа чувствования людей. 5. Усиление роли науки.

 

 

46.Виды предпринимательства, изучаемые в соц-ии. 1.Малое пред-во. Малые предприниматели сами участвуют в производстве и в управлении. Огромное влияние личности предп-ля (связи, возможности, навыки), особая роль доверия во внутрифирменных отношениях, преобладание семейно-дружеских каналов по привлечению работников и специалистов-управленцев, гибкость организационной структуры и функциональных обязанностей сотрудников, узкий горизонт планирования, локальный (ограниченный)характер деятельности, ограниченность ресурсов. 2.Семейное пред-во. Осуществляется группой лиц, связанных кровным родством. Наибольшее распространение в малом бизнесе. Доминирование неформальных отношений при принятии решений. Неформальные отношения между предп-ми и наемными работниками. Отсутствие разделения финансовых потоков и обязанностей. Возможность восприятия семейного п-ва как выполнения долга перед прошлыми поколениями. Обслуживание узких групп клиентов (магазины шаговой доступности). Ярко выраженный сезонный характер. Произ-во уникальных продуктов, которые исторически связаны с имуществом данной семьи. 3.Женское пред-во. Бизнес, который возглавляется женщинами. Получило широкое распр-е за последние 30 лет. Особенности Ж.П. в развитых странах. Стремление организовать дело на принципах человеч-х отношений. Большое использ-е личных знакомств при привлечении ресурсов, поиске новых идей, поиске заказчиков. Повышенный интерес к самому процессу произ-ва товаров и услуг, чем к финансовому ведению дела. Несколько более высокий уровень образования. Преобладание представительниц более старших возрастов (более 40 лет). Более низкий уровень оценки собственных деловых качеств и знаний, необходимых для ведения бизнеса. Высокий уровень боязни неудач, меньшая склонность к риску. Более значительная доля соц-ориентрованных видов бизнеса (образ-е, соц.услуги, здравоохранение). Недостаток знаний и умений для ведения переговоров. Ж.П. в странах третьего мира. Высокий уровень вынужденного п-ва. Женщины предприниматели берут в качестве наемных работников женщин. Позволяет увеличить равноправие у женщин. Финансирование происходит с помощью ближайшего окружения, а также благотворительных финансовых проектов. 4.Этническое пред-во. П-во, связанное с деят-ю компактно проживающих этнических общин с точки зрения привлечения капитала. Появилось в конце 19 в в США. Проблемы Э.П. изучал Зомбарт. В последнее время Э.П, усилилось засчет миграций. Обслуживание потребностей узкого круга потребителей. Развивается в нишах с низким платежеспособным спросом. Удовлетворение потребностей этнических меньшинств (национальная кухня, предметы национального быта и кул-ры). Обслуживание процессов адаптации мигрантов (юридич-е услуги, бухгалтер-е услуги).Проникновение в отрасли, не требующие высокой квалификации. Стремление в сферы с повышенным риском, связанные с сезоном (строит-во, ремонтные работы, изменчивость моды).Связь Э.П. с теневой экономикой. Разный уровень успешности (азербайджанцы успешнее таджиков). 5.Самозанятость. Уличное пред-во. Локальна по направленности, времени. Увеличивается в кризисные периоды. Характерна для слаборазвитых обществ. 2 стороны: 1.спосрбствует адаптации населения к условиям необеспеченного состояния в кризис. 2.влечет за собой потерю профессион. уровня, усиливает незащищенность участников. Отсутствует пенсионное обслуживание, медицинское страхование. Социологи выделяют 2 типа. 1.ухудшение условий на рынке труда (вынужденный уход в уличное пред-во-челноки). 2.самозанятость интеллектуалов (люди, использ-е свой человеч-й капитал как ресурс). (Свободная орг-я труда. Работа преимущественно на дому). 6.Силовое пред-во. Бизнес, у которого основной ресурс-сила или угроза применения силы. 3 вида: 1. Бандитская крыша (предприниматель ждет покровительства от организационных преступников). С конца 80-х годов. Нелегальные операции, оплата наличными. 2. Коммерческая крыша (частные службы безопасности). Возникают с 90-х годов. Могут позволить бизнесмены широкого ранга. Воровство информации, выбивка налогов, устранение конкурентов. Наемные киллеры. 3. Милицейские крыши (покровительство оказывают официальные правоохранительные органы). Появились к концу 90-х годов. 7.Рейдерство. Распродажа части имущества фирмы, блокирование работы фирмы. Черное рейдерство-силовой захват предприятия с использ-м админ-х ресурсов и коррупции (чиновников). Хищение акций, мошенничество.

 

 

57. Современные тенденции и формы организации бизнеса.

БИЗНЕС — (англ, business — дело, предпринимательство) — инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Б. в небольших масштабах на малых фирмах называют малым. Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. К характерным чертам системы можно отнести следующие:1. Право собственности одной организации на торговую марку, фирменную услугу, идею, технологический процесс, патент или специализированное оборудование, а также связанные с ними репутацию, деловые связи и ноу-хау. 2. Продажа прав (лицензии) этой организацией другому лицу (предприятию), разрешающих использовать ее торговую марку, фирменную услугу, идею, процесс, патент или оборудование, а также имидж и ноу-хау. 3. Включение в договор по продаже лицензии прав на регулирование и контроль за работой лицензируемого предприятия (управляя которым лицензиат использует свои права). 4. Оплата организацией, приобретшей лицензию, единовременных выплат и других форм компенсации в обмен на приобретенные права и за любые услуги, которые лицензиар предоставляет лицензиату. Аутсорсинг - это способ оптимизации деятельности предприятия за счет передачи непрофильных функций внешним специализированным компаниям. ИТ-аутсорсинг - это передача специализированной компании функций, связанных с информационными технологиями. ИТ-аутсорсинг позволяет:быстро наладить бесперебойную работу ИТ-систем,зафиксировать требуемое качество сервиса,оперативно привлекать высококвалифицированных специалистов к решению проблем,существенно снизить риск потери критически важных данных,оптимизировать и сделать более предсказуемыми затраты,сконцентрировать ресурсы компании на профильном бизнесе Аутстаффинг- это процедура фактического вывода персонала за штат компании. При этом между работодателем и работником появляется третья сторона (агентство), которая выполняет функцию администратора человеческих ресурсов.Аутстаффинг - это, по сути, внештатный отдел кадров. Все вопросы, традиционно подведомственные этому подразделению компании, переходят в данном случае под ответственность агентства. Как правило, аутстаффинг оформляется договором на оказание услуг по поиску и предоставлению персонала между компанией-заказчиком и рекрутинговым агентством. Обязательным приложением к данному договору являются списки необходимых сотрудников с квалификационными и иными требованиями к ним, а также описанием трудовых функций, ответственности и компенсаций. Венчурный бизнес -направление предпринимательской деятельности, связанной с риском капитальных вложений в развитие науки, техники, производства. Рисковое предпринимательство, основанное на крупных финансовых инвестициях и современной научно-исследовательской и экспериментальной базе, привлекает высококвалифицированные научные и технические силы, их творчество, индивидуальную инициативу. Оно способно повышать эффективность научно-исследовательских и конструкторских работ, стимулировать создание и внедрение технологических разработок в производство.Для венчурного бизнеса характерны свободный научный поиск, использование оригинальных средств решения технических и технологических проблем вне связи с краткосрочной отдачей от их инновационной деятельности.

 

 

22. Таблицы и графики распределения частот. Первичные описательные статистики.

интересует вчастотном распределении, сколько раз проявлялся данный признак в статистическом полеи в каких местах. Важно не только то, что признак проявлялся и не то, как часто, а преждевсего относительно времени и пространства, частные характеристики которыхустанавливает сам человек относительно решаемых им задач.

Мы живем в мире постоянного частотного распределения многих или точнее всехнаблюдаемых признаков и чаще всего не обращаем на них ровным счетом никакоговнимания, но до тех пор пока частота их распределения находится в некойустановленной норме. В этом случае данная частота полностью вливается в норму жизнеобеспечения и не является, по меньшей мере, опасной. Но как только частотапроявления меняется в какую-либо сторону, то это становится предметом внимания ианализа, ибо такое частотное изменение может нести опасность. • ЧАСТОТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - упорядоченный подсчет количества признаков по каждому значению переменной. Частотные распределения могут бытьпредставлены в виде графиков и диаграмм. В качестве количественныхпризнаков используют такие характеристики распределения данных как:минимальное значение, максимальное значение, среднеарифметическое значение,дисперсия, коэффициент асимметрии и др.Число членов группы называют частотой или численностью группы, а отношение данной численности к общему числу наблюдений — долей или относительной частотой. Статистические приемы поиска средней тенденции (мода, медиана, среднеарифметическая), подсчёт дисперсии отклонения позволяют оценить сгруппированный ряд в емком показателе и отобразить результаты графически (с. 155, рис. 6). Простейший анализ группировки — исчисление частот по процентам. Частотные распределения обычно характеризуются двумя типами параметров: I - параметры положения или средние; II - параметры или меры рассеивания.

Наибольшее значение имеют три вида средних: средняя арифметическая, медиана и мода. Для непрерывной варианты Х, изменяющейся в интервале {а, b} генеральной совокупности объема N,

где f(х) - функция плотности распределения. Иначе говоря, средняя арифметическая есть абсцисса центра тяжести площади фигуры, образованной кривой распределения и осью абсцисс.

Медиана (Me) - это такое значение варианты, когда половина генеральной совокупности имеет значения меньше его, половина - больше. Геометрически медиана означает абсциссу прямой, которая делит пополам площадь под кривой распределения. Мода (Md) - значение варианты, соответствующее наибольшей частоте (вероятности). Графически мода - это значение абсциссы самой высокой точки кривой распределения (рис. 5).

Для симметричного распределения средняя арифметическая медиана и мода совпадают.

В качестве меры рассеивания наиболее распространены понятия дисперсии и квадратного корня из дисперсии, который называется стандартом или средним квадратическим отклонением. Наибольшее значение для социологических исследований имеют три теоретических закона распределения.

1) Нормальное распределение, или распределение Гаусса (для непрерывной варианты):

2) Биноминальное распределение, или распределение Бернулли (для прерывной варианты).

распределение количества «успехов» в последовательности из n\! независимых случайных экспериментов, таких что вероятность «успеха» в каждом из них постоянна и равна p\!.

3) Распределение Пуассона, или закон малых чисел, представляет собой предельный случай биноминального распределения: когда, a, то, обозначая np=a, имеем Это распределение имеет место в случае большого числа испытаний маловероятных событий. Цель описательной (дескриптивной) статистики — обработка эмпирических данных, их систематизация, наглядное представление в форме графиков и таблиц, а также их количественное описание посредством основных статистических показателей. Описательные статистики используются для описания основных характеристик данных, которые получают в экспериментальных исследованиях различных направлений. Эти статистики дают нам простое понятие о выборке и данных, участвующих в исследовании. Одновременно с графическим представлением данных они используются наверное в каждом исследовании, в котором оцениваются количественные данные. Для того чтобы разобраться в представленных данных необходимо иметь представление об описательных статистиках и иметь определенными знаниями. В описательной статистике используются методы, они классифицируются:) Графический отображает данные в виде графиков, в которых собраны необходимые данные, он призван облегчить сравнение данных наглядно. 2) Табличный – исходные данные представлены в виде таблиц, в них данные показываются с помощью суммарных статистик с подраздеением на категории.

3) Краткий, в нем суммарные данные представлены наименее кратко (аналогично с табличным методом представления), но без подразделения на группы. В целом, статистические данные, можно кратко охарактеризовать как список групп и их подразделение для каждой переменной. В большинстве исследований используются различные виды данных (качественные, количественные) и данная заметка должна считаться как введение, в самом начале изучения статистики. На практике часто перед исследователем стоит две задачи, когда применяются краткие описательные статистики: 1) Чтобы показать насколько данные поступившие от двух различных групп являются одинаковыми. В статистических книгах этот пункт описывается в главе «Мера центральной тенденции». 2) Чтобы получить число, которое показывает насколько полученные данные нескольких групп различимы. Эта величина обычно имеет название мерой статистической достоверности. Для качественных данных в основном используется критерий Хи-квадрат. Для количественных данных часто применяется t-критерий Стьюдента (при условии, что данные распределены нормально и не нарушается равенство дисперсий). Для краткого описания количественных величин, такие как возраст, обычно используются среднее арифметическое, медиана или в зависимости от распределения данных мода. Иногда для описания данных используются квантили. Наиболее используемые методы для описания изменчивости величины в медицинской статистике – это стандартное отклонение, стандартная ошибка средней, дисперсия, межквартильный размах, среднее отклонение. Используя графическое представление аналогично можно обозначить суммарные данные (среднее, стандартное отклонение). Наиболее часто используется в графическом представлении – гистограмма, в ней можно отразить центральную тенденцию и отклонения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.018 с.)