Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опросные методы в социологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных, телевизионный экспресс опрос и иных опросов. 1. Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: 2 Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты. Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем. Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос, а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным. Только опытные социологи применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании 3. Прессовый опрос Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе. Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет,вероятность влияния на респондента других лиц. 4. Почтовый опрос Почтовый опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект. Достоинства метода - возможность: а) получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера, б) охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться, в) иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом, г) экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования). Недостатки:а) низкий возраст анкет, б) перекосы репрезентативности,в) неизбежность выбраковки,г) нарушение правила анонимности опроса, д) усиливающее искажение ответов. 5 Телефонный опрос Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами. 6. Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос - редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. 7. Телевизионный экспресс – опрос Телевизионный экспресс - опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. 8. Экспертные опросы - специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в эмпирической социологии и все чаще используемый ею.
18. Метод интервью, его специфика. К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях и т.п. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с опрашиваемым, различают две основные формы опроса: интервьюирование и анкетирование. При анкетировании опрашиваемый самостоятельно читает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями. В тоже время влияние интервьюера на содержание получаемых данных значительно выше, чем у анкетера. Поэтому при исследовании интервью особое внимание уделяется учету влияния интервьюера, которое может быть как положительные, так и отрицательным в зависимости от предмета исследования, подготовки интервьюера, строгости отбора и проверки качества его работы. Специфика интервью состоит в том, что получаемая информация несет на себе следы общения интервьюера с опрашиваемым. Эта особенность интервью, по мнению многих исследователей, составляет его основной недостаток. Виды интервью. Стандартизированное (формализованное) интервью с закрытыми вопросами. Используется для опроса больших совокупностей людей (несколько сотен или тысяч) Это разновидность интервью сводит к минимуму возможных индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы со стороны, как респондента, так и интервьюера. Очень часто такой вид интервью включает также и открытые вопросы. В этом случае от интервьюера требуется точная, дословная запись ответов респондента. Направленное, фокусированное, глубинное интервью – следующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. План такого интервью предусматриваем только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Однако последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей опрашиваемого. Цель интервью - сфокусировать внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его следствиях и причинах. Свободное интервью предполагает предварительную разработку основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов,их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса. Применение технических средств при проведении опросов связанно с использованием вместо анкет, напечатанных на бумаге, тест анкеты считывается с экрана портативного компьютера. Это так называемая КАПИ методика. Английская аббревиатуры – компьютером ассистируемое персональное интервью. Телефонное интервью. Достоинства: оперативность опроса, низкая стоимость, возможность прямого контроля за работой интервьюера. Общение по телефону предъявляет свои специфические требования к построению вопросника и ситуации беседы. Интервью по телефону должно быть достаточно коротким. Вопросы должны быть более краткими и конкретными по сравнению с личными интервью или анкетированием. Не рекомендуется включать в формулировки вопросов длинные перечни ответов. Применение телефонного интервью в совокупности с компьютером получило название КАТИ(компьютером ассистируемое телефонное интервью) вопросы зачитываются с монитора компьютера, вводиться ответы на вопрос и появляется следующий вопрос. Существенным ограничением, связанным с применением телефонного интервью, оказался уровень телефонизации населенных пунктов. В настоящие время в России лишь Москве и СПб и несколько других городов, где уровень телефонизации квартир превысил 90 %, являются хорошей сферой применения этого метода.Особенности Интервьюирования связаны с наличием непосредственного вербального контакта интервьюера с респондентом: 1) этот метод сбора информации требует больше времени, финансовых затрат на привлечение к опросам и обучение интервьюеров; 2) но он обеспечивает, как правило, более надежную информацию, исключая неконтролируемую подмену намеченных респондентов как это может быть при анкетировании; более полное понимание ими вопросов и адекватные ответы; 3) вербальная информация дополняется визуальной поскольку опрашивающий одновременно является и наблюдателем; 4) интервьюер может устранить влияние третьих лиц на респондента. 21. Этапы социологического исследования. Социологическое исследование - это способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении. Оно состоит в систематизированном ряде шагов, направленных на обеспечение максимальной объективности в изучении проблемы. В идеальном варианте социологическое исследование следует подобной поэтапной процедуре, хотя на практике это не всегда представляется возможным.Социологическое исследование включает следующие взаимосвязанные этапы:. Выбор исследуемой проблемы. Диапазон вопросов, открытых для социальных исследований, столь же обширен, как и диапазон моделей человеческого поведения. Следовательно, необходимо найти проблему, заслуживающую внимания и поддающаяся исследованию с помощью научных методов. Обзор литературы. Просматривая литературу, исследователи узнают о другом исследовании, которое уже было завершено и дало толчок многим направлениям, что позволило избежать повторения работы, уже проделанной другими авторами. § Построение гипотезы. Завершив обзор литературы, исследователи обычно приходят к экспериментальному предположению, касающемуся взаимосвязи, которая, по их мнению, существует между двумя переменными. Они выстраивают эту взаимосвязь в форме гипотезы. При формулировке операциональных определений ученые облекают абстрактные идеи в формы, позволяющие осуществлять их оценку. Выбор программы исследований. После того как исследователи сформулировали свою рабочую гипотезу, им предстоит определить, каким образом будет осуществляться сбор данных для дальнейшего их анализа и проверки гипотезы. В зависимости от характера гипотезы ученые могут составить план проведения эксперимента, брать интервью, наблюдать поведение людей в определенных ситуациях, изучать имеющиеся результаты и исторические свидетельства или использовать все эти процедуры в различных сочетаниях. Сбор данных. Анализ результатов. После того как исследователи получат в свое распоряжение необходимые данные, им предстоит проанализировать их для нахождения ответов на вопросы, заложенные в их исследовательский проект. Анализ предполагает поиск значимых связей между фактами, выяснившимися в ходе исследования. Выводы. После анализа данных исследователям предстоит сделать определенные выводы. Обычно они принимают, отвергают первоначальную гипотезу или вносят в нее какие-то изменения. Кроме того, ученые обычно стремятся связать полученные ими данные с другими данными и теориями.Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.139 (0.01 с.) |