Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросные методы в социологии.

Поиск

Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных, телевизионный экспресс опрос и иных опросов. 1. Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:
а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время;
б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

2 Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты. Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем. Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос, а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным. Только опытные социологи применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании

3. Прессовый опрос Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе. Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет,вероятность влияния на респондента других лиц. 4. Почтовый опрос Почтовый опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект. Достоинства метода - возможность: а) получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера, б) охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться, в) иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом, г) экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования). Недостатки:а) низкий возраст анкет, б) перекосы репрезентативности,в) неизбежность выбраковки,г) нарушение правила анонимности опроса, д) усиливающее искажение ответов. 5 Телефонный опрос Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.

6. Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос - редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. 7. Телевизионный экспресс – опрос Телевизионный экспресс - опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. 8. Экспертные опросы - специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в эмпирической социологии и все чаще используемый ею.

 

18. Метод интервью, его специфика. К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях и т.п. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с опрашиваемым, различают две основные формы опроса: интервьюирование и анкетирование. При анкетировании опрашиваемый самостоятельно читает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями. В тоже время влияние интервьюера на содержание получаемых данных значительно выше, чем у анкетера. Поэтому при исследовании интервью особое внимание уделяется учету влияния интервьюера, которое может быть как положительные, так и отрицательным в зависимости от предмета исследования, подготовки интервьюера, строгости отбора и проверки качества его работы. Специфика интервью состоит в том, что получаемая информация несет на себе следы общения интервьюера с опрашиваемым. Эта особенность интервью, по мнению многих исследователей, составляет его основной недостаток. Виды интервью. Стандартизированное (формализованное) интервью с закрытыми вопросами. Используется для опроса больших совокупностей людей (несколько сотен или тысяч) Это разновидность интервью сводит к минимуму возможных индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы со стороны, как респондента, так и интервьюера. Очень часто такой вид интервью включает также и открытые вопросы. В этом случае от интервьюера требуется точная, дословная запись ответов респондента. Направленное, фокусированное, глубинное интервью – следующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. План такого интервью предусматриваем только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Однако последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей опрашиваемого. Цель интервью - сфокусировать внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его следствиях и причинах. Свободное интервью предполагает предварительную разработку основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов,их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса. Применение технических средств при проведении опросов связанно с использованием вместо анкет, напечатанных на бумаге, тест анкеты считывается с экрана портативного компьютера. Это так называемая КАПИ методика. Английская аббревиатуры – компьютером ассистируемое персональное интервью. Телефонное интервью. Достоинства: оперативность опроса, низкая стоимость, возможность прямого контроля за работой интервьюера. Общение по телефону предъявляет свои специфические требования к построению вопросника и ситуации беседы. Интервью по телефону должно быть достаточно коротким. Вопросы должны быть более краткими и конкретными по сравнению с личными интервью или анкетированием. Не рекомендуется включать в формулировки вопросов длинные перечни ответов. Применение телефонного интервью в совокупности с компьютером получило название КАТИ(компьютером ассистируемое телефонное интервью) вопросы зачитываются с монитора компьютера, вводиться ответы на вопрос и появляется следующий вопрос. Существенным ограничением, связанным с применением телефонного интервью, оказался уровень телефонизации населенных пунктов. В настоящие время в России лишь Москве и СПб и несколько других городов, где уровень телефонизации квартир превысил 90 %, являются хорошей сферой применения этого метода.Особенности Интервьюирования связаны с наличием непосредственного вербального контакта интервьюера с респондентом: 1) этот метод сбора информации требует больше времени, финансовых затрат на привлечение к опросам и обучение интервьюеров; 2) но он обеспечивает, как правило, более надежную информацию, исключая неконтролируемую подмену намеченных респондентов как это может быть при анкетировании; более полное понимание ими вопросов и адекватные ответы; 3) вербальная информация дополняется визуальной поскольку опрашивающий одновременно является и наблюдателем; 4) интервьюер может устранить влияние третьих лиц на респондента.

21. Этапы социологического исследования. Социологическое исследование - это способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении. Оно состоит в систематизированном ряде шагов, направленных на обеспечение максимальной объективности в изучении проблемы. В идеальном варианте социологическое исследование следует подобной поэтапной процедуре, хотя на практике это не всегда представляется возможным.Социологическое исследование включает следующие взаимосвязанные этапы:. Выбор исследуемой проблемы. Диапазон вопросов, открытых для социальных исследований, столь же обширен, как и диапазон моделей человеческого поведения. Следовательно, необходимо найти проблему, заслуживающую внимания и поддающаяся исследованию с помощью научных методов. Обзор литературы. Просматривая литературу, исследователи узнают о другом исследовании, которое уже было завершено и дало толчок многим направлениям, что позволило избежать повторения работы, уже проделанной другими авторами. § Построение гипотезы. Завершив обзор литературы, исследователи обычно приходят к экспериментальному предположению, касающемуся взаимосвязи, которая, по их мнению, существует между двумя переменными. Они выстраивают эту взаимосвязь в форме гипотезы. При формулировке операциональных определений ученые облекают абстрактные идеи в формы, позволяющие осуществлять их оценку. Выбор программы исследований. После того как исследователи сформулировали свою рабочую гипотезу, им предстоит определить, каким образом будет осуществляться сбор данных для дальнейшего их анализа и проверки гипотезы. В зависимости от характера гипотезы ученые могут составить план проведения эксперимента, брать интервью, наблюдать поведение людей в определенных ситуациях, изучать имеющиеся результаты и исторические свидетельства или использовать все эти процедуры в различных сочетаниях. Сбор данных. Анализ результатов. После того как исследователи получат в свое распоряжение необходимые данные, им предстоит проанализировать их для нахождения ответов на вопросы, заложенные в их исследовательский проект. Анализ предполагает поиск значимых связей между фактами, выяснившимися в ходе исследования. Выводы. После анализа данных исследователям предстоит сделать определенные выводы. Обычно они принимают, отвергают первоначальную гипотезу или вносят в нее какие-то изменения. Кроме того, ученые обычно стремятся связать полученные ими данные с другими данными и теориями.Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.247 (0.008 с.)