Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рефлекс и его характеристика

Поиск

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию:

1. Методы исследования ЦНС.

2. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы. Строение и функциональные элементы нейрона.

3. Классификация нейронов.

4. Синапсы ЦНС: строение, классификация и функции.

5. Медиаторные механизмы передачи возбуждения в синапсах ЦНС.

6. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга.

7. Классификация рефлексов.

8. Параметры рефлекса и факторы их изменяющие. Время рефлекса. Сила рефлекторного ответа.

9. Закономерности и особенности распространения возбуждения в ЦНС (иррадиация, суммация, дивергенция, конвергенция, потенциация, реверберация и т. д.).

10. Интегративные свойства ЦНС.

11. Спинальный шок. Механизм развития.

12. Гематоэнцефалический барьер, его структура и функции.

13. Роль нейроглии в деятельности нервной системы.

14. Рассмотреть ситуационные задачи к разделу и ответить на вопросы.

 

Основная литература по изучаемой теме:

  1. Лекции.
  2. Учебник Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского и Г.Ф. Коротько, Т. 1. М.: Медицина. 1997, С. 109-114 и 134-146.
  3. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. М.: Высшая школа, 1987. 351 с.

Дополнительная литература:

  1. Физиология человека. Учебник / Под ред. Р.Шмидта и Г. Тевса. Т. 1 М.: Мир. 1996. 324 с.
  2. Физиология человека. Учебник (курс лекций) / Под ред. Н.А. Агаджаняна. СПб.: 1998.
  3. Начала физиологии. Учебник / Под ред. А.Д. Ноздрачева. Из-е 2-е. СПб.: Лань, 2002. 1088 с.
  4. Основы физиологии человека. Учебник / Под ред. Б.И. Ткаченко, СПб.: Межд. фонд истории науки. Т. 1. 1994.
  5. Физиология центральной нервной системы. Учебник / Смирнов В.М., Яковлев В.Н., Правдивцев В.А. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 368 с.
  6. Триумфов А.В. «Топическая диагностика заболеваний нервной системы». М.: МЕДпресс-информ, 2003. 304 с.
  7. Нормальная физиология. Учебные модули для самостоятельной работы студентов / Под ред. В.Н. Яковлева – Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001. 625 с.

 

Самостоятельная работа: «Принципы функционирования ЦНС»

В ЦНС имеются два основных типа клеток: _____________________________________

Функциональной единицей нервной системы является ___________________________

 

Структура нейрона

Рис. 1. Строение нейрона

Обозначьте структурно-функциональные элементы нейрона и опишите их функциональное предназначение.

1. ____________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________________

 

Классификация нейронов

I. По количеству отростков, выходящих из сомы, нейроны подразделяются на:

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________

 

II. По функции нейроны подразделяются на:

1. ____________________________________

2. ____________________________________

3. ____________________________________

 

Передача возбуждения с одной нервной клетки на другую (или на эффекторную клетку) осуществляется с помощью синапсов.

Синапс – это ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Синапсы в ЦНС можно классифицировать по:

1. способу передачи сигнала: а) ___________________________________________________

б) ________________________________________ в) __________________________________

2. характеру действия: а) _________________________ б) _____________________________

3. месту контактов синапсов: а) ___________________________________________________

б)_____________________________________________________________________________

 

 

Нарисуйте схему химического синапса ЦНС

Обозначьте три обязательных элемента строения синапса:

1. ______________________________

2. ______________________________

3. ______________________________

 

 

 

Процесс синаптической передачи

Пресинаптическое окончание Синаптическая щель Постсинаптическая мембрана
Изменение поляризации мембраны – ______________ Открытие _________каналов __________ионов _________ Активация движения ______ ________________________ Выделение______________ путем __________________ _____________________ _____________________ Взаимодействие медиатора с ______________________ Открытие ___________-чувствительных ионных каналов Вход ионов _______или выход ионов__________ Изменение поляризации мембраны – генерация ______________потенциала

 

При действии возбуждающего медиатора на постсинаптической мембране повышается проницаемость для ионов ________ или _________, что приводит к ________поляризации мембраны и генерации ____________________ постсинаптического потенциала.

При действии тормозного медиатора на постсинаптической мембране повышается проницаемость для ионов ________ или _________, что приводит к _________поляризации и генерации __________________ постсинаптического потенциала.

 

Нарисуйте

 

ВПСП ТПСП

 

Перечислите физиологические свойства химических синапсов (неправильное зачеркнуть):

· Возбуждение через синапс проводится в одном направлении / в двух направлениях

· Передача возбуждения через синапс осуществляется медленно / быстро, что определяет ___________________ задержку.

· Передача возбуждения осуществляется с помощью специальных химических веществ _________________________________________________________________.

· В синапсах ритм возбуждения изменяется / не изменяется, это явление называется ____________________________ ритма возбуждения.

· Синапсы обладают лабильностью – низкой / высокой.

· Синапсы обладают утомляемостью – высокой / низкой.

· Синапсы обладают чувствительностью к химическим веществам – высокой / низкой.

 

В 1980-е годы в ЦНС обнаружен медиатор – оксид азота II (NO). NO выделяется из NO–ергических нервов. Оксид азота II является универсальным медиатором, который влияет на импульсную активность нейронов, модулирует синтез и секрецию других нейромедиаторов, регулирует синаптическую потенциацию, участвует в механизмах интеграции ЦНС.

 

Основным механизмом деятельности центральной нервной системы служит __________________________ принцип регуляции функций организма.

Рефлекс – это _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

Структурной основой рефлекса является ___________________________________________

Классификация рефлексов:

1. По расположению рецепторов __________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. По уровню замыкания в ЦНС ___________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. По количеству синапсов в рефлекторной дуге _____________________________________

______________________________________________________________________________

4. По модальности стимула _______________________________________________________

______________________________________________________________________________

5. По биологическому значению ___________________________________________________

______________________________________________________________________________

6. По происхождению ____________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.006 с.)