Нервная регуляция физиологических функций (ЦНС и ВНС) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нервная регуляция физиологических функций (ЦНС и ВНС)



Нервная регуляция физиологических функций (ЦНС и ВНС)

Дата ____________

Тема 2.1. Функции ЦНС. Передача возбуждения в ЦНС.

Рефлекс и его характеристика

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию:

1. Методы исследования ЦНС.

2. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы. Строение и функциональные элементы нейрона.

3. Классификация нейронов.

4. Синапсы ЦНС: строение, классификация и функции.

5. Медиаторные механизмы передачи возбуждения в синапсах ЦНС.

6. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга.

7. Классификация рефлексов.

8. Параметры рефлекса и факторы их изменяющие. Время рефлекса. Сила рефлекторного ответа.

9. Закономерности и особенности распространения возбуждения в ЦНС (иррадиация, суммация, дивергенция, конвергенция, потенциация, реверберация и т. д.).

10. Интегративные свойства ЦНС.

11. Спинальный шок. Механизм развития.

12. Гематоэнцефалический барьер, его структура и функции.

13. Роль нейроглии в деятельности нервной системы.

14. Рассмотреть ситуационные задачи к разделу и ответить на вопросы.

 

Основная литература по изучаемой теме:

  1. Лекции.
  2. Учебник Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского и Г.Ф. Коротько, Т. 1. М.: Медицина. 1997, С. 109-114 и 134-146.
  3. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. М.: Высшая школа, 1987. 351 с.

Дополнительная литература:

  1. Физиология человека. Учебник / Под ред. Р.Шмидта и Г. Тевса. Т. 1 М.: Мир. 1996. 324 с.
  2. Физиология человека. Учебник (курс лекций) / Под ред. Н.А. Агаджаняна. СПб.: 1998.
  3. Начала физиологии. Учебник / Под ред. А.Д. Ноздрачева. Из-е 2-е. СПб.: Лань, 2002. 1088 с.
  4. Основы физиологии человека. Учебник / Под ред. Б.И. Ткаченко, СПб.: Межд. фонд истории науки. Т. 1. 1994.
  5. Физиология центральной нервной системы. Учебник / Смирнов В.М., Яковлев В.Н., Правдивцев В.А. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 368 с.
  6. Триумфов А.В. «Топическая диагностика заболеваний нервной системы». М.: МЕДпресс-информ, 2003. 304 с.
  7. Нормальная физиология. Учебные модули для самостоятельной работы студентов / Под ред. В.Н. Яковлева – Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001. 625 с.

 

Самостоятельная работа: «Принципы функционирования ЦНС»

В ЦНС имеются два основных типа клеток: _____________________________________

Функциональной единицей нервной системы является ___________________________

 

Структура нейрона

Рис. 1. Строение нейрона

Обозначьте структурно-функциональные элементы нейрона и опишите их функциональное предназначение.

1. ____________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________________

 

Классификация нейронов

I. По количеству отростков, выходящих из сомы, нейроны подразделяются на:

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________

 

II. По функции нейроны подразделяются на:

1. ____________________________________

2. ____________________________________

3. ____________________________________

 

Передача возбуждения с одной нервной клетки на другую (или на эффекторную клетку) осуществляется с помощью синапсов.

Синапс – это ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Синапсы в ЦНС можно классифицировать по:

1. способу передачи сигнала: а) ___________________________________________________

б) ________________________________________ в) __________________________________

2. характеру действия: а) _________________________ б) _____________________________

3. месту контактов синапсов: а) ___________________________________________________

б)_____________________________________________________________________________

 

 

Нарисуйте схему химического синапса ЦНС

Обозначьте три обязательных элемента строения синапса:

1. ______________________________

2. ______________________________

3. ______________________________

 

 

 

Процесс синаптической передачи

Пресинаптическое окончание Синаптическая щель Постсинаптическая мембрана
Изменение поляризации мембраны – ______________ Открытие _________каналов __________ионов _________ Активация движения ______ ________________________ Выделение______________ путем __________________ _____________________ _____________________ Взаимодействие медиатора с ______________________ Открытие ___________-чувствительных ионных каналов Вход ионов _______или выход ионов__________ Изменение поляризации мембраны – генерация ______________потенциала

 

При действии возбуждающего медиатора на постсинаптической мембране повышается проницаемость для ионов ________ или _________, что приводит к ________поляризации мембраны и генерации ____________________ постсинаптического потенциала.

При действии тормозного медиатора на постсинаптической мембране повышается проницаемость для ионов ________ или _________, что приводит к _________поляризации и генерации __________________ постсинаптического потенциала.

 

Нарисуйте

 

ВПСП ТПСП

 

Перечислите физиологические свойства химических синапсов (неправильное зачеркнуть):

· Возбуждение через синапс проводится в одном направлении / в двух направлениях

· Передача возбуждения через синапс осуществляется медленно / быстро, что определяет ___________________ задержку.

· Передача возбуждения осуществляется с помощью специальных химических веществ _________________________________________________________________.

· В синапсах ритм возбуждения изменяется / не изменяется, это явление называется ____________________________ ритма возбуждения.

· Синапсы обладают лабильностью – низкой / высокой.

· Синапсы обладают утомляемостью – высокой / низкой.

· Синапсы обладают чувствительностью к химическим веществам – высокой / низкой.

 

В 1980-е годы в ЦНС обнаружен медиатор – оксид азота II (NO). NO выделяется из NO–ергических нервов. Оксид азота II является универсальным медиатором, который влияет на импульсную активность нейронов, модулирует синтез и секрецию других нейромедиаторов, регулирует синаптическую потенциацию, участвует в механизмах интеграции ЦНС.

 

Основным механизмом деятельности центральной нервной системы служит __________________________ принцип регуляции функций организма.

Рефлекс – это _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

Структурной основой рефлекса является ___________________________________________

Классификация рефлексов:

1. По расположению рецепторов __________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. По уровню замыкания в ЦНС ___________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. По количеству синапсов в рефлекторной дуге _____________________________________

______________________________________________________________________________

4. По модальности стимула _______________________________________________________

______________________________________________________________________________

5. По биологическому значению ___________________________________________________

______________________________________________________________________________

6. По происхождению ____________________________________________________________

Самостоятельная работа: «Характеристика распространения возбуждения в ЦНС»

 

Нервный центр – это ______________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

Перечислите основные свойства нервных центров:

1. ____________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________________

6. ____________________________________________________________________________

7. ____________________________________________________________________________

8. ____________________________________________________________________________

9. ____________________________________________________________________________

10.____________________________________________________________________________

11.____________________________________________________________________________

 

Пользуясь учебником и дополнительной литературой, сформулируйте основные представления о гематоэнцефалическом барьере (ГЭБ):

1. ____________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________________

 

ГЭБ регулирует проникновение из крови в мозг:
1. ____________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________________
ГЭБ препятствует поступлению в мозг:
1. ____________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________________
Ведущим компонентом морфологического субстрата ГЭБ является: ____________________
______________________________________________________________________________.
Опишите два механизма проникновения веществ из крови в мозг:

1. ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

 

Задание для самостоятельной работы

Рецептивным полем рефлекса называется _____________________________________

_________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 2.1.1

Рецептивное поле рефлекса

Цель работы: Наблюдать рефлекторные реакции лягушки при раздражении соответствующих рецептивных полей.

Ход работы:

Вызвать в эксперименте на лягушке следующие рефлексы:

  1. Роговичный (мигательный) рефлекс. Прикоснитесь ваткой или мягкой бумагой к роговице глаза лягушки и наблюдайте рефлекс.
  2. Квакательный рефлекс. Сожмите пальцами боковые поверхности тела самца лягушки и отметьте квакательный рефлекторный ответ.
  3. Обхватывательный рефлекс. Надавите на мозоли передних лапок самца лягушки или на область грудины и наблюдайте рефлекс обхватывания.

Убедитесь, что наблюдаемые рефлексы нельзя получить с других рецептивных полей.

Полученные результаты:

 

Рефлекс Рецептивное поле рефлекса Характер рефлекторного ответа
Роговичный      
Квакательный      
Обхватывательный      

 

Выводы:

1. Наблюдаемые рефлексы возникают при раздражении _______________рецепторов.

2. Каждый наблюдаемый рефлекс имеет ___________________________рецептивное поле, при раздражении других рецептивных полей ________________получить данный рефлекс.

3. Различные рефлексы имеют __________________ рецептивные поля.

 

Спинальный шок – это ______________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

Лабораторная работа № 2.1.2

Спинальный шок

Цель работы: Определение длительности спинального шока у лягушки.

Ход работы:

  1. Декапитируйте лягушку, для чего с помощью ножниц удалите верхнюю челюсть у лягушки по линии, соединяющей задние края глазниц.
  2. Спинальный препарат лягушки укрепите за нижнюю челюсть на штативе.
  3. Сразу же после этого и затем через каждые 30 с определяйте время сгибательного рефлекса, сжимая голень задней лапки пинцетом.

Анализ рефлекторной дуги

Цель работы: Экспериментально доказать, что нарушение целостности любого звена рефлекторной дуги приводит к исчезновению рефлексов.

Ход работы:

  1. Сожмите пинцетом кожу голени спинальной лягушки и наблюдайте рефлекторную реакцию сгибания лапки.
  2. Снимите кожу с голени и снова раздражайте пинцетом голень лапки.
  3. Перережьте седалищный нерв на задней поверхности бедра другой лапки. Сожмите пинцетом голень этой конечности. Отметьте, есть ли в данном случае рефлекторный ответ.
  4. Разрушьте спинной мозг.

Результаты:

 

Локализация повреждения Наличие сгибательного рефлекса
   
   
   
   

Выводы:

1. Нарисуйте рефлекторную дугу сгибательного рефлекса.

 

2. Опишите функциональное значение следующих элементов рефлекторной дуги:

Рецепторы _______________________________________________________________

Афферентные и эфферентные нервы ________________________________________

Центральная часть ________________________________________________________

3. Для осуществления рефлекса необходима ________________________ всех элементов рефлекторной дуги.

 

 

Подпись преподавателя ____________________

 

 

Тема 2.2. Торможение в центральной нервной системе.

Электроэнцефалография

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию:

1. Торможение в ЦНС, история его открытия и изучения.

2. Постсинаптическое торможение, его механизмы и физиологическое значение.

3. Тормозные медиаторы. Механизмы их действия на постсинаптическую мембрану нейронов ЦНС.

4. Пресинаптическое торможение, его механизмы и физиологическое значение.

5. Торможение, не связанное с функцией тормозных синапсов. Его виды, механизмы и физиологическое значение.

6. Общие принципы координационной деятельности ЦНС (реципрокность, обратная связь, доминанта, общий конечный путь и др.).

7. Методы исследования функций ЦНС.

8. Краткая характеристика способов регистрации электрических потенциалов головного мозга (ЭКоГ, ВП).

9. Электроэнцефалография (ЭЭГ). Стандартные отведения. Основные ритмы ЭЭГ человека.

10. Оценка функционального состояния мозга человека с помощью ЭЭГ (бодрствование, сон, наркоз).

11. Рассмотреть ситуационные задачи к разделу и ответить на вопросы.

 

Обратите внимание! Обсуждение большинства рекомендуемых вопросов требует обязательного использования схем, как в виде таблиц, так и рисунков на доске. Материал в учебниках представлен явно недостаточно. Абсолютно необходимо использование лекционного материала.

В данном разделе должна быть выполнена самостоятельная работа «Рефлекторная деятельность ЦНС». Заполните таблицу, представленную на 50-й странице, дав краткие сведения об основных рефлекторных дугах клинически важных рефлексов. Информация в таблице должна быть краткой и четкой.

 

Основная литература по изучаемой теме:

  1. Лекции.
  2. Физиология человека. Учебник / Под ред. В.М.Покровского и Г.Ф. Коротько., Т.1. М.: Медицина. 1997, С. 115-117 и 187-189.
  3. Физиология человека. Учебник (курс лекций) / Под ред. Н.А. Агаджаняна и др.). СПб.: СОТИС. 1998. С. 44-45.
  4. Атлас по нормальной физиологии / под ред. Н.А. Агаджаняна. М.: Высшая школа, 1987. 351 с.

 

Самостоятельная работа:

«Центральное торможение и координационная деятельность ЦНС»

 

В центральной нервной системе постоянно функционируют два основных, взаимосвязанных процесса ___________________ и __________________.

 

Торможение в ЦНС – это ________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Явление центрального торможения было открыто русским физиологом _________________.

Его опыт заключался в следующем ________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Торможение в ЦНС можно классифицировать на:

Первичное торможение: __________________________

1)_______________________________________________

2)_______________________________________________

3)_______________________________________________

4)_______________________________________________

Вторичное торможение:

1)_______________________________________________

2)_______________________________________________

 

ТОРМОЖЕНИЕ В ЦНС

Нарисуйте схему синаптической передачи:

       
 
Постсинаптическое торможение
 
Пресинаптическое торможение


 

 

К тормозным медиаторам относятся:_______________________________________________

Опишите механизм постсинаптического торможения:

В пресинаптическом окончании тормозного нейрона выделяется _______________________ медиатор, он взаимодействует с _______________________на _________________________ мембране другого нейрона. В результате открываются _____________________каналы для ионов _______________, что вызывает на __________________________________________ мембране другого нейрона ____________________________________________потенциал.

 

Роль торможения в ЦНС: ________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Задание для самостоятельной работы

Лабораторная работа № 2.2.1

Лабораторная работа № 2.2.3

Самостоятельная работа «Методы исследования функций ЦНС»

Дать краткую характеристику способов регистрации электрических потенциалов головного мозга человека (учебник под ред. Покровского В.М. и Коротько Г.Ф., С. 187-188):

Электрокортикограмма – это ______________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Вызванные потенциалы – это _____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Электроэнцефалограмма – это ___________________________________________________

______________________________________________________________________________

Назвать два способа регистрации отведений ЭЭГ

1._____________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________

 

Лабораторная работа № 2.2.4

Рис. 2. Способы отведения ЭЭГ

А – биполярный (I, IV – лобные отведения; II, V – височные отведения; III, VI – теменно-затылочные отведения). Б – униполярный (референтный электрод находится на мочке уха; I, IV – лобные отведения; II, V – височные отведения; III, VI – затылочные отведения)

Результаты исследования:


Вклейте запись фоновой ЭЭГ и назовите основные ритмы в лобных и затылочных отведениях ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

 

Рис. 3. Затылочная ЭЭГ

На рис. 3:

1. Отметьте начало и конец светового или звукового раздражения.

2. Назовите основной ритм ЭЭГ до и после раздражения _____________________________;

3. Как называется реакция ЭЭГ на раздражение? ____________________________________.

Рис. 4. ЭЭГ взрослого бодрствующего человека с закрытыми глазами.

О – затылочные отведения, d – справа, s – слева, Р – теменные отведения, С – центральные отведения, F – лобные отведения, Т – височные отведения.

Назовите ритм, доминирующий на ЭЭГ в затылочных, теменных и центральных отведениях _________________________________________.

Отметьте:

1. Этот ритм регулярен или не регулярен?

2. В каких отведениях он выражен по амплитуде лучше всего? _________________________.

3. Назовите и обозначьте на рисунке ЭЭГ-реакцию на вспышку света:___________________.

Дата ____________

Тема 2.3. Роль отделов ЦНС в регуляции

Спинальные рефлексы

  1. Миотатические:

1.1 Рефлекс растяжения

1.2 Сухожильные рефлексы

Нарисуйте рефлекс растяжения, обозначьте и назовите пять звеньев рефлекторной дуги


1. _________________

2. _________________

3. _________________

4. _________________

5. _________________

 

  1. Кожно-мышечные:

2.1 Сгибательный

2.2 Разгибательный (подошвенный)

2.3 Брюшные рефлексы

2.4 Кремастерный

2.5 Анальный:

Нарисуйте сгибательный рефлекс, обозначьте и назовите пять звеньев рефлекторной дуги

 
 


1. __________________

2. __________________

3. __________________

4. __________________

5. __________________

 

 

  1. Висцеромоторные
  2. Ритмические

 

Сухожильные рефлексы человека

В скелетных мышцах человека имеются проприорецепторы. Они раздражаются при увеличении длины мышц и обеспечивают обратную связь между мышцами и нервными центрами. Раздражение этих рецепторов вызывает коленный и другие сухожильные рефлексы. При ударе неврологическим молоточком по сухожилию мышца растягивается в длину, вследствие чего возбуждение от них по афферентным волокнам поступает непосредственно на ______ -мотонейрон той же (растягиваемой) мышцы. Разряд ______-мотонейронов вызывает короткое сокращение мышцы.

Сухожильные рефлексы имеют большое клиническое значение. Сухожильный рефлекс у здорового человека обычно вызывается легко. Рефлекторная дуга коленного рефлекса начинается в указанных рецепторах, проходит по n. femoralis, продолжается через передние и задние корешки L2-L4 сегментов спинного мозга. При заболеваниях центральной нервной системы коленный рефлекс может быть:

1. Ослаблен (отсутствовать) при поражении любого звена рефлекторной дуги (рецепторов, периферических нервов или сегментарного аппарата уровня L2-L4).

2. Усилен из-за «освобождения» сегментарного аппарата от тормозных влияний коры большого мозга. Усиление коленного рефлекса может быть вызвано также функциональными нарушениями ЦНС, например – неврозом, интоксикациях.

3. Неравномерен (асимметричен) из-за односторонних поражений в ЦНС.

 

Задание для самостоятельной работы

Лабораторная работа № 2.3.1

Самостоятельная работа: «Роль ствола мозга в регуляции движений»

Продолговатый мозг и варолиев мост

Через продолговатый мозг проходят афферентные пути от рецепторов:

В продолговатом мозге находятся ядра черепно-мозговых нервов, в составе которых идут двигательные волокна к поперечно-полосатым (скелетным) мышцам головы:

ХI и ХII пары – к мускулатуре языка и мышцам, осуществляющим движение головы

IX и X пары – к мышцам глотки и гортани.

 

В варолиевом мосту находятся ядра черепно-мозговых нервов, в составе которых идут двигательные волокна к поперечно-полосатым (скелетным) мышцам:

VII пара – к мимической мускулатуре лица

VI пара – к наружной прямой мышце глаза

V пара – к жевательным мышцам

При поражении ядра, корешка или нерва развивается периферический или атрофический паралич иннервируемых мышц.

Паралич это отсутствие движений в определенных группах поперечно-полосатых мышц. Парез это неполная утрата движений (уменьшение их силы и объема).

 

Средний мозг

В среднем мозге находятся ядра черепно-мозговых нервов, в составе которых проходят двигательные волокна к поперечно-полосатым мышцам в области головы:

- ядро блокового нерва (IV пара) – к верхней косой мышце глаза;

- ядро глазодвигательного нерва (III пара) – к верхней, нижней и внутренней косой мышце глаза, мышце поднимающей веко.

Значение красных ядер: _________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Децеребрационная ригидность – это _______________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Значение черной субстанции:_____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Черная субстанция синтезирует медиатор _________________________, который с помощью аксонального транспорта доставляется к ________________________ ганглиям головного мозга, нарушение транспорта этого медиатора приводит к нарушению ______________ _________________ тонуса мышц конечностей.

Верхние бугры четверохолмия – это первичные подкорковые центры ____________________

сенсорной системы.

Нижние бугры четверохолмия – это первичные подкорковые центры ____________________

сенсорной системы.

Четверохолмие обеспечивает у человека и животных _________________________________ рефлексы.

 

Двигательные центры ствола головного мозга обеспечивают супраспинальную регуляцию мышечного тонуса и активных движений. Продолговатый мозг и средний мозг участвуют в регуляции поддержания позы и выпрямительных рефлексов животных и человека, а также в осуществлении произвольных движений мышц лица, глотки, гортани.

 

Рис. 6. Схема регуляции тонических рефлексов человека:

(+) части мозга, посылающие облегчающие нисходящие влияния на мотонейроны спинного мозга

(–) части мозга, посылающие тормозящие нисходящие влияния на мотонейроны спинного мозга

 

афферентные пути,

эфферентные пути

 

Задание для самостоятельной работы

Лабораторная работа № 2.3.2

Рис. 7. Позно-тонические рефлексы с рецепторов мышц шеи и лабиринта

(влияние на тонус мышц конечностей)

 

Позно-тонические рефлексы с рецепторов кожи туловища и лабиринтов (влияние на положение головы) (рис. 8).

1. Положите животное, на бок, придерживая голову в этом положении. Отпустите голову – она сейчас же __________________________________________________________________

 

Рис. 8. Позно-тонические рефлексы с рецепторов кожи туловища и лабиринтов

(влияние на положение головы)

Наблюдения статокинетических рефлексов (рис. 9)

1. Поместите животное на поднос.

2. Медленно поднимите поднос кверху, а затем резко опустите вниз. Обратите внимание на положение конечностей: при резком опускании – конечности ______________________, при прекращении движения – принимают исходное полусогнутое положение.

3. Медленно опустите поднос, а затем резко поднимите его вверх. Обратите внимание на положение конечностей: при подъеме вверх они ___________________________________.

Рис. 9. Статокинетические рефлексы

Выводы:

1. На какие группы делятся статические рефлексы? ________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Раздражение каких рецепторов вызывает статические рефлексы? _________________

______________________________________________________________________________

3. Статокинетические направлены на ____________________________________________

______________________________________________________________________________

4. Раздражение каких рецепторов вызывает статокинетические рефлексы? __________

______________________________________________________________________________

5. Как называются движения глазных яблок, возникающие при вращательных движениях головы? _______________________________________________________________________

 

 

Пользуясь учебником под ред. Покровского В.М. и Коротько Г.Ф. (С. 154-156), лекциями и дополнительной литературой сформулируйте двигательную функцию ретикулярной формации: ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

1. Ретикулярная формация (РФ) располагается в срединной части ствола мозга и состоит из большого, малого (неправильное зачеркнуть) количества нервных клеток, которые связаны, не связаны (неправильное зачеркнуть) друг с другом и образуют сеть нейронов.

2. РФ связана также со структурами ЦНС:

1.________________________________________

2.________________________________________

3.________________________________________

4.________________________________________

5.________________________________________

6.________________________________________

7.________________________________________

3. Влияние РФ на эти структуры носит _______________________________ характер и дает основание считать РФ ___________________________________________системой.

4. РФ ствола оказывает на кору больших полушарий восходящие активирующие влияния и повышает, понижает (неправильное зачеркнуть) ее тонус без изменения, с изменением (неправильное зачеркнуть) специфических ответов на адекватные раздражители.

5. Нисходящие влияния РФ ствола на мотонейроны спинного мозга складывается из _________________________ и __________________________ спинальных рефлексов.

 

Рис. 10

Обозначьте отделы мозга и связи между ними, указанные на схеме цифрами:

1. ______________________________________________________

2. ______________________________________________________

3. ______________________________________________________

4. ______________________________________________________

 

Мозжечок

Основные функции мозжечка:

Рис. 11. Схема эфферентных связей и управление равновесием, координацией движений и тонусом мышц человека под контролем мозжечка

 

Задание для самостоятельной работы

Лабораторная работа № 2.3.3

Ход работы:

Определите некоторые мозжечковые рефлексы у человека, используемые в клинике:

1. Определение статической атаксии (исследование равновесия в покое) – поза Ромберга.

Испытуемому предлагают встать, сдвинуть стопы так, чтобы носки соприкасались, закрыть глаза, вытянуть вперед руки. Обычно испытуемый сохраняет вертикальное положение. При поражении червя мозжечка наблюдается атаксия туловища – пошатывание, падение в стороны, нередко назад.

 

2. Определение динамической атаксии (нарушение координации движений):

2.1. Пальце-носовая проба: Испытуемому предлагают с открытыми, а затем с закрытыми глазами коснуться указательным пальцем одной, а затем другой руки кончика носа. При приближении пальца к носу в руке появляются неточные, избыточные движения – гиперметрия и возникает интенционное дрожание, усиливающееся по мере приближения к носу. Это симптомы поражения мозжечка.

2.2. Пяточно-коленная проба: Испытуемому предлагают с открытыми, а затем с закрытыми глазами в положении лежа достать пяткой одной ноги колено другой, а затем провести ею по передней поверхности голени до голеностопного сустава и обратно вверх до колена. На стороне пораженного полушария мозжечка наблюдается промахи из-за избыточного по объему движения (гиперметрия) и соскакивание пятки с колена и голени то в одну то в другую стороны.

 

Результаты: 1. Поза Ромберга: а) имеется / не имеется неустойчивость, пошатывание, усиливающиеся при закрывании глаз; б) имеются / не имеются непроизвольные спонтанные движения пальцев рук.

2. Пальце-носовая и пяточно-коленная проба:

Наблюдались / не наблюдались неправильные, неточные движения.

3. Проведенные пробы соответствуют / не соответствуют норме.

Выводы:

1. При проведении функциональных проб поражения мозжечка наблюдались/не наблюдались.

2. При нарушении регуляторных функций мозжечка наблюдаются двигательные расстройства:

атония – это ________________________________________________________________

астения – это _______________________________________________________________

атаксия – это _______________________________________________________________

адиадохокинез – это __________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Локализуйте очаг поражения мозжечка в случае, если у испытуемого наблюдается статическая атаксия туловища ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Локализуйте поражение, если у больного обнаружены промахи слева при пальце- носовой и пяточно-коленной пробах? ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Самостоятельная работа:

«Роль коры больших полушарий и базальных ганглиев в регуляции движений»

Базальные ганглии

К базальным ганглиям относятся:

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

 

Стрио-паллидарная система – составная часть экстрапирамидных систем, начинающихся от коры головного мозга и связанных с рядом подкорковых и стволовых образований. Импульсы от стрио-паллидарной системы по нисходящим проводникам (руброспинальный, вестибулоспинальный, тектоспинальный, ретикулоспинальный тракт) поступают к мотонейронам спинного мозга, иннервирующим скелетные мышцы.

 

Эта система – рецепторы (на периферии) – таламус – стрио-паллидарная система – центробежные экстрапирамидные пути – мотонейроны – мышца – позволяет осуществить:

1. рефлекторную деятельность, касающуюся автоматизированных, сложных движений

2. регуляцию мышечного тонуса, т.е. готовность к перераспределению тонуса мускулатуры при движении

Экстрапирамидные нарушения проявляются изменениями мышечного тонуса (ригидность или гипотония), изменением двигательной активности (гипокинезы или гиперкинезы).

 

Кора больших полушарий

Двигательная зона коры находится в __________________________ извилине в тесной структурно-функциональной связи с первичной корковой зоной проприоцептивного анализатора.

Двигательная активность человека является результатом деятельности всей нервной системы. Различают произвольные целенаправленные движения и непроизвольные. Произвольные движения осуществляются с участием коры больших полушарий и контролируются пирамидной системой. Непроизвольные движения построены по типу простых и сложных рефлексов и контролируются экстрапирамидной системой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.221 (0.307 с.)