Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 22 Использование социальной информации в деятельности органов управления

Поиск

Социальная информация – сово­купность сведений, объективно необходимых для устойчивого функционирования социального организма.Информация социальная является комплексом знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества, о свя­зи реальной деятельности людей с развитием их сознания и обратном воздействии обществ, соз­нания на общественную практику.

Исходный пункт любого управленческого процесса (главным среди которых является выработка и принятие управленческого решения, а также его исполнение) - получение и обработка информации. Управление - это функция любой организованной системы, направленная на сохранение ее качественной определенности, на поддержание динамического равновесия со средой и на ее развитие. Управление есть своеобразный отклик на всю сумму информационных взаимодействий системы, направленный на придание ей такого поведения и состояния, такой структурной организации и тенденции развития, которые соответствовали бы всей накопленной этой системой информации и учитывали бы ее объективные потребности. Оно ориентировано не только на информационное прошлое системы, но на ее будущее.

Способы включения социологической информации в практику управленческой деятельности:

Первый, достаточно традиционный, – сотрудничество органов управления с авторитетными научно-исследовательскими организациями в соответствии с принципом «заказчик-исполнитель». Достоинство этой формы обеспечения управленцев социологической информацией – высокое качество используемого инструментально-методического аппарата, профессионализм исполнителей, что, как предполагается, должно обеспечить достоверность получаемых данных и, следовательно, правильность содержательных выводов и рекомендаций. Однако далеко не всегда приглашаемые профессионалы способны разобраться во всех сложностях и нюансах проблемных ситуаций, что может весьма негативно отразиться на номенклатуре исследуемых и привлекаемых к анализу переменных. Таким образом, «независимость» и «объективность» внешних социологических структур, рассматриваемые как их главные достоинства, могут обернуться большим недостатком.

Второй способ – проведение социологических исследований собственными силами. По сравнению с первым у этого способа достоинства и недостатки зеркально противоположны.

Таким образом, достаточно очевидно, что наиболее оптимальным оказывается третий способсмешанный, когда коллектив исследователей состоит из представителей заказчика и исполнителя. При этом предполагается, что представители заказчика имеют определённые навыки проведения социологических исследований и им не чужд тот концептуальный и методический арсенал, который при этом используется.

В настоящее время ещё проводятся широкомасштабные социологические исследования в немногих сохранившихся академических институтах (Институт социологии РАН, Институт социально-психологических исследований РАН), функционируют социологические центры российского уровня (ВЦИОМ, ФОМ)

Можно выделить три основных режима функционирования социологической информации: мониторинг, аналитико-прогнозные исследования, экспресс-исследования.

· Мониторинг – такой метод организации социологических исследований, при котором номенклатура параметров, которая закладывается в методический инструментарий, состоит из двух частей. Первая (основная) представляет собой постоянный блок исследуемых параметров (вопросов анкеты и соответствующих им шкал). По объёму она может достигать до 80-90% всей номенклатуры параметров. Данный блок параметров должен отражать сущностные характеристики системы социального управления (например, уровень корпоративной сплочённости, протестных настроений, социальный климат, характер межличностных взаимоотношений и т. п.). Его назначение – обеспечение информационной базы для определения состояния и динамики основных параметров системы социального управления, прогнозирования характера их изменения.

Вторая часть названной номенклатуры параметров (переменная) призвана выявлять, осуществлять зондаж возможных «слабых мест» в системе социального управления, возможные реакции на планируемые действия руководства.

Мониторинг проводится строго периодически через равные интервалы времени (помесячно, поквартально и т.п.). Это одно из важнейших условий обеспечения строгости сравнимости получаемых динамических рядов.

· Аналитико-прогнозные исследования представляют собой основное звено полномасштабного исследовательского проекта и проводятся, как правило, в целях расширения информационной базы для разработки стратегических программ развития организации, возможностей диверсификации её деятельности и т. п. С помощью исследований этого типа оказывается возможным выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей, формулировка достаточно обоснованных выходов на социально-технологические рекомендации и методики. Их проведение требует тщательной подготовки довольно сложного инструментария и привлечения квалифицированных специалистов.

Экспресс-исследования имеют ситуативный характер. Предназначены для оперативного анализа конкретной обстановки в организации, выяснения характера возможных реакций персонала на принятие неизбежных (как правило, «непопулярных», форс-мажорных) решений.

Билет № 23.Взаимосвязь социологии управления с общей теорией управления и управленческими дисциплинами

Социология управления изучает сферу управленческих отношений в любом обществе и в любую историческую эпоху. Эти отношения включают наряду с социальными, также и юридические, финансовые, нравственные и другие типы отношений, поэтому социология управления сужает исследовательское поле, ограничивая его изучением только социального аспекта управленческих отношений. Социология управления как специальная социологическая теория (наука) имеет более узкую сферу применения по сравнению с общесоциологической теорией, но в то же время совмещает социологические проблемы с управленческими.

Общая социология изучает наиболее общие законы и движущие силы общественного развития, являясь общей теорией исторического процесса, она исследует те стороны и законы общественной жизни, которые являются общими для различных общественных явлений и для разных этапов развития общества. Социология является наиболее общим методом познания конкретной истории и различных общественных явлений, в том числе управленческих. Социология управления берет на вооружение методологию изучения общества, личности и социальных групп, выработанную общей социологией, и применяет полученный материал в анализе управленческой деятельности.

Теория управления изучает наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных общностей, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок. Она исследует модели деятельности социальных общностей, чтобы выработать для них необходимые управленческие технологии. Цель теории управления - исследование социальных механизмов управленческого воздействия на общество в целом и его отдельные сферы. В центре социолого-управленческого анализа находится влияние социальной деятельности, социальных групп и социальных общностей на характер общественного сознания и поведения людей, поэтому социология управления разрабатывает концепции управленческого процесса как особого вида социального взаимодействия, определяемого особенностями социальной организации и социальной информации. Социологический подход предполагает рассмотрение управления как социального института, который функционирует в определенном социокультурном пространстве. Научное управление обществом - прежде всего процесс приведения субъективной деятельности людей в соответствие с объективными потребностями общественного развития.

Очень близкими науками по предмету исследования являются социология управления и менеджмент, иногда их даже отождествляют, так как в дословном переводе менеджмент обозначает управление. Менеджмент и управление различаются как управленческо-культурные явления. Менеджмент - это инструмент коммерческого управления в рыночном обществе, он базируется на обществознании, науках о человеке, финансах и менеджменте. Первые школы менеджмента возникли в США во второй половине ХХ столетия. Управление - это универсально-историческое явление, существующее как в рыночном, так и в нерыночном обществе. С социологической точки зрения оно представляет собой иерархическую систему отношений, основанную на различии статусов, должностей, дохода, сферы властных полномочий. Нерыночное управление существует уже несколько десятков тысяч лет, а рыночное общество западного типа появилось менее трехсот лет назад. В качестве науки, пересекающейся с предметной сферой социологии управления, рассматривается социальный менеджмент, предметом изучения которого является система социальных отношений, социальные ресурсы, социальная сфера, социальные процессы и формирующиеся в них организационные и управленческие отношения. Основная цель социального менеджмента - при наименьших управленческих затратах получить наибольший социальный эффект, и чем меньше потери управления, тем выше эффективность социального менеджмента.

На современном этапе развития управленческих наук проявляется значительный интерес к личности как объекту и субъекту управления, так как главной проблемой, мешающей стать управлению точной наукой, является человек как индивид и как социализированная личность. Если в технических системах управление основано на фундаментальных законах физики, химии, механики и т.п., то в социальных системах поведение человека зависит от его потребностей, интересов, ценностных ориентаций, воли, установок, ожиданий и других факторов, которые не поддаются точному описанию, измерению и прогнозированию. Поэтому на современное состояние и развитие социологии управления существенное влияние оказывают науки о человеке: общая и социальная психология, культурология, социальная антропология и другие науки. Эти науки рассматривают поведение человека в социальном и культурном контексте.

В практике современного управления обращается внимание на интуицию как необходимый элемент принятия решений. Некоторые отечественные исследователи обращают внимание на то, что успех японских и американских компаний в немалой степени зависит от того, что в этих компаниях не абсолютизируют формально-математический инструментарий в процессе принятия решений. На роль интуиции в практической деятельности специалистов различных сфер деятельности и на теоретико-методологические проблемы границ компьютеризации уже в 70-е годы ХХ столетия обратили внимание шведские создатели международного проекта «Образование - Труд - Техника». Зарубежные и отечественные специалисты по кризисному управлению среди ключевых моментов в реагировании на кризис выделяют способность предвидеть и предчувствовать причины, масштабы и последствия кризисов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.130.113 (0.012 с.)