Классификация социальных проектов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация социальных проектов.



1. По масштабности:

· Региональный

· Райональный

· Масштабный

2. По времени:

· Кратковременные

· Среднесрочные

· Долговременные

3. «Нормальный» и «реальный» проект.

В самом общем виде социальные проекты делятся на «нормальные» и «реальные». «Нормальный» проект (идеальный тип социального проекта) – проект, в котором основные признаки (такие, как масштаб, размер проекта, качество ресурсов обеспечения и т.д.) уравновешивают друг друга равноправно. В «реальных проектах» доминирует один из признаков.

4. Прикладные, информационные, ролевые и игровые, исследовательские и поисковые.

· Прикладные - результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике;

· Информационные - предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории;

· Ролевые и игровые - участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации;

· Исследовательские - результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.;

· Поисковые - проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

 

5. В соответствии со стандартами Немецкого института стандартизации (DIN) различают три вида проектов (по поставленным целям и способам их осуществления):

· Проекты НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок) – цели таких проектов часто не конкретны и должны быть определены только в процессе планирования;

· Организационные – проекты, направленные на планирование, реализацию и обслуживание организационных процессов на предприятии; 14

· Инвестиционные – цель таких проектов – вложение средств в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения качества жизни людей посредством удовлетворения их потребностей.

6. По типам анализа.

В рамках социального проектирования мыслимы следующие три типа синтеза-анализа:

· «Кабинетный» - на основе одних только знаний - научных и обобщения опыта проектирования. Соответствующий тип социального проекта можно назвать «кабинетным».

· «Игровой» - на основе знаний и результатов деловых игр. Соответствующий тип социального проекта можно назвать «игровым».

· «Опытный» - на основе знаний, результатов деловых игр, а также анализа реально осуществленных экспериментов. Соответствующий тип социального проекта можно назвать «опытным».

Сегодня подавляющее большинство социальных проектов являются кабинетными, значительно реже встречаются социальные проекты игрового или опытного типа. Однако и социальное проектирование кабинетного типа много дает, оно стимулирует разнообразные исследования и проектные разработки, позволяет продвинуться в понимании проектируемого объекта, постепенно нащупать способы его осуществления.

7. По характеру проектных изменений:

· Инновационные проекты. Их назначение – внедрение принципиально новых разработок.

· Поддерживающие, реставрационные, реанимационные – решают градостроительные, экологические и т.д. задачи, а так же задачи сохранения обрядов и ритуалов.

Билет номер 10. Понятие и сущность социального планирования. Впервые термин "социальное планирование" был употреблен в "Новом курсе" Ф.Рузвельта, который был выработан как путь выхода США из жесточайшего кризиса начала 30-х гг. XX века. В дальнейшем в американской социологии это понятие анализировалось в тесной связи с формами и методами осуществления социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения.

Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.

Социальное планирование — это научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь.

Критерии классификации и виды планирования:

• С точки зрения обязательности плановых заданий — директивное и индикативное. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Следует подчеркнуть, что вся система социалистического народнохозяйственного планирования имела исключительно директивный характер, силу закона. индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

• В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов - долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование. Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.

• По содержанию плановых решений - стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

• По степени охвата - общее и частичное планирование.

• По сферам планирования – планирование сбыта, производства, персонала, приобретений, инвестиций.

• По очередности во времени – упорядоченное, скользящее, внеочередное.

Принципы планирования: 1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели:
- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;
- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;
- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.

2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;

3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;

4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;

5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;

6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.

целенаправленность, перспективность, объективность, комплексность, оптимальность, скоординированность, коллегиальность, конкретность.

Методы соц. планирования: балансовый, нормативный, аналитический, метод вариантов, комплексный, проблемно-целевой, методы количественного анализа.

Функции планирования (тоже по лекции):

· удовлетворение потребностей

· научное обоснование целей

· согласование интересов и действий соц. субъектов

· оптимальное использование имеющихся ресурсов

· уменьшение неопределенности в деятельности органов управления

Сущность содержания (это в лекции было):

· планировать – предполагать, рассчитывать

· планирование рассматривается социологией как мыслительный процесс (а. инструмент рационального использования ресурсов; б. инструмент обоснования цели)

· планирование как соц. процесс – инструмент реализации общественных потребностей и интересов

Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов:

1. Первый — ядро механизмов управления — составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление.

2. Вторым компонентом является социальная самоорганизация, т. е. спонтанные процессы внутри коллективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы).

3. Оба названных компонента образуют третий — организационный порядок, который включает в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе. Оптимальное соотношение этих компонентов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий.

Объектами социального планирования выступают:

1. общество в целом;

2. каждая из сфер общественной жизни;

3. социальные процессы, происходящие в различных сферах общества как в территориальном (республика, область, район, город, село), так и в функциональном разрезе (в сфере просвещения, культуры, бытового обслуживания и т. д.).

Недостатки (по лекции):

· никогда не может совпасть с реальностью

· связано с выбором

· точка бифуркации – точка, где движение не имеет определенности. Нет возможности спланировать дальнейшие действия.

Алгоритм социального планирования.

1.Обоснование и разработка общего плана. Определение целей и задач. План и стратегия.

2.Реализация плана по стадиям. Конкретные мероприятия и задания.

3.Использование ресурсов.

4.Мониторинг и контроль в процессе осуществления плана.

5.Оценка результатов после окончания плана.

На современном этапе развития общества такой целью социального планирования должно стать достижение социальной справедливости, социального равенства, социальной защищенности людей. Системный анализ требует рассматривать социальное планирование как единство познавательной и общественно-преобразовательной деятельности, а также видеть его специфику в различных сферах общественной жизни — экономике, политике, духовной жизни и т. д. При планировании необходимо учитывать территориально-административные, национальные и географические особенности, что влечет за собой рассмотрение региональных особенностей социального планирования.

Билет номер 11. Методы социального планирования

Планирование социальное – на­учно обоснованное определение целей, показа­телей, заданий (сроков, темпов, пропорций) раз­вития социальных процессов и основных средств их пре­творения в жизнь. Объектами социального планирования выступают:

· общество в целом;

· каждая из сфер обществ, жизни;

· социальные процессы, происходящие в различи, сферах общества как в территориальном (республика, область, район, город, село), так и в функциональном разрезе (в сфере просвещения, культуры, бытового обслу­живания и т. д.).

Социальное планирование предполагает определение цели, ее количественную и качественную харак­теристики применительно к каждому объекту планового воздействия. Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то методы нужно понимать и как способы осуществления, и как способы разработки планов (программ, проектов). Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.

1. Долгое время ведущим в планировании являлся балансовый метод, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время он преобразовывается в рамках такого планирования, продуктом которого являются взаимно согласованные планы между потребностями государства (общества) и его социально-экономических институтов, частных предприятий на основе учета их реальных возможностей.

2. Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Его требования служат основой для разработки и обоснования показателей социального развития для различных уровней социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.

3. Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальные процессы расчленяются на составные части, и на этой основе определяются направления реализации намеченной цели.

4. Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Его применение связано с поиском оптимального варианта решения той или иной социальной задачи, с рациональным выбором приоритетов.

5. Комплексный метод представляет собой разработку планов с учетом всех главных факторов (материальных, финансовых, экономических и социальных), а также с определением исполнителей и сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития, статической и динамической моделей и выработка основных показателей плана.

6. Приобретает все большее значение индикативный метод, при котором скрупулезно учитываются как текущие, так и перспективные потребности в тесной увязке с возможностями и вариантами их удовлетворения. При этом важное значение получает, к сожалению, так и не реализованная в нашей стране технология планирования «снизу-вверх» с учетом требований рынка.

7. Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняются механизм действия объективных законов и особенности их проявления в условиях деятельности одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

8. Важное место в социальном планировании занимает математическое моделирование. В действительности речь идет о количественном анализе при использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отменяют социального анализа, а опираются на него и, в свою очередь, влияют на дальнейшее его совершенствование. В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, многофакторный анализ, теория игр и т.д. Всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения поставленных задач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.187.47 (0.022 с.)