Проблемы и факторы успеха реструктуризации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и факторы успеха реструктуризации



Стратегией развития агропромышленного комплекса и его составной части - перерабатывающей промышленности - является последовательное проведение рыночных реформ в области сельскохозяйственного производства, переработки и сбыта продукции, а также финансово-кредитного и ресурсного обслуживания; паритет межотраслевого ценообразования и стимулирующее налогообложение; конкуренция; развитие устойчивых внешних связей и кооперация отечественного АПК в мировую хозяйственную систему.

В современных экономических условиях можно выделить следующие закономерности развития перерабатывающей промышленности:

1)структурные преобразования перерабатывающих и смежных отраслей АПК;

2)интеграция партнеров по производству, переработке и сбыту продукции;

3)концентрация производства продукции на эффективно функционирующих предприятиях, работающих в кооперации с малыми производствами.

Развитие перерабатывающей промышленности происходит сменой экономических укладов и становления многоукладной экономики, образования форм хозяйствования на базе частной собственности на средства производства, изменением управления предприятиями, рыночных принципов ведения хозяйства. Это вызывает необходимость реструктуризации институциональных основ организации перерабатывающей промышленности, финансово-кредитного, налогового и ценового механизмов, роста производительности труда и усиления его мотивации. В процессе реформирования должно происходить замещение неэффективных прежних структур новыми высоко результативными. Можно выделить следующие этапы реформирования.

На первом этапе осуществляется первичная приватизация путем создания акционерных предприятий, а также интенсивное количественное формирование новых институтов. Крите­рием его завершения считается замедление процесса количественных преобразований и появление симптомов качественных сдвигов в сформировавшихся институтах и их отношениях.

На втором этапе происходит интенсивное количественное и ка­чественное перераспределение прав собственности, упорядочение вмешательства государства в этот процесс на микроуровне. Заверше­ние этапа характеризуется стабилизацией системы прав собственности (имущественных, юридических), а также экономических механизмов и типов институциональных структур как предпосылок для последующей экономической реализации новых отношений собственности.

Для третьего этапа характерны: полноценная экономическая реализация новых отношений собственности, условием которой являет­ся завершенный комплекс прочих элементов системных преобразова­ний; постоянное самовоспроизводство этих отношений через новую сис­тему хозяйства и новую институционально-правовую среду.

Таким образом, цель реформирования в переходной экономике заключа­ется в обеспечении базовых условий для нормального функционирова­ния и самовоспроизводства рыночной системы. Именно в ходе транс­формации отношений собственности формируется заинтересованность хозяйствующих субъектов в рациональном изменении структуры произ­водства как ключевом условии повышения эффективности работы пред­приятия.

Переход к рыночной экономике в аграрном секторе предполагает не только трансформацию прежних производственных структур в рыночно ориентированные, но и новый механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов различных отраслей АПК, формирование рыночной инфраструктуры. Развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе объективно обусловлено необходимостью обеспечения технического, технологического, организационно-управленческого и экономического единства, непрерывности взаимосвязанных этапов производства, заготовки, транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

В целях совершенствования системы управления агропромышленным комплексом, повышения эффективности его работы, создания в республике условий для развития различных форм собственности принята программа реформирования АПК на 2001-2005 годы. Суть преобразований – прежде всего в изменении системы и структур управления в АПК, которые имеют 70% изношенного основного капитала. Программа предполагает многообразие форм хозяйствования, снижение влияния государства, рост экономической свободы производителей. Главное же содержание проекта заключается в организационно-технологическом упорядочении АПК, совершенствовании всего механизма производства и переработки продукции, вертикальной интеграции предприятий, увязанных в единую технологическую цепочку. Это создание вертикально-интегрированных компаний, «продуктовых объединений», агрофирм и финансово-промышленных групп, занятых производством конкретного готового товара. Они должны включать в себя хозяйства сырьевой зоны, предприятия переработки, банковские и сервисные структуры, торговлю.

Идея вертикальной интеграции (производитель-переработчик-реализатор) в одной юридической структуре, где часть прибыли с «конца» технологической цепочки «перебрасывается» к производителю сырья, т.е. колхозу, не нова. Создать же административно-принудительно такие структуры сложно. Они должны возникнуть естественно, по мере появления потребности у хозяйствующих субъектов. Такие продуктовые объединения целесообразно создавать в молочном, мясном, зерно- и картофелепродуктовых и прочих производствах. Они будут ориентироваться на завершающий технологический цикл (от получения сырья до сбыта готовой продукции). В основе интеграции лежит единство экономических целей при высокой заинтересованности в совместном производстве, справедливом распределении конечного результата. Здесь в качестве примера можно привести совхозы-комбинаты «Восход» Могилевской и «Борисовский» Минской областей, племсовхоз «Заднепровский» Витебской области и ряд других, где четко просматривается цепочка от производства сырья, собственной переработки до реализации (вплоть до фирменных магазинов).

Программа совершенствования агропромышленного комплекса на 2001-2005 годы предусматривает разгосударствление и приватизацию в течение двух лет не менее 75% унитарных предприятий с численностью работающих до 20 человек. Завершена в основном приватизация предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также преобразование в открытые акционерные общества предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию и обслуживающих сельское хозяйство. Прогнозируется также до 2005 года завершить преобразование в ОАО всех государственных унитарных предприятий с численностью работающих до 500 человек. Следует отметить, что переработка сельхозпродукции в настоящее время – наиболее слабое звено в агропромышленном комплексе. Но в цивилизованном сельскохозяйственном производстве именно она становится локомотивом в аграрной сфере, выступает в качестве центра интеграции всех субъектов АПК. Ведь именно здесь создается основная масса прибыли, которая обеспечивает через соответствующие механизмы перераспределения по всей производственной цепи. Здесь для отечественного перерабатывающего комплекса имеются пока практически безграничные перспективы. В сентябре 2002 года принята Государственная программа развития перерабатывающей промышленности АПК на 2003-2004 годы, под которую Совет Министров намерен выделить через банки республики 80-90 миллиардов рублей беспроцентных кредитов. Программа технического и технологического переоснащения предприятий направлена на внедрение технологий глубокой переработки, производство наиболее востребованных на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособных видов продукции. С этой целью предусмотрены мероприятия по реконструкции перерабатывающих предприятий.

В странах с переходной экономикой приватизация выступает как преобразование государственной собственности и формирование частной собственности. Приватизация и частная собственность создают условия перехода к рыночной системе управления предпринимательской деятельностью. Она формирует благоприятную рыночную среду функционирования предприятия. Меняется мотивация руководителя, который способствует повышению эффективности экономики предприятия. Цели приватизации:

- сокращение бюджетных расходов на поддержание нерентабельных предприятий и пополнение доходов бюджета;

- повышение эффективности работы предприятия путем внедрения современных принципов управления;

- обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет улучшения качества выпускаемой продукции;

- самостоятельный выбор инвестиционных проектов, новых технологий;

- повышение заработной платы работников и пр.

Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также приоритетов в каждой конкретной стране. Многообразие методов можно свести к двум моделям. Это выкуп имущества посредством конкурсов, аукционов, тендеров и других форм продажи собственности за деньги и приватизация с частичной бесплатной передачей (чековой) госсобственности. Рассмотрим ход приватизации в Республике Беларусь.

На первом этапе (1991-1992 гг.) приватизация осуществлялась «снизу», по инициативе трудовых коллективов.

На втором этапе (1993-1994гг.) процесс реформирования госсобственности характеризовался доминированием инициативы преобразования предприятий «сверху». Наиболее распространенным способом осуществления приватизации явилось акционирование. Законодательством определено, что оплата приватизируемого объекта производится денежными средствами и именными приватизационными чеками «Имущество».

Третий этап начался с 1995 года, который ознаменовался пересмотром стратегии и тактики процесса приватизации. Годовые программы приватизации республиканской собственности были отменены. С 1996 года наметилась тенденция снижения темпов акционирования и приватизации по стране. По мере нарастания инфляционных процессов выкуп изношенного основного капитала становится неэффективным. В результате в 1996-2000гг. выкуп государственного имущества работниками предприятия не осуществлялся и значительно сократился выкуп арендованного имущества. Наиболее распространенными методами приватизации становятся акционирование и продажа на аукционе.

Динамика преобразований с учетом доли государства в акционерных обществах приведена в табл. 17.4.

Таблица 17.4 - Группировка ОАО по удельному весу акций,

Принадлежащих государству

Группы ОАО по госдоле акций, % Акционерные общества по состоянию на 1 января1)
1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г.
к-во % к-во % к-во % к-во % к-во %
Госдоля отсутствует   13,0   13,8   17,5   16,2   15,3
До 25,0   18,6   17,2   17,3   15,6   19,0
25,1-50,0   21,0   22,4   22,1   19,8   18,3
50,1-75,0   15,5   14,9   16,7   17,1   16,1
Свыше 75,0   31,9   31,7   26,4   31,3   31,3
ИТОГО                    

1)Составлено по данным Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что за пять лет количество ОАО, в которых отсутствуют акции, принадлежащие государству, выросло с 42 до 96 предприятий, т.е. более чем в два раза. Однако это только 15,3% от общего количества, а 196 предприятий являются практически государственными,ибо 75% акций принадлежат государству. На всех предприятиях, где государство имеет акции, оно вмешивается в процесс управления хозяйственной деятельностью. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14.11.1997г. в целях «обеспечения обороны и безопасности страны, соблюдения экономических интересов государства, защиты нравственности, здоровья и конституционных прав граждан государство ввело особое право управления» – «золотую акцию». В органах управления ОАО представители государства, наделенные «золотой акцией», имеют право вето при принятии большинства решений общества (реорганизации, ликвидации, изменение уставного фонда, использования чистой прибыли и т.д.). И хотя «золотая акция» широко не распространена (она введена в 16 АО), но факт наличия такого вмешательства во внутрихозяйственные отношения сдерживает реструктуризацию предприятий.

Преобразования в республике незначительно изменили долю государственной собственности. В 2000 году доля госсобственности составляла 72,4%, а за десять лет она снизилась только на 7,2% (Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2000г., с.255).

Особенность приватизации в республике состоит в том, что на первом этапе акционирования контрольный пакет акций сохраняется за государством. При приватизации предприятий нестратегического значения возможна продажа контрольного пакета акций. Но процесс приватизации у нас носит индивидуальный характер, а не «огулом», как это было в России. Хорошо это или плохо. Данные анализа, проведенные в 1997 году Всемирным банком, показывают, что приватизация в постсоциалистических странах способствовала повышению производительности труда, а полученные за счет этого средства инвестировались в развитие собственного производства. За первые семь лет реформ доля негосударственного сектора в валовом национальном продукте (ВВП) Венгрии увеличилась в 3,5 раза и составила 70%, в Польше и Словакии – более чем в 2 раза, а Чехии – в 5,5 раза. Производительность труда в итоге росла быстрее, чем увеличивалась заработная плата. В то время как на госпредприятиях картина была совершенно иная. Зарплата здесь росла очень высокими темпами и в итоге происходило вымывание оборотных средств.

Аналогичная ситуация на госпредприятиях и у нас в республике. Например, в 2001 году рост реальной зарплаты составил 30%, а прирост ВВП – 4,1%. В итоге основные средства изношены и требуют замены, собственных оборотных средств не хватает, а инвестиции в экономику не идут. Так, на ОАО «Бобруйский гормолзавод» за 2001г. рост средней заработной платы составил 198,9%, а рост производительности труда в сопоставимых ценах за этот период – 120,7%, т.е. в 1,65 раза медленнее. Это значит, что предприятие работало себе в убыток.

Рассмотрим положение дел в разгосударствлении собственности Могилевской области. В регионе реформировано 209 предприятий (41,9% от числа подлежащих приватизации). Преобразованы в открытые акционерные общества все молочные заводы, предприятия по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства, льнозаводы, мясокомбинаты, предприятия автосервиса и другие. Процесс реформирования предприятий агропромышленного комплекса активно протекал в регионе, о чем свидетельствуют данные табл.17.5.

Таблица 17.5 - Сведения о реформировании предприятий АПК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.013 с.)