Приоритетное развитие апк и его особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приоритетное развитие апк и его особенности



 

Главная задача развития агропромышленного комплекса — более полно и надежно обеспечивать население продуктами пи­тания, а перерабатывающую промышленность — сырьем; ак­тивизировать экспорт сельскохозяйственной продукции и на этой основе укрепить продовольственную безопасность стра­ны.

Развитие агропромышленного комплекса осуществляется в соответствии с Программой повышения эффективности АПК на 2000—2005 гг., Программой совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001—2005 гг. и другими госу­дарственными программами.

Для повышения эффективности АПК предусматривается комплекс организационно-экономических и технических мероприятий, направ­ленных на углубление специализации производства; более полное ис­пользование внутренних ресурсов и резервов; кооперацию и интегра­цию взаимосвязанных структур АПК; концентрацию средств на при­оритетных направлениях хозяйствования; совершенствование систе­мы оплаты труда; интенсификацию производства, снижение себесто­имости и повышение конкурентоспособности продукции.

Важнейшей задачей является оздоровление экономики предприя­тий, рационализация организационной структуры и взаимоотношений между партнерами по агропромышленной деятельности.

Предусматривается преодолеть существующую разобщенность
предприятий и товаропроизводителей в вопросах производства и сбыта
продукции, объединить их экономические интересы и сформировать
продуктовые специализированные технологические цепи, интегриру­ющие производство исходного сельскохозяйственного сырья, его пе­реработку, получение готового качественного продовольствия, фир­менную торговлю и сбыт, а также включающие финансовые струк­туры, предприятия материально-технического обеспечения и серви­са.

Прогнозируется, что перерабатывающая промышленностьв 2001—2005 гг. будет развиваться в направлении стабильного роста производства основных видов продукции с целью удовлетворения спроса внутреннего рынка и увеличения поставок ее на экспорт. За пятилетие предусматривается обеспечить устойчивый рост общего объема производства на 26—34% при среднегодовых темпах приро­ста продукции 6,2—7%. Для этого потребуется: увеличить объемы закупок качественного сельскохозяйственного сырья и улучшить на этой основе использова­ние производственных мощностей; активизировать инвестиционную деятельность путем использования собственных и заемных средств, привлечения иностранных инвестиций; обновить активную часть ос­новных производственных средств; внедрить новые ресурсосберега­ющие технологии, позволяющие снизить материалоемкость продук­ции и повысить ее конкурентоспособность. С целью полной загрузки предприятий перерабатывающей промышленности предусматрива­ется восстановление сырьевых зон с учетом современных измене­ний.

Исходя из потребностей в продукции, прогнозируемых объемов закупок сельскохозяйственного сырья и наличия производственных мощностей в 2005 г. намечается произвести 490—500 тыс. т мяса и субпродуктов I категории (на 38—40% больше, чем в 2000 г.), масла животного — 70—75 тыс. т (на 9—17%), цельномолочной продукции — 1080—1100 тыс. т (на 17—19%), сыра жирного — 48—50 тыс. т (на 23—28%), масла растительного — 40—45 тыс. т (в 2,6—3 раза), сахара-песка из сахарной свеклы — 195—220 тыс. т (на 13—27% больше, чем в 2000 г.).

Предусматривается расширение ассортимента, освоение новых видов мясной, молочной, плодоовощной продукции с использованием растительных белковых добавок, выпуск продукции с пониженным содержанием молочного жира. Дальнейшее развитие получит производство быстрозамороженных полуфабрикатов и готовых блюд, низкожирных мясных продуктов, кремов, пудингов, йогуртов, молочных продуктов, полученных методом ультрафильтрации, сухих сублими­рованных, жидких и пастообразных продуктов, плодоовощных кон­сервов для детей. Предстоит повысить качество, потребительские свойства, улучшить оформление и упаковку продукции с учетом тре­бований рынка, а также проводить работы по ее сертификации и стан­дартизации.

Для реализации поставленных на прогнозируемый период задач необходимы структурные изменения. Совершенствовать структуру производства намечается за счет приоритетного развития экспорто-ориентированных (мясная, молочная, первичная обработка льна, картофелеперерабатывающая) и импортозамещающих (сахарная, мас­ло-жировая, производство детского питания) отраслей, а также за счет ускоренного развития комбикормовой промышленности.

Предусматривается формирование специализированных про­дуктовых объединений (молочные, мясные, зернопродуктовые, картофелепродуктовые и пр.), ориентирующихся на завершенный технологический цикл — от получения сырья до сбыта го­тового продовольствия. При этом в основу будут положены прин­ципы кооперации и интеграции, единства экономических целей при высокой заинтересованности в совместном производстве и справедливом распределении конечных результатов.

 

15 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

15.1.Сущность инноваций, инновационной деятельности.

Классификация инноваций

 

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике Республики Беларусь как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Английское слово innovation (инновация) переводится на русский язык как нововведение. Новшество- это новый метод, новый порядок, новое явление, изобретение, открытие. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество – становится нововведением или инновацией.

Под инновациями понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, а также в управленческой деятельности в целях решения социальных вопросов и обеспечения прибыли. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Из сказанного следует, что инновацию, как результат,— следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Cледовательно, инновациям присущи: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка.

Инновационная деятельность-это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на рынке. Инновационная деятельность включает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий. В основе инновационной деятельности заложена научно-техническая деятельность, которая связана с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний. Эта деятельность осуществляется в научных учреждениях, университетах, а также инновационными предприятиями. Потенциал инновационной деятельности в последние годы имел тенденцию к сокращению. Инновационный процесс рассматривают как осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Его можно представить и как процесс финансирования и инвестирования разработки, распространения нового вида продукта или услуги. Здесь он выступает в качестве инновационного проекта, как частного случая инвестиционного проекта. Инновационный процесс включает следующие основные этапы.

На 1-ом этапе проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, университетах и отраслевых специализированных институтах и лабораториях. Финансирования фундаментальных исследований, как правило, осуществляется за счет средств государственного бюджета.

На 2-м этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и могут финансироваться за счет различных источников. В связи с тем, что конечные результаты прикладных исследований непредсказуемы, имеется вероятность получения отрицательного результата. Поэтому для инвестора именно с этого этапа возникает возможность потери вложенных средств. В мировой практике эти инвестиции называются рисковыми (рискоинвестиции), а коммерческие организации или фонды, работающие на рынке нововведений,- носят название венчурных.

На 3-м этапе производятся опытно-конструкторские и экспериментальные разработки как в специализированных научных лабораториях, так и в опытно-экспериментальных цехах крупных фирм. Финансироваться эти работы могут из различных источников, включая собственные средства предприятий и организаций.

На 4-м этапе происходит процесс коммерциализации инноваций, т. е. начинается жизненный цикл товара. Это процесс продажи товара и получения прибыли, который включает следующие этапы:

- внедрения - это предпринимательская деятельность, связанная с распространением товара и выведением его на рынок, требующая высоких затрат и значительного периода времени. На этом этапе объем продаж нового товара возрастает незначительно, т. к. требуется время на реконструкцию, либо расширение производства, освоение новой технологии, организацию сбыта продукции. При этом инвестор может нести убытки, которые обусловлены пока еще не значительным выпуском товара и существенными издержками по стимулированию продажи его. Издержки по продвижению товара на рынок относительно не высокие. Поскольку число производителей товара ограничено и потребители не готовы к восприятию нововведения, цены на них достаточно высокие. Их приобретают состоятельные покупатели;

- роста – это время, в течение, которого происходит увеличение производства и продаж нового товара. Эта стадия отличается значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологии, максимизацией прибыли. Уменьшаются затраты на выпуск единицы продукции и затраты на стимулирование сбыта, поскольку существенно возрастает объём продаж. В целях укрепления конкурентоспособности предприятия реализуют различные стратегии: повышают качество нового товара, придают ему дополнительные свойства, организуют выпуск модификаций базового образца, а также используют различные варианты маркетинговой политики;

- замедления роста характеризуется снижением темпов роста продаж. Этот период, как правило, по времени больше предыдущего. При замедлении темпов роста у предприятий накапливаются запасы нереализованных товаров, что обостряет конкурентную борьбу между фирмами;

- этапа спада характеризуется падением сбыта товаров, резким уменьшением загрузки мощностей, сворачиванием производства.

Инновационная деятельность и жизненный цикл инноваций представлен на рис. 15.1. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные ин



новации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Современный этап развития мировой экономики определяется глобализацией и ускорением инновационной деятельности. Наиболее значительных результаты достигнуты в информационно-коммуникационных технологиях, биотехнологиях и нанотехнологии (реорганизация атомов для создания новых молекулярных структур). Так, например, объем информации в 2001 году, отправленный по одному кабелю за одну секунду, превысил весь объем отправленный через Интернет за один месяц 1997 года. В течение прошлого столетия период времени от момента возникновения идеи до начала эксплуатации уменьшился более, чем в 20 раз (50 до 2-3 лет). Время, необходимое для освоения новой технологии, сократилось с 6 лет до 2-3 месяцев. Научные открытия и изобретения охватили не только техническую, но и все сферы жизни общества. Особенно впечатляют достижения в генетике и молекулярной биологии, направленные на устойчивое развитие человечества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.011 с.)