Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В Могилевской области в 1991-2001 годах

Поиск
Отрасли АПК Республиканская и коммунальная собственность В том числе
республиканская собственность коммунальная собственность
подлежало реформированию реформировано % подлежало реформированию реформировано % подлежало реформированию реформировано %
Агропромышленный комплекс       57,4       55,9       57,7
в том числе: - предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию     -   -     -   -     -   -
- предприятия, обслуживающие сельское хозяйство             86,4             85,7             86,5
- предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию             93,3             91,7             93,5
- другие предприятия АПК       40,0       40,0   -   -   -

 

Данные свидетельствуют о том, что основное внимание уделялось приватизации объектов, обслуживающих сельское хозяйство (54,6% было приватизировано от общего количества), и предприятиям, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (43,7% от общего количества).

Таким образом, данные свидетельствуют о том, что процесс приватизации замедлился. Рассмотрим факторы, которые обусловили падение интереса хозяйствующих субъектов к приватизации.

Первый фактор - действующий порядок определения стоимости приватизируемого предприятия. Стоимость объекта, определенная на основе его балансовой стоимости, оказывается неоправданно завышенной, когда полуразрушенное здание оценивается дороже нового. И, кроме того, покупатель объекта должен выполнить ряд требований: сохранение профиля деятельности, количества работников, погашение уже имеющихся долгов и т.д. В итоге построить новое предприятие зачастую оказывается проще и дешевле.

Второй фактор - поскольку стоимость имущественного комплекса приватизированного объекта оказывается чрезвычайно высокой, трудовой коллектив (основной инициатор приватизации) реально может получить за деньги и ИПЧ «Имущество» от 4 до 10% в уставным фонде созданного ОАО. Вложение собственных денег работников в приобретение акций даже со скидкой в 20% весьма незначительно. А если у кого-либо из акционеров возникает необходимость их продать, даже за номинальную стоимость, то он не может это сделать, поскольку до завершения чековой приватизации (до 31 декабря 2004г.) предусмотрен мораторий на продажу акций, приобретенных по льготной цене или за чеки «Имущество». Отсюда реальная степень влияния на деятельность предприятия та же, что и прежде. Перспективы получения дивидендов, особенно в послеприватизационный период, весьма призрачны. Все это в значительной степени снижает стимулы к акционированию у членов трудовых коллективов.

Третий фактор, сдерживающий приватизацию, заключается в том, что средства от приватизации, полученные как от своих работников, так и от привлеченных инвесторов, направляются в бюджет.

Следующий фактор, влияющий на процесс приватизации, состоит в формировании групп собственников. У нас сохраняется (как уже было показано) государственное участие в собственности приватизированных предприятий. В 2000 году государство владело контрольным пакетом акций (51% и выше) в 47,4% акционерных предприятий (табл.17.4). В других постсоциалистических странах большая часть акций оказалась в руках работников предприятия, прежде всего руководителей, от которых во многом зависит эффективность работы предприятия. Назрела острая необходимость в совершенствовании процессов реформирования госсобственности. В этой связи по поручению правительства Министерством экономики совместно с заинтересованными организациями был разработан и утвержден перечень республиканских организаций, подлежащих в 2002 году преобразованию в открытые акционерные общества. Общее количество госпредприятий преобразуемых в ОАО составляет 188, в том числе Минсельхозпрода – 121, «Белгоспищепрома» – 3 предприятия. Таким образом, 66% от общего количества составляют предприятия АПК. Это говорит о массовом процессе приватизации и главной целью является смена собственника и изменение мотивации к труду. Все это необходимо для создания условий, при которых продукция этих предприятий могла бы конкурировать на рынке, в усилении экспортной составляющей отечественной экономики.

Перспективным в связи с принятием Постановления является участие в приватизации не только иностранных, но и белорусских инвесторов и состоятельных физических лиц, для которых открылась возможность вложить в тот или иной бизнес-проект 15000 базовых величин (около 80 тысяч USD) без декларирования их происхождения.

Следует отметить, что в 2001-2003г.г. эффективность хозяйственной деятельности преобразованных предприятий значительно снизилась, а в отдельных отраслях стала даже ниже уровня развития госпредприятий. Ибо последние могли рассчитывать на средства из бюджета для закупки сырья, материалов и развития производства. А предприятия, преобразованные в АО и другие формы хозяйствования, могут надеяться только на свои средства. На большинстве АО при реструктуризации сменилась только вывеска, а никаких существенных преобразований не произошло во внутренней сфере деятельности (в области менеджмента, маркетинга, инвестиций, кадров). На них не была разработана концепция, направленная на максимальное приспособление предприятия к изменившимся внешним (независящим от предприятия) факторам жизнедеятельности: экономическим, политическим и другим, обеспечивающим ему прибыльную работу и выживаемость, являющихся теми мерами, которые могут обеспечить выход из кризиса.

Успех реструктуризации предприятий, а значит и сохранения за руководством своих позиций в управлении зачастую определяется мерами, не требующими больших финансовых затрат. Здесь нет универсальной формулы успеха, но в любом случае необходимо, чтобы все действия по выводу предприятия из кризиса гласно обсуждались, и не только с руководством предприятия и руководителями структурных подразделений, но и с наиболее авторитетными специалистами. Очень важным является организация оплаты труда и его поощрения в зависимости от результатов работы подразделений (цехов, участков, бригад).

Руководству предприятий необходимо понимать: чтобы сохранить себя в качестве руководителей, независимо от того, кто будет собственником предприятия (государство, частник или их группа) в рыночных условиях, очень важно постоянно улучшать показатели деятельности предприятия и его финансовое положение.

Анализируя деятельность предприятий разных форм собственности по республике в целом за первое полугодие 2002 года наблюдается следующая ситуация (табл. 17.6).

Можно отмечать положительные и отрицательные преимущества тех или иных форм собственности. Но пока в нашей стране самый эффективный собственник, реагирующий на рынок и увеличивающий объем производства и продаж, - это иностранный частный собственник. Он сумел «прирастить» свое дело на 36,5%, а в то время как госпредприятия увеличили объем продаж всего лишь на 1,4%. Свои собственные частники работают хуже, они имеют лучшие

Таблица 17.6 - Прирост объема продаж на предприятиях разной

Формы собственности

Форма собственности Прирост объема продаж, %
Предприятие: государственное   1,4
акционерное 3,9
частное 5,3
совместное (смешанное) 12,5
иностранное 36,5

результаты, чем у акционерных предприятий, но худшие, чем у СП (совместных предприятий).

Высокий уровень продаж и эффективности работы иностранных предприятий объясняется быстрым обновлением выпускаемой продукции в результате совершенствования техники и технологии. Брестское иностранное предприятие «Инко» выпускает широкий спектр мясной продукции. На этом предприятии применяются высокие европейские технологии. ИП «Инко» уже инвестировало в производство более 4 млн. долларов. Белорусско-латвийское предприятие «Белатмит» Могилевской области, выкупившее через аукцион невостребованные помещения бывшего военного городка, - современное мясоперерабатывающее производство. Деликатесная продукция предприятия быстро обновляется. В ближайшее время начнет работать цех замороженных полуфабрикатов. Все это приводит к увеличению объема сбыта продукции. Таким образом, во-первых, простое акционирование предприятий не даст должного эффекта. В лучшем случае, АО будут поддерживать существующий уровень производства в стране. Они пока не стали локомотивами экономического роста, как во многих других странах. Во-вторых, надо стимулировать создание частных иностранных предприятий наряду с отечественными. В-третьих, наши частные предприятия нуждаются в реальной помощи. Прежде всего, необходимо ввести на полтора-два года мораторий на проверки и административные воздействия на национальный бизнес. Кстати, в России для нормализации ситуации в сфере малого и среднего бизнеса введен такой мораторий. В-четвертых, необходимо не только реорганизовывать госпредприятия в акционерные, но и реструктурировать их радикально, чтобы получить конкурентную экономическую среду, активнее способствовать внутренней трансформации акционерных обществ. Речь идет об изменении структуры управления, методов руководства, организации производства и сбыта продукции.

Необходимо «откорректировать» законодательство о приватизации для того, чтобы определить меры поощрения эффективно работающих руководителей АО с государственной долей собственности. Денежные средства, полученные от приватизации – не просто направлять в бюджет, а целенаправленно использовать для санации и модернизации акционерных и приватизированных предприятий путем выдачи им льготных кредитов на первые годы.

Требуют совершенствования взаимоотношения переработчиков, производителей сельхозпродукции и торговли. Тема расчетов между ними не новая, но по-прежнему актуальная, и в этом причина кризисного состояния денежного оборота. Торговля берет на реализацию товар, а рассчитываться не спешит. Деньги, полученные от продаж, зачастую используются для расчета с другими структурами. В итоге только по ликероводочной промышленности у Минторга и Белкоопсоюза кредиторская задолженность 14 млрд. руб., по кондитерским изделиям – 6 млрд. руб. А дебиторская задолженность всех торговцев концерна 57 млрд. руб, из нее более половины просроченной. Вот где деньги. Дебиторская задолженность торговли, например, пивоваренным заводам доходит до четырех месяцев. Российская Федерация полностью перешла на наличный расчет и у них в пивоваренной отрасли оборачиваемость денежных средств составляет 1-1,5 дня. Поэтому и нам необходимо переходить на наличный расчет. Нет своих денег – бери кредит.

Так же животноводческие комплексы должны изменять систему взаимоотношений с предприятиями комбикормовой промышленности. Последние должны стать структурными подразделениями новых животноводческих объединений. Так, на Витебщине интегрировались с комбикормовыми заводами шесть животноводческих комплексов. Аналогичная схема начала осуществляться и в других регионах страны. К тому же есть опыт, когда ОАО «Могилевхлебопродукт» взяло в аренду производственные помещения убыточного свинокомплекса «Свенск». На базе его создано совместное закрытое акционерное общество «Огненское». Соучредителями стали два трудовых коллектива. Деловые отношения начали строится по новой форме хозяйствования. Имеется свой комбикормовой завод, поэтому корма для скота стали поставлять напрямую из цеха в цех без лишних затрат. Это привело к снижению себестоимости конечной продукции.

Молочная отрасль также реформируется. Не только путем преобразования предприятий в акционерные общества, но и путем создания зоны интенсивного молочного скотоводства (в нее вошли уже триста колхозов) и изменения взаимоотношений между производителями и переработчиками.

Таким образом, необходимо создать приемлемые условия для всех участников агропромышленного комплекса, построить отношения на взаимовыгодной основе. Аналогичный опыт реорганизации имеется и на ОАО «Кировская райсельхозхимия» путем присоединения к нему колхоза «III съезд Советов» этого же района.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.01 с.)