Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимость проведения реструктуризацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предприятий АПК Изучение истории становления и развития агропромышленного комплекса показывает, что попытки реформирования аграрного сектора базировались, прежде всего, на финансовых вливаниях в данную отрасль. Формы выражения их были различны: через установление паритета цен и дотаций на сельскохозяйственную продукцию, создание льготного режима налогообложения и кредитования. Однако стоило государству немного ослабить влияние, как отрасль опять поражал «синдром регресса», что ставит под сомнение эффективность и законченность каждой из начатых реформ. Необходимо также отметить, что процессы реформирования предприятий АПК в предыдущие годы отличаются от реструктуризации в нынешних условиях развития рыночной экономики. Отличие в том, что процессы реформирования инициированы сверху, государственной властью, а реструктуризация идет снизу – это одно из существенных направлений деятельности любого предприятия АПК. Произошли изменения внешних условий работы предприятий: появился рынок, конкуренция со всеми их принципами и правилами; разрушилось привычное рыночное пространство; ухудшилась общая экономическая ситуация; появилась инфляция, снизился спрос, платежеспособность, увеличилась социальная напряженность. Предприятия создавались для другой экономической системы. Произошли изменения требований к внутренней сфере деятельности предприятий: - появилась самостоятельность в принятии решений к вопросам организации хозяйственной деятельности предприятия, включая: планирование, обеспечение материальными ресурсами производственного процесса и сбыта продукции; - появилась потребность в создании новой организационной и правовой структуры предприятий, новой схемы управления, потребность в новых функциях: маркетинг, контроллинг, планирование налогов, усиление ряда действующих функций; - для сохранения и развития предприятия требуются реальные инвестиции; - усилилась потребность в совершенствовании мотивации труда и в специалистах высокой квалификации по экономическим, коммерческим и правовым вопросам. Если это не происходит, то начинается кризис. Нынешний этап развития АПК Республики Беларусь характеризуется попытками адаптации данной отрасли к изменениям, происходящим в экономической среде государства. Проводимые в последние годы реформы в данной сфере не устранили те тенденции, которые наметились в начале 90-х годов и носят прогрессирующий характер на протяжении десяти последних лет. Общими чертами кризиса для большинства предприятий АПК являются: 1) отсутствие необходимого количества денежных ресурсов для организации нормального процесса хозяйственной деятельности - вследствие большого количества взаимных неплатежей, падения прибыльности, увеличение срока оборачиваемости используемого капитала; 2) снижение ликвидности предприятий АПК, потеря доверия поставщиков, банков, клиентов, а значит ухудшение условий получения кредитов; 3) сокращение объемов производства и сбыта, скопление готовой продукции на складах предприятий; 4) снижение реальной заработной платы у работников предприятий АПК, задержка ее выплаты, ухудшение морального климата в трудовых коллективах. Такая ситуация характерна не только для государственных, но и для многих предприятий АПК, преобразованных в акционерные общества и сельскохозяйственные кооперативы, которые, изменив форму собственности, ничего не изменили внутри предприятий для адаптации их к работе в условиях перехода к рынку. Эта ситуация диктует необходимость применения реструктуризации АПК. На процесс реструктуризации АПК влияют следующие факторы: размер и структура предприятия, уровень развития материально-технической базы, количество и уровень подготовки работников аппарата управления, территориальная расположенность производственных подразделений, формы и методы государственного регулирования, наличие необходимой законодательной базы. Таким образом, преобразование традиционных и становление рыночных форм хозяйствования должно происходить с учетом указанных факторов и носить поэтапный характер, при этом все формы предпринимательства в АПК должны иметь равную правовую защиту. Право выбора формы хозяйствования должно принадлежать трудовому коллективу. Роль государства должна заключаться в создании соответствующего правового поля, которое позволяло бы развиваться хозяину-собственнику, используя имеющиеся внутренние и внешние ресурсы. Реструктуризация предприятий АПК требует привлечения инвестиций, для чего необходимо искать собственные источники, а именно, продавать ненужное в ближайшей перспективе имущество, увеличивать долю участия других субъектов хозяйствования. Независимо от формы привлечения инвестиций: кредит, лизинг, участие в акционировании через увеличение уставного капитала на величину сторонних инвестиций, продажа предприятия и выгодность условий привлечения инвестиций во многом будут зависеть от рыночной цены предприятия. При определении стоимости приватизируемых объектов преимущественно использовался только затратный метод (метод скорректированной балансовой стоимости, метод ликвидационной стоимости), в то время как в странах с развитой рыночной экономикой наибольшее распространение получили два подхода к оценке: доходный (метод дисконтирования денежных потоков) и рыночный метод капитализации доходов. К тому же, немногие предприятия АПК имеют высококвалифицированных специалистов в управлении, особенно мало их в сфере маркетинга. Выработка стратегии и тактики поведения на рынке, с поставщиками разрабатывается в процессе реструктуризации предприятий на начальном этапе. В первую очередь необходимо правильно оценить емкость рынков, конкуренцию, собственные шансы и риски, составить краткосрочные и долгосрочные прогнозы поведения своих покупателей. Это подтверждает необходимость создания в Республике Беларусь специальных центров реструктуризации, консалтинговых фирм. Важной составной частью агропромышленного комплекса является перерабатывающая промышленность (табл. 17.2). Таблица 17.2 - Основные показатели работы перерабатывающих Предприятий
1)С учетом деноминации в 2000 году (уменьшение в 1000 раз). Данные таблицы 17.2 свидетельствуют о том, что в перерабатывающей промышленности наметился спад производства за анализируемый период. В 2001 году уровень рентабельности составил 8,1% и сократился по сравнению с предыдущими периодами. Необходимо также отметить, что производственные мощности этих предприятий используются в среднем на 50%. Развитие перерабатывающей промышленности на современном этапе характеризуется сменой экономических укладов и становления многоукладной экономики, образования форм хозяйствования на базе частной собственности на средства производства, рыночных принципов ведения хозяйства. Основными закономерностями развития предприятий перерабатывающей промышленности являются: структурные преобразования перерабатывающих и смежных отраслей АПК, интеграция партнеров по производству, переработке и сбыту продукции, концентрация производства продукции на эффективно функционирующих предприятиях. Данные закономерности являются первым этапом реструктуризации организационно-правовой структуры предприятий АПК. Отсутствие комплексности, системности преобразований во всех сферах АПК (сельскохозяйственном производстве, промышленной переработке, производственно-техническом обслуживании) привело к диспропорции развития его основных звеньев, к установлению диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и производственно-технического обслуживания. Это связано с тем, что государство регулирует закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, а на средства производства, услуги транспортного, строительного и производственно-технического характера цены регулируются в значительно меньшей степени. В перерабатывающей промышленности государство ограничивает рентабельность производства только отдельных видов мясомолочной продукции. Цены, соответственно, обуславливают прибыльность предприятия и уровень рентабельности продукции. Диспаритет цен приводит к свертыванию материального обеспечения из-за отсутствия оборотного капитала на предприятиях АПК, что приводит к уменьшению объема производства продукции, отсутствию инвестиций на модернизацию и реструктуризацию производства во всех трех сферах, о чем свидетельствуют данные (табл.17.3). Таблица 17.3 - Средние цены на продукцию АПК и материально-технические ресурсы
1)С учетом деноминации в 2000 году (уменьшение в 1000 раз) Данные таблицы 17.3 свидетельствуют о том, что за 1995-2000 годы средние цены на основные виды материально-технических ресурсов, приобретенных сельскохозяйственными предприятиями, значительно превысили темп роста средних цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию. В условиях рыночных отношений, необходимо перейти на рыночный механизм ценообразования во всех сферах АПК (сельском хозяйстве, перерабатывающих отраслях и отраслях производственно-технического обслуживания). Рыночные цены выполняют функцию экономического регулятора. Одной из наиболее важных проблем реструктуризации АПК на современном этапе является изменение организационно-правовой структуры предприятий, проведение разукрупнения крупных имущественных комплексов, создание ряда самостоятельных или соподчиненных предприятий за счет имущества действующего комплекса, выделение структурных подразделений. К настоящему времени в агропромышленном комплексе Могилевской области реформировано 112 предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции и обслуживающих сельское хозяйство, что составляет 93,3 процента от подлежащих реформированию. Первоначально в течение 1997-1998 г.г. были преобразованы в открытые акционерные общества 23 районные предприятия, осуществляющие производственно-техническое обслуживание и снабжение АПК. В области также в настоящее время преобразованы в открытые акционерные общества все районные предприятия, осуществляю- щие агрохимическое обслуживание сельского хозяйства, а также предприятия по первичной переработке льна.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.009 с.) |