Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость проведения реструктуризации

Поиск

Предприятий АПК

Изучение истории становления и развития агропромышленного комплекса показывает, что попытки реформирования аграрного сектора базировались, прежде всего, на финансовых вливаниях в данную отрасль. Формы выражения их были различны: через установление паритета цен и дотаций на сельскохозяйственную продукцию, создание льготного режима налогообложения и кредитования. Однако стоило государству немного ослабить влияние, как отрасль опять поражал «синдром регресса», что ставит под сомнение эффективность и законченность каждой из начатых реформ.

Необходимо также отметить, что процессы реформирования предприятий АПК в предыдущие годы отличаются от реструктуризации в нынешних условиях развития рыночной экономики. Отличие в том, что процессы реформирования инициированы сверху, государственной властью, а реструктуризация идет снизу – это одно из существенных направлений деятельности любого предприятия АПК.

Произошли изменения внешних условий работы предприятий: появился рынок, конкуренция со всеми их принципами и правилами; разрушилось привычное рыночное пространство; ухудшилась общая экономическая ситуация; появилась инфляция, снизился спрос, платежеспособность, увеличилась социальная напряженность. Предприятия создавались для другой экономической системы. Произошли изменения требований к внутренней сфере деятельности предприятий:

- появилась самостоятельность в принятии решений к вопросам организации хозяйственной деятельности предприятия, включая: планирование, обеспечение материальными ресурсами производственного процесса и сбыта продукции;

- появилась потребность в создании новой организационной и правовой структуры предприятий, новой схемы управления, потребность в новых функциях: маркетинг, контроллинг, планирование налогов, усиление ряда действующих функций;

- для сохранения и развития предприятия требуются реальные инвестиции;

- усилилась потребность в совершенствовании мотивации труда и в специалистах высокой квалификации по экономическим, коммерческим и правовым вопросам.

Если это не происходит, то начинается кризис.

Нынешний этап развития АПК Республики Беларусь характеризуется попытками адаптации данной отрасли к изменениям, происходящим в экономической среде государства. Проводимые в последние годы реформы в данной сфере не устранили те тенденции, которые наметились в начале 90-х годов и носят прогрессирующий характер на протяжении десяти последних лет. Общими чертами кризиса для большинства предприятий АПК являются:

1) отсутствие необходимого количества денежных ресурсов для организации нормального процесса хозяйственной деятельности - вследствие большого количества взаимных неплатежей, падения прибыльности, увеличение срока оборачиваемости используемого капитала;

2) снижение ликвидности предприятий АПК, потеря доверия поставщиков, банков, клиентов, а значит ухудшение условий получения кредитов;

3) сокращение объемов производства и сбыта, скопление готовой продукции на складах предприятий;

4) снижение реальной заработной платы у работников предприятий АПК, задержка ее выплаты, ухудшение морального климата в трудовых коллективах. Такая ситуация характерна не только для государственных, но и для многих предприятий АПК, преобразованных в акционерные общества и сельскохозяйственные кооперативы, которые, изменив форму собственности, ничего не изменили внутри предприятий для адаптации их к работе в условиях перехода к рынку.

Эта ситуация диктует необходимость применения реструктуризации АПК. На процесс реструктуризации АПК влияют следующие факторы: размер и структура предприятия, уровень развития материально-технической базы, количество и уровень подготовки работников аппарата управления, территориальная расположенность производственных подразделений, формы и методы государственного регулирования, наличие необходимой законодательной базы. Таким образом, преобразование традиционных и становление рыночных форм хозяйствования должно происходить с учетом указанных факторов и носить поэтапный характер, при этом все формы предпринимательства в АПК должны иметь равную правовую защиту. Право выбора формы хозяйствования должно принадлежать трудовому коллективу. Роль государства должна заключаться в создании соответствующего правового поля, которое позволяло бы развиваться хозяину-собственнику, используя имеющиеся внутренние и внешние ресурсы. Реструктуризация предприятий АПК требует привлечения инвестиций, для чего необходимо искать собственные источники, а именно, продавать ненужное в ближайшей перспективе имущество, увеличивать долю участия других субъектов хозяйствования. Независимо от формы привлечения инвестиций: кредит, лизинг, участие в акционировании через увеличение уставного капитала на величину сторонних инвестиций, продажа предприятия и выгодность условий привлечения инвестиций во многом будут зависеть от рыночной цены предприятия. При определении стоимости приватизируемых объектов преимущественно использовался только затратный метод (метод скорректированной балансовой стоимости, метод ликвидационной стоимости), в то время как в странах с развитой рыночной экономикой наибольшее распространение получили два подхода к оценке: доходный (метод дисконтирования денежных потоков) и рыночный метод капитализации доходов. К тому же, немногие предприятия АПК имеют высококвалифицированных специалистов в управлении, особенно мало их в сфере маркетинга. Выработка стратегии и тактики поведения на рынке, с поставщиками разрабатывается в процессе реструктуризации предприятий на начальном этапе. В первую очередь необходимо правильно оценить емкость рынков, конкуренцию, собственные шансы и риски, составить краткосрочные и долгосрочные прогнозы поведения своих покупателей. Это подтверждает необходимость создания в Республике Беларусь специальных центров реструктуризации, консалтинговых фирм.

Важной составной частью агропромышленного комплекса является перерабатывающая промышленность (табл. 17.2).

Таблица 17.2 - Основные показатели работы перерабатывающих

Предприятий

Показатели Годы
               
Число действующих предприятий, тыс шт.                
Объем продукции (в факт. ценах), млрд руб. 6,2           17001)  
Индексы производства продукции (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году   101,8   87,3   105,5     119,2   114,4    
Численность ППР, тыс чел.                
Прибыль от реализации продукции, млрд р.   0,5             112*   180,9
Уровень рентабельности, % 10,6 11,7 12,8 12,7 12,9 13,3 9,2 8,1
Использование производственных мощностей предприятий, %: мяса цельномолочной продукции                 - -

1)С учетом деноминации в 2000 году (уменьшение в 1000 раз).

Данные таблицы 17.2 свидетельствуют о том, что в перерабатывающей промышленности наметился спад производства за анализируемый период.

В 2001 году уровень рентабельности составил 8,1% и сократился по сравнению с предыдущими периодами. Необходимо также отметить, что производственные мощности этих предприятий используются в среднем на 50%.

Развитие перерабатывающей промышленности на современном этапе характеризуется сменой экономических укладов и становления многоукладной экономики, образования форм хозяйствования на базе частной собственности на средства производства, рыночных принципов ведения хозяйства. Основными закономерностями развития предприятий перерабатывающей промышленности являются: структурные преобразования перерабатывающих и смежных отраслей АПК, интеграция партнеров по производству, переработке и сбыту продукции, концентрация производства продукции на эффективно функционирующих предприятиях. Данные закономерности являются первым этапом реструктуризации организационно-правовой структуры предприятий АПК.

Отсутствие комплексности, системности преобразований во всех сферах АПК (сельскохозяйственном производстве, промышленной переработке, производственно-техническом обслуживании) привело к диспропорции развития его основных звеньев, к установлению диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и производственно-технического обслуживания. Это связано с тем, что государство регулирует закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, а на средства производства, услуги транспортного, строительного и производственно-технического характера цены регулируются в значительно меньшей степени. В перерабатывающей промышленности государство ограничивает рентабельность производства только отдельных видов мясомолочной продукции. Цены, соответственно, обуславливают прибыльность предприятия и уровень рентабельности продукции. Диспаритет цен приводит к свертыванию материального обеспечения из-за отсутствия оборотного капитала на предприятиях АПК, что приводит к уменьшению объема производства продукции, отсутствию инвестиций на модернизацию и реструктуризацию производства во всех трех сферах, о чем свидетельствуют данные (табл.17.3).

Таблица 17.3 - Средние цены на продукцию АПК и материально-технические ресурсы

    Показатели Годы Коэффициент роста, раз (2000/1995гг.)
            20001)
1 Средняя цена реализации продукции, тыс р./т:                          
зерновые             115,2
картофель             36,8
овощи             69,2
льноволокно             130,6
скот и птица (в живом весе) молоко               71,4 64,9
2 Средние цены на материально-технические ресурсы, тыс р./шт.:              
комбайны зерновые             269,9
трактора             80,0
автомобили             138,4
минеральные удобрения (за тонну)               24,1
топливо (за тонну)             100,9

1)С учетом деноминации в 2000 году (уменьшение в 1000 раз)

Данные таблицы 17.3 свидетельствуют о том, что за 1995-2000 годы средние цены на основные виды материально-технических ресурсов, приобретенных сельскохозяйственными предприятиями, значительно превысили темп роста средних цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию. В условиях рыночных отношений, необходимо перейти на рыночный механизм ценообразования во всех сферах АПК (сельском хозяйстве, перерабатывающих отраслях и отраслях производственно-технического обслуживания). Рыночные цены выполняют функцию экономического регулятора.

Одной из наиболее важных проблем реструктуризации АПК на современном этапе является изменение организационно-правовой структуры предприятий, проведение разукрупнения крупных имущественных комплексов, создание ряда самостоятельных или соподчиненных предприятий за счет имущества действующего комплекса, выделение структурных подразделений.

К настоящему времени в агропромышленном комплексе Могилевской области реформировано 112 предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции и обслуживающих сельское хозяйство, что составляет 93,3 процента от подлежащих реформированию. Первоначально в течение 1997-1998 г.г. были преобразованы в открытые акционерные общества 23 районные предприятия, осуществляющие производственно-техническое обслуживание и снабжение АПК. В области также в настоящее время преобразованы в открытые акционерные общества все районные предприятия, осуществляю-

щие агрохимическое обслуживание сельского хозяйства, а также предприятия по первичной переработке льна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.009 с.)