Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Социальная ответственность и этика в работе менеджера.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Организация и социальная ответственность. Существуют две точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношениях с общественной средой, чтобы считаться социально-ответственными. Согласно первой точке зрения, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, при этом, не нарушая законов и норм государственного регулирования, т.е. преследует только экономические цели. Суть другой точки зрения в том, что организация должна преследовать не только экономические цели, но учитывать человеческие и социальные факторы воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в той среде, где происходит ее деятельность. Эта точка! зрения отражает мнение о том, что общественность ожидает от современных организаций не только высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества. Существует несколько мнений, что следует понимать под концепцией социальной ответственности. Так, одни рассматривают организацию как целостный экономический механизм, который обязан заботиться об эффективности своих ресурсов. Поступая так, организация выполняет лишь экономическую функцию производства продукции и услуг, которые необходимы для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли вознаграждения для акционеров. Роль бизнеса состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману, С другой стороны, бытует мнение, согласно которому организация - это нечто большее, экономическая целостность. Согласно этой точке зрения, современная организация является сложным механизмом, имеющим многие составляющие, от которых зависит жизнеспособность организации. Этои местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Таким образом, среда сильно влияет на достижение целей, которые поставила перед собой организация, и для их достижения ей необходимо уравновешивать экономические цели и социальные интересы. Большинство исследователей отличают юридическую и социальную ответственность организаций. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а что не может делать организация. По каждому вопросу существует сотни и тысячи законов и нормативов. Организация, подчиняющаяся всем этим актам, ведет себя юридически ответственным образом, однако при этом она не обязательно будет считаться и социально ответственной. Когда мы говорим об ответственности бизнеса, то в действительности имеем в виду ответственность менеджеров, системы менеджмента. Бизнес сам по себе относится как к государственным, так и к частным и к коммерческим фирмам - не думает, не чувствует, не делает выбора. Это всего лишь структура, рамки, в пределах которых люди ведут себя определенным образом. Поэтому в фокусе нашего обсуждения должны находиться менеджеры как личности. Кому они подотчетны? Как должны поступать, оказавшись перед необходимостью выбора, имеющего определенные социальные последствия? Рассмотрим вначале юридические обязанности менеджера. Загрязнение окружающей среды. Естественная среда обитания — чистый воздух, вода, зоны отдыха — наше величайшее достояние. Природа очень хрупка; вода и воздух загрязняются, леса вырубаются и во всем этом винят бизнес. Бизнес упрекают по двум причинам. Во-первых, предприятия сами по себе являются источником загрязнения и разрушения природы. Во-вторых, хотя значительная часть загрязнений лежит на совести потребителей, предпринимателей обвиняют в производстве не экологичных товаров, имея в виду необратимую упаковку, неэкономичные автомобили и т.д. Производственная деятельность, по-видимому, всегда будет оказывать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Но ее можно вести с большими или меньшими издержками; экологическая ответственность предполагает поиск лучших вариантов решения этой проблемы. Ответственность перед потребителями. По мнению критиков предпринимательства, бизнес мог бы с большей ответственностью относиться к потребителям. Жалобы потребителей на низкое качество товаров и их опасность для жизни не новы. Новое — возникновение политически активного движения зашиты прав потребителей, способного оказывать давление на предпринимателей через средства массовой информации, лобби, а иногда и прямым действием. Плохое качество продукта — основная причина недовольства активистов этого движения. Еще большую озабоченность вызывает безопасность товаров. Предпринимателей обвиняют в продаже слишком соленой или чрезмерно жирной пищи, автомобилей, не отвечающих требованиям безопасности движения. Не избежала, сей участи и сфера услуг, вызывающая нарекания из-за высоких цен и пренебрежения интересами отдельных групп потребителей. Дискриминация по национальному или половому признаку редко приносит прибыль. Фирма, отказывающаяся от услуг более квалифицированного работника, в пользу менее обученного, лишает себя преимуществ в конкурентной борьбе. Тем не менее, дискриминация на рынке труда сохраняется. На то существуют, по меньшей мере, две причины. Во-первых, менеджер может. Прибегать к дискриминации, находясь в плену предрассудков. В этом случае его действия безответственны, поскольку он лишает собственников фирмы части потенциальной прибыли. Менеджер, действительно стремящийся к прибыли, должен ориентироваться на результаты вступительных тестов и уровень образования претендента на рабочее место. Организации предпринимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению. Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которыми, по мнению организации, должны руководствоваться ее работники. Они разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решения. Комитеты по этике создаются на постоянной основе в некоторых организациях для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката — выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функций «социальной совести» организации. Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организаций. Рассматривая текущее состояние метода социальной ревизии, исследователи указывают, что метод пережил период повышенного интереса и быстрого развития, достиг пикового состояния, лишившись кое-где исходных целей, и, в конечном счете, институционизировался в формах несколько менее амбициозных, чем предсказывали наиболее активные его последователи. Единственные заметные следы этой активности, — это почти универсальные, но в высшей мере избирательные «социальные разоблачения», содержащиеся в годовых отчетах ведущих корпораций, для оценки действий которых используется, среди прочего, индекс «ответственности перед сообществом и средой обитания» в качестве элемента совокупной схемы ранжирования. Обучение этичному поведению используется организациями для повышения показателей этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на вузовском уровне — еще одна форма обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы. Организации гораздо более озабочены этикой сегодня, чем в прошлом; они предприняли конкретные шаги по внедрению этики в свою практику. Несмотря на то, что ежедневные газеты изобилуют примерами неэтичного и противоправного поведения работников организаций любого типа, мы полагаем, что сами организации не испытывают недостатка в противоположных примерах этичных действий своих сотрудников. Продолжая внедрять различные программы и методы, описанные выше, и добиваясь, чтобы руководители высокого уровня служили ролевыми моделями надлежащего этичного поведения, организации могут и должны иметь возможность повышать свои этические стандарты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.008 с.) |