Тема 14. Социальная ответственность и этика в работе менеджера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Социальная ответственность и этика в работе менеджера.



Организация и социальная ответственность. Существуют две точки зрения на то, как следует вести себя организациям в от­ношениях с общественной средой, чтобы считаться социально-ответственными. Согласно первой точке зрения, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает при­быль, при этом, не нарушая законов и норм государственного регулирования, т.е. преследует только экономические цели. Суть другой точки зрения в том, что организация должна преследо­вать не только экономические цели, но учитывать человеческие и социальные факторы воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, а также вно­сить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в той среде, где происходит ее деятельность. Эта точка! зрения отражает мнение о том, что общественность ожидает от современных организаций не только высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения со­циальных целей общества.

Существует несколько мнений, что следует понимать под концепцией социальной ответственности. Так, одни рассматри­вают организацию как целостный экономический механизм, ко­торый обязан заботиться об эффективности своих ресурсов. По­ступая так, организация выполняет лишь экономическую функ­цию производства продукции и услуг, которые необходимы для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая од­новременно работу для граждан и максимальные прибыли вознаграждения для акционеров. Роль бизнеса состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману, С другой стороны, бытует мнение, согласно которому организация - это нечто большее, экономическая целостность. Согласно этой точке зрения, современная организация является сложным механизмом, имеющим многие составляющие, от которых зависит жизнеспо­собность организации. Этои местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного дав­ления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Таким образом, среда сильно влияет на достижение це­лей, которые поставила перед собой организация, и для их дос­тижения ей необходимо уравновешивать экономические цели и социальные интересы.

Большинство исследователей отличают юридическую и соци­альную ответственность организаций.

Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а что не может делать организация. По каждому вопросу существует сотни и тысячи законов и нор­мативов. Организация, подчиняющаяся всем этим актам, ведет себя юридически ответственным образом, однако при этом она не обязательно будет считаться и социально ответственной.

Когда мы говорим об ответственности бизнеса, то в дейст­вительности имеем в виду ответственность менеджеров, системы менеджмента. Бизнес сам по себе относится как к государствен­ным, так и к частным и к коммерческим фирмам - не думает, не чувствует, не делает выбора. Это всего лишь структура, рам­ки, в пределах которых люди ведут себя определенным образом. Поэтому в фокусе нашего обсуждения должны находиться ме­неджеры как личности. Кому они подотчетны? Как должны по­ступать, оказавшись перед необходимостью выбора, имеющего определенные социальные последствия?

Рассмотрим вначале юридические обязанности менеджера.

Загрязнение окружающей среды. Естественная среда обита­ния — чистый воздух, вода, зоны отдыха — наше величайшее достояние. Природа очень хрупка; вода и воздух загрязняются, леса вырубаются и во всем этом винят бизнес. Бизнес упрекают по двум причинам. Во-первых, предприятия сами по себе явля­ются источником загрязнения и разрушения природы. Во-вторых, хотя значительная часть загрязнений лежит на совести потребителей, предпринимателей обвиняют в производстве не экологичных товаров, имея в виду необратимую упаковку, не­экономичные автомобили и т.д. Производственная деятельность, по-видимому, всегда будет оказывать неблагоприятное воздейст­вие на окружающую среду. Но ее можно вести с большими или меньшими издержками; экологическая ответственность предпо­лагает поиск лучших вариантов решения этой проблемы.

Ответственность перед потребителями. По мнению критиков предпринимательства, бизнес мог бы с большей ответственно­стью относиться к потребителям. Жалобы потребителей на низ­кое качество товаров и их опасность для жизни не новы. Новое — возникновение политически активного движения зашиты прав потребителей, способного оказывать давление на предпринима­телей через средства массовой информации, лобби, а иногда и прямым действием.

Плохое качество продукта — основная причина недовольст­ва активистов этого движения. Еще большую оза­боченность вызывает безопасность товаров. Предпринимателей обвиняют в продаже слишком соленой или чрезмерно жирной пищи, автомобилей, не отвечающих требованиям безопасности движения. Не избежала, сей участи и сфера услуг, вызывающая нарекания из-за высоких цен и пренебрежения интересами от­дельных групп потребителей.

Дискриминация по национальному или половому признаку редко приносит прибыль. Фирма, отказывающаяся от услуг бо­лее квалифицированного работника, в пользу менее обученного, лишает себя преимуществ в конкурентной борьбе. Тем не менее, дискриминация на рынке труда сохраняется. На то существуют, по меньшей мере, две причины. Во-первых, менеджер может. Прибегать к дискриминации, находясь в плену предрассудков. В этом случае его действия безответственны, поскольку он лишает собственников фирмы части потенциальной прибыли. Менед­жер, действительно стремящийся к прибыли, должен ориенти­роваться на результаты вступительных тестов и уровень образо­вания претендента на рабочее место.

Организации предпринимают разные меры в целях повыше­ния характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социаль­ных ревизий и обучение этичному поведению.

Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которыми, по мнению организации, должны руководствоваться ее работники. Они разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решения.

Комитеты по этике создаются на постоянной основе в не­которых организациях для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов — руко­водители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката — выра­ботка суждения по этическим вопросам, связанным с действия­ми организации, а также выполнение функций «социальной совести» организации.

Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организа­ции. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты та­кого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответ­ственности организаций. Рассматривая текущее состояние мето­да социальной ревизии, исследователи указывают, что метод пе­режил период повышенного интереса и быстрого развития, дос­тиг пикового состояния, лишившись кое-где исходных целей, и, в конечном счете, институционизировался в формах несколько менее амбициозных, чем предсказывали наиболее активные его последователи. Единственные заметные следы этой активности, — это почти универсальные, но в высшей мере избирательные «соци­альные разоблачения», содержащиеся в годовых отчетах ведущих корпораций, для оценки действий которых используется, среди про­чего, индекс «ответственности перед сообществом и средой обита­ния» в качестве элемента совокупной схемы ранжирования.

Обучение этичному поведению используется организациями для повышения показателей этичности поведения руководите­лей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на вузовском уровне — еще одна форма обучения этичному поведению, благода­ря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы.

Организации гораздо более озабочены этикой сегодня, чем в прошлом; они предприняли конкретные шаги по внедрению этики в свою практику. Несмотря на то, что ежедневные газеты изобилуют примерами неэтичного и противоправного поведения работников организаций любого типа, мы полагаем, что сами организации не испытывают недостатка в противоположных примерах этичных действий своих сотрудников. Продолжая вне­дрять различные программы и методы, описанные выше, и до­биваясь, чтобы руководители высокого уровня служили ролевы­ми моделями надлежащего этичного поведения, организации могут и должны иметь возможность повышать свои этические стандарты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.005 с.)