Тема 16. Внешние деловые связи фирмы и менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Внешние деловые связи фирмы и менеджмента.



Управление означает воздействиена субъекты, а через них - на результаты их деятельнос­ти. Содержание управления определяется его сферой (ВЭД, про­мышленность, транспорт и т. п.), а также уровнем (государствен­ный, региональный, отраслевой, предприятия и т. д.). Управление в любой сфере и на любом уровне находится под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов. Характер управления, его методы, прин­ципы определяются конкретными экономическими, политически­ми, социальными условиями соответствующего этапа развития страны.

Экономика СССР носила закрытый характер и строилась на основе монополии внешней торговли, административном управле­нии, абсолютном господстве государственной собственности и прак­тически полном отсутствии конкуренции. Управление внешней тор­говлей в СССР также осуществлялось на принципе монополии, вве­денном декретом Совета народных комиссаров от 22 апреля 1918 г., согласно которому государство:

- в централизованном порядке управляло внешнеэкономичес­кой деятельностью как частью народнохозяйственного комп­лекса через созданные для этих целей органы;

- определяло, какие организации и в каких отраслях могут осу­ществлять операции по внешнеэкономическим связям;

- на основе экспортно-импортного плана устанавливало, что и в каких количествах может быть вывезено из страны и что ввезено;

- непосредственно регулировало ввоз, вывоз и операции внеш­неторговых организаций посредством системы лицензий и кон­трактов.

Государственное управление, основанное на принципе монопо­лии, осуществлялось административными методами.

При таком управлении:

производитель не был заинтересован в экспортной дея­тельности;

стремление к увеличению и расширению импорта часто было необоснованным;

не было четкого распределения функций между министерствами и ведомствами, ответственными за органи­зацию и осуществление внешнеэкономических связей;

при оценке результатов экспортной деятельности не учитывался конечный ре­зультат;

были слабы стимулы и недостаточна ответственность уча­стников производства за поставки продукции для зарубежного по­требителя; прямые связи между производителями и потребителями практически отсутствовали;

не было четкой концепции внешнеэко­номической деятельности с отражением стратегических целей, при­оритетов, средств их достижения, что тормозило развитие этой сфе­ры деятельности, а подчас наносило прямой ущерб государствен­ным интересам.

В условиях рынка характер государственного воздействия на экономику в целом и внешнеэкономическую деятельность, в част­ности, меняется: оно принимает форму регулирования, т. е. созда­ния определенных условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и ее составных частей с использова­нием, главным образом, экономических методов. Наряду с терми­ном "регулирование" в документах ГАТТ и ряде стран использует­ся термин "регламентация".

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в эко­номической теории и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран.

Государствен­ное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В ус­ловиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характе­ра, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики. Эти меры осуществляются как правомочными государ­ственными учреждениями, так и общественными организациями.

Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся услови­ям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных стратегических и тактических задач.

Функцией государственного регулирования прежде всего яв­ляется разработка концепций ВЭД. Концепция (стратегия) - это общий замысел развития внешнеэкономической сферы деятельно­сти, включающий определение целей развития, задач, направле­ний достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает определение внешнеэкономичес­кой политики на данный период развития с учетом специфичес­ких условий внутреннего развития, а также международной эко­номической конъюнктуры.

Внутренние и внешние факторы всегда обусловливали два под­хода во внешнеэкономической политике: свободу торговли и про­текционизм ( экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта.). Под свободой торговли понимают свободу при принятии решений по вопросам внешней торговли самими предпри­нимателями внутри страны, а также неограниченный доступ на национальные рынки зарубежных товаров. Протекционизм пред­полагает вмешательство государства во внешнеэкономическую, в том числе и в первую очередь во внешнеторговую деятельность, осу­ществление различных ограничений по отношению к зарубежным товарам с целью поддержки национального производства. Во все времена и во всех странах эти два подхода существуют одновремен­но, различно только их соотношение, преобладание одного или дру­гого, что также определяется внутренними и внешними факторами.

● В современных условиях внешнеэкономическая политика - это система мероприятий государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-техничес­ких, производственных и других связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития.

Каждая страна решает эти задачи в соответствии с конкретно-историческими условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков лет занимавшие ведущее положе­ние в мировом хозяйстве, ведут сейчас борьбу за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров производственного назначения; стимулируется приток иностранных капиталов, кото­рые используются главным образом для оплаты технической мо­дернизации экономики. Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий, объединенных кооперационными связями. Американское правительство в последние годы очень ин­тенсивно поддерживает внешнеэкономическую деятельность малых и средних предприятий.

Япония, в силу крайней бедности природных ресурсов, тради­ционно ориентируется на импорт необходимых топливных и сырь­евых материалов. Ее успехи в экономии всех видов ресурсов позво­лили сократить традиционный импорт, а "сэкономленные" плате­жи экспортировать как капитал для увеличения производства го­товой продукции за рубежом. Конкурентоспособность Японии воз­росла, и в последние годы она занимает по этому показателю одно из ведущих мест в мире.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торгов­лю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, пе­редачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы. На формирование внешнеэкономической политики влияют объедине­ния представителей капитала (национальные ассоциации промыш­ленников, отраслевые объединения предпринимателей), трансна­циональные корпорации, малый и средний бизнес, торговые па­латы и другие общественные объединения.

В промышленно развитых странах сложился механизм госу­дарственного регулирования (регламентации), включающий цели, задачи, принципы, направления, организационные структуры. Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с по­мощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих вне­шнюю торговлю. Для регулирования внешнеэкономических свя­зей во всех странах создаются специальные государственные струк­туры, например, - Министерство внешней торговли.

Границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения нацио­нального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой - правилами международных организаций.

Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регу­лирования ВЭД являются:

- стимулирование национальных экспортеров:

- осуществление различных организационных мер для укрепле­ния позиций национальных экспортеров на мировых рынках;

- содействие росту заграничных капиталовложений нацио­нальными фирмами.

Кроме того, все государства используют различные методы ог­раничения действий конкурентов своих национальных фирм, на­пример, препятствование их проникновению на внутренний рынок, более жесткие условия для их функционирования, запреты, шенные экологические требования и т. д.

Отдельные государства, а также региональные интеграционные группировки для поддержки своих экспортеров активно использу­ют политические средства. Так, США и ЕЭС заключили Соглаше­ние о сотрудничестве по вопросам политики в области конкурен­ции. С обострением конкуренции на мировом рынке расширяется арсенал использования замаскированных средств для поддержки своих экспортеров (например, антидемпинговая политика ЕЭС, от которой страдают российские металлургические предприятия - производители труб). Таким образом, выход российских экспорте­ров на рынки любой страны предполагает хорошее знание не толь­ко норм права, но и реальной практики государства по поддержке своих производителей и ограничению проникновения импортеров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.006 с.)