Этапы инновационного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы инновационного процесса



Под инновационным процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и раз­работок новой технической идеи до практического внедрения создан­ного на ее основе новшества. Поэтому необходима целостная система управления инновациями.

Инновационный процесс состоит из нескольких этапов.

1. Фундаментальные исследования, сбор и систематизация инфор­мации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и воз­можности изменений, познание явлений окружающего мира и откры­тие новых закономерностей его развития, генерирование перспектив­ных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализа­ции. Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в резуль­тате, второго— новые принципы создания изделий и технологий.

2. Прикладные исследования, направленные на определение спосо­бов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с соз­данием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных техноло­гий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образ­цов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки ис­следований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результа­том этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

3. Опытно-конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытания и пригодных для производст­венного и коммерческого использования. Их стадиями являются: раз­работка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, — принципы работы, конструктивные особен­ности, габариты, вес, КПД, цену; формулировка предложений, содер­жащих техническое и технико-экономическое обоснование целесооб­разности создания изделия; изготовление эскизного проекта, содержа­щего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием; подготовка на ос­нове эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек; создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его из­готовления, монтажа и эксплуатации; изготовление, испытание, довод­ка опытного образца.

4. Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответст­вия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологи­ческих и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техни­ки, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в экс­плуатацию, распространение нововведения, тиражирование и много­кратное повторение на других объектах. Одновременно с производст­вом инновационный процесс включает потребление.

Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разра­ботки идеи до ее реализации на коммерческой основе.

Основу инновационного процесса составляет инновационная дея­тельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный про­дукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществление целого комплекса научных, технологических, организа­ционных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на создание и внедрение новшества.

Выделяют следующие виды инновационной деятельности: подго­товка и организация производства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных тех­нологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производствен­ное проектирование.

Результатом инновационной деятельности на этапах фундаменталь­ных, поисковых, прикладных исследований и разработок является ин­теллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром.

На этапе фундаментальных исследований это — научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований — результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических ра­бот — научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образ­цы и установочные партии новой техники и новых материалов, изго­товленные по результатам выполненных НИОКР.

Результатом инновационной деятельности можно считать также мелкосерийную и малотоннажную продукцию, изготовленную на экс­периментальной базе вузов и НИИ; программную продукцию; науч­но-производственные услуги с использованием уникальной аппарату­ры; услуги в области информатики, информационного, метрологиче­ского, патентно-лицензионного обеспечения НИОКР и производства; консалтинговые услуги; ноу-хау; патенты.

Успеху инновационной деятельности во многом способствуют: поддержка высшего руководства; высокий творческий потенциал со­трудников; пригодность для осуществления инноваций существующих технологий и оборудования; хорошее знание и эффективное использо­вание рыночных возможностей.

 

Тема 13. Управление рисками.

Управленческая деятельность сопряжена с риском — это аксиома. Сложность учета и управления рисками здесь обусловлена нескольки­ми обстоятельствами.

Во-первых, на процесс управления влияет очень много факторов, гораздо больше, чем на функционирование того или иного техническо­го устройства, которые трудно, а порой и невозможно, учесть.

Во-вторых, процесс управление ориентирован на людей, поведение которых субъективно, а поэтому не предсказуемо. Часто не только ме­неджер, но и они сами не представляют, как поступят в следующую минуту.

Понятие и виды риска

Деятельность организации всегда связана с определенным риском, т.е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительно­го дохода.

Риск можно рассматривать двояко. С одной стороны, это событие, которое может произойти или не произойти, вследствие чего возможен отрицательный, нулевой или положительный результат (технический, социальный, экономический и пр.) С другой стороны, риск — это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь.

Источником риска является неопределенность хозяйственной си­туации, возникающая из-за множества переменных факторов и случай­ностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей. Иными словами, риск име­ет объективное и субъективное происхождение.

Выделяют следующие функции риска:

1) инновационная. Рисковое решение может вести к более эффек­тивному производству;

2) регулирующая. Способность рисковать является залогом успеха организации, хотя риск может оказать на нее и дестабилизирующее влияние;

3) защитная. Риск — естественное состояние и требует от менедже­ра и предпринимателя воспитывать терпимость к неудачам;

4) аналитическая. Политика риска предполагает необходимость вы­бора, а, следовательно, изучения и прогнозирования ситуации, состав­ления планов.

Рассмотрим классификацию рисков.

• С точки зрения источника возникновения риски подразделяются на внутренние и внешние.

Внешние риски связаны с окружением организации. Они могут быть макроэкономическими и микроэкономическими, На те и другие влияют два рода факторов: 1) прямого воздействия — законодательное регулирование, произвол властей, налоговая система, взаимоотношения с партнерами, конкуренция, коррупция и рэкет; 2) косвенного воздейст­вия — политическая и экономическая обстановка в стране, экономиче­ское положение отрасли, стихийные бедствия, международные события.

Внутренние риски связаны с особенностями самой организации. Основным видом внутреннего риска считается кадровый, обусловлен­ный практической невозможностью предсказать поведение людей в тех или иных ситуациях.

• По степени опасности для предприятия выделяют допустимый риск (угроза потери прибыли), критический риск ( возможность несения те­кущих убытков); катастрофический риск (банкротство).

• С точки зрения целесообразности можно говорить об оправданном и неоправданном риске. Границы между ними в различных сферах деятельности неодинаковы.

• По возможности избежать потери риски могут быть преодолимыми и непреодолимыми. Непреодолимые риски бывают страхуемыми и нe-страхуемыми. Риск можно частично переложить на других, но полно­стью избежать его нельзя.

• По причинам возникновения выделяют:

1) политические риски (национализация, введение экономических ограничений, войны, конфликты, беспорядки). Они могут быть нацио­нальными, региональными и международными;

2) технические риски (получение отрицательных результатов, недостижение поставленных целей, побочные явления, сбои, поломки).

По мнению экспертов, можно дать следующую оценку технических рисков: риск пожара—0,08, взрыва — 0,13, молнии — 0,06, самовозгорания — 0,013, бури — 0,013, наводнения — 0,02, падения самолета — 0,006;

3) производственные риски (снижение объемов выпуска, простои, брак; рост затрат, преждевременный износ оборудования). Основными рисками в производственном предпринимательстве являются: риск невостребованности продукции, неисполнения контракта, усиления кон­куренции и ухудшения конъюнктуры, возникновения непредвиденных обстоятельств и затрат, потери капитала;

4) предпринимательский риск — неспособность поддерживать уро­вень доходов на вложенный капитал. В России предпринимательский риск весьма высок.

Причины этого следующие:

ü необязательность, безответственность партнеров,

ü негибкость и изменчивость законодательных актов,

ü политическая нестабильность,

ü высокая инфляция и финансовая нестабильность.

ü отсутствие персональной ответственности,

ü зависимость предпринимателей от криминального мира,

ü вмешательство политиков,

ü бюрократизация,

ü неустойчивое налоговое законодательство,

ü низкий уровень образованности населения;

5) отраслевой риск — риск изменения экономического состояния отрасли; определяется уровнем ценовой и неценовой конкуренции, легкостью или сложностью вхождения в нее, окружением;

6) естественные риски (экологический, риск стихийных бедствий);

7) коммерческие риски (невозможность реализовать продукцию или снижение объемов реализации, рост цен, падение спроса, потери качества);

8) инфляционный (повышение цен, снижение покупательной спо­собности денег);

9) инновационный (неудачи в освоении новых рынков, продукции, технологий);

10) валютный риск включает экономический риск (изменение стои­мости активов; снижение выручки и увеличение расходов в связи с не­благоприятными изменениями курсов). Он в основном обусловлен тем, что расходы и доходы имеют место в разных валютах. Прямой эконо­мический риск состоит в угрозе изменения прибыльности по будущим операциям. Источниками прямого риска являются уже заключенные контракты, необходимость оплачивать зарубежные расходы и т. п. Косвенный риск — это риск неконкурентоспособности по сравнению с иностранными производителями. Кроме экономического, разновидно­стями валютного риска являются: риск перевода и риск сделок (влия­ние валютного курса на выгодность сделок из-за неопределенности стоимости национальной валюты в будущем). Валютный риск подраз­деляется на экспортный и импортный;

11) инвестиционный риск — это риск потери инвестируемого капи­тала и ожидаемого дохода, его снижения.

12) кредитный риск. Он возникает из-за невыполнения обяза­тельств вследствие недобросовестности, некомпетентности, неблаго­приятной общей конъюнктуры. Виды кредитных рисков — торговый и банковский (неуплата долга; неплатежеспособность). Причины кредит­ных рисков — спад в отраслях, спад спроса на продукцию, невыполне­ние договоров, форс-мажор. Он может быть деловым, обусловленным недостатком деловых способностей предпринимателей; мораль­ным — зависящим от их личных качеств; имущественным, вызванным отсутствием у заемщика собственных активов;

13) процентный риск. К нему относятся: риск изменения общего уровня ставки %; ставок по отдельным видам кредита. На процентный риск влияют темпы экономического роста, инфляция, государственный долг, политика правительства.

Виды рисков с 1 по 9 называются чистыми. Их возникновение свя­зано с объективными обстоятельствами, не зависящими от принятых управленческих решений. В результате возникают потери не только для фирмы, но и для общества,

Валютный, кредитный, процентный и инвестиционный виды риска объединяются в категорию финансовых рисков и в большинстве слу­чаев носят спекулятивный характер. Он, как правило, влечет за собой потери только для фирм, а для общества может быть и выигрыш.

Нужно иметь в виду, что общий риск по всем позициям может быть больше суммы частных.

Количественно абсолютная величина риска является субъективной оценкой ожидаемых потерь. Она определяется как произведение ожи­даемого ущерба на его вероятность.

Риск может быть выражен в относительных показателях, например, путем соотнесения величины потерь с объемом производства (продаж) или собственных средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 2893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.034 с.)