Тема 3. Специфика менеджмента в России. Возможность и пути использования зарубежного опыта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Специфика менеджмента в России. Возможность и пути использования зарубежного опыта.



Известное положение, что наука — это непосредственно производительная сила, подтверждается коренными качественными преобразованиями в технике, технологии и самом процессе производства. Управление в таких условиях неизбежно ведет к необходимости научного подхода, эффективному использованию всего нового и передового. С середины XX в. происходит резкое ускорение научно-технического прогресса, оказавшего воздействие не только на науку и технику, но и на все стороны общественной жизни.

Возросли требования к уровню образования трудящихся, их квалификации; культурному уровню; возможности быстро восстанавливать свои силы, затраченные на работе в условиях стрессовых ситуаций; управлению сложными системами и устройствами; работе в зонах повышенной опасности, радиации и т.д. Общественное производство стало невозможным без прочной и эффективной связи между наукой, техникой и управленческой деятельностью людей. Значительно возросла степень ответственности руководителей за результаты своего труда. Управление производственными процессами поднялось на новый уровень, когда человек стал управлять не только действиями машин и механизмов, но и целыми системами, управляющими этой техникой.

Потребности роста производительности общественного труда, эффективности экономического выбора в условиях ограниченности ре­сурсов, значительные затраты на военные цели обусловили необходимость интенсивных научных разработок и исследований в естествен­ных, общественных, технических и военной науках. Дифференциация и интеграция в науке открыли возможности для глубоких исследований в области управления как в целом научно-техническим прогрессом, так и в конкретных вопросах научной организации труда и планирования (например, стратегический и системный анализ, мотивация труда и др.).

В нашей стране эта работа осуществлялась и координировалась Академией наук (основана в 1724 г., до 1917 г. — Петербургская ака­демия наук, с 1925 г. — АН СССР, ныне Российская академия на­ук— РАН). Среди ее 16 отделений, таких как математики, общей физики и астрономии, ядерной физики и других, — имеется отделение механики и процессов управления. Научная работа в области управления велась академиями наук союзных республик и многими отделениями АН СССР. Были созданы Совет по научной организации труда (1923), Центральный институт труда, более 50 НИИ по НОТ. В этих организациях работали В.В. Куйбышев, П.М. Керженцев, А.К. Гостев и другие ученые. До 90-х гг. в стране существовали крупные науч­но-исследовательские центры, научно-исследовательские институты, научные лаборатории и отделы. Были сформированы направления научных исследований, в том числе велись научные разработки и проблем планирования, экономического стимулирования и управления социалистическим производством.

Многие крупные государственные издательства ежегодно публиковали учебную и научную литературу по данной тематике (учебники, монографии, сборники статей, рефераты докторских и кандидатских диссертаций, брошюры), сотни статей по проблемам управления печатались в периодической печати. Эта работа началась еще в 20-х гг., когда было образовано издательство АН СССР «Наука». Исследования ученых — философов, экономистов, социологов, психологов, математиков и кибернетиков, инженерных специальностей — дали богатейший материал фундаментального и прикладного значения, на основе которого сформировалась отечественная управленческая наука.

Развитие управленческой науки было обусловлено и осуществлялось в условиях господства общественной формы собственности, директивных методов руководства без должного учета действия рынка, конкуренции и взаимодействия различных видов и форм собственности, характерных для западного мира. Общество не смогло надлежащим образом использовать огромное богатство отечественной управленческой науки в целях улучшения народного хозяйства, страна пришла к дефицитной экономике, а в 90-х гг. — к кризису.

По иному складывался процесс становления и развития науки управления — менеджмента — в странах Запада и Японии. Научный интерес к менеджменту резко возрос в связи с острейшими экономическими кризисами, депрессией, финансовыми потрясениями и жесткой конкурентной борьбой. Крупные хозяйственные структуры были заинтересованы в таких научных разработках, которые отвечали бы потребностям практики, помогали бы эффективно управлять, предвидеть ход развития экономической ситуации, сделали бы так, чтобы работала формула «затраты — выгоды» и т.д.

Научные работы по вопросам управления, написанные ранее, начиная с Ф. Тейлора, А. Файоля и более поздних — М.П. Фоллет, Э. Мэйо, в которых были сформулированы главные направления работы управляющего предприятием и другие управленческие вопросы, уже к началу 30-х гг. не устраивали крупных промышленников и банкиров. В США после Второй мировой войны значительно активизировалась деятельность ученых по управленческим проблемам. Была образована так называемая бесприбыльная научно-исследовательская корпорация «РЭНД корпорейшн», обслуживающая научными разработками военное ведомство и крупные монополии, а также экономический совет при президенте. Ученые ряда университетов и других высших учебных заведений по заказам правительства и крупных фирм начали проводить исследования проблем управленческого труда. Вышли крупные фундаментальные и прикладные работы американских ученых — экономистов, социологов и психологов по вопросам менеджмента.

Определились и основные направления этих исследований. Глубоко и на высоком научном уровне были разработаны вопросы стратегического управления и планирования (например, концепция — Планирование, прогнозирование, разработка бюджета и др.), инновационный менеджмент, административный (кадровый) менеджмент, финансовый менеджмент и т.д. Разработаны теории игр, теория систем и системного анализа, теории мотивации, модели линейного программирования, принципы управления гибкими автоматизированными системами, принципы и методы проектирования организаций и т.д.

Такие же, но в ином масштабе научные исследования и разработки проводились в Великобритании, Германии, Франции и других экономически развитых странах. В Великобритании, например, была основана крупнейшая научная организация страны — Научно-исследовательский совет, образован Лондонский институт стратегических исследований, а также центры экономических исследований в Лондонском и других университетах и высших учебных заведениях.

Разработки и исследования, создание теорий управления, концептуальный подход к вопросам управления в США создали необходимые условия и явились основой для формирования новой науки — менеджмента. Обратимся к его истокам.

Предмет менеджмента как науки определился исторически сравнительно недавно — в середине XX в., однако его методологические истоки уходят в прошлое. Менеджмент вобрал в себя научные основы управления и результаты управленческой деятельности многих поколений людей. Процесс управления имел место всегда, как только возникло человеческое общество. В дошедших до нас античных источниках («Домострой» Ксенофонта, «Политика» Аристотеля, «О сельском хозяйстве» Колумелы и т.д.) и ряде других, более поздних работах римлян излагаются взгляды на управление и юридические нормы, правила и принципы в отношениях «управляющие — управляемые».

С развитием этих взглядов изменялось содержание управленческих подходов, начиная от признания справедливости рабства и управления рабами, до более поздних, которые были основаны на идеях раннего христианства, порицавших рабское угнетение, ростовщичество и проповедовавших равенство и справедливость в отношениях между людьми.

В средневековье основы управления описаны в трудах религиозных деятелей, монахов, организовавших достаточно развитое по тому времени сельскохозяйственное производство и поддерживавших ремесла. Однако управление, покоящееся на внеэкономическом принуждении, не отвечало пробивавшимся рыночным отношениям и наемному характеру труда. Возникли идеи, которые называют утопическими, где управление производством мыслилось на основе справедливого распределения и равенства его участников. Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Роберт Оуэн и другие пытались обосновать принципы и ме­тоды такого управления.

Дальнейший период общественного развития выдвинул целую плеяду исследователей сущности новых экономических явлений, рыночных отношений, в том числе и возникших проблем управления производством, новых взглядов на отношения управляющего и управ­ляемых, господства и подчинения.

Развитие новых отношений собственности — отношений собственника средств производства и наемного рабочего, привело к появлению проблем, без решения которых производственная деятельность зачастую не приносила желаемых результатов. Противоречия между наемными рабочими и собственниками капитала вели к неизбежным экономическим потерям и социальным потрясениям. Выход из такого положения управляющие как практики, так и теоретики, начали искать в совершенствовании отношений распределения, более эффективных принципах стимулирования труда, изменении форм его оплаты, цены труда, лучшей организации производственного процесса, обучении рабочих более интенсивным и производительным приемам и методам выполняемой работы и других способах сглаживания возникших противоречий.

В таких условиях труд управляющего стал приобретать все более научный характер, требовал экспериментов, обмена опытом, научной оценки управленческих решений и других научных исследований с последующей проверкой их практикой. Возник новый, научный подход к управлению, получивший название тейлоризм — по имени его основателя американского инженера Ф. Тейлора. Широкое применение идеи тейлоризма нашли в работе крупных американских пред­приятий, распространились по всем европейским странам, в том числе и в России. В результате их использования в управлении производством был сделан первый шаг в становлении менеджмента как науки.

Что явилось методологической основой возникшей науки об управлении? Ответить на данный вопрос не так просто, как представляется с первого взгляда. Нет сомнения в том, что Тейлор и его последователи были знакомы с господствовавшими в то время экономическими идеями и теориями. Крупная работа К. Маркса «Капитал» в это время была уже широко известна. Исследование отношений капиталиста и рабочих давалось в его труде по всем важнейшим направлениям. Сегодня некоторые деятели пытаются умалить вклад Маркса в методологические основы управления. Но достаточно внимательно посмотреть хотя бы первый том «Капитала», как станет ясно, что вклад этот значителен. В нем рассмотрены вопросы процесса труда, стоимости рабочей силы, рабочий день и его пределы, дневной и ночной труд, борьба за нормальный рабочий день, проблемы кооперации, разделение труда, фабричное законодательство, формы и системы заработной платы и др. Как видно даже из простого перечисления проблем, охваченных научным анализом в «Капитале», все они касаются управленческого труда, решение их на практическом уровне составляет предмет заботы и внимания управляющих.

Вместе с тем период становления менеджмента совпал с развитием нового направления в экономической науке — неоклассическим. В работах ученых этого направления большое внимание уделялось проблемам экономической практики, роли рынка в экономике, образования цены товара как соотношения спроса и предложения, концепции факторов производства, субъективным оценкам материальных благ, свободе их выбора и другим экономическим явлениям. Все это также стало составной частью методологических основ менеджмента.

Значительное влияние на проблемы управления и их теоретическое обобщение оказали идеи кейнсианцев (см. учение Д.М. Кейнса), исследовавших возможности государственного регулирования экономики с использованием экономического механизма и администрирования, регулирования спроса и предложения путем вмешательства государства в рыночный механизм и т.д.

Этими идеями и теориями в менеджменте руководствовались вплоть до середины XX в. В дальнейшем основными направлениями управления стали теории наиболее прагматичные, нацеленные на решение следующих проблем:

управление в концернах и крупных фирмах;

психологический климат в рабочих коллективах;

работа с кадрами;

мотивация труда и вопросы человеческих отношений;

организация труда и др.

Американцы — народ практичный. Они не спешат с признанием менеджмента наукой. Однако последовавшие в 60-х гг. одно за другим новые исследования на основе системного анализа и теории информации, принципов стратегического менеджмента, системного и ситуационного подходов к анализу внутренних и внешних переменных организаций, концепции корпоративной культуры, проблем международного менеджмента все больше убеждают нас в том, что менеджмент — это не только междисциплинарное учение или совокупность научных знаний, но это уже самостоятельная наука, имеющая методологические основы, свой предмет и метод.

Как и всякая другая наука, менеджмент содержит присущие только ему категории и научные понятия, отражающие сущность управленческого труда. К ним относятся:

управление — как процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей;

объект управления — люди, техника и технологии, предприятие и др.;

субъект управления — личность или кибернетическое устройство;

организация как сфера деятельности менеджера;

планирование, координация, мотивация и контроль — функции менеджмента;

стиль управления и др.

В ходе научных исследований управленческих проблем учеными

были открыты и обоснованы объективные законы жизнедеятельности организаций и закономерности, характерные для управленческого труда. Среди них законы: пропорциональности и планомерности, админи- стративной емкости, ритма работ и др.

В менеджменте как науке обозначились соответствующие разделы: методологические основы научного управления;

организационные и управленческие структуры;

функции управления;

процесс управления, кадровый менеджмент;

стратегическое управление, инновационный менеджмент;

управление процессом международной экономической интеграции и др.

Менеджмент как практика управления охватывает весь процесс производства и обмена и включает: управление производством, управление маркетингом, управление финансовой деятельностью, управление кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности. Данные вопросы составляют предмет учебных дисциплин по менеджменту, входят в учебные программы, рассматриваются на примерах конкретных ситуаций. Здесь прослеживается прямая связь теории и практики.

Таким образом, предмет менеджмента как науки управления охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления.

Менеджмент, как и любая другая наука, обладает своим особым методом исследования явлений управленческой деятельности.

Тема 4. Содержание процесса управления.

Все менеджеры работают в организациях. Если бы не было организаций, не было бы никакой потребности в менеджерах. Что же представляет собой организация? Организация — структура, возникающая в результате преднамеренной договоренности об объединении людей во имя достижения определенной цели. Наш университет — это организация, так же как и студенческие общества, правительственные учреждения, церкви, магазины, клиники. Все это — организации, потому что каждой из них присущи общие характеристики.

Во-первых, каждая организация имеет четко определенную цель. Эта цель обычно определяется основной задачей или группой задач, которые данная организация стремится выполнить.

Во-вторых, каждая организация состоит из людей. Человека, работающего в одиночку нельзя назвать организацией; кроме того, для выполнения работы, которая необходима для решения стоящих перед организацией задач, требуется персонал.

В-третьих, все организации имеют некую определенную, специально разработанную структуру, благодаря которой ее члены могут делать свою работу.

Эта структура может быть открытой и гибкой, без четкого распределения полномочий и строгого разграничения сфер ответственности (иными словами, простая структура свободных рабочих взаимоотношений) либо более традиционной, с ясно и конкретно определенными правилами, инструкциями и описаниями должностных обязанностей и штатными единицами, определяемыми как "начальство", обладающими властью над осиными членами организации. Однако, независимо от того, какая именно структура используется, в любой организации она должна существовать, поскольку именно она определяет рабочие взаимоотношения всех ее членов. Короче говоря, термином организация определяется любая хозяйственная единица, имеющая конкретную цель и объединяющая определенное количество людей в структуру того или иного типа. Эти три характеристики очень важны для определения того, что представляет собойорганизация, однако следует сказать, что концепция организации имеет тенденцию постепенно меняться.

Почему же изменяется концепция организации? Потому, что меняется мир вокруг них. Социальные, экономические, глобальные и технологические изменения формируют среду, в которой, чтобы добиться успеха, любая компания должна осваивать но­вые пути и способы достижения своих целей. Примерами таких изменений могут служить "информационный взрыв", дальнейшая глобализация и изменение требований, предъявляемых работником к своему рабочему месту. Однако, как бы ни изменялась концепция организаций, работа управленческого персонала и менеджмент вообще остаются важнейшим элементом деятельности любой компании.

До недавнего времени дать определение, кто такие менеджеры, было достаточно просто. Это были люди, которые руководили и направляли работу других членов ор­ганизации. Их было легко отличить от рядовых работников, т.е. тех, кто работал непо­средственно над заданием и не имел подчиненных. Но теперь все стало совсем не так просто! В результате постепенного изменения характера организаций и работы четкие границы между менеджерами и рядовыми сотрудниками стерлись. Во многих случаях традиционно рабочие специальности теперь включают управленческие функции, особенно если люди работают в составе группы. Так, например, члены группы часто составляют планы, принимают решения и следят за текущими показателями эффективности своего труда. И поскольку при этом так называемые рядовые служащие выполняют обязанности, которые традиционно считались управленческими, можно сказать, что определения, которые использовались в прошлом, уже неприменимы.

Каково же современное определение менеджера? Менеджер — это член организации, который объединяет и координирует работу других ее членов. Это может означать как непосредственную ответственность за деятельность группы людей в одном отделе, так и руководство работой одного человека.

Эта работа может также заключаться в координации деятельности коллектива, состоящего из сотрудников нескольких различных отделов и даже разных организаций. Вместе с тем следует иметь в виду, что менеджеры могут исполнять и другие обязанности, не связанные с руководством группой. Например, менеджер по выплатам страховых компенсаций часто не только руководит работой других сотрудников отдела, но также сам занимается рассмотрением заявлений и претензий граждан.

Существует ли какой-нибудь способ классификации менеджеров в организациях? Да, особенно если организация имеет традиционную структуру, т.е. в ней определена иерархическая структура, в соответствии с которой работников в низовых подразделениях больше, чем наверху. Как видно в организациях данного типа управленческий персонал делится на менеджеров технического (низового или оперативного), среднего и высшего уровня.

Определение фактической роли менеджеров в таких организациях трудности не представляет, однако следует помнить, что менеджеры могут занимать должности с самыми разными названиями.

Так, менеджеры технического (низового или оперативного) уровня действуют на самом низком управленческом уровне, их часто называют линейными менеджерами. На производственном предприятии менеджер этого уровня может называться мастером (или бригадиром). Тренер спортивной команды также может считаться менеджером оперативного уровня.

В категорию менеджеров среднего уровня входят все управленцы, работающие на уровнях между низовым и высшим уровнями руководства организации. Возможные названия их должностей — начальник отдела или агентства, руководитель проекта, директор завода, дирек­тор подразделения, декан, епископ, менеджер подразделения.

Менеджеры высшего уровня либо входят в состав руководства организации, либо возглавляют ее. Они отвечают за принятие решений в рамках всей организации и за разработку политики и стратегии всей организации.

Как правило, должности, которые занимают эти лица, называются так: исполнительный директор, президент, управляющий, директор по производству, старший администратор, старший ме­неджер или председатель правления.

Так же как и организациям, менеджерам присущи общие характеристики. Несмотря на то, что их должности и должностные обязанности могут называться по-разному, работа любого менеджера характеризуется конкретными особенностями, независимо от того, где он работает и какую именно работу выполняет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.023 с.)