Творческая история и проблематика Мастера и Маргариты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческая история и проблематика Мастера и Маргариты



В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман "Инженер с копытом", но с 1937 года он получает другое название - "Мастер и Маргарита". Это творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Сплав гоголевской сатиры и дантовой поэзии, высокого и низкого, смешного и лирического.

Булгаков писал "МиМ" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.
В романе "МиМ" царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-х - 30-х годов нашего века.

Смех и печаль, радость и боль перемешаны там, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита" и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.
Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примерам гротескно-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Задача Воланда - "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Со злом бороться следует силами зла. В этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня.
Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует, как не существует богочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического человека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием.

Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

1. Изображение быта и нравов казачества в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

 

В 30-е годы создана великая эпопея о револю­ции и гражданской войне. Это «Тихий Дон» Шолохова (1928—1940).В «Тихом Доне» гражданская война изображена с эпическим размахом, как великая всенародная траге­дия. Шолохову удалось, рисуя конкретные человеческие судьбы, глубоко раскрыть исторические процессы, а со­бытия гражданской войны связать с личными драмами героев. Григорий Мелехов, главный герой повествова­ния, своей трагической судьбой соединяет два плана эпо­пеи — семейно-бытовой и социально-политической. Вос­питанный в трудовой крестьянской среде, он жаждет справедливости, мира, добра и за них воюет и с белыми, и с красными. Среди враждующих лагерей, среди мира, раз­деленного на белых и красных, лишь один Григорий Мелехов отчетливо видит трагедию и жалеет людей, ин­стинктивно различает добро и зло. Отсюда его метания, нежелание служить злу, как только оно открылось ему.Другая сторона высокопоэтической и человечной по­зиций художника — в изображении быта, семьи, дома как вечной опоры, пристанища для измученной души, как средоточия тепла, любви, преданности. Пантелей Про-кофьич и Ильинична, Наталья — вот на ком держится дом, семейный очаг, вот где может найти пристанище и отогреться мятежная душа Григория. Дом, дети, семья представлены Шолоховым как вечные ценности, сотво­ренные созидательной энергией человека. В эпопее Шолохова социальные, исторические про­цессы, мир человеческой души изображены в борьбе про­тивоположных начал, в сложном переплетении причин­но-следственных связей, мотивов и устремлений. Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914-1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Опирается на традиции русских классиков, на "Капитанская дочка", "Тарас Бульба", "Война и мир". Шолохов не только продолжатель традиций классической литературы, но и новатор, т.к. воспроизводит такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого. Особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда Шолохова. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. События в "Тихом Доне" начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В "Тихом Доне" много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская. Шолохов изображает действительных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа Федор Подтелков, член ревкома казак Михаил Кривошлыков.В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский. "Тихий Дон" начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. Война прервала трудовую жизнь казачества. Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: "Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя живым выйти - надо человечью правду блюсть..." Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: "В бою убить человека - святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек!" Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. Шолохов пишет во второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со сдержанной тревогой и ожиданием". Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому. Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Горькие слова в романе предваряют описание трагических событий на Дону, рассказ о расправе с экспедицией Подтелкова, о Верхне-Донском восстании. Вернувшись с фронтов мировой войны казаки еще не знали какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем. Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, - убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатых казаков. Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение. Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: "А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли". А. Серафимович писал о героях "Тихого Дона": "...люди у него не нарисованные, не выписанные, - это не на бумаге". В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити" ведущие к прошлому. Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Бесспорно, что образ Григория Мелехова - художественное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то. что в жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов в эпопее не изолированный характер. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других. Эти особенности помогают прийти к выводу о том, что Мелехов изображен в эпосе как сын своего народа и своего времени.Мир Григория - народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, в пыли походов он мечтает I о труде на родной земле, о семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бросив свое оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван. Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя. К созданию женских характеров Шолохов обращается уже в самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в "Тихом Доне" Шолохов создает яркие художественные образы. Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб - мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие. Пылкой, страстной Аксинье, с ее "порочной красотой, противопоставлена скромная, сдержанная в чувствах труженица Наталья. Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они знали и настоящее человеческое счастье. Писатель показывает их трудолюбие, их огромную роль в жизни семьи. Большое значение имеют речевые характеристики, портретные детали. У Аксиньи "точеная шея", "пушистые завитки волос", "зовущие губы". У Натальи "гладкий белый лоб", "большие руки, раздавленные работой", у Дарьи "насурмленные дуги бровей", "вьющаяся походка". Действие романа "Тихий Дон" вовлекает широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны - в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск. Новороссийск, в станицы Дона. Шолохов - непревзойденный мастер художественного слова, умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям. Умело использованы произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Произведения народного творчества, особенно песни, раскрывают философскую глубину эпопеи. Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни. Большой духовный смысл заключен в поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни народа. Само название "Тихий Дон" полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Родины: "Родимая степь над низким донским небом! курган в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу. Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою красную землю. донской нержавеющей кровью полита степь..." Такие слова мог найти и сказать лишь писатель, горячо влюбленный в красоту родной донской природы и в свой народ. Работая над эпопеей "Тихий Дон", Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях. Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение "старого мира" было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет. При вручении Нобелевской премии за роман "Тихий Дон" Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, "чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою".

 

2. Народный характер в рассказе А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

В повести "Один день Ивана Денисовича" А.Солженицын продолжает исследование русского народного характера. Фабула произведения разворачивается в условиях социальной несвободы (в одном из сталинских лагерей) и умещается в один день. На этот раз пространственные и временные рамки весьма ограничены, но, тем не менее, повесть насыщена событиями.

Изобилие бытовых подробностей, а также модель времени помогают понять отношение главного героя к жизни в лагере. Шуховым она воспринимается не как экстремальная ситуация, а как повседневная жизнь. "Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось..."

Шухов не пытается выйти на волю, потому что из писем жены понял, что по ту сторону от колючей проволоки жизнь не лучше. Здесь олицетворением надличностного зла является лагерь, в деревне - это коллективизация.

Иван Денисович не сопротивляется лагерным условиям жизни, герой крепко запомнил слова своего первого бригадира Куземина: "Здесь, ребята, закон - тайга". Шухов прекрасно понимает бесполезность борьбы с лагерем: он велик и сопротивление ему отнимает у человека последние силы, необходимые для жизни, лучше "...кряхти да гнись. А упрешься - переломишься". Русский народ всегда воспринимал власть как неизбежное зло, которое необходимо перетерпеть, так как власть временна, непостоянна, а мужик живет на земле неизменно уже несколько столетий.

Заложенная в Шухове народная мудрость помогает ему выжить. Для Ивана Денисовича лагерь - социальное зло, но он знает, что "люди и здесь живут", в этом мире тоже существуют свои правила и морали: первым "в лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать". В этих словах, сказанных мудрым бригадиром Куземиным, заключены три главных лагерных закона: чтобы выжить, человек должен, во-первых, уметь подавлять в себе животное начало, во-вторых, не выделять себя из коллектива, то есть должен разделить общую судьбу и, в-третьих, не потакать "куму", являющемуся носителем социального зла, не доносить на сокамерников, потому что люди здесь не по своей воле, а "настучав" начальнику, человек становится частью этого зла, добровольно соглашается жить по его законам.

Эти три ценности, три морали строго соблюдает Иван Денисович, потому что они не противоречат коллективному сознанию Шухова, которое веками формировалось у русского человека. Окружающий мир герой воспринимает как большую семью. Лишившись нормальной семьи, Шухов находит ее в бригаде: "Она и есть семья, бригада". Навязанная общая жизнь не тяготит героя, потому что для Ивана Денисовича жить всем вместе, жить для других и заботится о других (о Цезаре, о семье, о бригаде) так же естественно, как есть и пить.

В сто четвертой, как и в семье, существует определенная иерархия, согласно которой строятся взаимоотношения между ее членами. Отцом и кормильцем является бригадир Тюрин (от строительства соцгородка бригаду "отмазал", "процентовку" удачно закрыл, толь на ТЭЦ отвоевал), помогает ему Павло ("Хоть носил миски Шухов, а хозяин - помбригадир"). Рабочий костяк бригады составляют Кильдигс, Шухов, глухой Клевшин, каворяш. И последнее место на иерархической лестнице занимают Фетюков и Пантелеев, которых и за людей не считают.

Такое распределение принимается Шуховым добровольно и даже регулирует его нравственные и этические нормы, а также бытовое поведение. Например, в ситуации с папиросами Шухов размышляет: "Можно б и смиловаться, дать ему (Фетюкову) шакалу, да уж он сегодня подстреливал. Шухов видел. А лучше Сеньке Клевшину оставить". Или сцена в столовой: " А по Шухову правильно, что капитану отдали (кашу). Придет пора, и капитан жить научится, а пока не умеет".

Иван Денисович понимает, как сложно оставаться человеком в лагерных условиях и завоевать уважение окружающих, не опуститься до уровня Фетюкова, но герою это удается, так как сохранить себя, свое духовное начало Шухову помогает его практичность. Как для настоящего крестьянина, для Ивана Денисовича жизнь - это работа (эпизод на ТЭЦ, где Шухов полностью выкладывается на строительстве, забывая обо всем на свете и ощущая лишь сладостную эйфорию), что объясняет деловое и хозяйственное отношение героя к вещам (например, отношение к инструментам). Для Ивана Денисовича труд становится спасительным не только в духовном смысле, но и в бытовом. Для Шухова нет понятия "халтурить", он все делает на совесть (но и здесь проявляется тюремная идеология, потому что "работа - она как палка, конца в ней два: для людей делаешь - качество дай, для начальника делаешь - дай показуху"), поэтому все, что получает герой (миску каши, кусочек колбасы, стакан самосада), он честно зарабатывает (шьет тапочки, одалживает ножичек, занимает очередь за посылкой), и это помогает Шухову сохранить его внутреннее достоинство, не унижаться перед другими по мелочам.

Помимо главного героя автор показывает крупным планом еще несколько персонажей, которые представляют собой другие варианты выживания и одновременно моделируют социальную структуру общества России в целом.

Прежде всего это Алешка-баптист, стойкость которого основана на религиозной идее. Автор не отрицает такой жизни, но, с точки зрения народной мудрости, молитвами сыт не будешь, да к тому же Алешка смирился со своим существованием, а Шухов лишь приспособился, но не сдался, поэтому Алешка не обходится без помощи Ивана Денисовича.

Можно, конечно, поступить, как кавторанг Буйновский, попытавшийся отстоять свое личное достоинство и вступивший в борьбу с лагерем, но такой вариант предполагает 10 суток карцера и "если отсидеть их строго до конца, - это значит на всю жизнь здоровья лишиться. Туберкулез, и из больничек уже не вылезешь".

Есть в лагере и представители интеллигенции (кинорежиссер Цезарь, кавторанг Буйновский, старик Ю-81, Х-123), но эти люди, несмотря на образованность, не могут обойтись без таких, как Шухов (несостоятельность Цезаря на вечернем шмоне, помощь Шухова сохранить посылку), потому что они оторваны от реальной жизни и для нее бесполезны (если Шухов не позволяет семье отправлять посылки, чтобы не разорять семью, то Цезарь только и жив благодаря им).

В системе персонажей присутствуют и латыши (Кильдигс), которым автор симпатизирует, потому что они своей основательностью и деловитостью чем-то схожи с главным героем, но им не хватает смекалки и сноровки Шухова ("Кто два дела руками знает, тот еще и десять подхватит").

Получается, что все герои в какой-то мере зависят от Шухова, от его помощи, и только органичное сочетание духовности и практичности в душе Ивана Денисовича, характерное для русского национального характера, по мнению автора, - самая истинная форма существования, помогающая герою выжить в условиях социальной несвободы: сохранить самостоятельность, независимость и свое внутреннее "я".

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

1. Проблема поэта и поэзии в цикле «Ямбы» А. Блока.

нев - основной мотив цикла «Ямбы». Это явствует уже из эпиграфа - строки из сатиры Ювенала: «Негодование рождает стих». Гнев поэта созревал на основе самой действительности. Утвердиться в этом чувстве, так сказать, литературно Блоку помогла великая русская литература и прежде всего Некрасов, произведения которого Блок в эти годы внимательно изучал. Сохранился том Некрасова с пометками Блока - в стихотворении своего великого предшественника «Поражена потерей невозвратной» против строк: «Погасла и спасительная злоба, что долго так разогревала кровь» - Блок приписал: «Злоба - самый чистый источник вдохновения». Однако упрекнуть Блока в односторонности нельзя: он воспринял от Некрасова чувство «любовь-вражда», о котором сказал, что оно «неподдельное и настоящее». В «Ямбах» утверждается чувство гнева во имя любви. Мысли о большой, содержательной жизни, жажда переделки действительности на началах добра и справедливости составляют основу всего цикла, они с предельным лаконизмом выражены в стихотворении, открывающем цикл:

  • О, я хочу безумно жить.
  • Все сущее - увековечить,
  • Безличное - вочеловечить,
  • Несбывшееся - воплотить!
  • Пусть душит жизни сон тяжелый,
  • Пусть задыхаюсь в этом сне,
  • Быть может юноша веселый
  • В грядущем скажет обо мне:
  • Простим угрюмство - разве это
  • Сокрытый двигатель его?
  • Он весь - дитя добра и света,
  • Он весь - свободы торжество!

Затем в разных стихотворениях «Ямбов» читаем: «Храню я к людям на безлюдьи Неразделенную любовь», «Народ - венец земного цвета, Краса и радость всем цветам», «И сердце бьется слишком скоро, И слишком холодеет кровь, Когда за тучкой легкоперой Сквозит мне первая любовь…» «Но за любовью зреет гнев!» Растет презренье к страшному миру. «Презренье созревает гневом, А зрелость гнева есть мятеж». Идея мятежа с большой силой и смелостью выражена во многих стихотворениях цикла, но особенно в стихотворении «Тропами тайными, ночными», которое (как и «Я ухо приложил к земле») было написано в день реакционного переворота - 3 июня 1907 года. Оно оказалось настолько смелым, что Блоку удалось его опубликовать лишь в 1909 году. И в самом деле, призыв «Гроба, наполненные гнилью, Свободный, сбрось с могучих плеч!» (в черновом варианте вместо «свободный» было - «рабочий») не мог быть воспринят иначе, как революционный клич. Не исключено, что в стихотворениях «Я ухо приложил к земле» и «Тропами тайными ночными» сказалось воздействие на Блока пролетарской поэзии. Об этом свидетельствуют и прямое обращение к пролетарию (первое из названных стихотворений в рукописи называлось

Блоку хочется, чтоб его поэзия проповедовала идеи добра: «Он весь - дитя добра и света, он весь - свободы торжество!» Исследователи не без основания проводят параллель между этими строками (из стихотворения, открывающего цикл «Ямбы») и знаменитыми пушкинскими:

  • И долго буду тем любезен я народу,
  • Что чувства добрые я лирой пробуждал,
  • Что в мой жестокий век восславил я свободу
  • И милость к падшим призывал.

Будучи беспредельно искренним и беспощадно требовательным к себе, доходя порой до самобичевания, Блок говорил не только об «угрюмстве», но и о «яде» своих стихов (вспомним, что ядовитым он называл модернизм). В письме к студенту А. Арсенишвили (впоследствии - советский литературовед) от 8 марта 1912 года он писал: «…что для Вас мои стихи? Только ли «елисейские поля» или морфий? Если так, то виноваты мы оба: Вы, не прочитавший между строк больше того, чем сумел (но ведь хотел!) написать я; и я, не сумевший написать того, что хотел, засадивший в тюрьму сладких гармоний юношу, который у меня в груди… если Вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем».

Величие Блока как художника и гражданина в том и состоит, что он сумел выйти к гражданским и оптимистическим темам и, пусть часто в сложных ассоциациях и очень глубоком подтексте, сказать о будущем. Он понимал также, что будущее само не придет («Дай гневу правому созреть, приготовляй к работе руки»), и потому радостно приветствовал бунты и мятежи, ожидал их с горячим нетерпением, глубоко воспринял идею революции. В письме к В. Розанову (февраль 909) он писал: «Современная русская государственная машина есть, конечно, гнусная, слюнявая, вонючая старость… Революция русская в ее лучших представителях - юность с нимбом вокруг лица. Пускай даже она не созрела, пускай часто отрочески не мудра,- завтра возмужает. Ведь это ясно, как божий день».

Жизнь, однако, все неумолимее требовала активности гражданина. Блок был из тех людей, кто мог стать художником, «только чувствуя себя гражданином». Поэт закономерно пришел к тому, о чем так четко заявил уже после Октября: «Я боюсь каких бы то ни было проявлений тенденции «искусство для искусства», потому что такая тенденция противоречит самой сущности искусства и потому что, следуя ей, мы в конце концов потеряем искусство…» (дневниковая запись апреля 1919 г.).

 

2. Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

 

Михаил Александрович Шолохов, создавая роман-эпопею "Тихий Дон" в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. Незабываем образ матери Григория - Ильиничны. Вся жизнь ее прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична - скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем. Она сумела обуздать и Пантелея Прокофьевича: незаметно, но твердо руководит им. Это под ее Влиянием муж не пустил в дом брата Натальи, Митьку Коршунова, узнав, что тот вырезал семью Михаила Кошевого. "Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! И больше чтоб нога твоя ко мне не ступала. Нам, Мелеховым, палачи несродни, так-то!" - решительно заявил старик, руководимый суровым взглядом Ильиничны. Самую горячую любовь питала Ильинична к своему младшему сыну Грише. Его до последней минуты ждала она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты. "Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голый, выбитый каменными катками ток ложилась густая тень... Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала: - Гришенька! Родненький мой! - Помолчала и ALLSoch.ru 2005 уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!" Преданно любит Григория и робкая Наталья. Ее любовь самоотверженная, покорная, но непонятны Наталье тяжелые думы, терзавшие Григория. Настоящую родственную душу находит Григорий в Аксинье. Когда Наталья упрекает ее за то, что та отнимает отца у детей, Аксинья отвечает: "У тебя хоть дети есть, а он у меня... один на всем белом свете! Первый и последний. Знаешь что? Давай о нем больше не гутарить. Жив будет он, оборонит его от смерти царица небесная, вернется - сам выберет..." Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Писатель часто передает чувства, волнующие Аксинью, через восприятие ею окружающей природы. Вот после тяжелой болезни Аксинья впервые вышла на крыльцо и долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха. "Иным, чудно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями - все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем". Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: "Гришенька, миленький, поползу..." Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей. Немалое достоинство роману "Тихий Дон" придает сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших интимных переживаний людей, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится I к описанию женских образов простых русских женщин.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

1. Акмеизм как литературное течение.

 

Акмеизм как литературное течение
Акмеизм противостоял символизму в начале ХХ века, существовал около 2 лет (1913-19140. Направление, «обобщающее опыт и выводящее поэта к вершине творчества». Акмеистами Гумилев назвал окружавших его поэтов. Akme – вершина, высшая степень.

«Цех поэтов»: Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Городецкий, Зенкевич, Нарбут. Цех решал конкретные вопросы по овладению поэтическим мастерством – профобъединение.

Ж-л «Аполлон» - ред. Маяковский, рубрика «Письма о русской поэзии» Гумилева (рецензии, позже вышли отдельной книгой).

Программа акмеизма:

1. конкретность, вещность (противопост.символизму)

2. совершенствование поэт.мастерства.

Первое заявление в статье Кузмина «О прекрасной ясности» (за 3 года до манифестов Гумилева и Городецкого) - кларизм против туманных откровений символистов. Художник должен нести ясность, прояснять смысл вещей.

Гумилев, «Наследие символизма и акмеизм» - символизм закончил круг развития и теперь падает. Надо достойно принять наследие символизма и ответить на поставленные им вопросы. Акмеизм должен установить равновесие между метафизическим и земным. Не было отречения от метафизики, но трезвый взгляд – несказанное должно остаться несказанным.

Мандельштам, «Утро акмеизма» - расходился во мнениях с Гумилевым, поэтому не публиковался в «Аполлоне». Центральная метафора – архитектура, зодчество. Поэт-строитель. Слово – камень, который надо обтесать. Акмеизм – это тоска по мировой культуре», т.е. это стремление уравновесить все начала.

Акмеизм вернул в лит-ру «человека нормального роста», заговорил нормальным языком, без экзальтации и напряженности. Изменил масштаб, очеловечил литературу. Вместо надмирности – «человек=мир», психологичность, разговор, поиск полновесного слова. Вместо философских исканий – взыскательность к отдельному слову – акцент на форме.

Хотели связать современное творчество с мировой культурой. 4 русла мировой культуры:

  1. Шекспир – открыл психологичность, попытка заглянуть в душу
  2. Рабле – радости тела
  3. Вийон – противоречие высокого и низкого, бога и дьявола
  4. Готье – красота, совершенство формы.

Развалились, т.к. не было единства взглядов, их объединяла только поэтическая школа, проблема мастерства, затем каждый пошел своим путем.

 

2. Личность и история в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Казаки всегда представлялись такими героями, сбежавшими на Дон кто от крепостного тягла, кто от государства, кто из любви к разбою. Они занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, грабили купцов и бояр. Но уже пос­ле пугачевского бунта, привлеченное большими льго­тами, стало казачество опорой русским царям, воевало за них и за славу России.

Шолохов описывает конец этой жизни. Первая мировая война прерывает веселую трудовую жизнь казаков, безвозвратно рушится вековой уклад. Воевать для казаков дело привычное, а вот революция…

В феврале 1917 царь, которому они присягали, оказался низвергнутым. Кому теперь верить, кому подчиняться? Корнилов призывает свергнуть власть ВП, новая Октябрьская революция! Большевики обещают дать казакам землю, но у них итак ее достаточно.

Главный герой – Григорий Мелехов. Сначала он согласен с Извариным, что казакам нужна независимость. «Избавь Боже от друзей, а с врагами сами управимся». Затем склоняется к красным, воюет на их стороне. После ранения едет в родной хутор. И хреново у него на душе: вспоминает о расстреле офицеров – так начиналось великое истребление казачества советской властью (расказачивание). Нигде не находит себе места Мелехов и вот уже с односельчанами идет биться против бывшего своего красного командира Подтелкова.

Страшное время, когда даже люди, противившиеся кровопролитию, легко сами решают чужую участь. Вчерашние победители, не успев казнить противников, становятся побежденными и преследуемыми. Жестоки все, даже женщины (Дарья убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра).

И все же советская власть кажется чуждой большинству казачества, назревают повстанческие движения. И причина здесь не кулаки и атаманы, не офицены и богатеи среди казаков, а нежелание понять, что никто не может безнаказанно ломать чужую жизнь, силой навязывать свой порядок.

Мелехов становится командиром повстанцев, что-то ломается в его душе после многолетнего военного убийства: он чаще пьянствует, забывает о семье, становится безразличен сам себе. Восстание разгромлено, а судьба снова играет Мелеховым – его насильственно мобилизуют в Красную Армию.

Устав от 7-летней войны, он пытается вернуться в хутор, где не осталось семьи, которую не коснулась бы эта братоубийственная война. Мелехов пытается возродить жизнь на пепелище, но эхо прошлого не дает этого сделать: Кошевой грозится засадить Мелехова за то, что когда-то тот воевал против красной власти.

В кровавой круговерти исчезло все: родители, жена, дочь, брат, любимая женщина. В самом конце романа устами Аксиньи, объясняющей Мишатке, кто его отец, говорит писатель: «Никакой он не бандит, твой отец. Он так... несчастный человек». И сколько сочувствия в этих словах.

Со смертью Аксиньи Григорий теряет последнюю надежду. Он идет к родному дому, где он уже не хозяин. Верой и жизнелюбием наполнена последняя сцена романа. Григорий у порога родного дома, на руках у него сын, последнее, что осталось от прошлой жизни.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

 

1. Лирический герой Н. Гумилева.

Этапы: 1. «Путь конкистадора», 1905. Ученический сборник, хорошие рецензии Брюсова. 2. «Романтические цветы», посв. будущей жене (Ахматовой). Атрибутика далеких стран и древних времен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.238.189 (0.055 с.)