Особенности прозы и поэтики первой половины 20-х годов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности прозы и поэтики первой половины 20-х годов



В первой половине 20х годов стала формироваться собственно советская литература. Была установка на всеобщее новаторство, темой всех писателей оказалась революция и гражданская война. В творчество пришли «новые люди», художников формировала не культура, а революция – все хотели строить новую пролетарскую культуру, лит-ра принимает классовый характер. РАПП – Российская Ассоциация Пролетарский Писателей. Рапповцы говорят о том, что графство не только в паспорте Алексея Николаевича Толстого, но ее и в его чернильнице, и он не может быть разным в этой литературе, ее должны делать «новые люди», они должны вытеснять предыдущих:

Во имя нашего завтра, разрушим музеи

Сожжем Рафаэля, растопчем искусства цветы

Многих «людей от народа» делает революция писателями (Артем Веселый, грузчик).

Левый Фронт Искусств (ЛЕФ) утверждает, что реальность так богата и неожиданна, что нет смысла что-то придумывать, в художественном тексте начинают использовать документы (фактографичность): декреты, лозунги, статьи.

Герой: человек «из толщи земли», из народа, уже не «маленький человек», а герой, творящий новую жизнь. Он не подвергает действительность рефлексии. Из лит-ры уходит психологическое и интеллектуальное начало. Авторов интересует не душа человека, а то, как он относится к революции, кто он – красный или белый, «за» революцию или «против» - политизированность лит-ры.

Форма: сказ – имитация устной речи от первого лица, героя из народ, который видит жизнь и о ней рассказывает. Писатели как бы прятались за героя, не высказывали свою точку зрения. А поскольку высказывается человек из народа, лит-ра стала активно использовать метафоры, эпитеты и т.п. и так много, что ее стали называть орнаментальной.

Еще одна особенность – обязательный эпиграф, который помогал понять о чем произведение, играл вспомогательную, обучающую роль.

В основном – рассказы и повести (мало романов), т.е. небольшими жановыми формами.

Литература тогда была физиологична. Она открыто и так откровенно писала о многих каких-то вот таких физиологических проявлениях человеческого существования. Она как бы это целомудрие литературы 19-го века намеренно вот так опровергала своей откровенностью, и даже некоторым любованием жестокости, например, которое было, например, в прозе Бабеля.

 

 

Цели и задачи л-ры: 1 Л рассм-ся как значительная общественная сила, котор должна влиять на широкие массы трудящихся. 2 организация «психики и сознания читателя в сторону конечн задач пролетариата» → ис-во должно служить интаресам пролетариата. Понимание целей, задач и смысла ис-ва. 2 подхода: 1 неистовые ревнители, 2 писатели, котор говорили о с/ценности ис-ва, отказ-сь видеть в л-ре придаток идеологии, отстаивали право худ-ка на свободу и независимость тв-ва, видели в л-ре специфич способ познания реальности, выдвинули на 1ый план художественность литер пр-я и творческ индивидуальность писателя. (Декларация «Серапионовые братья»). Тенденция регламентировать, направлять, контролировать лит процесс в целом и отдельн художников. Функцию управлять л-рой взяли на себя сами лидеры и теоретики пролет Л, руководители РАПП, ч/з цензуру. В к18 – н19 г была введена военная цензура. Позже функции цензуры б переданы гос изд-ву, а в 22г создан ГлавЛИТ. Цензура действ до 80ых. Управление Л осуществлялось еще по 1ой линии: с-ма контроля и управления за Л со стороны партийн органов, формируется политика партии в обл Л. Ни одна лит группа не имеет права командовать другими и диктовать свою волю. Классовое соц происхождение и принадлежность к коммунист партии не дает ему право считать св тв-во выше и лучше др. Гражданская война,— национальная трагедия: брат идет на брата, сын — на отца. Ниспровергаются все устоявшиеся нормы человеческой жизни. Но происходит ли в огне Гражданской войны очищение, самопознание человека? На этот важнейший вопрос писатели — современники тех событий — отвечали по-разному. И. А. Бунин в своих «Окаянных днях» высказывал мысль, что человек во время Гражданской войны дичает, возвращается к первобытным инстинктам, то есть Гражданская война, по Бунину, — это утрата веками складывавшихся завоеваний культуры и цивилизации. Т.з. писателя- сторонника революции Фадеева. Человек, воспитанный в традициях русской литературы, решается доказывать, что «кровь по совести» проливать можно. Духовный путь участника Гражданской войны на примере романа А. Фадеева «Разгром». Одна из главных тем этого романа — сопоставление двух героев: Мечика и Морозки. Они абсолютно разные люди: Морозка шахтер во втором поколении, а Мечик городской интеллигент. Морозка не искал новых дорог, а шел старыми, уже выверенными. Пришло время — купил сатиновую рубаху и хромовые сапоги. Потом его посадили в полицейский участок. Морозка никого не выдал. Далее он ушел на фронт — попал в кавалерию. Он был шесть раз ранен и уволился до революции. Вернувшись домой, он пил недели две, а затем женился. Жизнь казалась Морозке простой, немудрящей. Когда Мечик стал равноправным членом отряда, он разочаровался. Окружавшие его люди крали друг у друга патроны, ругались из-за каждого пустяка, издевались над Мечиком - над его городским пиджаком, над тем, что он не умеет чистить винтовку. Мечик сразу же разочаровался в идее, за которую он шел воевать, из-за того, что товарищи к нему плохо отнеслись. Мечик слаб духом, если его убеждения меняются из-за отношения чужих к нему людей. Морозка ушел в восемнадцатом году защищать Советы. Он участвовал в боях с белыми и японцами. Товарищи относились к нему с уважением. Морозка — настоящий товарищ. Мечик сумел скрыться в лесу, но он не выполнил своего долга — он не выстрелил вверх, не предупредил отряд об опасности. Он думал лишь о спасении своей жизни. Морозка — простой, недалекий человек — выполнил свой долг, а Мечик, интеллигентный, образованный, превозносивший себя над Морозкой, считавший себя храбрее, смелее его, предает отряд, спасая лишь свою жизнь. Интеллигент не способен на героизм, он обязательно эгоист и трус, а пролетарий способен жертвовать собой на благо другим.

Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917 и издававшейся вне СССР и России. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы. Первая волна – с 1918 до начала Второй мировой войны, оккупации Парижа – носила массовый характер. онятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917, когда Россию массово начали покидать беженцы. После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. В центрах рассеяния – Берлине, Париже, Харбине – была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества. За рубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы и университеты, действовала http://www.krugosvet.ru/articles/82/1008294/1008294a1.htmРусская Православная Церковь. Но несмотря на сохранение первой волной эмиграции всех особенностей русского дореволюционного общества, положение беженцев было трагическим. В прошлом у них была потеря семьи, родины, социального статуса, рухнувший в небытие уклад, в настоящем – жестокая необходимость вживаться в чуждую действительность. Надежда на скорое возвращение не оправдалась, к середине 1920-х стало очевидно, что России не вернуть и в Россию не вернуться. Боль ностальгии сопровождалась необходимостью тяжелого физического труда, бытовой неустроенностью; большинство эмигрантов вынуждено было завербоваться на заводы «Рено» или, что считалось более привилегированным, освоить профессию таксиста. Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали. За пределами родины оказались религиозные философы http://www.krugosvet.ru/articles/21/1002166/1002166a1.htmН.Бердяев, С.Булгаков, http://www.krugosvet.ru/articles/21/1002184/1002184a1.htmН.Лосский, http://www.krugosvet.ru/articles/21/1002191/1002191a1.htmЛ.Шестов, http://www.krugosvet.ru/articles/21/1002178/1002178a1.htmЛ.Карсавин. Эмигрантами стали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский. Из числа известных писателей эмигрировали: http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010414/1010414a1.htmИв.Бунин, http://www.krugosvet.ru/articles/73/1007305/1007305a1.htmИв.Шмелев, http://www.krugosvet.ru/articles/67/1006737/1006737a1.htmА.Аверченко,http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010517/1010517a1.htm К.Бальмонт, http://www.krugosvet.ru/articles/72/1007291/1007291a1.htmЗ.Гиппиус, Дон-Аминадо, http://www.krugosvet.ru/articles/73/1007316/1007316a1.htmБ.Зайцев, http://www.krugosvet.ru/articles/85/1008534/1008534a1.htmА.Куприн, http://www.krugosvet.ru/articles/73/1007303/1007303a1.htmА.Ремизов, http://www.krugosvet.ru/articles/69/1006905/1006905a1.htmИ.Северянин, http://www.krugosvet.ru/articles/28/1002863/1002863a1.htmА.Толстой, http://www.krugosvet.ru/articles/73/1007309/1007309a1.htmТэффи, http://www.krugosvet.ru/articles/73/1007305/1007305a1.htmИ.Шмелев, Саша Черный. Выехали за границу и молодые литераторы: http://www.krugosvet.ru/articles/103/1010361/1010361a1.htmМ.Цветаева, http://www.krugosvet.ru/articles/72/1007270/1007270a1.htmМ.Алданов, http://www.krugosvet.ru/articles/72/1007266/1007266a1.htmГ.Адамович, Г.Иванов, http://www.krugosvet.ru/articles/72/1007292/1007292a1.htmВ.Ходасевич. Русская литература, откликнувшаяся на события революции и гражданской войны, запечатлевшая рухнувший в небытие дореволюционный уклад, оказывалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации. Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения Пушкина. В то же время, в эмиграции литература была поставлена в неблагоприятные условия: отсутствие массового читателя, крушение социально-психологических устоев, бесприютность, нужда большинства писателей должны были неизбежно подорвать силы русской культуры. Но этого не произошло: с 1927 начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие книги. В 1930 Бунин писал: «Упадка за последнее десятилетие, на мой взгляд, не произошло. Из видных писателей, как зарубежных, так и «советских», ни один, кажется, не утратил своего таланта, напротив, почти все окрепли, выросли. А, кроме того, здесь, за рубежом, появилось и несколько новых талантов, бесспорных по своим художественным качествам и весьма интересных в смысле влияния на них современности». Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни было, изгнанники из России получили взамен право творческой свободы. Это не свело литературный процесс к идеологическим спорам. Атмосферу эмигрантской литературы определяла не политическая или гражданская неподотчетность писателей, а многообразие свободных творческих поисков. Среди поэтов, чье творчество сложилось в России, за границу выехали http://www.krugosvet.ru/articles/69/1006905/1006905a1.htmИ.Северянин, http://www.krugosvet.ru/articles/99/1009902/1009902a1.htmС.Черный, Д.Бурлюк, http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010517/1010517a1.htmК.Бальмонт, Гиппиус, http://www.krugosvet.ru/articles/68/1006871/1006871a1.htmВяч.Иванов. В историю русской поэзии в изгнании они внесли незначительную лепту, уступив пальму первенства молодым поэтам – Г.Иванову, Г.Адамовичу, В.Ходасевичу, М.Цветаевой, Б.Поплавскому, А.Штейгеру и др. Главным мотивом литературы старшего поколения стала тема ностальгической памяти об утраченной родине.

Словосочетание "внутренний эмигрант" (фактически это оксюморон, то есть сочетание несочетаемого, как "живой труп" или "сухая вода" и т.п.) появилось, по всей видимости, в 20–е годы XX столетия, когда сложился определенный круг людей, как правило, незаурядных личностей, "существовавших в советском государстве на положении париев и внутренних эмигрантов" (Чанцев, 1999, с.32). Прежде всего, понятие "внутренний эмигрант" связывалось с именем великой русской поэтессы Анны Ахматовой. Практически сразу с появлением понятия "внутренний эмигрант" оно приобретает политическую окраску нелояльности по отношению к существующему строю и идеологии.

В 20-е г. возникли и функционировали жестокие идеологические ограничения, превращавшие худ. лит. в «винтик» тоталитарного гос—ва и лишавшего её статуса искусства. Некоторые писатели в своих произведениях противостояли этому. Замятин в своей антиутопии под знаменательным названием «Мы» (1920) предостерегал от посягательств на право отдельного чел., от попыток противопоставления коллектива индивидууму.Это сатирическая антиутопия, разоблачающая сладкие иллюзии, кот. сознательно вводили чел. и общество в опасные заблуждения относительно завтрашнего дня.Последователем Замятина в жанре антиутопии стал Платонов,кот. в ром. «Чевенгур» показал, как в сознании чел. повсеместно и настойчиво внедрялись готовые стереотипы о классовой непримиримости, коллективизме, оптимизме и др., девальвирующие ценность слова.В этих условиях личность теряет свою индивидуальность, растворяется в толпе.В пов. «Котлован» выражена сущность—эпоха великого перелома. Отразились коллективизация и индустриализация. Символом осуществляемых в стране преобразований Пл. изобразил проектирование и стр--во «общепролет. Дома».В 1-й ч. Пов. Рассказано о бригаде землекопов, кот. роют котлован под фундамент «вечного дома», предназначенного для переселения трудящихся целого города из частных домов. Во 2-й ч. Действие переносится в деревню,подвергнутую сплошной коллект—ии. Здесь аналогом общего дома явл. «Оргдвор», где собираются лишённые имущества, вступившие в колхоз крестьяне.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23

 

ВОПРОСЫ:

1. Проблематика и особенности поэтики повести Е. Замятина «На куличках».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.221.121 (0.057 с.)