ТОП 10:

Вопрос.Виды участков недр и особенности правового режима в зависимости от статуса участков.



Вопрос .Предмет, метод горного права (права недропользования), понятие «недра» в российском и зарубежном законодательстве, различия в правовом понятии, соотношение понятий «горное право» и «законодательство о недрах»

Горное право – это одно из отраслей права!

В развернутом виде сформулировать предмет горного права можно следующим образом: отношения между федеральными органами государственной власти, государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (физическими лицами) по поводу владения, пользования и распоряжения недрами, а также по поводу государственного управления ресурсами недр, направленного на комплексное эффективное использование полезных свойств недр, добычу содержащихся в них полезных ископаемых или использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Метод горного права.

Методы правого регулирования подразделяются на: императивные и депозитивные.

В недропользования преобладают императивные методы правого регулирования, которые предусматривают осуществление властного воздействия на участников общественных отношений

Для законодательства о недрах характерен преимущественно импретивный метод регулирования правоотшений - Закон об срп- договорный

Отличия зарубежного и РФ в том, какое вертикальное ограничение недр. Зарубежное шире

«Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

В зарубежном законодательстве – недра не ограничены земной корой, а распространяются до центра земной сферы в виде конуса.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О НЕДРАХ (англ depths legislation of RF) - отрасль законодательства, регулирующая отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

ГОРНОЕ ПРАВО - комплексная отрасль права, представляющая собой систему взаимосвязанных норм, регулирующих общественные отношения: имущественные, земельные, трудовые, финансовые, административные, природоохранные в сфере горнопромышленной и связанной с нею деятельности.

 

Риск неполучения права пользования земельным участком лежит на пользователе недр.

Допускает представление лицензии на несколько видов пользования недрами.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать (ст.12 Закона РФ «О недрах»):

данные о пользователе недр

данные о целевом назначении работ

указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

сроки действия лицензии и сроки начала работ

условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;

порядок и сроки подготовки проектов ликвидаций или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Права и обязанности пользователей недр возникают с момента регистрации лицензии.

Зарегистрированной с момента внесения записи о государственной регистрации в государственный реестр.

Государственный регистрационный номер состоит из серии, номера, аббревиатуры вида полезного ископаемого и аббревиатуры работ.

Серия регистрационного номера– аббревиатуру наименования субъекта РФ

Для участков недр, расположенных в пределах внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ, серия регистрационного номера состоит из буквы «Ш» и двух букв, соответствующих названию моря.

Если переданный в пользование участок недр расположен на территории двух или белее субъектов РФ, серия регистрационного номера представляется по аббревиатуре наименования субъекта РФ, на территории которого располагается большая часть переданного в пользование участка недр.

Номер лицензии представляет собой 5-значное число, обозначающее порядковый номер лицензии в едином государственном реестре.

Вид лицензии определяется двумя буквами:

первая буква обозначает вид полезного ископаемого:

Н – нефть, газ, конденсат;

Б – благородные металлы (золото, серебро, платиноиды);

Кроме вида полезного ископаемого 1-ая буква может обозначать также:

З – захоронение вредных веществ и отходов;

О – использование отходов;

П – геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений ПИ

Д – другие виды работ

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока его действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

7 вопрос. Внесение изменений в лицензии на пользование недрами: основания и процедура.

Ограничение права пользования недрами.

Ограничение – это временное или постоянное запрещение тех или иных видов деятельности, связанных с пользованием недрами.

Применяется, если такие виды деятельности привели или могут привести к:

1 возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей;

2 негативному влиянию на охрану недр и окружающую среду

Также может использоваться, как санкция Роснедр вследствие нарушений условий пользования недрами.

Приостановление права пользования недрами.

Приостановление – это временное прекращение ВСЕХ работ, связанных с пользованием недрами на определенный срок.

При этом лицензия на пользование участком недр сохраняет силу, а срок ее действия продлевается на срок приостановления деятельности.

Применяется:

1по решению органа, выдавшего лицензию (роснедра)

2 по решению Суда

При приостановлении права пользования временно прекращается основной вид деятельности и связанные с ним вспомогательные работы, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ деятельности по:

1 обеспечению сохранности горных выработок и буровых скважин;

2 поддержанию строений, сооружений и оборудования в безопасном для жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии.

Прекращение права пользования недрами.

Право пользования недрами ПРЕКРАЩАЕТСЯ по факту наступления определенных событий:

1по истечении установленного в лицензии срока ее действия;

2при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;

3 при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

4в случае переоформления лицензии с нарушением условий

5 в случаях, предусмотренных законодательством РФ о концессионных соглашениях.

В случае нарушения существенных условий пользования недрами.

Факт нарушения фиксируется при проверке, проводимой Росприроднадзором или ее территориальными органами:

Все материалы направляются в Комиссию Росндедр по досрочному прекращению права пользования.

 

Вопрос Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения природопользования, охраны окружающей среды, землепользования, основные полномочия и принципы взаимодействия

В соответствии с Конституцией Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от от 21.05.2012 n 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" специальными органами являются:

1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

- Федеральное агентство водных ресурсов;

- Федеральное агентство по недропользованию;

-Федеральное агентство лесного хозяйства;

2. Министерство сельского хозяйства РФ;

-Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

- Федеральное агентство по рыболовству;

3. Министерство экономического развития РФ;

- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

4. Министерство энергетики РФ;

Этапы внедрения НДТ


 

1. Разделение предприятий на 4 категории.

2. Формирование перечня предприятий I категории.

3. Установление перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию и контролю.

4. Составление и публикация справочников НДТ.

5. Утверждение технологических показателей выбросов, сбросов НДТ для маркерных веществ.

6. Переход с разрешений на выбросы/сбросы к комплексному экологическому разрешению.

7. Разработка предприятиями программ повышения экологической эффективности.

8. Направление программы гос межведомственной комиссии.

9. Положительное заключение гос геологической экспертизы на объекты нового строительства или на модернизацию.

10. Направление заявки на получение комплексного экологического разрешения.

11. Получение комплексного экологического разрешения, работа по принципам НДТ, применение к предприятию экономического стимулирования.

 

21 вопрос Государственная и общественная экологическая экспертиза: объекты, основания и порядок проведения.

 

С 1995 года в России действует система обязательной экологической оценки планируемой хозяйственной деятельности, способной оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, введенная федеральным законом «Об экологической экспертизе».

Оценка воздействия на окружающую среду провидится в отношении планируемой хозяйственной или иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

Оценку проводит либо субъект намечаемой хозяйственной деятельности (заказчик), либо третье лицо (исполнитель).

1. Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях", которое представляется в государственные органы власти и управления с целью получения согласия на дальнейшую подготовку.

2. Разработка проекта "Заявления о воздействии на окружающую среду" ("проект ЗВОС").

3. Представление "проекта ЗВОС" в государственные органы власти, управления и контроля.

4. Разработка заданий на проектирование, изыскания и исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля.

5. Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам изысканий и исследований.

6. Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.

Общественные слушания – комплекс мер, проводимых в рамках ОВОС и направленных в 1 очередь на информирование общественности о намечаемой хоз. деятельности с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

7. Доработка технико-экономического обоснования или проекта строительства хозяйственного объекта или комплекса.

8. Принятие заказчиком решения о возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке на представленных и зафиксированных условиях, исходя из сформированного понимания экологических и связанных с ними последствий ее осуществления.

 

Процедура ОВОС описана в «Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372). В Положении об ОВОС подробно описаны этапы ОВОС и состав документов ОВОС (Приложение 4).

Экологическая экспертиза может быть двух видов:

государственная (ГЭЭ)

и общественная (ОЭЭ).

ОЭЭ проводится до проведения ГЭЭ по инициативе граждан, общественных организаций или органов местного самоуправления. ОЭЭ организуется общественной организацией, в уставе которой данная деятельность прописана. ОЭЭ проводится с той же целью, что и ГЭЭ. Но, зачастую, наибольший акцент ставится на реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и сохранение здоровья населения.

В законе дается следующее определение понятию ЭЭ:

«Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы».

Экологическая экспертиза должна установить:

соответствие намечаемой деятельности требованиям нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды;

полноту оценки масштабов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

допустимость намечаемой деятельности с точки зрения безопасности окружающей среды;

достаточность предусмотренных проектом мер по охране окружающей среды.

Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Это означает, что обязанностью заказчика («хозяина» намечаемой деятельности) является прогноз воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и обоснование допустимости этого воздействия.

Заказчик также обязан предусмотреть необходимые меры по защите окружающей среды и именно на нем лежит бремя доказательства экологической безопасности намечаемой деятельности.


22 вопрос Понятие и задачи государственного экологического надзора. Порядок проведения государственного экологического надзора

Государственному экологическому надзор посвященыст. 64-66 ФЗ «Об охране ОС».важную роль играетФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

надзор– это деятельность специально уполномоченных органов, направленная на выявление, предупреждение и пресечение экологических правонарушений.

ЦЕЛЬ - исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов, а также обеспечения экологической безопасности.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Государственный экологический контроль осуществляется Росприроднадзор

Выделяют государственный и региональный

Вопрос .Предмет, метод горного права (права недропользования), понятие «недра» в российском и зарубежном законодательстве, различия в правовом понятии, соотношение понятий «горное право» и «законодательство о недрах»

Горное право – это одно из отраслей права!

В развернутом виде сформулировать предмет горного права можно следующим образом: отношения между федеральными органами государственной власти, государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (физическими лицами) по поводу владения, пользования и распоряжения недрами, а также по поводу государственного управления ресурсами недр, направленного на комплексное эффективное использование полезных свойств недр, добычу содержащихся в них полезных ископаемых или использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Метод горного права.

Методы правого регулирования подразделяются на: императивные и депозитивные.

В недропользования преобладают императивные методы правого регулирования, которые предусматривают осуществление властного воздействия на участников общественных отношений

Для законодательства о недрах характерен преимущественно импретивный метод регулирования правоотшений - Закон об срп- договорный

Отличия зарубежного и РФ в том, какое вертикальное ограничение недр. Зарубежное шире

«Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

В зарубежном законодательстве – недра не ограничены земной корой, а распространяются до центра земной сферы в виде конуса.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О НЕДРАХ (англ depths legislation of RF) - отрасль законодательства, регулирующая отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

ГОРНОЕ ПРАВО - комплексная отрасль права, представляющая собой систему взаимосвязанных норм, регулирующих общественные отношения: имущественные, земельные, трудовые, финансовые, административные, природоохранные в сфере горнопромышленной и связанной с нею деятельности.

 

вопрос.Виды участков недр и особенности правового режима в зависимости от статуса участков.

В Законе «О недрах» выделены следующие виды участков недр:

Участки недр федерального значения;

Участки недр федерального фонда резервных участков недр;

Участки недр местного значения, включая участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ);

Иные участки недр.

Каждая из категорий имеет свой правовой режим.

Однако в существующем законодательстве не для всех участков недр сформирован правовой режим: не для всех видов участков недр выработаны критерии отнесения участков к данному виду.

В 2008г были внесены поправки в Закон РФ «О недрах», которые установили правовой режим участков недр федерального значения (УНФЗ).

Цель создания: для обеспечения обороны и безопасности государства.

Критерии отнесения:

По содержанию определеных видов ПИ:

все участки, содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;

2. По объемам определенных ПИ:

месторождения, содержащие на основании сведений Государственного баланса начиная с 01.01.2006г:

извлекаемые запасы нефти от 70 млн.т;

запасы газа от 50 млрд.куб.м;

запасы коренного золота от 50т;

запасы меди от 500 тыс.т;

ПО МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЮ:

Участки недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа РФ;

Участки недр, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

ПЕРЕЧНИ УЧАСТКОВ НЕДР:

Перечень участков недр федерального значения должен публиковаться в официальном издании РФ (например, в Российской газете).

Участки недр федерального значения, перечень которых был официально опубликован, сохраняют свой статус участков недр федерального значения независимо от изменения указанных критериев.

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:

Пользователями участков недр федерального значения (УНФЗ) континентального шельфа РФ могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, которые:

имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа РФ не менее чем 5 лет;

в которых доля РФ в уставных капиталах составляет более чем 50 %

ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ НЕДР УНФЗ, за исключением УНФЗ континентального шельфа, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ.

При этом Правительство РФ может установить дополнительные ограничения доступа к участию в конкурсах или аукционах на право пользования такими участками недр юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ с участием иностранных инвесторов.

«Федеральный фонд резервных участков недр».

Правовой режим установлен статьей 2.2 Закона «О недрах».

Цель создания: обеспечение в перспективе потребностей РФ в запасах стратегических и дефицитных видов ПИ.

Какие участки включаются: не предоставленные в пользование участки недр.

Особенности пользования участками недр: участки не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.

Порядок формирования фонда: фонд формируется и утверждается Правительством РФ по представлению Минприроды России: участки включаются и исключаются из фонда по решению Правительства РФ по представлению Минприроды России.

Исключение участков недр из данного фонда для предоставления в пользование происходит в случае возникновения необходимости обеспечить потребности РФ в стратегических и дефицитных ПИ.

 

К участкам недр местного значения относятся:

1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

 

5 вопрос. Государственная система лицензирования: принципы функционирования и основные элементы.

Государственная система лицензирования – это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление (ст.15 Закона РФ «О недрах»).

Задачей государственной системы лицензирования является:

Обеспечение государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности РФ;

Обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения

Обеспечение равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

Обеспечение необходимых гарантий владельцам лицензий и защиты их права пользования недрами.

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования – это осуществление всех действий, связанных с оформлением, государственной регистрацией, выдачей лицензий, а также с процедурами внесения в них изменений и их досрочного прекращения.

Возложено на Роснедра

В отношении участков недр местного значения и содержащие ОПИ – возложено на органы государственной власти субъектов РФ.

Основные элементы системы лицензирования недропользования:

Разрешительный порядок предоставления права пользования недрами

Состязательная процедура предоставления права пользования недрами

Предоставление лицензий на определенный срок

Взимание платы за пользование недрами

Установление требований к пользователям недр

Налог на добычу полезных ископаемых.

6 вопрос .Лицензия на пользование недрами и её содержание

Лицензия – это специальное государственное разрешение, включающее в себя установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст.11 Закона РФ «О недрах»).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанным в ней целевым назначением и видом работ в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

 

Основные приложения к лицензии:

1)Лицензионное соглашение;

2)Решение (приказ) уполномоченного органа государственной власти об оформлении и выдаче лицензии (с указанием основания возникновения права пользования недрами);

3)Схема расположения лицензионного участка и его координаты;

4)Письма ФОИВ о согласовании условий/или о наличии ООПТ на территории лиц участка;

5)Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.024 с.)