ТОП 10:

Правовое регулирование перехода отечественной промышленности на принцип наилучших доступных технологий (НДТ).



Смысл:

1. Заменить методы кнута на методы пряника

2. Создание позитивных стимулов

3. Модернизация производства

4. Чёт там про экологию (самое главное)

 

Переход на принцип НДТ заложен в ФЗ от 21.07.2014 219ФЗ о внесении изменений в ООС

 

Предпосылки для перехода на принцип НДТ:

1. В РФ нормативы качества ОС (окружающей среды) и рассчитываемые на их основе нормативы воздействия жестче мировых.

2. Система установления лимитов субъективна и по сути позволяет предприятиям оказывать неограниченное воздействие на ОС.

3. Плата за негативное воздействие на ОС минимальна и не стимулирует предприятия к внедрению "зелёных" технологий.

4. Отсутствовали экономические стимулы доя перехода предприятий на НДТ

5. Гос геол надзор не имеет объективной информации о реальных объёмах выбросов и сбросов.

 

Что ввёл новый ФЗ (новеллы нового фз):

 

•Все предприятия разделили на 4 категории:

 

1. Объекты со значительным воздействием

2. Объекты с умеренным воздействием

3. Объекты с незначительным воздействие

4. Объекты с минимальным воздействием

 

Самый строгий режим предусмотрен для объектов со значительным воздействие (90% предприятий): химия, нефтехимия, металлургия, цемент, керамика, стекло, пищевые продукты, животноводство. Для них предусмотрена гос геол экспертиза. У них осуществляется нормирование на основе НДТ. Эти предприятия должны быть оснащены приборами непрерывного контроля. Особая форма отчётности. Они подлежат гос геол надзору.

 

Для всех остальных видов объектов гос геол экспертизы нет.

На объектах с минимальным воздействие проводятся только внеплановые проверки. На объектах с умеренным и незначительным воздействием региональный гос экол (?) надзор

 

Остальные новеллы закона:

 

• Замена трёх разрешений на выбросы и сбросы отходов "комплексным экологическим разрешением".

 

• Введение технологического нормирования на принципах НДТ.

 

• Перераспределение поднадзорных объектов между федеральным и региональным надзором.

 

• Систематизация экологической информации о предприятии в рамках ведения гос экологического учета объектов.

 

• Возрождение института гос экологической экспертизы.

 

• Внедрение механизмов экологического стимулирования снижения загрязнения окружающей среды.

 

• Законодательное регулирование вопросов платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 

Наилучшие доступные технологии -

Наилучшие - это наименьший уровень воздействия на ОС, ресурсы и энергосбережение;

Доступные - это экономически эффективные, внедрены на двух и более предприятия, и технология имеется в наличии.

Технологии - это технологические процессы, технические способы, методы и оборудование.

 

Технологическое нормирование на основе НДТ устанавливается для предприятий первой категории, исходя из количества выбросов/сбросов на единицу продукции и в отношении маркерных веществ (загрязняющее вещество, характерное для выбросов и сбросов применяемой технологии).

Результат: будет сформировано эффективная конкурентоспособная экологически ориентированная модель экономики.

Для определения НДТ создаются справочники наилучших доступных технологий. Период работы - 2015-2018г.

Правовая база для разработки справочников:

Акты правительства РФ от 24.12.2014 "Об установлении областей применения НДТ";

От 23.12.2014 "О порядке определения технологии в качестве НДТ, а также разработки...справочников по НДТ" и др.

Другие экологические механизмы необходимые для внедрения НДТ. Льготы и санкции.

Экономические механизмы. В процессе внедрения НДТ будет осуществляться заче платы за негативное воздействие в счет инвестиций до 100%. После внедрения НДТ то же самое, зачет платы сохранится, ускоренное амортизация оборудования НДТ, и будет осуществляться возмещение процентной ставки по кредиту в счет налога на прибыль.

При нарушении сроков внедрения НДТ перерасчёт платы за негативное воздействие с применением повышенных коэффициентов и её взыскание. При отказе от внедрения НДТ предусмотрен рост платы за негативное воздействие до размеров, сопоставимых с затратами на очистку выбросов и сбросов, будет увеличен коэффициент платы за временно разрешенное воздействие - коэффициент 25, за воздействие, превышающее разрешённое - коэффициент 100.

 

Инструменты контроля всей системы:

1. Учет объектов, оказывающий негативное воздействие на ОС.

1 стадия- устанавливается категория, при постановке предприятий на гос учёт объектов на основании постановления правительства от 28.09.2015 "Об установлении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС, к объектам I, II, III и IV категории.

Второй механизм - контроль. Гос экологический надзор. Постановлением правительства от 28.08.2015 установлены критерии, на основании которых определяется перечень объектов, подлежащих федеральному гос экологическому надзору. Одновременно внесены изменения в положения о минприроды и росприроднадзоре.

 

Система надзора и контроля дополняется новыми элементами:

1. Вводятся дистанционные методы контроля, т е оснащение источников выбросов, сбросов автоматическими средствами измерения и передачи информации.

2. Предусмотрен поэтапный переход от проверок к отчетности, он подразумевает перенос части ответственности на загрязнителя с минимизацией административной функции и жестким наказанием за неверные данные. Общая схема внедрения НДТ в РФ

 

2015-2018гг

Принятие всех подзаконных актов,

Разработка и публикация всех справочников НДТ,

Постановка предприятий на гос учёт.

 

2019-2022гг.

Выдача в пилотном режиме комплексных экологических разрешений на основе программ разрешения экологической эффективности для новых предприятий, для 300 действующих крупнейших предприятий-загрязнителей и для обратившихся предприятий.

 

2022-2025гг.

Распространение требований на все крупные предприятия.

 

2019-2015гг.

Будут реализованы программы предприятий экологической эффективности

 

2015-2025гг.

Предусмотрено применение мер экономического стимулирования.

 

Внедрение НДТ осуществляется на основе программ экологической эффективности в течение 14 лет для градообразующих предприятий и предприятий стратегического назначения и 7 лет - для остальных предприятий.


Этапы внедрения НДТ


 

1. Разделение предприятий на 4 категории.

2. Формирование перечня предприятий I категории.

3. Установление перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию и контролю.

4. Составление и публикация справочников НДТ.

5. Утверждение технологических показателей выбросов, сбросов НДТ для маркерных веществ.

6. Переход с разрешений на выбросы/сбросы к комплексному экологическому разрешению.

7. Разработка предприятиями программ повышения экологической эффективности.

8. Направление программы гос межведомственной комиссии.

9. Положительное заключение гос геологической экспертизы на объекты нового строительства или на модернизацию.

10. Направление заявки на получение комплексного экологического разрешения.

11. Получение комплексного экологического разрешения, работа по принципам НДТ, применение к предприятию экономического стимулирования.

 

21 вопрос Государственная и общественная экологическая экспертиза: объекты, основания и порядок проведения.

 

С 1995 года в России действует система обязательной экологической оценки планируемой хозяйственной деятельности, способной оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, введенная федеральным законом «Об экологической экспертизе».

Оценка воздействия на окружающую среду провидится в отношении планируемой хозяйственной или иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

Оценку проводит либо субъект намечаемой хозяйственной деятельности (заказчик), либо третье лицо (исполнитель).

1. Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях", которое представляется в государственные органы власти и управления с целью получения согласия на дальнейшую подготовку.

2. Разработка проекта "Заявления о воздействии на окружающую среду" ("проект ЗВОС").

3. Представление "проекта ЗВОС" в государственные органы власти, управления и контроля.

4. Разработка заданий на проектирование, изыскания и исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля.

5. Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам изысканий и исследований.

6. Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.

Общественные слушания – комплекс мер, проводимых в рамках ОВОС и направленных в 1 очередь на информирование общественности о намечаемой хоз. деятельности с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

7. Доработка технико-экономического обоснования или проекта строительства хозяйственного объекта или комплекса.

8. Принятие заказчиком решения о возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке на представленных и зафиксированных условиях, исходя из сформированного понимания экологических и связанных с ними последствий ее осуществления.

 

Процедура ОВОС описана в «Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372). В Положении об ОВОС подробно описаны этапы ОВОС и состав документов ОВОС (Приложение 4).

Экологическая экспертиза может быть двух видов:

государственная (ГЭЭ)

и общественная (ОЭЭ).

ОЭЭ проводится до проведения ГЭЭ по инициативе граждан, общественных организаций или органов местного самоуправления. ОЭЭ организуется общественной организацией, в уставе которой данная деятельность прописана. ОЭЭ проводится с той же целью, что и ГЭЭ. Но, зачастую, наибольший акцент ставится на реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и сохранение здоровья населения.

В законе дается следующее определение понятию ЭЭ:

«Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы».

Экологическая экспертиза должна установить:

соответствие намечаемой деятельности требованиям нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды;

полноту оценки масштабов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

допустимость намечаемой деятельности с точки зрения безопасности окружающей среды;

достаточность предусмотренных проектом мер по охране окружающей среды.

Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Это означает, что обязанностью заказчика («хозяина» намечаемой деятельности) является прогноз воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и обоснование допустимости этого воздействия.

Заказчик также обязан предусмотреть необходимые меры по защите окружающей среды и именно на нем лежит бремя доказательства экологической безопасности намечаемой деятельности.


22 вопрос Понятие и задачи государственного экологического надзора. Порядок проведения государственного экологического надзора

Государственному экологическому надзор посвященыст. 64-66 ФЗ «Об охране ОС».важную роль играетФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

надзор– это деятельность специально уполномоченных органов, направленная на выявление, предупреждение и пресечение экологических правонарушений.

ЦЕЛЬ - исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов, а также обеспечения экологической безопасности.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Государственный экологический контроль осуществляется Росприроднадзор

Выделяют государственный и региональный







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.007 с.)