Понятие, предмет, система и методы науки конституционного права. Место науки конституционного права в системе юридического знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет, система и методы науки конституционного права. Место науки конституционного права в системе юридического знания.



Понятие, предмет, система и методы науки конституционного права. Место науки конституционного права в системе юридического знания.

Наука конституционного права – это система юридического знания о конституционном праве как отрасли национального права и отношениях, возникающих в процессе реализации конституционно-правовых норм.

Целью любой науки является раскрытие предмета. Предмет науки – это то, на что направлена мысль в процессе познания действительности, которую изучает наука. Сфера действительности, изучаемая конституционным правом, - конституционно-правовая действительность.

Конституционное право как отрасль юридической науки, имеет своим предметом понятие конституционного права.

Что изучает наука конституционного права? (Объекты науки):

1. Соответствующая отрасль национально-правовой системы: источники КП, их иерархия, место источников в правовой системе, компетенция государственных органов по принятию источников, процедура принятия

2. Конституционно-правовые отношения: сфера, в которых складываются конституционно-правовые отношения, субъекты, которые вступают в эти конституционно-правовые отношения

3. Конституционно-правовая мысль

4. Современное государство в его нормативно-правовом оформлении, признаки государства, отраженные в нормах конституционного праваё

5. Общество: структура, правовой статус элементов общества, оформленное в НПА КП

6. Личность: статус, правовое положение, отраженные в нормах КП

7. Конституционно-правовое регулирование власти: источник, принадлежность, формы осуществления, организация власти, что находит нормативное опосредование

8. Гражданская свобода

Система науки КП:

1-ый подход зависит от уровня обобщения материала и характер нормативной ориентации знания:

1. Общее КП – отсутствует нормативная база, выявляет общее и схожее в конституционно-правовой теории и практике различных стран, позволяет подняться над национальными системами и создать некую общую теорию

2. Особенное КП связано с национальным КП, строится на национальной практике

2-ой подход основан на предметно-тематическом принципе, с помощью которого можно выделить блоки конституционно-правового знания:

1. Конституционно-правовые основы устройства государства и общества, т.е. принципы

2. Конституционные основы правового положения личности

3. Конституционные основы территориальной организации власти

4. Конституционные основы системы государственных органов и их правовое положение

Методология науки КП – способы познания:

1-ый аспект – мировоззренческий:

1. На какой философской основе стоит ученый, изучающий тот или иной предмет

2. Идеологические позиции ученых

3. Социально-политическая направленность

2-ой аспект – методический (методика познания предмета):

1. Формально-юридический метод – изучение НПА

2. Социологический метод – практика реализации нормы

3. Политологический метод идеологизация выводов

4. Исторический метод

КП характеризуется как основополагающая, базовая отрасль национального права, поскольку в конституционно-правовых нормах формулируются и приобретают правовой смысл принципы и основополагающие идеи, на основе которых строится законодательство других отраслей права. Поэтому наука конституционного права является базовой в системе юридического знания.

Государственное) право как отрасль национального права: понятие, предмет, методы регулирования.

Конституционное право – это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы органов публичной власти.

(Это наиболее общее определение, охватывающее самые существенные объекты регулирования. Естественно, что оно оставляет без внимания некоторые более частные предметы, как, например, государственные символы).

Предмет регулирования - общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной, власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Метод правового регулирования - совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения (весь спектр таких методов):

· Обязывание

· Запрещение

· Дозволение (или правонаделителъный метод)

· Провозглашение, подтверждения, конкретизации существующих независимо от данного государства (надпозитивных) норм (для п\с ч\г)

Следует также отметить, что в случаях, когда устанавливается компетенция органов власти, одна и та же норма зачастую сочетает и правонаделительный и обязывающий элементы. Это означает, что орган власти вправе действовать определенным образом и в то же время обязан делать это.

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах.

ИДЕОЛОГИЯ В НАЗВАНИИ. В литературе часто можно встретить более краткое определение, дававшееся обычно советскому государственному праву. Отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. Данный подход слишком широкий, подчёркивает приоритет государства над правовым и демократическим государством. Критики этого определения также были не правы, когда считали упомянутые отношения властеотношениями (т. е. отношениями власти и подчинения) и указывали, что, например, нормы о правах и свободах не регулируют властеотношений. Действительно, нормы о правах и свободах властеотношений в указанном смысле не регулируют, но пределы государственной власти устанавливают, а следовательно, регулируют отношения, связанные с осуществлением государственной власти.

Кроме того, необходимо учитывать еще одно немаловажное обстоятельство. Конституционное право очень многих государств, включая Россию, исходит из того, что государственная власть действует на центральном и иногда на региональных уровнях управления, тогда как на местах властные функции принадлежат органам местного самоуправления. Осуществляются такие функции и органами иных видов самоуправления, например профессионального. Конституционное право призвано гарантировать права человека и гражданина от злоупотреблений со стороны органов и должностных лиц не только государства, но также и самоуправления. Поэтому мы и говорим, что конституционное право регулирует отношения, связанные с осуществлением не только государственной, но и любой публичной власти.

Содержание и форма конституции

Содержание конституции – круг общественных отношений, урегулированный ее нормами. На содержание конституции конкретного государства оказывают влияние факторы объективного характера (ход исторического развития страны, соотношение общественных сил на том или ином этапе ее истории, изменение формы правления или государственного устройства и др.) и субъективного порядка (научные концепции, мнение государственных деятелей, партийных лидеров и др.)

Форма конституции - это способ организации и выражения конституционных норм. Такое определение представляется наиболее простым и доступным для понимания. В литературе же можно встретить более сложные определения, включающие, в частности, разделение формы на внутреннюю и внешнюю.

 

1) Прежде всего форма конституции определяется тем, что конституция, как отмечалось, может состоять из одного или нескольких нормативных актов. В последнем случае общим для актов, составляющих конституцию, является то, что все они в равной мере обладают высшей юридической силой.

Если конституция есть единый писаный акт, то ее можно определить как кодифицированную. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, то мы имеем дело с некодифицированной конституцией. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые (содержат нормы, которые в других странах включены в текущее или органическое законодательство). Встречаются конституции смешанного типа. Частично они писаные и включают парламентские законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из обычаев и доктринальных толкований.

2)Бывают и неписаные конституции, вообще незафиксированные в документах, но они существуют обычно временно – после революций.

Деление конституций на писаные, смешанные и неписаные достаточно условно, поскольку и при наличии писаной конституции в стране действуют конституционные обычаи.

Структура конституции - определенная последовательность в расположении норм конституции, обусловленную теоретическую концепцией, правилами законодательной техники. Большинство конституционных норм объединены в основную часть конституции и распределены по разделам, главам, параграфам, статьям в соответствии с их содержанием.

Структура конституций, за редким исключением, имеет стандартизированный вид:

1) преамбула (введение)

2) основная часть (основное содержание),

3) заключительные, переходные и дополнительные положения,

4) изредка также приложения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, характеризуются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть важна в идеологическом плане. Положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений.

В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего сперва идут нормы о парламенте, затем о главе государства и правительстве, далее следуют нормы о судебной власти и наконец об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок: сначала – глава государства, а в конце – орган конституционной юстиции. Иногда порядок расположения норм об органах государственной власти может указывать на превалирующее значение одних органов по отношению к другим.

Заключительные положения содержат различные нормы. Здесь обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу, определяются сроки образования вновь учреждаемых органов власти, сроки издания органического и иного законодательства, к которому имеются отсылки в конституции. Если это не урегулировано в основной части, сюда включаются нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нередко нормы, содержащиеся в переходных положениях, оформляются не в виде статей, как сделано в основной части конституции, а в виде параграфов, нумеруются римскими цифрами или еще как-нибудь выделяются, с тем чтобы показать их специфический характер.

Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.

Приложения к конституциям подчас имеют важное юридическое значение. Например, в первом приложении к Конституции Индии приводится перечень штатов и союзных территорий.

 

 

Правовое государство

а) в провозглашении нерушимости прав человека со стороны государства.

б) в установлении основ механизма гарантий прав и свобод.

в) в конституционном установлении обязанности государства, его органов, учреждений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов.

г) в конституционном принципе независимости суда.

д) в принципе верховенства конституции по отношению к другим законам.

е) в принципе приоритета норм международного права перед национальным законодательством (приоритет международного договора не требует приведения национального закона в соответствие с этим договором, а представляет собой руководство для правоприменителя на случай коллизии этих двух актов).

Демократическое государство. Демократичность государства выражается в том, что сама его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на содержание управленческих публично-властных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов (демократический политический режим и политико-правовая культура).

Государство не может обойтись без профессионального управленческого аппарата, бюрократии. Но для того чтобы этот аппарат не встал над народом необходимы продуманные система социального контроля за его составом и деятельностью и система его ответственности.

Светское государство - отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.

Светский характер государства не препятствует ему в обеспечении прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Противоположностью светскому государству является государство теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии.

Несколько чаще встречается клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов.

Ряд вполне демократических государств, вполне обеспечивающих свободу совести, имеют тем не менее официальную церковь, у которой с государством существуют организационные связи.

I. Отношения между трудом и капиталом Политическая борьба рабочего класса, привела к тому, что в конституция отношения между двумя наиболее работниками и работодателями получили демократическую конституционную базу.

II.Наука и культура. В этой сфере государство также может обеспечить лишь материальную сторону дела. Однако это достаточно сильный инструмент, позволяющий целенаправленно воздействовать на развитие данной сферы в определенных направлениях.

III.Религия – система мировоззренческих представлений и верований религия служит объединяющим людей фактором и, как отмечалось, даже фактором государствообразующим. Религия обычно тесно связана с церковью, которая представляет собой большей частью иерархическую структуру, лишенную демократических признаков и предназначенную для удовлетворения религиозных потребностей верующих.

Взаимодействие религии и конституционного права чаще всего осуществляется в виде конституционно-правового гарантирования свободы совести и регулирования отношений между государством и церковью. При этом обычно в той или иной форме провозглашается отделение церкви от государства.

Конституционное право гарантирует, как правило, равноправие вероисповеданий и особо защищает религиозные меньшинства.

Избирательные права - возможность участия в формировании выборных органов государства и местного самоуправления, а также участия в процедурах непосредственной демократии (народная инициатива, референдум, отзыв выборных и др.).

Активное избирательное право, или право голоса, которое иногда называется также общим избирательным правом. Пассивное избирательное право, или право избираться в выборные органы государства или самоуправления: право участвовать в формировании избирательных органов, выдвижении кандидатов, выступать с инициативой отзыва выборных представителей и должностных лиц, заявлять отводы, возражения, оспаривать итоги выборов.

3. Право на объединение, свобода союзов и ассоциаций. Объединения не должны преследовать цели извлечения прибыл. Некоторые категории объединений запрещаются конституциями по политическим мотивам.

4. Свобода собраний и манифестаций - беспрепятственная возможность собираться в закрытых помещениях. Компетентные власти заранее извещаются устроителями о предстоящем собрании, его времени, месте проведения и тематике, но может и не требовать никакого уведомления (явочный порядок).

Митинг это собрание любых желающих, которое проводится, как правило, под открытым небом и на котором обычно после публичных выступлений устроителей и иных участников принимается резолюция с каким-либо требованием к властям или призывом к гражданам. Демонстрация – это обычно движение по улицам и дорогам масс людей с плакатами и транспарантами, выражающими позицию этих людей по каким-либо общественным вопросам или требование к властям. К демонстрации обычно может присоединиться всякий желающий – всегда движение по улицам и дорогам. Разновидностью шествий являются так называемые марши – шествия через многие населенные пункты, Пикеты это обычно немногочисленные группы людей (иногда один человек) с плакатами и транспарантами, стоящих, сидящих или кругообразно движущихся около какого-либо объекта, часто около здания правительственного учреждения. Особая разновидность пикета – палаточный городок, существующий более или менее длительное время.

5. Свобода информации и право на информацию: свобода слова, или свобода выражения мнений, свободы\а печати и иных средств массовой информации, права на получение информации, имеющей общественное значение, свободы распространения информации.

6.Право петиций- обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти в принципе обязаны в установленном порядке реагировать. Петиции могут быть индивидуальные или коллективные.

7.Право и обязанность защиты страны. Обязанность защиты страны может предполагать обязательную военную службу или заменяющую ее (альтернативную) гражданскую службу, а также выполнение определенных законом повинностей в случае войны или военной опасности. Конституционные нормы конкретизируются и развиваются в законах об обороне, о воинской обязанности.

Право на охрану здоровья.

Либеральная медицина основана на принципе услуга – деньги и доступна только лицам с высоким доходом, которые имеют возможность выбирать себе самого квалифицированного врача.

Страховая медицина основана на системе предварительных страховых взносов заинтересованных лиц и работодателей в случаях, когда застрахованный является наемным работником.

В системе государственной медицины, финансируемой из государственного бюджета, отсутствует непосредственная заинтересованность медицинского персонала в качестве услуг, чем и объясняются недостатки этого качества. Пациент, если он платил налоги, так или иначе услуги медицины оплатил.

7.Право на жилище. Если понимать его как право на получение комфортабельного и отвечающего потребностям жилища, почти нигде не осуществлено.

8. Право на образование и академическая свобода.

академическая свобода (свобода преподавания), которая отражает идеологический плюрализм гражданского общества. Академическая свобода в демократическом государстве предполагает право преподавателя учить своему предмету так, как он считает нужным.

Понятие федерализма

Федерализм – принцип конституционного строя, характеризующий способ территориальной организации государственной власти (значительной децентрализацией и самостоятельностью территориальных составляющих в осуществлении государственной власти).

При широком подходе к определению федерализма его связывают не только с формой государственного устройства, но и с идеями, касающимися взаимоотношений двух уровней государственной власти и поддержания такого государственного союза, в котором обеспечивалось бы достижение общих целей при гарантиях самостоятельности и соблюдения интересов частей федерации. Различные теории федерализма в основном сводятся к проблемам взаимоотношений федерации в целом и ее частей, их статуса.

Еще более широкий подход к понятию «федерализм» приводит к усмотрению начал федеративной связи в межгосударственных отношениях (например, в Европейском Союзе) и во взаимоотношениях территориальных частей унитарного государства с децентрализованной организацией власти.

Если рассматривать федерализм в качестве принципа государственного устройства, то его соотношение с понятием «федерация» следует определить как связь содержания и формы.

Равное избирательное право

Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя.

Указанному требованию противоречит так называемый плюральный вотум; согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие.

С принципом равного избирательного права несовместимы куриальные выборы.

Роспуск парламентов (палат). При парламентарных и смешанных формах правления одним из способов разрешения конфликтов между законодательной и исполнительной властью является досрочный роспуск парламента с одновременным назначением новых выборов. В тех странах, где возможен досрочный роспуск парламента, это часто относится лишь к нижней палате. Во многих странах, где возможность роспуска существует, она все же ограничивается определенными условиями.

Двухпалатные системы. Различаются две основные разновидности двухпалатной парламентской системы – система слабой верхней палаты и система сильной верхней палаты.

Слабая верхняя палата может лишь отсрочить принятие парламентского решения, с которым не согласна, но не может воспрепятствовать ему. Сильная верхняя палата характеризуется тем, что без ее согласия решение парламента принято быть не может. Встречаются и смешанные случаи.

В целом можно констатировать тенденцию, формулируемую следующим образом: чем менее демократичен порядок формирования верхней палаты, тем она слабее.

П ри слабой верхней палате полномочия палат разведены и по предметам ведения, причем нижняя палата обычно имеет преимущества.

Индемнитет-

1.– неответственность за высказывания и иные действия при осуществлении мандата: в палате, в комитете (комиссии), в иных случаях, когда высказывание носит публичный характер, а равно за содержание вносимых проектов законов и иных решений, за голосование, вопросы и запросы, поправки и т.п.

Право отказываться от дачи свидетельских показаний.

2.– это вознаграждение парламентария. Оно может складываться из разного рода выплат: жалованья, компенсаций расходов на содержание вспомогательного персонала, проезд, использование средств связи и пр. Уже Конституция США установила, что «сенаторы и представители будут за свои услуги получать компенсацию, определяемую законом и выплачиваемую Казначейством Соединенных Штатов».

62. Внутреннее устройство и порядок работы законодательного органа

Внутренняя организация законодательных органов различается в зависимости от их структуры (однопалатные или двухпалатные, иногда многопалатные).

Руководство палат. Палаты парламентов обычно возглавляются председателями. Если парламент однопалатный, то председатель палаты именуется председателем парламента. Иногда председатель одной из палат считается председателем всего двухпалатного парламента.

В подавляющем большинстве случаев, особенно когда речь идет о нижних или единственных палатах, председатели избираются палатами после выборов на весь срок полномочий (своих или палаты).

Законодательный процесс.

Законодательный процесс как юридическое понятие необходимо строго отграничить от общесоциального понятия законотворчества (оценка, возможность внесения изменений). Осуществляется законодательным органом – парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо в редких случаях посредством рассмотренной нами выше процедуры референдума. Законодательный процесс как любой юридический процесс имеет свои стадии. Ими являются: 1) внесение законопроекта (законодательная инициатива); 2) обсуждение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях); 3) принятие закона; 4) санкционирование, промульгация и опубликование закона.

Особенности законодательного процесса в финансовой области. .

Внесение в парламент проекта бюджета – прерогатива исполнительной власти. В большинстве же парламентов право парламентариев на внесение поправок резко ограничено.

1) правительство может своим актом временно ввести в действие проект бюджета (Франция)

2) парламент может принять специальный закон о временном исполнении бюджета (Австрия)

3) конституция предусматривает продление действия бюджета предыдущего года (ФРГ)

Процедуры выборов и назначений. У обеих главной стадией является голосование, а различие теоретически состоит в возможности превышения числа кандидатов над числом замещаемых мест в первом случае и равенстве этих чисел – во втором.

Парламентские расследования

Такие расследования иногда именуются анкетами, а само право расследования – анкетным правом. Для этого либо используются существующие в парламентах и их палатах комитеты (комиссии), которым даются соответствующие поручения, либо создаются специальные следственные комитеты (комиссии).

Рассмотрение петиций.

Глава правительства.

В большинстве стран он именуется премьер-министром, председателем совета министров (например, в Италии) или председателем правительства (например, в Испании, Чехии). В некоторых странах (например, в Болгарии) главу правительства называют министром-председателем, в германских землях – министром-президентом. Встречаются и специфические наименования, как, например, Федеральный канцлер в Германии и Австрии.

Глава правительства подбирает остальных его членов, и они остаются в должности, пока это ему угодно.

В ряде стран глава правительства подчас образует своеобразное постоянное совещание приближенных министров, возглавляющих наиболее влиятельные ведомства.

Ведомства и их руководители

Ведомство – это государственный орган исполнительной власти специальной компетенции, то есть специализированный в определенной сфере государственного управления, обладающий именно в этой сфере установленными властными полномочиями. Среди правительственных ведомств чаще всего встречаются министерства, которые подчас именуются департаментами или секретариатами, а в социалистических странах – еще государственными комитетами.

Некоторые ведомства (например, финансов) обладают определенными надведомственными полномочиями. Это означает, что другие равные им по рангу ведомства некоторые свои полномочия осуществляют с согласия или под контролем таких ведомств.

Структура судебной власти.

Эта структура охватывает прежде всего сами суды. В странах англосаксонской правовой системы часто они образуют единую систему, в которой различные ветви замыкаются на единый верховный суд. В континентальной Европе создается несколько независимых друг от друга систем общих и специализированных судов во главе со своими высшими судами.

В странах с романской правовой системой и некоторых иных часто наряду с системой судов общей юрисдикции создается отдельная система административной юстиции.

Особое место занимают конституционные суды (во Франции – Конституционный совет).

Следует также упомянуть создаваемые в некоторых странах суды для рассмотрения дел о конституционной ответственности высших должностных лиц.

В ряде мусульманских стран наряду с государственными действуют шариатские суды (напоминаем, шариат – свод мусульманского права).

Демократические конституции обычно содержат запрещение чрезвычайных судов.

72.

Понятие, предмет, система и методы науки конституционного права. Место науки конституционного права в системе юридического знания.

Наука конституционного права – это система юридического знания о конституционном праве как отрасли национального права и отношениях, возникающих в процессе реализации конституционно-правовых норм.

Целью любой науки является раскрытие предмета. Предмет науки – это то, на что направлена мысль в процессе познания действительности, которую изучает наука. Сфера действительности, изучаемая конституционным правом, - конституционно-правовая действительность.

Конституционное право как отрасль юридической науки, имеет своим предметом понятие конституционного права.

Что изучает наука конституционного права? (Объекты науки):

1. Соответствующая отрасль национально-правовой системы: источники КП, их иерархия, место источников в правовой системе, компетенция государственных органов по принятию источников, процедура принятия

2. Конституционно-правовые отношения: сфера, в которых складываются конституционно-правовые отношения, субъекты, которые вступают в эти конституционно-правовые отношения

3. Конституционно-правовая мысль

4. Современное государство в его нормативно-правовом оформлении, признаки государства, отраженные в нормах конституционного праваё

5. Общество: структура, правовой статус элементов общества, оформленное в НПА КП

6. Личность: статус, правовое положение, отраженные в нормах КП

7. Конституционно-правовое регулирование власти: источник, принадлежность, формы осуществления, организация власти, что находит нормативное опосредование

8. Гражданская свобода

Система науки КП:

1-ый подход зависит от уровня обобщения материала и характер нормативной ориентации знания:

1. Общее КП – отсутствует нормативная база, выявляет общее и схожее в конституционно-правовой теории и практике различных стран, позволяет подняться над национальными системами и создать некую общую теорию

2. Особенное КП связано с национальным КП, строится на национальной практике

2-ой подход основан на предметно-тематическом принципе, с помощью которого можно выделить блоки конституционно-правового знания:

1. Конституционно-правовые основы устройства государства и общества, т.е. принципы

2. Конституционные основы правового положения личности

3. Конституционные основы территориальной организации власти

4. Конституционные основы системы государственных органов и их правовое положение

Методология науки КП – способы познания:

1-ый аспект – мировоззренческий:

1. На какой философской основе стоит ученый, изучающий тот или иной предмет

2. Идеологические позиции ученых

3. Социально-политическая направленность

2-ой аспект – методический (методика познания предмета):

1. Формально-юридический метод – изучение НПА

2. Социологический метод – практика реализации нормы

3. Политологический метод идеологизация выводов

4. Исторический метод

КП характеризуется как основополагающая, базовая отрасль национального права, поскольку в конституционно-правовых нормах формулируются и приобретают правовой смысл принципы и основополагающие идеи, на основе которых строится законодательство других отраслей права. Поэтому наука конституционного права является базовой в системе юридического знания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.093 с.)