Конституционные основы местного управления и самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные основы местного управления и самоуправления



Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Осуществляется местное управление, как правило, через назначаемые вышестоящей властью административные органы.

Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы – территориального коллектива (сообщества) и его выборных органов по управлению его делами. Возможно возложение на органы местного самоуправления задач государственного управления. Государственные органы не вправе давать им обязательные указания по реализации этих функций, за исключением случаев участия в осуществлении финансируемых государством программ, прежде всего социальных.

Можно выделить две системы демократической организации власти на местах – англо-американскую и европейскую.

Англо-американская система характеризуется наличием местного самоуправления на всех уровнях ниже государства, субъекта федерации или государственно-автономного региона. При этом отсутствуют административно-территориальные единицы общего характера.

Для европейской системы характерно сочетание местного самоуправления с местным управлением. При этом на местные органы управления возлагаются определенные функции в отношении местного самоуправления.

1. административная опека ( решения органов местного самоуправления не могут вступить в силу, пока не получат одобрения местного администратора

2. административный надзор, который ограничивается проверкой только законности решений органов местного самоуправления.

В деятельности местного самоуправления в демократических странах большое значение имеют разного рода гражданские инициативы: коллективные выступления жителей в целях решения местных проблем, самодеятельное их решение и т.п. Гражданскую инициативу следует отличать от рассмотренной выше народной инициативы, в отличие от которой гражданская инициатива не обязывает органы власти рассматривать ее требования, но оказывает на них скорее психологическое давление.

Новая концепция местного самоуправления, для которой характерны следующие способы действия:

− скорее оказывать влияние, чем действовать непосредственно;

− помогать отдельным людям или группам самим удовлетворять свои потребности, а не просто предоставлять им услуги;

− гарантировать обеспечение услуг через другие организации и учреждения

− изыскивать источники финансирования в других организациях и учреждениях.

Компетенция городов, как правило, шире, чем сельских единиц того же уровня. Крупные города часто имеют ступенчатую систему самоуправления, что позволяет распределить их компетенцию по соответствующим внутренним уровням.

В каждом специальном округе создается специальный руководящий совет (3–7 человек), избираемый населением или назначаемый вышестоящими властями.

Понятие федерализма

Федерализм – принцип конституционного строя, характеризующий способ территориальной организации государственной власти (значительной децентрализацией и самостоятельностью территориальных составляющих в осуществлении государственной власти).

При широком подходе к определению федерализма его связывают не только с формой государственного устройства, но и с идеями, касающимися взаимоотношений двух уровней государственной власти и поддержания такого государственного союза, в котором обеспечивалось бы достижение общих целей при гарантиях самостоятельности и соблюдения интересов частей федерации. Различные теории федерализма в основном сводятся к проблемам взаимоотношений федерации в целом и ее частей, их статуса.

Еще более широкий подход к понятию «федерализм» приводит к усмотрению начал федеративной связи в межгосударственных отношениях (например, в Европейском Союзе) и во взаимоотношениях территориальных частей унитарного государства с децентрализованной организацией власти.

Если рассматривать федерализм в качестве принципа государственного устройства, то его соотношение с понятием «федерация» следует определить как связь содержания и формы.

Конституционные характеристики федеративного государства

Признаки: государствоподобный или даже государственный характер территориальных единиц высшего уровня – субъектов федерации, гарантированность их существования и границ, конституционное распределение компетенции между ними и центром, федеральная власть распространяется на всю территорию государства, субъекты федерации участвуют в формировании и осуществлении федеральной власти, в субъектах федерации формируется и реализуется второй уровень государственной власти, федеральное законодательство имеет правовой приоритет и действует на всей территории государства, сложное гражданство.

Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня. В зависимости от этого различаются договорные и конституционные федерации.

Федерализм –более демократическая форма организации государства, чем унитаризм, и естественно, что в подавляющем большинстве случаев федерации имеют республиканскую форму правления (исключение – ОАЭ).

Существует ряд теоретических обоснований федерализма как предпочтительной системы организации управления. Так, концепция дуалистического федерализма заключалась в идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют каждый свою компетенцию и не вмешиваются в дела друг друга. Концепция кооперативного федерализма, которая основана на идее взаимного дополнения центра и субъектов федерации, их взаимовыгодного сотрудничества.

В то же время федерация – это целостное суверенное государство собщей конституцией, системой федеральных государственных органов и учреждений, общей территорией, общим гражданством. Конституции многих федеративных государств уделяют гарантиям целостности повышенное внимание.

Федеративное устройство в большинстве случаев основано на чисто территориальном принципе (США,. Однако в некоторых странах все субъекты федерации или часть их организованы с учетом национального (в Канаде 9 провинций – англоязычные, а одна (Квебек) – франкоязычная).

Статус их одинаков - федерация симметричная. В некоторых же странах асимметричность территориального устройства распространяется даже на субъекты федерации (Индия).

Разграничение компетенции в федеративном государстве: конституционно-правовые модели

конституционно-правового распределения компетенции:

− исключительной федеральной компетенции;

− исключительной компетенции субъектов федерации;

− конкурирующей компетенции федерации и ее субъектов;

− остаточной компетенции, распределяемой конституциями различно в зависимости от степени централизованности данной федерации.

Сферы компетенции:

1. исключительная федеральная, где в принципе только федеральные органы могут обладать властными полномочиями и осуществлять их, допускается делегирование отдельных полномочий субъектам федерации;

2. исключительная субъектов федерации, где только их органы могут иметь и осуществлять полномочия

3. совместная федерации и ее субъектов, где властные полномочия принадлежат и федеральным органам и органам субъектов федерации (федерация законодательствует, а ее субъекты обеспечивают исполнение законов. Акты субъектов федерации в совместной сфере не могут противоречить актам федеральным;

4. остаточная, то есть не определенная конституцией; она может быть посредством конституционной презумпции отнесена к любой из вышеперечисленных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.146 (0.006 с.)