Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционный строй: понятие и структура. Понятие конституционализмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конституционный строй - устройство государства и общества, закрепленное нормами КП (формально-юридический подход). Рассматриваемая категория является наиболее общей системообразующей категорией науки КП, которая предопределяет суть других конституционно-правовых понятий, объединяет их, а также отражает содержание всех институтов КП. При общесоциологическом подходе к категории «конституционный строй» выявляется ее производность от понятия «общественный строй» и тесная связь с ним. Если общественный строй рассматривать как тип социальной системы и определять как совокупность общественных отношений, обусловленных конкретно-историческим уровнем развития производства, распределения и обмена, характером социальных связей участников этих отношений, то категория конституционного строя уточняет понятие общественного строя в аспекте конституционного права. Такой подход позволяет давать оценку устройства государства и общества конкретной страны на определенном этапе ее развития, соотнося реальное положение и конституционно-правовое закрепление. Отсюда, возможно разделение понятий «общественный строй» и «конституционный строй» применительно к конкретному государству. Нормы КП, закрепляющие основы устройства общества и государства, образуют институт конституционного строя, имеющий сложную структуру (конституционные принципы,СМИ и др). Конституционализм – понятие, тесно связанное с категорией конституционного строя, но оценочное по своему характеру, а следовательно, во многом идеологизированное. Как явление многоаспектное, конституционализм можно определить следующим образом: это система идей и взглядов, в которых воплощены представления о конституционном государстве, конституционно-правовое отражение таких идей и политико-правовая практика их реализации. Важно иметь в виду, что конституционное государство – это своего рода идеал (принцип), конституция, являющаяся правовым его закреплением, - обязательное условие и атрибут конституционализма, а результат практического воплощения названного идеала – конституционный строй, характеристики которого ориентированы на признаки конституционного государства. Конституционализм конкретен по времени и месту. Другое определение конституционализма – это способ организации и осуществления публичной власти, обеспечивающий верховенство права, свободу человека, широкое участие граждан в принятии государственно значимых решений как через представительные органы, так и непосредственно, и исключающий монополизацию власти. Общая характеристика принципов конституционного строя Принципы конституционного строя составляют основные идеи, определяющие конституционный строй конкретного государства и получившие прямое и косвенное закрепление в конституции. Это формальные его характеристики. Перечень и содержание таких принципов зависят от сферы общественных отношений, в которой они складываются, и модели организации власти. 1. Определяющие источник власти и ее принадлежность 2. Закрепляющие место человека в обществе и государстве, его участие в осуществлении власти 3. Складывающиеся в сфере соотношения власти и права 4. Отражающие влияние на власть типа экономических и социальных отношений 5. Устанавливающие модель организации власти 6. Определяющие форму государственного устройства и начала территориального распределения Институт защиты конституционного строя Конституционно-правовые средства и способы защиты конституционного строя, будучи отраженными в нормах КП, образуют соответствующий институт. Его нормы закрепляют правовые и организационные средства, обеспечивающие неприкосновенность и защиту конституционного строя, и предусматривают ответственность за действия, представляющие для него угрозу. 1. ограничения для изменения конституции, 2. признание узурпации власти тягчайшим преступлением и допустимость сопротивления попыткам насильственно устранить конституционный строй (право на сопротивление), 3. запрет общественных объединений, призывающих к насильственному свержению конституционного строя, 4. поддержание режима конституционной законности. Способов защиты конституционного строя: 1. введение чрезвычайного положения (военного, осадного положения), 2. федеральное вмешательство (интервенция). Их применение сопровождается ограничением прав и свобод, приостановлением, роспуском, отставкой определенных органов, должностных лиц и некоторыми другими мерами. Конституционно-правовые характеристики государства Социальное государство. Данная характеристика государства означает, что государство служит обществу и стремится исключить или минимизировать неоправданные социальные различия. Этим принципом обусловлено следующее: а) право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума; б) обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования, хотя бы не бесплатно (коммунальные услуги, здравоохранение, образование, трудоустройство и пр.); в) возможные ограничения свободы договоров (например, меры по регулированию цен); г) принудительное социальное страхование определенных групп; д) требование социальной налоговой политики Характеристика государства как социального предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод и соответствующие государственные обязанности. Правовое государство а) в провозглашении нерушимости прав человека со стороны государства. б) в установлении основ механизма гарантий прав и свобод. в) в конституционном установлении обязанности государства, его органов, учреждений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов. г) в конституционном принципе независимости суда. д) в принципе верховенства конституции по отношению к другим законам. е) в принципе приоритета норм международного права перед национальным законодательством (приоритет международного договора не требует приведения национального закона в соответствие с этим договором, а представляет собой руководство для правоприменителя на случай коллизии этих двух актов). Демократическое государство. Демократичность государства выражается в том, что сама его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на содержание управленческих публично-властных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов (демократический политический режим и политико-правовая культура). Государство не может обойтись без профессионального управленческого аппарата, бюрократии. Но для того чтобы этот аппарат не встал над народом необходимы продуманные система социального контроля за его составом и деятельностью и система его ответственности. Светское государство - отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в обеспечении прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета. Противоположностью светскому государству является государство теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Несколько чаще встречается клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Ряд вполне демократических государств, вполне обеспечивающих свободу совести, имеют тем не менее официальную церковь, у которой с государством существуют организационные связи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.007 с.) |